СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа и семья. Технология сотрудничества в новых условиях реализации государственных стандартов образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать у ребёнка способность жить трезво, не нарушая духовные и нравственные законы - это задача, в большей степени, семьи, потому что именно семью ребёнок воспринимает психологически как некий эталон для своего поведения и жизненных выборов.  В данной статье я остановлюсь на семи аспектах, которые должны лежать в основе совместной работы современной школы и семьи.

Просмотр содержимого документа
«Школа и семья. Технология сотрудничества в новых условиях реализации государственных стандартов образования»

ШКОЛА И СЕМЬЯ. ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагог- психолог, руководитель психологической службы МАОУ СОШ №1 г. Когалыма, Орлова Н.Т. Автор школьного проекта «Трезвость- норма жизни! Присоединяйся к нам!», член общественной лекторской группы по профилактике наркозависимости среди подростков и молодёжи, ведущая семинара для учителей «Оценка уровня сформированности универсальных учебных навыков у детей начальной школы», консультант по вопросам родительски- детских отношений. Думаю, что подготовка наших детей к жизни, которая так стремительно развивается, потребовала пересмотра технологий образования и воспитания. Актуальной задачей современной школы в условиях введения Федеральных государственных стандартов является развитие у детей способности к самоорганизации как учебного, так и личностного пространства, иначе сказать сохранение и укрепление адаптационного потенциал ребёнка. Это предполагает, что учащийся должен уметь добывать знания, выстраивать свой профессиональный маршрут, думать и анализировать, регулировать свои эмоции, конструктивно общаться. Одним словом, школа должна научить учиться, развивая в процессе образования универсальные учебные действия, которые помогут адаптироваться в новом обществе. Для этого существуют в психологии и педагогике различные отечественные технологии, которые психологи и учителя изучают, обсуждают на педсоветах, консилиумах, курсах повышения квалификации, и применяют на практике. Это процесс непростой, требующий больших затрат энергии и времени. А что должна делать семья, чтобы её ребёнок соответствовал требованиям современных стандартов общества? В чём основные точки взаимодействия семьи и школы? Я уверенна, что только вместе мы сможем решить, поставленную перед нами задачу. На мой взгляд, надо сотрудничать, повышать свою компетентность, добросовестно выполнять свои функции. В «Законе об образовании» говорится о нравственном воспитании, в частности, о значении семьи в решении этого вопроса. Развивать у ребёнка способность жить трезво, не нарушая духовные и нравственные законы - это задача, в большей степени, семьи, потому что именно семью ребёнок воспринимает психологически как некий эталон для своего поведения и жизненных выборов. В данной статье я остановлюсь на семи аспектах, которые должны лежать в основе совместной работы современной школы и семьи. Из истории семьи С момента появления школы как социального института и семьи, перед ними стоит одна и та же извечная задача. Только в разные времена задача эта выступала в разных формах: в первобытном обществе надо было научить будущего охотника ориентироваться в лесу, различать запахи, в средние века — этикету, а сейчас, в числе прочего, - владеть компьютером и иностранными языками. И все это на современном научном языке называется повысить адаптационный потенциал в жизни. Иными словами, подготовить молодого человека к самостоятельным поступкам в современной ему действительности.

Реализует ли современная школа и семья эту задачу? Сказать - “нет” было бы полуправдой. Такую задачу мы провозглашаем сейчас, провозглашали и прежде. В школе осуществляется она преимущественно в аспекте интеллектуального развития - памяти, мышления, внимания. Присутствует дидактическая доминанта. В семье путём декларирования основных наставлений «Учись хорошо, будь внимательным. Веди себя хорошо» или покупка компьютеров, развлекательных или учебных игр. И вся педагогическая практика исходит из того, что «для успеха в жизни нужны знания основ науки».

А в действительности этого недостаточно. Школа и семья должны учитывать, на мой взгляд, как минимум семь аспектов развития адаптивной личности:

  1. Развитие интеллекта.

  2. Развитие эмоциональной сферы.

  3. Развитие устойчивости к стрессорам (то есть к факторам, вызывающим стрессы).

  4. Развитие уверенности в себе и самопринятия.

  5. Развитие положительного отношения к миру и принятие других.

  6. Развитие автономности личности.

  7. Развитие мотивации к самосовершенствованию и мотивации к учению как важнейшему элементу саморазвития и самореализации личности.

Что надо знать о памяти и интеллекте! Загружая только память, интеллект не разовьешь

Загрузка памяти ребёнка новыми знаниями нетождественна развитию интеллекта. Интеллект подразумевает возможность генерировать новое знание и помогать вести себя адекватно в нестандартных ситуациях, опираясь на полученные ранее знания.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был счастлив! В чём же залог счастья? Недаром говорят, залог счастья - это умение подчинять эмоции разуму. И, мне кажется, нет нужды доказывать, что школа и в первую очередь семья должны развивать эмоциональную сферу ребенка и его устойчивость к стрессам. Если школа должна повышать адаптационный потенциал личности, она должна учить противостоять стрессорам, то семья посредством личного примера должна учить умению реагировать на ситуации. Ребёнок приходит в школу с готовым набором эмоционального реагирования на сильные ситуации. Особенно имитируют своих родителей маленькие дети и подростки.

Развитие эмоциональной сферы предполагает развитие эмпатии - способности к сочувствию и сопереживанию. Сегодня в обществе, в целом велика, нетерпимость, агрессия, а от этого страдает и сама личность, и общество. Два важных института - семья и школа, могут решать проблему эмоционального развития личности.

Уважаемые родители, будьте уверены!

Почему уверенность в себе и самопринятие - важнейший фактор адаптации личности? Десятки исследований в разных странах показывают - чем выше самопринятие, уверенность в себе (но не самоуверенность), тем выше социальная адаптация личности, социальный успех. Последнее подразумевает не только рост карьеры, но и принятие человека другими.

Уверенность в себе выполняет и компенсаторную функцию — позволяет добиться успеха при определенных недостатках (скажем, при невысоких профессиональных знаниях) и даже помогает усвоению новых знаний. Эксперименты показывают: из двух учеников 9 класса, одинаковых по успеваемости, к 11 классу уровень знаний выше у того, у кого выше уровень самопринятия.

В психологии известен эффект самореализующегося предсказания или эффект Розенталя. Этот американский ученый 30 лет назад протестировал на развитие интеллекта учеников одной из школ. Результаты он не обрабатывал, а взял несколько произвольно (подчеркиваю - произвольно) выбранных фамилий и объявил учителям, что по его данным, скорее всего эти дети в ближайшее время покажут особые успехи. И что вы думаете? Через год ученый провел те же исследования по тестам интеллекта, но уже обработал данные, и обнаружил: именно эти ребята и показали наивысшие успехи. Механизм розенталевского эффекта до конца неизвестен. Возможно, учителя и родители, узнав про “одаренность” ребенка, начинают к нему особо относиться: дома его хвалят, в школе дают ему сложные и интересные задачи, полагая, что он способен их решить. А ведь отношение значимого взрослого (родителя и учителя) ведет к изменению самооценки ребенка. Появляется большая уверенность в себе. Таким образом, эффект Розенталя косвенно подтверждает данные других исследований: самопринятие - один из факторов успешной адаптации личности.

А родители являются первым примером уверенной личности.

К сожалению, наша семья не всегда целенаправленно занимается развитием уверенности в себе и в ребёнке Гуманистическая парадигмы воспитания является основой развития самопринятия. Наша школа подспудно решает скорее противоположную задачу. Впрочем, авторитарная позиция педагогики по отношению к ученику, к ребёнку в разное время прослеживается во всем мире. Есть и теоретические обоснования этому: неравенство заложено изначально - один большой, другой маленький, один знает, другой нет.

Согласно ряду исследований, большая часть учителей и родителей придерживается авторитарного стиля педагогического общения. По разным оценкам от 20 до 30 процентов педагогов и родителей предпочитают демократический стиль общения (это, разумеется, не означает панибратства и заигрывания с учениками). Существенную роль играет уровень профессионализма. Чем выше профессионализм, тем скорее проявляется демократический стиль педагогического общения.

«Возлюби и ближнего своего»

Поскольку наши недостатки есть продолжение наших достоинств, то чувство уверенности в себе может легко перейти в самоуверенность. И если нет разумного баланса между развитием самопринятия и развитием принятия других, то гуманистическая педагогика будет сводиться к эгоцентристкой педагогике. Почему вопросы развития самопринятия и принятия других взаимосвязаны? Исследования в области психологии личности и педагогической психологии показали: глубина принятия других связана с глубиной принятия себя. Оказывается, это миф, будто можно принимать других, уничижительно относясь к себе. Аутоагрессия - непринятие себя, нанесение себе болевых ощущений, как физических, иак и психологических - связана с негативным отношением к социальному окружению, например, с противоправным поведением подростков. Хотя часто аутоагрессия может и не проявляться в форме внешней агрессивности, поскольку есть сдерживающие внешние факторы. Но она все же присутствует на уровне психологических процессов и в любой момент может выплеснуться наружу. Известная мысль “сильные всегда добрые” на языке психологии звучит так: позитивная я- концепция связана с принятием других. Аутоагрессия свойственна современным подросткам более, чем когда- либо. Подросток, склонный к аутоагрессии начнёт курить, сделает татуировку, пирсинг. Это насаждение «моды». Но ведь не любой подросток это сделает.

Научиться плавать можно только в воде

В начале 90-х годов психологи проводили исследования по автономности и зависимости личности у школьников 14,5 —17 лет. Оказалось, от 65 до 70 процентов приходится отнести к разряду зависимых личностей, и лишь 15 — 20 процентов можно считать самостоятельными. Остальные занимают промежуточное положение. Подчеркну, что изучалась автономность в учебной деятельности, то есть владение учебными навыками, умение самостоятельно добывать знания. Если даже в те времена в этом отношении дела выглядят столь удручающе, что же говорить о развитии самостоятельности в целом сегодня?

Автономность и свобода идут рука об руку. Мы боимся отпустить ребенка от себя, контролируем его, с кем он дружит — и все из благих побуждений. Поле для проявления автономности детей сужается нашей опекой. Все мы хотим ребенка научить самостоятельности, следуя дурной логике: учись плавать, но не входи в воду, а то утонешь. Надо помнить: если ребенку навязываем решение, то он и не несет ответственности за свои поступки. Лишая человека автономности и свободы, мы воспитываем безответственную личность. Передать психологическую ответственность за его поступки вовремя - главная задача родителей. И очень рано это надо делать. Учиться этому можно через интернет- образование.

Дайте себе шанс!

О важности развивать мотивацию самосовершенствования и самоактуализации — это седьмой из выделенных мною аспектов деятельности современной школы — говорит такой факт: каждые 10 -12 лет информационный поток обновляется. Понятно, что без мотивации самосовершенствования адаптационный потенциал человека снижается. Все отмеченные семь направлений требуют от родителей найти время для своего ребёнка, теснее сотрудничать со школой. Формировать свое желание и уверенность, повышать свой родительский профессионализм. Надо изменить критерии оценки профессионализма учителя - это жизнью востребовано, но не востребовано современной системой информационного потока. Степень развития эмоциональной сферы “пощупать” трудно, а ведь именно от неё зависит психологическое здоровьё вашего ребёнка. И именно в благополучной семье благотворно формируется здоровая адаптивная личность. Поэтому так важно учиться понимать, и принимать других!

Подготовлена к печати 27.09. 2013 Н.Т. Орлова тел. 79595



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!