ШКОЛА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
воркшоп по теме
"Деловая репутация педагога в сети Интернет. Сетевой этикет"
Цель: ознакомить педагогов лицея с правилами сетевого этикета, которые помогают избежать недопонимания, ошибок и сделать общение более приятным при коммуникациях в своей профессиональной деятельности.
Задачи:
ссодействовать самоопределению педагогами личностной траектории развития и самосовершенствования;
вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;
создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов;
повышать уровень исследовательских умений педагогов лицея;
развивать умение слышать мнение коллег, конструктивно решать споры.
Предполагаемые результаты: педагоги осознают необходимость соблюдения правил сетевого этикета, которые помогают избежать недопонимания, ошибок и сделать общение более приятным при коммуникациях в своей профессиональной деятельности.
Формы организации семинара: воркшоп, групповая работа, интерактивные игры «Два капитана», «Аукцион» и др.
Литература:
1.Международный этикет. Особенности делового этикета разных стран. «Феникс», Ростов-Дон, 2008 г.
2.А.В.Юрков. Информационные ресурсы и сервисы сети интернет., ЛОИРО, 2003.
3.http://www.etiket.ru/contact/email.html
Ход семинара
Организационный момент.
И по сетям бушуют страсти
И друга друг заносит в блэк…
И, чтобы избежать напасти,
Решил однажды человек:
Чтоб нервы сохранить и дружбу,
Желательно и даже нужно,
Чтоб появился в Internet
Ну, хоть какой-то этикет…
(Слайд 1) Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Нас с детства учат этикету: как вести себя в гостях, в театре, в ресторане. Но пока мало кто рассказывает о том, как вести себя в Интернете. Из-за этого мы часто делаем много досадных ошибок. Не попадать в неприятные ситуации мог бы помочь цифровой этикет, который предложил бы нам готовые решения для эффективного и приятного общения в сети. Сегодня мы поговорим о том, как общаться в социальных сетях, почте и мессенджерах.
(Слайд 2) Поэтому сегодня мы поговорим о серьезном — о нетикете...да да именно так называют сегодня сетевой этикет.
Netiquette – (англ. Net – сеть + Etiquette – этикет) – нравственные правила поведения в компьютерных сетях.
(Слайд 3) Сегодня рада приветствовать вас на воркшопе по теме «Деловая репутация педагога в сети Интернет. Сетевой этикет», который проходит в рамках работы постоянно действующего методического семинара «Безопасная образовательная среда». Работать мы будем, как вы сами понимаете, в команде. Поэтому следующий этап – определение команд.
2. Создание команд (по сигналу необходимо из полученных до начала мероприятия карточек собрать пословицы и поговорки: «Делу время, а потехе час», «Больше дела, меньше слов», «Делом поспешишь - людей насмешишь», «Любимое дело жизнь продлевает»)
3. Сообщение темы, цели и задач воркшопа.
(Слад 4.) При подготовке к нашему мероприятию было проведено исследование среди лицеистов. Им были заданы только два вопроса:
Как вы считаете, что является грубым нарушением этикета?
мусорить в общественном месте — 52%
слушать музыку слишком громко — 48%
слишком громко разговаривать в транспорте — 63%
пользоваться телефоном за обеденным столом в кругу семьи — 48%
читать чужие сообщения — 80%
занимать слишком много места в переполненном транспорте — 49%
смотреть в телефон, а не на собеседника, во время разговора — 43%
разговаривать с кем-то, не вынимая наушников из ушей — 42%
заварить себе чай и не предложить присутствующим или гостям — 36%
листать чей-то фотоальбом в сети без спроса — 28%
Как видим, как минимум 5 из 10 пунктов связаны с нашим цифровым поведением и соблюдением цифрового этикета.
И, конечно, когда мы говорим о цифровом поведении, нужно обязательно упомянуть две вещи:
(Слайд 5) 1.Цифровой этикет (Нетикет)
(Слайды 6-14) 2. Правила корректного, удобного и эффективного взаимодействия в цифровом пространстве (Сетевой моветон от лицеистов)
Ключевое здесь — взаимодействие и коммуникация!!!
(Слайд 15) Странно, почему сегодня у меня никто не спрашивает, что такое воркшоп? Поднимите руку, кому знакомо это понятие.
Тогда будем вместе с ним знакомиться. Команды получают бланки с описанием данной технологии и их задача выполнить задания:
Группа 1. Выяснить, что такое воркшоп. Откуда к нам пришла эта методика.
Группа 2. В чем плюсы и минусы данной методики.
Группа 3. Чем воркшоп отличается от семинара или мастер-класса.
Группа 4. Какие модели воркшопов используются в педагогике?
Текст 1. История появления воркшопа.
Во все времена люди передавали свой опыт молодому поколению, чтобы выжить. Сначала это были навыки охоты и добывания пищи. Потом появились письменность, религиозные верования, музыка, навыки поведения внутри семьи, умение содержать домашний скот, возделывать поля и т. д.
Молодые отправлялись на охоту вместе со старшими, учились ухаживать за домашним скотом, как строить жилище, как защищаться от врагов. Они набирались опыта, повторяя действия отцов и матерей.
Чем сложнее и многограннее становилось человеческое общество, тем более сложным был учебный процесс.
В античные времена появились гимназии и университеты, родилась профессия «учитель». Дети целенаправленно посещали занятия в учебных заведениях, чтобы учиться грамоте и полезным наукам. До XX века образование было доступно только состоятельным членам общества.
Гимназия и университет — это классическое образование.
Преподавание там строится так. Есть определённый набор дисциплин. Ученик обязан прослушать курс лекций по предмету, который читает преподаватель. Выполнить домашние задания, написать контрольные работы. В конце курса ученик сдаёт экзамен по дисциплине и получает оценку. Оценка характеризует уровень знаний учащегося.
Классическая система доказала свою эффективность, дожив с античных времён до современности.
Но у неё есть существенные недостатки.
Классическая система построена на изучении теории, фундаментальных наук. Практики, которая имеет прикладное значение, внутри учебного процесса или очень мало, или её вообще нет. Студент может прекрасно знать всю таблицу Менделеева, но не сможет опреснить морскую воду, если попадёт на необитаемый остров в океане, например.
Учащийся выполняет задания самостоятельно и, как правило, не взаимодействует с другими студентами. В реальной жизни результат практически в любом деле зависит от работы в команде. Даже внутри семьи очень много зависит от взаимопонимания супругов, родственников, их коллективных действий. В русском языке есть поговорка: «Один в поле не воин».
Эти недостатки не остались незамеченными. Люди задумались, как привнести в классическую систему элементы практики, знаний, которые будут применяться в реальном мире.
В XX веке помимо классической школы стали всё чаще применяться нетрадиционные методы обучения:
воркшопы
семинары
семинары-практикумы
мастер-классы
марафоны
тимбилдинги
тренинги и др.
Воркшоп (workshop) в переводе с английского означает «мастерская» или «цех». Воркшоп — это коллективный метод обучения, который подразумевает активное участие каждого человека.
Воркшоп — это коллективный метод обучения, который подразумевает активное участие каждого человека. Наставник создаёт условия для проведения воркшопа, предоставляет исходные данные для анализа, материалы, точку отсчёта, но в процессе обучения активно не участвует.
Группа 2. В чем плюсы и минусы данной методики.
Наставник создаёт условия для проведения воркшопа, предоставляет исходные данные для анализа, материалы, точку отсчёта, но в процессе обучения активно не участвует. Участники максимально вовлекаются в учебный процесс, экспериментируют, изучают тему на конкретных примерах, спорят, стараются прийти к компромиссу.
«+» Интенсивность обучения. Во время воркшопа участники получают новые навыки и сразу применяют их на практике. «+» Экономия времени. Воркшопы объединяют теорию и практику. Поэтому участники получают знания уже в процессе работы. Такой подход повышает запоминаемость информации. «+» Высокая интенсивность группового взаимодействия. Воркшопы — это отличная платформа для нетворкинга. Участники активно взаимодействуют во время обучения как с экспертом, так и между собой. «+» Формирование навыков коммуникации в группе, сплочение команды. | «-» На практике тренер поясняет теоретический блок быстро, а далее следует практика. Не все участники воркшопа успевают в таком режиме освоить нюансы. «-» Если воркшоп происходит в сети (онлайн), то скорее всего во второй части тренер оставит слушателей на самостоятельную проработку вопроса а в третьей части будет отвечать на возникающие вопросы индивидуально и поэтому возможность получить для себя информацию есть только в самом начале воркшопа. |
Группа 3. Чем воркшоп отличается от обычного семинара, тренинга или мастер-класса?
Если очень кратко, то...Это просто разные способы проведения занятий и они отличаются друг от друга методикой подачи материала: мастер-класс — это общение с мастером, как и видно из названия, а воркшоп — это обучение через совместную работу.
Лекция, семинар, тренинг, мастер-класс, воркшоп — самые известные научно-популярные и учебные форматы. Казалось бы что тут можно добавить?
Лекция
Лекция — это устное изложение материала по какой-либо теме.
Один человек систематически представляет информацию. Максимум информации представлено за ограниченное время, различные материалы и идеи могут быть организованы в упорядоченную систему. Разновидность лекции — это демонстрация, когда спикер показывает то, о чем рассказывает, на себе. Например, это может быть демонстрация умения, демонстрация решения задачи, демонстрация поведения.
Этот метод использует точку зрения одного человека, один канал связи, и, как правило, не предполагает никакого участия слушателей, поэтому эффект презентации зависит почти целиком от личности говорящего.
Чаще всего лекцию читает один спикер, а все остальные участники являются слушателями. Лекция может быть дополнена слайдами, заметками на доске или демонстрационными материалами, но это не является обязательной чертой формата.
Семинар
Семинар — это формат обучающего события, в котором теория перекладывается на практику: теория обычно представляется самими участниками в виде докладов, рефератов, а практика — это групповое обсуждение, вопросы и ответы, выполнение практических заданий по теме.
Семинары часто проводятся «по следам» проведенной ранее лекции. Спикеров на семинаре может быть несколько, чаще всего это и ведущий, и сами участники, поэтому данный формат требует предварительной подготовки каждого.
Тренинг
Тренинг — это интерактивный формат события, в ходе которого участники приобретают (тренируют) навык.
Ключевое в тренинговых форматах событий — это именно тренировка, то есть освоение и отработка конкретного навыка.
На тренингах всегда есть тренер, сочетающий разные форматы (мини-лекции, практические упражнения, индивидуальные и групповые задания) с наилучшим эффектом для участников — тренирующихся.
Воркшоп (work-shop)
Воркшоп — это событие-мастерская, на котором все участники вовлечены в активную групповую работу. На воркшопах обычно присутствуют обсуждения и практическое применение знаний на месте. Воркшопы характерны тем, что каждый участник может «попробовать поделать руками» то, что обсуждается.
Группа 4. Виды воркшопа
В зависимости от цели проекта и предполагаемого результата, наставник может применять в обучении разные модели воркшопов:
Эти модели различаются по своей структуре, форме проведения, количеству времени, способам постановки задач и их решения.
Дискуссионный клуб (круглый стол)
Дискуссионный клуб — это мероприятие, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения и защитить её. По окончании выступления одного участника, слово передаётся другому.
На дискуссии обязательно должен присутствовать ведущий, который будет следить, чтобы каждый смог высказаться, и участники не перебивали друг друга во время обсуждения.
Задача дискуссионного клуба — обмен мнениями и опытом, поиск ошибок и неточностей.
Тимбилдинг (своего рода квест)
Тимбилдинг — это командное мероприятие, которое проводится в игровой форме. Участники делятся ведущими на команды для увеличения духа соревнования и выдают им одинаковые задания.
Время в тимбилдинге ограничено, поэтому участники команд активно включаются в процесс и ищут наиболее эффективные способы решения учебной задачи.
Хакатон — это современный и популярный вид мероприятия, на котором присутствует соревновательный дух; как правило, на нем соревнуются специалисты из разных областей, которых объединяет понятие «Интернет».
Тематика хакатонов различная, и не всегда это чистое программирование, но сама тема так или иначе связана с программированием. Это может быть программирование:
в финансах;
в медицине;
в социальных проектах;
в образовательных проектах;
в автостроении;
в сельском хозяйстве и т. д.
Цель хакатонов — это в соревновательной среде создать прототип будущего продукта в выбранной тематике, который в дальнейшем сможет приносить только пользу. Часто результатом хакатона как раз является появление жизнеспособного продукта.
Марафон Марафон — это интенсивное обучающее мероприятие, которое занимает длительное время и может продолжаться несколько суток, недель и даже месяцев. Цель марафона — прийти к конкретному измеримому результату за фиксированный временной период.
Здесь, как на длинной беговой дистанции, выживают только самые тренированные, упорные и трудолюбивые.
А теперь, когда мы понимаем, что нас ждет...можно начинать...или точнее продолжать в соответствии с заявленной темой «Деловая репутация педагога в сети Интернет. Сетевой этикет»
Задание 1. Продумайте, каковы на ваш взгляд, принципы цифрового этикета. Для работы вы можете использовать следующий слайд (на слайде представлено облако слов по данной теме и фотографии, демонстрирующие суть данного вопроса). Во время работы групп мастер работает с каждой из ниих в отдельности. Результаты работы они должны отразить на бумаге.
Демонстрация позитивного отношения
Этот принцип пришел в цифровой этикет из повседневного этикета. Важно продемонстрировать, что я отношусь к людям хорошо. Поэтому я поставлю лайк знакомому, если увижу симпатичное фото в соцсетях, прореагирую на пост, который вызвал у меня внутренний отклик. Точно так же как при встрече с кем-то знакомым на улице — я поприветствую этого человека.
Субординация
Многим кажется, что интернет-пространство стирает грани и позволяет вести себя панибратски. Но цифровая среда неотделима от обычной жизни, поэтому субординация переносится и в цифровое пространство.
Симметрия
Когда мы начинаем общаться в цифровом пространстве, мы можем ориентироваться на то, как делает это наш собеседник. Если кто-то отправляет вам голосовые сообщения, стикеры, эмодзи, вы можете делать то же самое. Аналогично и со встречами в Zoom — обычно все договариваются, что встреча проходит со включенными, или, наоборот, выключенными камерами. Если же у одного из собеседников камера не работает, или ему просто не хочется демонстрировать себя сегодня, то он должен предупредить остальных.
Соблюдение личных границ
Как и в повседневном этикете, соблюдение личных границ очень важно. Не подходить к человеку слишком близко, не держать его за рукав, не хватать руками еду из его тарелки. Этикет позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Границы есть и цифровые. Это приватное пространство, которое важно уважать. Не надо, например, писать людям по ночам, не надо заходить на страницы в соцсетях и писать людям то, что сами они не хотели бы афишировать: «Ну что, ты уже развелась со своим?» или «Ты уже уволилась с этой дурацкой работы?».
Удобство и экономия ресурсов
Когда мы начинаем с кем-то общаться, мы должны подумать, как лучше сейчас коммуницировать с человеком и сэкономить время — свое и собеседника: позвонить, написать в мессенджер, записать голосовое сообщение, или отправить письмо по почте. Скажем, если это какая-то подробная инструкция со множеством файлов, ссылок и прочих вложений, то лучше отправить письмо по электронной почте — там слишком много детальной информации. А если вы пытаетесь объяснить проблему, например, связанную с машиной, то быстрее всего это сделать в голосовых сообщениях.
Традиция
Обычный этикет складывался на протяжении трех веков. И теперь мы не задумываемся, почему надо держать вилку в левой руке, а нож — в правой. А цифровой этикет складывается последние 26 лет, и, к счастью, пока не произошло ничего такого, что мы не могли бы объяснить при помощи здравого смысла. Например, в соцсетях не принято ставить лайк под своими постами. Если задуматься, можно предположить, что такое поведение может означать отсутствие интереса к другим людям: «Я ставлю себе лайк, потому что мои посты мне интересны, а вы уж как хотите».
Конвенциональность
Принцип договоренности. Самая приятная возможность, которой нужно пользоваться. «Тебе удобнее сейчас писать или звонить?», «Как будем отправлять друг другу тяжелые файлы?», «Давай не будем созваниваться после 23:00?». Во время пандемии многое изменилось. Люди стали заново передоговариваться, устанавливать правила и структурировать свое общение в интернете.
Безопасность
Принцип, по которому мы все задумываемся о надежности паролей и о доступности той информации, которой мы делимся с другими.
Изменяемость
Цифровой этикет, которому всего 26 лет, меняется на глазах. Если раньше мы сообщали по телефону об отправке письма на электронную почту, таким образом проявляя заботу о человеке, то теперь этого делать не нужно — уведомление о новом письме обычно всем приходит на тот же смартфон. Здороваться и прощаться при каждом контакте в чатах уже не нужно. Мы постоянно онлайн, поэтому общение упростилось. Еще сегодня совсем не обязательно поздравлять всю свою телефонную книгу с Новым годом или другим праздником. Мы тонем в информационном потоке, поэтому отправлять поздравление нужно только тем, кому нам не лень написать отдельное уникальное поздравление, а не отправлять одну открытку, скачанную с какого-то сайта, всем подряд. В некоторых статьях психологи и специалисты по цифровой коммуникации писали о том, чтобы люди не флудили в рабочих чатах, не отправляли видео, мемы и стикеры. Ближе к концу режима самоизоляции этот принцип перестал работать: сейчас рекомендуют отправлять шутки и эмодзи прямо в чат, ведь позитив при нехватке общения никому не помешает. То же самое, например, с платформой Zoom. Во время конференции в зуме люди испытывают огромный стресс. Во-первых, потому что видят себя на экране. Во-вторых, во время общения с другими по видеосвязи мы постоянно задумываемся о том, как мы выглядим. В третьих, в видеозвонках есть задержка и иногда кажется, что люди не слушают, если реакция от них не поступает мгновенно.
Разный – в разных сообществах В разных сообществах, социальных группах этикет устроен по-разному. Школьники, например, отправляют друг другу аудиосообщения, стикеры. Или, скажем, в деловой среде в Японии люди отправляют огромные сообщения по электронной почте, потому что всю первую половину письма они извиняются за то, что побеспокоили собеседника и просят уделить немного времени. У нас же все наоборот — чем лаконичнее письмо, тем уважительнее мы относимся к собеседнику: все кратко и по делу. Поэтому просто помните, что каждый раз, когда вы будете общаться с коллегами или учениками, с друзьями или с руководством, ваши коммуникации будут разными.
Задание 2. В группах продумайте и запишите правила этикета при использовании гаджетов, почты, мессенджеров и позиционирования в соцсетях.
Группа 1.Правила этикета при использовании гаджетов
Сведите к минимуму использование телефона или планшета при личном общении с другим человеком.
Соблюдайте меры безопасности.
Изучите правила установки безопасного пароля, настройте двухфакторную аутентификацию.
Не доставляйте неудобств окружающим (звук, вибрация, свет).
По нормам делового этикета считается, что звонок телефона должен быть нейтральным — желательно тем, который по умолчанию установлен на смартфоне. Но лучше всего, конечно, выключить звук телефона, если вы находитесь на работе. И помните, что если вы пришли в театр, то лучше отключить и вибрацию — ведь в полной тишине она может быть слышна не хуже громкого звонка. В кинотеатре всегда минимизируйте яркость экрана.
Представьте ситуацию. У вас деловая встреча. Но в это же время вы ждете важный звонок. Что вы будете делать?
Уместно ли сидеть в телефоне на обеде с деловыми партнерами, если почти не принимаешь участие в их разговоре?
Группа 2.Правила переписки по электронной почте
Постарайтесь минимизировать и сокращать текст письма.
Следуйте простому принципу: письмо должно содержать информации не больше и не меньше, чем нужно.
Ваш e-mail не должен содержать прозвищ, уменьшительно-ласкательных имен, нецензурных и оскорбительных слов.
Не желательно добавлять в адрес почты год рождения.
Каждое письмо должно содержать тему. Если мы захотим найти это письмо через неделю, месяц или год, тема очень поможет. Тема письма должна быть, прежде всего, информативной.
Не путайте кнопки «Ответить» и «Ответить всем»!
Корректно подписывайте пересылаемые файлы.
Избегайте обилия знаков препинания и избыточного форматирования, чтобы не отвлекать внимание от главного.
Перечитывайте письмо перед отправкой. Оказывается, в цифровом этикете людей больше всего раздражают ошибки в сообщениях и письмах. Проверяйте, нет ли опечаток, не исправил ли некоторые слова Т9. Пишите «снизу вверх». Сначала прикрепляйте файл, потом пишите сам текст письма, а затем вписывайте имя отправителя в адресную строку.
Не пишите на эмоциях. Написанное не исчезнет и корректировать последствия эмоционального письма куда сложнее, чем слова, высказанные вслух.
Помните, что любое письмо может стать достоянием широкой публики.
Возможно, цепочку писем с вашим участием перешлют кому-то еще или сделают скрин.
Формулировки с плохой репутацией
«Заранее спасибо» — фраза не оставляет шансов коллегам — вы ждете от них только положительного результата, не рассматривая другие варианты развития событий.
«Я вас услышал» — пассивно-агрессивная формулировка.
«Доброго времени суток» — никогда не приветствуйте коллег этой фразой. Это просторечное офисное выражение, которое, к тому же, используется в неверном контексте. Напишите нейтральное «Здравствуйте», «Добрый день».
«СРОЧНО!!!» — этой фразой вы обесцениваете всю работу сотрудников, которые сейчас тоже не сидят сложа руки. Лучше напишите конкретную дату и время, в которые нужно подготовить информацию: «Подготовьте, пожалуйста, отчет до 15:00 5 августа».
Группа 3.Правила использования мессенджеров
Соблюдайте «Тихий час». Договоритесь с коллегами, когда можно писать в вечерние часы. Если конкретной договоренности нет, то не пишите раньше 9:00 и позже 22:00.
Минимизируйте неинформативные сообщения.
Не задавайте лишних вопросов, переходите сразу к делу.
Смайлы, гифки и стикеры отправляйте, только если уверены, что вы и ваши собеседники понимают их одинаково.
Голосовые сообщения отправляйте только по договоренности с собеседником.
Важно, чтобы за порядком в чате следил администратор.
Группа 4. Правила позиционирования в соцсетях
Помните — скрыть информацию невозможно.
Не публикуйте те материалы (фотографии, картинки, тексты), которые будут вас компрометировать.
Любая информация может быть использована против нас.
Разделяйте приватное и публичное.
Перечитывайте посты чужими глазами — полезное упражнение, которое поможет фильтровать контент прежде чем выкладывать его на всеобщее обозрение.
Первое впечатление важно так же, как и цифровые следы.
Чтобы сформировать первое впечатление о человеке в жизни, нужно полторы секунды, а чтобы сделать это в соцсетях, нужно семь секунд.
Проверяйте тщательно, кого вы добавляете в друзья, на каких фотографиях вас отмечают, сверяйтесь с группами, в которые вступаете, пишите внимательно информацию о себе.
Фактчекинг - проверка достоверности сведений, описанных в текстах научно-популярного и публицистического стиля
Проверяйте то, что вы постите.