Школа молодого учителя.
Тренинг
«Особенности общения с коллегами, учениками, родителями».
Цель: формирование способности у молодых педагогов понимать коллег, обучающихся и их родителей д в процессе общения.
Задачи
1. Выявить причины отсутствия взаимопонимания между участниками образовательного процесса;
2. Обогатить свой опыт грамотными приёмами общения;
3. Сформулировать правила общения для учеников, учителей, родителей;
4. Формировать умение эффективно использовать вербальные и невербальные средства в ситуациях делового общения;
5. Совершенствовать навыки совместной деятельности.
Орг. момент: (2 минута)
Добрый день. Нашу встречу нам хотелось бы начать со следующего высказывания: «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон)
Большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в обстановке ситуации общения.
Сегодняшняя встреча посвящена теме: особенности общения с коллегами, учениками, родителями. За такое короткое время , трудно стать мастерами общения. Мы вспомним основные правила и приемы, которые следует учитывать и применять для всех категорий, с которыми мы общаемся.
Но сначала поприветствуем друг друга.
1.Упражнение № 1 "Давайте поздороваемся" (5 минут)
Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок - здороваемся за руку;
2 хлопка - здороваемся плечами;
3 хлопка - здороваемся спинами
3. Упражнение «Расшифруй слово» (7 минут)
Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы (по два человека). Каждая группа расшифровывает только одну букву. По окончании работы педагоги обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор. Например:
О- объединение, открытость;
Б- близость, безопасность;
Щ- щедрость;
Е- единение, единомыслие;
Н- необходимость;
И- искренность, истина…
Е- единомыслие
Психолог:
Общение – одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека, пронизывающая все другие его виды деятельности и регулирующая их.
О важности общения говорят результаты анкетирования учащихся. На вопрос: «Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?» большая часть учащихся ответили: радость общения и взаимопонимания.
А при изучении мотивации учебной деятельности было установлено, что дети ходят в школу в первую очередь общаться, только потом учиться.
Дети, родители и учителя - все участники образовательного процесса, и качество общения влияет на качество обучения и благоприятную обстановку в ОУ, имидж школы.
Давайте поразмышляем об участниках общения
Упражнение «Идеальный ребенок, родитель и педагог» ( 10 минут)
Цель: способствовать осознанию того, что не бывает идеальных детей, родителей и классных руководителей; развивать чувства принятия друг друга такими, какие есть.
Группа делиться на 3 команды:
каждой группе выдается лист бумаги и на нем участники пишут идеальные качества (педагога, родителя и ученика). Затем качества зачитываются, и ведущий предлагает ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого ребенка, родителя, педагога?
"Ведущий подводит участников к тому, что не бывает идеальных людей, так же как родителей, детей, педагогов. Необходимо принимать друг друга такими, какие есть со всеми достоинствами и недостатками и строить взаимоотношения с учетом особенностей.
2. Упражнение «Танцевально-двигательное» с карандашами. (7 минут)
Разбившись по парам участники тренинга передвигаются под музыку, указательными пальцами держа карандаши, стараются не уронить их.
Анализ упражнения: как вы чувствовали себя в этой ситуации?
Что помогало выполнять упражнение, что мешало?
3. Интерактивная игра: Эмоциональный интеллект.
Умение понимать свои эмоции и чувства, руководить ими, а также умение считывать информацию, о том, что чувствует другой человек и влиять на его эмоциональное состояние и поведение – необходимые составляющие мастерства педагога.
А влиять мы можем невербально, а также с помощью слов и интонаций. Это будет справедливо не только для общения с детьми , но и с коллегами и родителями.
4. Следующее упражнение «Давай дружить » проиллюстрирует эту мысль (7 минут).
Педагогам предлагается произнести словосочетание «давай дружить», как можно выразительнее, отразив его интонацией написанной на лепестках ромашки. Каждый участник по очереди выбирает понравившийся лепесток и произносит нужное слово с выбранной им интонацией. Итак, начнем: удивленно, скорбно, нежно, злобно, восторженно и др.
Педагог-психолог:
Что такое интонация? Интонация - манера произношения, отражающая чувства или состояние говорящего. Какой вывод нам помогло сделать это упражнение? (отвечают педагоги).
Мы иногда не придаем должного значения словам и тону, в котором мы произносим эти слова, особенно сказанные в минуту раздражения, усталости.... Необходимо постоянно следить не только за тем, что мы говорим, но и с какой интонацией мы обращаемся к человеку. Неслучайно об этом говорится в народных пословицах: «Слово пуще стрелы разит»; «От одного слова - да на век ссора»; "Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь".
5. «Правила построения эффективного общения». 10минут
Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! За это время вы имеете возможность применить «Правило трех плюсов».
Самые универсальные – это:
- улыбка,
- имя собственное,
- комплимент.
. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Николаевна!»
Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику-ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах ребенка и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
существуют и другие приемы установления контакта с собеседником:
. - одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
. - комфортная дистанция и удобное расположение (до 1, 5 м)
Но не стоит переступать «границы» личного пространства собеседника!
.- Необходимо убрать барьеры, увеличивающие расстояние в нашем восприятии в общении (книга, лист бумаги в руках).
. - использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта ( отсутствие напряженности в позе, резких движениях, сжатых кулаков. Взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!» Как можно реже употреблять местоимение «Вы». Чаще говорить «Мы».
. Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия.
Рефлексия: Наша встреча подошла к концу. Прошу каждого участника высказать свои впечатления от работы 3 словами.
: «Нам хочется поблагодарить всех вас за плодотворную работу. Большое спасибо, за то, что вы активно включились в работу, были открыты к сотрудничеству. Хотелось бы вам пожелать всего самого хорошего, чтобы вы принимали друг друга такими, какие есть, ценили друг друга, чтобы в вашем классе было доверие и взаимопонимание. Берегите друг друга! До свидания».
. Упражнение «Аплодисменты» 3 минуты
Цель: сплочение группы, окончание тренинга.
Участники начинают аплодировать друг другу (сначала 1-й, потом 2-й и т.д.), в конце упражнения аплодируют все.