Практика реализации комплексной программы
«Школа ответственного родительства «Семейная гармония»»
в ГКУ СРЦН «Улыбка» (с.Красногорск Сахалинская область)
А семья-это свет, что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь и сопутствует нам.
Это – творчество, где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе — всегда пополам.
А семья – это все. без нее холодеет
Одинокая мысль, одинокая жизнь.
Ничего не бывает на свете роднее.
Ничего.
Как ни думай и как ни храбрись.
Работа с семьёй в социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних является одной из самых важных и сложных, так как в основном приходится иметь дело с психологически деформированными семьями, с нарушением взаимоотношений в ней, с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей и установок. Такая семья оказывает мощнейшее негативное влияние на развитие личности ребёнка, приводя к различным личностным деформациям. Как правило, именно в таких семьях отрицается существование каких-либо проблем.
С ростом числа дисфункциональных семей, назрела необходимость создания комплексной программы, которая включала бы в себя не только теоретическую составляющую (психолого-педагогическое консультирование, участие в тренингах, просвещение и пр.), но и охватывала бы более широкий спектр жизнедеятельности семьи – это и организация досуга, и привлечение родителей и детей к волонтерской деятельности, и организация «Родительской гостиной» (где родитель может, не отрываясь от дома, прослушать полезный вебинар).
Наименование практики:
Школа ответственного родительства «Семейная гармония»
Целевая аудитория:
- семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
- родители, нуждающиеся в социальной помощи и психолого-педагогической поддержке (в том числе, родители, которые имеют алкогольную зависимость).
Территория внедрения практики:
Томаринский и Углегорский районы Сахалинской области.
Число лиц, на которые была распространена практика за последний год
26 человек (15 семей)
Цель практики:
Профилактика семейного неблагополучия.
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
Задачи практики:
Психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение воспитанников;
Расширение знаний родителей о психологии семейных и детско-родительских отношений;
Овладение коммуникативными навыками сотрудничества и эффективного детско-родительского взаимодействия;
Восстановление и сохранение семейных связей, оздоровление межличностных внутрисемейных отношений.
Описание практики
В практике представлена организация работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с учетом нарушения внутрисемейных и детско-родительских отношений. Практика предполагает сочетание новых технологий с традиционными методиками и технологиями, которые с каждой семьей реализуются индивидуально.
Особенность практики состоит в том, что во все мероприятия непосредственно вовлекаются и участвуют все члены семьи. Немаловажен тот факт, что к участию в мероприятиях привлекается старшее поколение – дедушки и бабушки, с целью сохранения преемственности поколений.
В процессе реализации практики акцент делается именно на организацию разносторонней совместной деятельности родителей и детей.
В реализации практики задействованы специалисты: социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели.
Этапы реализации практики | Направления и формы работы с семьей |
Подготовительный | Определение социального запроса родителей, сбор социального анамнеза семьи. |
Диагностический | Диагностика особенностей семейных взаимоотношений. |
Практический | Вовлечение семьи в совместную деятельность. Психолого-педагогическое консультирование. Просвещение родителей. Организация досуга семьи. |
Аналитический | Анализ деятельности работы по реализации программы. |
Диагностический этап
Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества
Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания.
Выявление причин семейного неблагополучия.
Определение степени педагогической компетенции родителей.
Практический этап
Включает в себя комплекс следующих мероприятий:
Психолого-педагогическое консультирование (в том числе дистанционно, посредством видеосвязи в мессенджерах VK, WhatsApp)
Просвещение родителей (в том числе через общий чат в мессенджере WhatsApp, социальные сети)
Организация совместного разностороннего досуга.
Привлечение родителей к волонтерской деятельности внутри учреждения
Аналитический этап
Включает в себя анализ эффективности реализации программы.
Благодаря внедрению комплексной программы Школы ответственного родительства «Семейная гармония» 15 семей получили адресную психолого-педагогическую помощь и поддержку в целях перестройки внутрисемейных отношений и самостоятельного преодоления имеющихся проблем.
Анализ результатов работы показал эффективность внедрения программы «Семейная гармония».
Достигнутый результат:
Из 15 семей, принимавших участие в реализации программы
Овладение теоретической информацией о воспитании и развитии детей соответственно их возрасту – 55 % (8 семей).
Желание обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье и создавать условия для психологического климата в семье – 63 % (9 семей).
Наличие эмоционального контакта с ребенком – 67 % (10 семей).
Овладение приемами восстановления семейных традиций – 85 % (13 семей).
Осознанность необходимости ценностного отношения к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению - 67 % (10 семей).
Практика способствует нивелированию неблагоприятных факторов риска в семейной среде и закреплению позитивного опыта преодоления трудностей у всех членов семьи. Так же, большую роль в отношениях в семье играет передаваемый старшим поколением жизненный опыт, который так необходим в каждой семье.