КОНСПЕКТ УРОКА
1 доп. класс
(коррекц. логопедия)
ШКОЛА. КЛАСС.
Речевые и неречевые звуки
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Загадка:
Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают.
- Ребята, о каком доме идёт речь в загадке? ШКОЛА
«Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну, а тут — опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
— Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнем!
- Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть. Мы попробуем изложить правила в стихах.
Правила поведения учащихся.
На уроке будь старательным, Если друг стал отвечать,
Будь спокойным и …(внимательным). Не спеши … (перебивать).
Всё пиши, не отставая, А помочь захочешь другу –
Слушай не …(перебивая). Подними спокойно … (руку).
Говорите чётко, внятно, Знай: закончился урок,
Чтобы было всё …(понятно). Коль услышал ты … (звонок).
Если хочешь отвечать, Когда звонок раздался снова,
Надо руку … (поднимать). К уроку будь всегда … (готовым).
На математике считают, Чтоб не тревожились врачи,
На перемене … (отдыхают) На переменах не … (кричи).
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
-Я называю слова, обозначающие предметы, которые можно брать в школу. Если вы согласны - хлопните в ладошки, если нет - присядьте.
Учебники, пенал, погремушки, хорошее настроение, карандаши, домашнего котёнка, улыбку, тетрадь, игровую приставку, портфель, мяч, умение быть другом, аккуратность.
- Когда приходишь в школу, здоровайся со всеми, кого встретишь.
Школа — это дом знаний. Руководит школой директор. Учебной и воспитательной работой занимаются его заместители. Учащихся обучает и воспитывает учитель. Это образованный, вежливый и внимательный человек. Он наставник детей.
В школе работает большой единый коллектив. А ты член маленького коллектива - своего класса.
Все, и ты в том числе, должны соблюдать порядок и чистоту. В школе есть работники, которые подметают двор и моют полы. Нужно уважать их труд и любить свою школу, свой класс.
ЗВУКИ
Сказка о звуках и буквах.
Сегодня мы с вами отправимся на Планету звуков, она невидимая и очень большая. На этой планете живут звуки - невидимки. Одну сторону этой планеты всегда пригревало яркое солнышко. И звуки, согретые лучами солнца, всегда были веселые и очень любили петь. У них был очень красивый голос, они гласили – А О У Э Ы И. И называли их - гласными звуками.
На обратной стороне планеты, звуки не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККККК, другие гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. У этих звуков не было голоса, им всегда мешали губы, зубы и язык.
Тогда солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».
- Согласны? – улыбнулось солнышко.
– Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные.
Теперь гласные и согласные стали жить в со-гла-сии. Звуки - невидимки, мы их слышим и произносим, но не видим.
И вот однажды, звуки – невидимки захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.
Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.
Солнце ярко освещало всю планету, гласные и согласные звуки подружились, на ней воцарил мир, тепло и согласие.
Дети закрывают глаза, отгадывают предметы. Звучат: погремушка, шелест бумаги, шуршание пакета, колокольчик, свисток, ключи, бубен, чашка с ложкой.
- Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? Правильно, они издают разные звуки.
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой музыкальный инструмент или бытовой предмет звучал. А чем мы слушаем? (Ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что не надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? Можно ли кричать друг другу на ухо на близком расстоянии? Можно ли класть в уши мелкие предметы? Можно ли простужать уши? Нужно беречь уши, закрывать уши в холодную погоду.
- Чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух. Но звуки могут издавать не только предметы, но и живые существа. Например, звери и птицы.
Игра «Отгадай, кто как подаёт голос?»
- Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стих и дополните его.
Где-то собаки рычали. Д: Р-р-ррр.
В стойле коровы мычали. – М-м-муууу.
В комнате мухи жужжали. – Ж- ж -жж.
Мимо машины бежали. – Др-др-др.
Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в.
Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап.
Перекликались в ночи поезда. – Чух -чух-чух. Ту-ту-ту.
- А теперь я буду поочередно передавать мяч и называть животное. А вы возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.
Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки».
Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.
Знакомство с органами артикуляции.
Рот – это домик звуков В домике этом – Красные двери, Рядом с дверями – Белые звери. Красные двери это что? А что такое белые звери? Это губы и зубы. И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.
Звуки произносятся голосом, без преграды во рту, рот открыт, так что их даже можно петь [а-а-а], [о-о-о]. Такие звуки называются «гласные звуки». Обозначаются они красным цветом. Гласных звуков в нашем русском языке шесть. Давайте ещё раз их произнесём и посчитаем на пальчиках [а, о, у, и, ы, э]
Ещё в нашем языке есть согласные звуки: когда мы их произносим, воздух встречает преграду во рту (м, п, к, ф).
Если мы соединим гласные звуки с согласными звуками речи, получатся слоги, а из слогов – слова.
А теперь поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, а вы должны хлопать в ладоши, когда услышите нужный:
(М) п т д н о а с м р к ф о у м ц ч м б в
- Каждый звук важен, когда мы произносим слово.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что только видит глаз – над нами и под нами, и всё,
Что в памяти у нас – означено словами.
- Я буду называть предмет на картинке (демонстрация картинки «чашка»), но правильно назову предмет только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.
Шашка, часка, жашка, сашка, щаска, чашка.
- Вот видите, один звук изменили или забыли произнести, и уже не то слово получается, только неразбериха из звуков.
Игра-шутка минутка. Я прочитаю вам шуточное стихотворение, а вы должны будете найти ошибку.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Тили-бом! тили бом!
Загорелся кошкин том.