СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"ШКОЛА. РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ". Конспект урока 1 доп класс коррекционная школа

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"ШКОЛА. РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ". Конспект урока 1 доп класс коррекционная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА

1 доп. класс

(коррекц. логопедия)


ШКОЛА. КЛАСС.

Речевые и неречевые звуки



Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.



Загадка:

Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают.

- Ребята, о каком доме идёт речь в загадке? ШКОЛА



«Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!





Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну, а тут — опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
— Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнем!


- Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть. Мы попробуем изложить правила в стихах.


Правила поведения учащихся.

На уроке будь старательным,                                 Если друг стал отвечать,

Будь спокойным и …(внимательным).                 Не спеши … (перебивать).

Всё пиши, не отставая,                                А помочь захочешь другу –

Слушай не …(перебивая).                           Подними спокойно … (руку).

Говорите чётко, внятно,                              Знай: закончился урок,

Чтобы было всё …(понятно).                     Коль услышал ты … (звонок).

Если хочешь отвечать,                                 Когда звонок раздался снова,

Надо руку … (поднимать).                         К уроку будь всегда … (готовым).

На математике считают,                              Чтоб не тревожились врачи,

На перемене … (отдыхают)                      На переменах не … (кричи).

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не … (сорока).


-Я называю слова, обозначающие предметы, которые можно брать в школу. Если вы согласны - хлопните в ладошки, если нет - присядьте.

Учебники, пенал, погремушки, хорошее настроение, карандаши, домашнего котёнка, улыбку, тетрадь, игровую приставку, портфель, мяч, умение быть другом, аккуратность.


- Когда приходишь в школу, здоровайся со всеми, кого встретишь.

Школа — это дом знаний. Руководит школой директор. Учебной и воспитательной работой занимаются его заместители. Учащихся обуча­ет и воспитывает учитель. Это образованный, вежливый и внимательный человек. Он наставник детей.

В школе работает большой единый коллектив. А ты член маленького коллектива - своего класса.

Все, и ты в том числе,   должны соблюдать по­рядок и чистоту. В школе есть работники, которые подметают двор и моют полы. Нужно уважать их труд и любить свою школу, свой класс.



ЗВУКИ

Сказка о звуках и буквах.

Сегодня мы с вами отправимся на Планету звуков, она  невидимая и очень большая. На этой планете живут  звуки - невидимки. Одну сторону этой планеты всегда пригревало яркое  солнышко. И  звуки, согретые лучами солнца, всегда были веселые и  очень любили петь. У них был очень красивый голос, они гласили – А О У Э Ы И. И называли их - гласными звуками.

На обратной стороне планеты, звуки не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККККК, другие гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. У этих звуков не было  голоса, им всегда  мешали  губы, зубы и язык.

Тогда солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».

 - Согласны? – улыбнулось солнышко.

 – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные.

Теперь гласные и согласные стали жить в со-гла-сии. Звуки - невидимки, мы их слышим и произносим, но  не видим.

И вот однажды, звуки – невидимки  захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Солнце ярко освещало всю планету, гласные и согласные звуки подружились, на ней воцарил мир, тепло и согласие.


Дети закрывают глаза, отгадывают предметы. Звучат: погремушка, шелест бумаги, шуршание пакета, колокольчик, свисток, ключи, бубен, чашка с ложкой.

- Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? Правильно, они издают разные звуки.

- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой музыкальный инструмент или бытовой предмет звучал. А чем мы слушаем? (Ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что не надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? Можно ли кричать друг другу на ухо на близком расстоянии? Можно ли класть в уши мелкие предметы? Можно ли простужать уши? Нужно беречь уши, закрывать уши в холодную погоду.

- Чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух. Но звуки могут издавать не только предметы, но и живые существа. Например, звери и птицы.


Игра «Отгадай, кто как подаёт голос?»

- Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стих и дополните его.

Где-то собаки рычали. Д: Р-р-ррр.

В стойле коровы мычали. – М-м-муууу.

В комнате мухи жужжали. – Ж- ж -жж.

Мимо машины бежали. – Др-др-др.

Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в.

Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап.

Перекликались в ночи поезда. – Чух -чух-чух. Ту-ту-ту.

- А теперь я буду поочередно передавать мяч и называть животное. А вы возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки».

Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.

Знакомство с органами артикуляции.

Рот – это домик звуков В домике этом – Красные двери, Рядом с дверями – Белые звери. Красные двери это что? А что такое белые звери? Это губы и зубы. И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

Звуки произносятся голосом, без преграды во рту, рот открыт, так что их даже можно петь [а-а-а], [о-о-о]. Такие звуки называются «гласные звуки». Обозначаются они красным цветом. Гласных звуков в нашем русском языке шесть. Давайте ещё раз их произнесём и посчитаем на пальчиках [а, о, у, и, ы, э] 

Ещё в нашем языке есть согласные звуки: когда мы их произносим, воздух встречает преграду во рту (м, п, к, ф).

 Если мы соединим гласные звуки с согласными звуками речи, получатся слоги, а из слогов – слова.

А теперь поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, а вы должны хлопать в ладоши, когда услышите нужный:

(М) п т д н о а с м р к ф о у м  ц ч м б в

- Каждый звук важен, когда мы произносим слово.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что только видит глаз – над нами и под нами, и всё,

Что в памяти у нас – означено словами.


- Я буду называть предмет на картинке (демонстрация картинки «чашка»), но правильно назову предмет только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.

Шашка, часка, жашка, сашка, щаска, чашка.

- Вот видите, один звук изменили или забыли произнести, и уже не то слово получается, только неразбериха из звуков.


Игра-шутка минутка. Я прочитаю вам шуточное стихотворение, а вы должны будете найти ошибку.

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.


Тили-бом! тили бом!

Загорелся кошкин том.