Краевое государственное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»
Выступление на МО воспитателей
«Школьная библиотека – важнейший компонент учебно-методического и информационного обеспечения воспитательного процесса в реализации ФГОС»
Подготовила:
Бондаренко Наталья Анатольевна
педагог – библиотекарь БОШИ
р.п. Благовещенка
2017-2018 уч. год
«Школьная библиотека – важнейший компонент учебно-методического и информационного обеспечения воспитательного процесса
в реализации ФГОС»
Слайд 2
«Школьная библиотека как «центральный мозг» школы,
как лаборатория «активного познания» способна создать
обогащённую инновациями среду и особый
интеллектуальный климат в школе»
Т.Д. Жукова
В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро.
Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество.
Слайд 3
Важнейшая задача современной системы образования – «научить учится»
Школьная библиотека рассматривается в новом образовательном стандарте как важнейший компонент учебно-воспитательного процесса, а также как одно из условий его реализации. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы ОУ должно быть направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников образовательного процесса к любой информации.
Слайд 4
В рекомендациях ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по организационно-методическому обеспечению школьного информационно-библиотечного центра с учетом перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования говорится о том, что информационно-образовательная среда образовательной организации включает: совокупность технических средств информационных и коммуникационных технологий; комплекс информационных образовательных ресурсов и систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде всех участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся и их родителей). Реализация этих функций предполагает в первую очередь организацию взаимодействия педагога-библиотекаря с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни.
Слайд 5
Цель школьной библиотеки в ОУ сегодня – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, уметь читать и не теряться в стремительно растущем информационном пространстве. Я убеждена что, библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости.
Слайд 6
С введением ФГОС второго поколения меняется образ школьного педагога-библиотекаря в современном обществе. Это должен быть человек, шагающий в ногу с развитием информационных технологий. Сегодня педагог-библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Квалифицированные кадры – один из гарантов реализации ФГОС и важный инструмент их внедрения.
Сегодня, в условиях реализации ФГОС, библиотеки школ становятся информационно-библиотечными центрами информационной поддержки для всех участников образовательного процесса. Социальная значимость и востребованность информационно-библиотечного центра и самой книги растет.
Слайд 7
ФГОС определяет цели, задачи, планируемые результаты и направлен на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих и физических способностей. Реализация целей и задач ФГОС возможна только при поддержке и продвижении книги и чтения, что сегодня является актуальным, приоритетным, исторически главным направлением работы школьной библиотеки.
В федеральном государственном стандарте значительное место отведено требованиям к условиям реализации стандарта.
Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения, как для учащихся, так и для всего педагогического коллектива.
В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность.
Слайд 8
Согласно ФГОС, образовательное учреждение, школьная библиотека должна быть укомплектована печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы, который должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы общего образования.
Наша библиотека ежегодно делает подписку периодических изданий для педагогов, администрации школы, а также для обучающихся разных возрастных групп.
Слайд 9
Помимо этого школьная библиотека должна иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных, к информационным ресурсам Интернета, к коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов.
Хочется обратить внимание на проблемы, с которыми мы сталкиваемся в работе: необходимость в обновлении фонда классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемых в реализации основных образовательных программах; недостаточное выделение средств на комплектование библиотечных фондов; недостаточность информационных ресурсов. Комплектование фонда библиотеки справочной, энциклопедической, словарной литературой остается пока недостаточным. Поэтому, как выход из положения – в фонде нашей библиотеки аккумулируются разного вида творческие работы педагога-библиотекаря, разработки педагогов школы, а также широко используются ресурсы Интернета.
Информационные ресурсы школьной библиотеки следует рассматривать как совокупность документов (на различных носителях), которыми располагает библиотека в данный период времени.
Как центр поддержки учебно–образовательного процесса по информационно-библиографическому сопровождению педагогов библиотека собирает тематические папки для учителей и воспитателей, картотеку статей.
Слайд 10
В воспитательной работе, в рамках ФГОС, мы должны не забывать и учитывать требования ФГОС что, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность, имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию. Основная воспитательная задача школы – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка. И каким бы ученик не был в учёбе – он яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. И связующим звеном между учебным и воспитательным процессом, является – библиотека.
Слайд 11
Главное в работе современного педагога-библиотекаря – поиск и реализация новых технологий, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся. Нужно отметить несколько основных направлений в работе школьной библиотеки по внедрению ФГОС:
исследовательская деятельность;
информационная деятельность;
проектная деятельность;
литературно-познавательная деятельность;
мультимедийные технологии;
работа с УМК;
работа с фондом художественной литературы.
Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с педагогическим коллективом школы.
Хотелось бы подчеркнуть, что на сегодняшний день главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению, впоследствии и в воспитании. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать.
Слайд 12
Решение задач воспитания и социализации школьников наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется ФГОС нового поколения.
В новом стандарте достаточно подробно освещена тема внеурочной деятельности, что напрямую касается школьных библиотек. К внеурочным занятиям следует отнести работу школьников в читальном зале и участие в массовых мероприятиях, проводимых школьной библиотекой.
В библиотечной деятельности сегодня особо актуальны те формы работы, которые отвечают за развитие личностных результатов деятельности пользователей: библиотечные часы, театрализованные праздники, литературные обзоры, обзорные книжные выставки, литературные и тематические викторины, читательские конференции, устные журналы, работа «Книжкиной больницы», игровые конкурсы, виртуальные путешествия и другие мероприятия.
Организация и проведение мероприятий с ИКТ способствуют формированию образа библиотеки как современного культурного и информационного центра и направлены на то, чтобы заинтересовать, увлечь, научить сопереживать, о самое главное – это привлечь детей к чтению.
Слайд 13
Великий русский педагог, писатель К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни».
Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим, надо, чтобы ему было что читать, чтобы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги, а не залатанные – пусть и очень интересные – издания 1970-1980 годов. Без таких мастеров художественного слова как Ушинский, Пришвин, Паустовский, Бианки, Снегирёв, Осеева, Пантелеев и многих других невозможно воспитать у ребёнка чувства любви ко всему, что его окружает.
Иными словами, библиотека становится единой точкой доступа к знаниям, в которой сходятся и пересекаются информация, технологии, образовательные и педагогические потребности, учебные программы, педагогические практики, внеклассная деятельность и социальная активность всех участников образовательного процесса.
Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное здоровье нации.
И хотелось бы закончить свое выступление словами, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.
Слайд 14
Источники:
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
Основное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сб. нормативно-правовых материалов. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 160 с.
Учим успешному чтению: рекомендации учителю : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова, М. И. Гринёва и др.). — М.: Просвещение, 2011. — 88 с. — (Работаем по новым стандартам).
Библиотека школы №8 (44) 2016 стр. 26 – 29
Антипова В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/В.Б.Антипова.-М.:Издательство «Глобус»,2009.-(Уроки мастерства)
Вестник образования №3-4/2013г. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Старовойтова О.Р. Концептуальные подходы к созданию нового пакета документов, регламентирующих деятельность школьных библиотек//Школьная библиотека,2002,№10.с.13
Крылова И.А. Использование возможностей «Информационно-методического центра» в создании комфортной образовательно-воспитательной среды школьной библиотеки//Школьная библиотека ,2012, № 9-10. с.73.
Головань Е.В. «ФГОС: требования к библиотекам». Запись с вебинара от 12 апреля на тему «Школьные библиотеки в условиях реализации ФГОС».РШБА http://www.rusla.ru/rsba/news/index.php?ELEMENT_ID=5383
Жукова Т.Д Доклад президента РШБА Запись с вебинара от 12 апреля на тему «Школьные библиотеки в условиях реализации ФГОС».РШБА http://www.rusla.ru/rsba/news/index.php?ELEMENT_ID=5383
Интервью Т. Жуковой о роли ШБ в современной школе, гл редактора журнала «Школьная библиотека»,президента РШБА -сайт http://www.rusla.ru/rsba/