СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Школьная дружба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При поступлении дошкольника в школу существенно меняется по всем параметрам содержание общения детей друг с другом, мотивы и средства общения.Социальный мир становится глубже, содержание разнообразнее.Основной навык продуктивного общения - уважительное отношение к желаниям другого.

Просмотр содержимого документа
«"Школьная дружба"»

Название работы

Методическая разработка классного часа для учеников начальной школы.


Тема, класс

«Школьная дружба», 1 класс

Автор

Рябычина Ирина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11п. Новый Ургал

Актуальность

Крепкая дружба детей в школе невозможна без умения заявить о своем желании и уважительно отнестись к желаниям другого — это основной навык продуктивного общения.

Цель

Воспитание дружелюбности, развитие умения дружить и бережно относиться друг к другу.

Задачи

  • сформировать понятие «дружба»;

  • определить какими качествами должен обладать настоящий друг;

  • выработать правила дружбы;

  • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;

  • формировать навыки эффективного общения, а также способность оценивать своё поведение.


Формы работы

фронтальная, групповая

Ресурсы

компьютер

проектор

презентация по теме

Толковый словарь С.И. Ожегова

карточки для решения проблемных ситуаций

карточки «Как поступает друг»

портреты друзей – одноклассников, выполненные на уроке изобразительного искусства

аудиозапись песни «Улыбка». Автор текста Пляцковский М., Композитор Шаинский В.


При подготовке к классному часу все учащиеся получают задание в любом источнике информации найти и запомнить 2-3 пословицы о дружбе.

Отдельные ученики (по желанию) учат наизусть стихотворения о дружбе:

Парнюк Анастасия «Дружба»

Агния Барто «Мой друг»

Гришина Анна «Дружба крепкая у нас»

И.С. Пшеницын «А для чего нужны друзья?»


До начала занятия звучит песня «Улыбка»

Автор текста Пляцковский М., Композитор Шаинский В.

1. Учитель рассказывает басню Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» (слайд 2). Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: — Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

-Какова главная мысль этой поучительной истории? (дети высказываются)

- А если не ссориться да всегда вместе, как называются такие отношения? (дружба)

2. Осмысление.

А) – Что такое дружба?

Давайте попробуем дать определение этому понятию. ( на доске: ДРУЖБА, ДРУГ;

ОТНОШЕНИЯ, ЧЕЛОВЕК – слова - помощники)

Близкие Теплые Доверительные Уважительные

Дети приходят к выводу, что дружба – это отношения. Называют признаки подходящих отношений из предложенных (доверительные, теплые..), объясняют их значение.



- Тогда ДРУГ – это… человек, в каких отношениях? (Дружеских, т.е. близких, доверительных…)

Б) – Перед Вами портрет (слайд №3) Ожегова Сергея Ивановича - ученого, который любил жизнь, людей, родной язык. Он составил словарь - образец культуры русской речи. Узнаем, какое определение дает ученый - лингвист понятию дружба.

(читающие ученики зачитывают определение понятия «Дружба»)

В) Как объясняет значение слова дружба поэт?

Ученик читает стихотворение Парнюк Анастасии «Дружба»

Дружба – это тёплый ветер, 
Дружба – это светлый мир, 
Дружба – солнце на рассвете, 
Для души весёлый пир. 
Дружба – это только счастье, 
Дружба – у людей одна. 
С дружбой не страшны ненастья, 
С дружбой – жизнь весной полна. 
Друг разделит боль и радость, 
Друг поддержит и спасёт. 
С другом – даже злая слабость -
Вмиг растает и уйдет. 
Верь, храни, цени же дружбу, 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит службу. 
Ведь дружба – это ценный дар!

- Как поэт называет дружбу?

- А если дружба – ценный дар, то ее нужно беречь?

3. Портреты друзей – одноклассников (на доске).

А) - Расскажите о своих школьных друзьях (портреты которых на доске) – качествах личности, общих интересах.

(выслушать 2-3 чел.).

Б) Игра «Пресс-конференция»

Цель: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с одноклассниками; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.



Содержание игры: участвуют все дети. Выбирается хорошо известная тема «Мои друзья».

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

Игра «Класс без тебя»

Продолжи фразу: «класс был бы без меня неинтересен, потому что я…(красиво пою, хорошо рисую, знаю много игр….)

В) - Обо всех друзьях сразу расскажет Тихонова Саша.

Мой друг. Агния Барто

У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.
Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый.
О нём я толстую тетрадь,
Всю, исписать могла бы!
Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!» –
Записала я в тетрадь.
Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!

- Ребята, Вам хотелось бы иметь такого друга? Чему бы Вам хотелось научиться у него?

Г) Работа в группах.

- Обсудите, как поступает друг в той или иной житейской ситуации, соедините линией ситуацию с действием (советуются, соединяют слова с помощью стрелок).

Ситуация

Действия друга

Допустил ошибку

выполнит

Если ты в беде

исправит

Дал обещание

Не оставит



Вывод:

4) - Для чего нужны друзья?

Ученик читает стихотворение «А для чего нужны друзья?» И.С. Пшеницына.

(дети определяют и называют главную мысль).

Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете -
Для хороших славных дел.

5) ФИЗМИНУТКА

Раз, два, три, четыре…

Встаньте в круг, друзья, пошире.

Ножки вместе, ручки в бок,

И попрыгаем, дружок!

А теперь все ручки вверх,

Вот как вырос человек!

Раз, два, три, четыре, пять,

Встали все в кружок опять.

Громко скажем: «Здравствуй, друг,

Приходи в наш общий круг!»

Улыбнемся веселей,

Стали мы еще дружней!

6) -А что говорит о дружбе народная мудрость?

Дети читают пословицы о дружбе (домашнее задание). Объясняют смысл.

-Умеете ли вы быть хорошими друзьями? Встаньте, кто умеет быть хорошим другом. Сейчас мы это проверим.

7) Решение проблемных ситуаций в группах:
1. Друг не пришел в школу. Что ты будешь делать?
а) Не буду волноваться. Если что-то случилось, он позвонит.
б) Подожду до завтра. Если и завтра не придет – позвоню.
в) Пойду к нему и узнаю в чем дело.
2. Вы договорились поиграть, но другу нужно еще помочь маме, помыть посуду. Что ты сделаешь?
а) Буду играть, и ждать его.
б) Подожду его у него дома.
в) Помогу помыть посуду, и вместе пойдем гулять.
3. В школе у друга сломалась ручка. Как ты поступишь?
а) Дам свою.
б) Не буду огорчаться: попросит у кого-нибудь.
в) На перемене помогу найти запасную.

8) - Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Существует много законов дружбы.
А) Слайд №4
Учитель читает законы, если согласны, то похлопать в ладоши, нет, то потопать. Выбираем нужные пункты и составляем Законы дружбы (слайд №5).

Б) Слайд №6

-Ложь, лицемерие, предательство, ревность, эгоизм и другие негативные чувства способны окончательно разрушить самые крепкие отношения. Совершив какой-то плохой поступок, и в результате этого потеряв доверие друга, вряд ли вы сможете когда-нибудь его снова восстановить.

- Назовите номера картинок, где ребята нарушают законы дружбы.

Ученики обоснуют ответы.

9. А) - С чего начинается дружба? Слайд № 7

(дети анализируют изображение и делают вывод)

Б) Давайте постараемся, чтобы и наш класс был дружным, таким, как в стихотворении Гришиной Анны, которое прочтет Арина Баяндина:
    Дружба крепкая у нас,
    Ей гордится весь наш класс.
    Вместе учимся, играем,
    Веселимся, отдыхаем.
    Ну, а если у кого-то,
    Приключится вдруг беда,
    Огорчаться нет причины,
    Мы поможем вам всегда.
    Если радость у кого-то,
    Вместе радуемся мы,
    Потому что в нашем классе -
    Все заботливы, дружны!

Слайд №8 Звучит песня «Улыбка». Поют все.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!