СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная газета – современное средство духовно-нравственного воспитания и способ самореализации личности обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление на тему "Школьная газета как средство духовно-нравственного воспитания и способ самореализации обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Школьная газета – современное средство духовно-нравственного воспитания и способ самореализации личности обучающихся»

Школьная газета – современное средство духовно-нравственного воспитания и способ самореализации личности обучающихся



Поздравить любимую газету «Ялуторовская жизнь» с юбилейной датой и пожелать всему коллективу только хороших новостей, пожелать  новых профессиональных успехов, новых удачных проектов, процветания и благополучия!

Где-то я читала, что счастливым считается тот, кто утром с удовольствием идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Не поверите, но я – именно такой человек. У меня любимая работа и надёжный тыл в лице родных и понимающих людей – мужа, сына и дочери.

Для меня учитель- это не просто профессия, это - состояние души . В начале моей педагогической деятельности, а это уже 42 года, мне посчастливилось познакомиться с удивительной женщиной, учителем, директором Асланинской школы Калиевой Галией Айсутуловной. Так вот она говорила, что труд учителя можно сравнить с трудом садовника, который выращивает различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Каждый утро, встречаясь со своими учениками, я вижу в их глазах доверие и уважение, чувствую их ответную любовь. Это ли не счастье? И за это каждодневное ощущение счастья я благодарна моей профессии. Позвольте мне поделиться некоторым опытом работы.

Сегодня от выпускников школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания. Особенно это касается подростков, которые в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни.

Проект «Школьная газета» в нашей школе был задуман как акция в рамках образовательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

Цель проекта:

  • создать поле реально востребованной деятельности для детей путём повышения качества владения устной и письменной речью;

  • поддерживать чувства патриотической гордости успехами школы, причастности к происходящему в стенах родной школы и ответственности за результаты коллективного труда.

Современное образование стремится к внедрению новых технологий, электронных книг и виртуальных заданий, но большой ценностью есть и остаётся реальное авторское творчество школьников. Особенно бесценными становятся страницы школьного издания, когда в них ребёнок видит свою статью, свою фотографию, свои рисунки. Так реализуется принцип: жизнь становится интересной и полноценной только тогда, когда сам что-то творишь, созидаешь, действуешь. Так, проект по учебной деятельности трансформировался в социальный проект. Подготовка газеты требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и верстка. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. Объединить вокруг себя коллектив единомышленников мне помогла разработанная мною программа клуба юных журналистов «Зеленая лампа». Актуальность данной программы состоит в том, что она раскрывает творческие способности учащихся , создает живую, активно работающую информационную среду. Моя Программа опубликована на официальном сайте всероссийского издания «Педразвитие» в 2016 году.


Школьная газета стала “лицом школы” и создала особый микроклимат, показала свою значимость и в социальном, и в психологическом плане. В состав редакции входят учащиеся с 5 по 8 класс. Каждый ребенок – личность в полном смысле этого слова. По крайней мере, таким он становится в газете, в своих заметках, репортажах, стихах.

Выпуск школьной газеты «Школьная жизнь» в виде печатной публикации осуществляется на добровольных началах с 2004 года. Газета стала периодичным изданием, выходит 1 раз в четверть, распространяется не только в школе, но и в деревне Южная.

Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

Школьная газета – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Проект способствует сплоченности детей, развитию их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном и классном коллективе, дальнейшей демократизации всей школьной среды, а также созданию базы для развития творческого потенциала учащихся. Но главное – что газета помогает становлению личности ребенка – активной, думающей, толерантной.

Создание газеты – процесс трудоёмкий и вместе с тем очень увлекательный. Корреспонденты присутствуют на всех школьных мероприятиях. Донося информацию до читателя, формируют и высказывают свою точку зрения на происходящее. Так создаётся контакт с читателями, среди которых кроме сверстников, учителя и родители. Каждый ребёнок имеет право быть услышанным!

Рассказывая о работе школьной редколлегии, можно отметить, что с 2016 года на страницах районной газеты «Ялуторовская жизнь» появлялись заметки юных корреспондентов о школьной жизни. Учащиеся приняли участие в акции «Письмо в сорок первый». В классе, где проходят занятия по русскому языку и литературе, есть творческий уголок «Меня ужалила пчела» , где учащиеся помещают свои первые стихи, сочинения, рассказы. Работ учащихся накопилось так много, что само время и наличие творческих работ школьников подсказали, что надо найти выход – создание литературного альманаха.

Большое дерево когда-то было маленьким и хрупким. На его спиле можно по кольцам сосчитать возраст. Первое, едва видимое колечко является основой ствола. Так детство и ученичество – это главная часть человеческой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого было сосредоточено в семье, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка начинает играть школа и от нее во многом зависит воспитание личности ребёнка. В этом контексте особое место в воспитании по праву принадлежит школьной газете.

Конечно, соперничать с современными СМИ по быстроте и качеству работы школьная газета не может, но это и не входит в ее задачи. Газета является средством объединения детей разных классов. Она помогает формировать общественное мнение в школе, служит средством развития личности ребенка, способствует созданию в школе крепкого коллектива. Сам процесс выпуска школьной газеты, отбор статей, заметок, стихов помогает раскрыть творческий потенциал учащихся; делать их выбор – работу юнкором – осознанным. Развитие ребят – это взаимодействие с наукой, искусством, культурой родной речи.

Газета поможет выявить лучшие качества личности, сформировать нравственные приоритеты, подготовить учеников к выбору профиля в обучении.

Происходит совершенствование умения четко, логично, грамотно выразить свои мысли, подобрать формат (статья, заметка, замечание “короткой строкой”) для изложения материала.

В перспективе нашей дальнейшей работы:

* поддержка связей с другими школами для обмена новостями по электронной почте;

* издание персональных (авторских) газет учащихся;

* привлечение родителей к изданию газет и выпуск одного номера (в год) силами родителей;

И закончить я хочу восточной притчей. Это произошло давным-давно в старинном городе, где жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, зажал ее между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони,  и бабочка умрет, а если он скажет: мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее» Так он и сделал: пришел к мудрецу и задал свой каверзный вопрос.   И тогда мудрец, которого не зря люди называли великим,  спокойно сказал: «Все в твоих руках…..»