Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский»
МО «Алданский район»
Школьная научно-практическая конференция
Тематика: Психология и педагогика
Тема:
«Влияние обесценивания на эмоционально-волевую сферу подростка»
Выполнила:
Пшенникова Евгения,
ученица 10 класса
Научный руководитель:
Попова Светлана Анатольевна,
педагог-психолог
г. Алдан
2020 год
Введение
В данной научно-исследовательской работе по психологии на тему "Влияние обесценивания на эмоционально-волевую сферу подростка" рассматривается теория обесценивания личности человека, с точки зрения психологии, раскрывается понятие обесценивание личности, исследуются структуры личности подростков, изучаются особенности эмоциональной сферы несовершеннолетних, особенности кризисных состояний, оценивается реакция подростков на обесценивание.
В ходе тестирования необходимо определить эмоциональное состояние подростка, фон настроения, активности, самочувствия, тревожности, агрессивности, невротических реакций, исключить или выявить аутоагрессивные предпосылки, сравнить результаты исследований до и после ситуаций обесценивания в разных жизненных ситуациях.
В научно-исследовательской работе проведено эмпирическое исследование с подростками 9-10 классов СОШ № 5 п. Ленинский. Анализ результатов проведенного исследования позволил автору сделать выводы об эмоциональном состоянии подростков в разных жизненных ситуациях, оценить уровень риска суицида, определить намерения подростка, его опасения, тревоги, узнать, как меняется эмоциональное состояние.
Актуальность: по статистике, около 21% юношей и девушек в возрасте до 18 лет страдают депрессией. Это уже больше, чем каждый двадцатый. Но в статистику входят только зарегистрированные случаи. А чаще всего депрессии в подростковом возрасте остаются без внимания окружающих. Очевидные для специалиста симптомы игнорируются родителями, педагогами, окружающими и списываются на возрастные изменения характера, а способами «лечения» депрессивных расстройств у детей и подростков все еще остаются обесценивание (наказание, нравоучение, давление).
Новизна работы: состоит в том, что до настоящего времени не были проанализированы механизмы одного из самых опасных видов психологической защиты - обесценивания, его роль и влияние на эмоционально-волевую сферу подростков.
Гипотеза: Мы предположили, любые обесценивающие личность подростка фразы, манипуляции, жесты могут разрушать, наносить вред психическому состоянию подростков и увеличить риски суицидального поведения.
Цель: выявить какое влияние на эмоциональное состояние подростка оказывает обесценивание личности.
Задачи:
Сформулировать понятие обесценивания личности.
Исследовать влияние факторов обесценивания в подростковом возрасте.
Исследовать подростков, столкнувшихся с ситуациями обесценивания в социальной жизни.
Выявить подростков с нестабильным эмоциональным состоянием, с рисками суицидального поведения.
Изучить литературу по данной теме.
Методы исследования: опрос; анализ; опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой, Шкала безнадёжности (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974); опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста; тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва); проективный тест «Несуществующее животное».
Практическое применение: результаты психологической диагностики, опроса, можно использовать в психолого-педагогической работе учителей, педагогов, родителей, для применения адекватных форм воспитания подростков.
Объект исследования: группа подростков 9-10 класса, в количестве 12 человек.
Предмет исследования: исследование эмоционально-волевой сферы подростков, взаимосвязь социальных взаимоотношений несовершеннолетних с окружающими и проявление эмоциональных реакций, в ситуациях психологического насилия.
Эмпирические исследования
Для исследования была взята группа подростков - добровольцев, которые согласились участвовать в исследовании. Это группа старшеклассников 9-10 класса, в количестве 12 человек.
Целью диагностики послужило сравнение эмоционального фона подростков в периоды обычного эмоционального состояния, настроения, активности, самочувствия и в периоды, когда их (как им казалось) обесценивали в разных жизненных ситуациях (дома, в школе, в социуме).
Чтобы получить достоверные данные, подросткам было предложено 5 апробированных методик, которые они проходили в разных эмоциональных состояниях.
Методика Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой.
Цель: экспресс-диагностика суицидального риска. Выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.
Шкала безнадёжности (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974) — шкала, состоящая из 20 вопросов, позволяющая измерить выраженность негативного отношения к собственному предполагаемому будущему. Позволяет косвенно определить суицидальный риск у людей, страдающих депрессией и/или другими ментальными расстройствами, а также у людей, ранее совершавших суицидальные попытки.
Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста. Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Каждому испытуемому предлагается ознакомиться с содержанием 40 предложений.
Цель: определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющих на формирование суицидальных наклонностей. Данный тест помогает выявить широкий спектр эмоциональных состояний человека.
Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва) был предложен подросткам с целью определения суицидальных наклонностей.
Проективный тест «Несуществующее животное» в основном рассчитан на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций как у детей, так и у взрослых.
Результаты полученных данных:
1 методика
Вывод: как мы видим, изменение произошло в следующих суждениях подростков: резко вырос уровень доминирования эмоций над интеллектуальным контролем. Снизился показатель уникальности. Выросли показатели несостоятельности, социального пессимизма, невозможность конструктивного планирования будущего. У одного подростка возросли риски суицидального намерения.
2 методика
Вывод: из результатов тестирования следует, что подростки испытывают волнение, появляются негативные эмоциональные реакции, возрастает уровень тревоги в ситуациях обесценивания.
3 методика
Вывод: по результатам тестирования следует, что в периоды эмоционального неблагополучия большинство подростков испытывали тревогу, агрессию, неуверенность в себе (снижение самооценки), панику, бесперспективность будущего.
4 методика
Вывод: результаты тестирования до и после показывают положительную тенденцию суицидальных рисков в периоды критики, негативизма, упреков, сравнения от окружающих людей.
5 методика
Вывод: исходя, из результатов тестирования следует, что подростки в ситуациях обесценивания испытывали: неуверенность в себе, агрессивность, невротические проявления. Появилась подозрительность, настороженность, депрессивные признаки. Снизились стремление к независимости и самостоятельности.
Опрос подростков
Высказывания:
1 ученик: «Я очень сильно чувствую, когда другие люди обесценивают меня – того, какой я есть: внешне – то, как я выгляжу, или внутренне – мои чувства, эмоции, переживания, а порой даже случается и мои жизненные цели, и приоритеты, высмеивают их.. В такие моменты, я теряю веру во все..»
2 ученик: «Когда меня обесценивают, я съеживаюсь, сжимаюсь и решаю больше не проявлять себя подобным образом, или с этим человеком или – вообще никогда. У меня было много обесценивания в жизни, в детстве, и меня совсем не учили, как с этим бороться..»
3 ученик: «Ребенку сложнее всего противостоять взрослому, особенно наделенному статусом, например, учителю. Я помню такие моменты, когда учителя оскорбляли и позорили меня перед классом, и мне хотелось умереть…»
4 ученик: «Да, мне было очень обидно, когда меня не принимали таким, какой я есть, хуже того – еще и высмеивали, и это вызывало сильную злость и желание драться против несправедливости, направленной в мою сторону или в сторону любого, кто становится объектом обесценивания…»
6 ученик: «Я считаю, что как родители будут относиться к ребенку, так и он будет относиться к себе, будет чувствовать себя так, оставаясь наедине с самим собой. И это будет влиять на его отношения с окружающими и на всю его дальнейшую жизнь.
Но что делать, когда родители не дали такого воспитания и не показали мне, как перестать быть объектом обесценивания? Я заметил, некоторые люди умеют посмеяться над собой. Смех, конечно, лекарство, но не всегда я могу смеяться над собой. Иногда это слишком больно, что жизнь теряет смысл».
7 ученик: «Когда я слышу упреки, несправедливую критику, сравнение я превращаюсь в злобного тирана, который хочет кричать, драться. Потом наступает отчаяние и опустошенность, меня как будто выпотрошили и не оставили ничего, теряешь веру в себя. В голове сидит фраза: «Ты ничто»…»
8 ученик: «Когда меня обесценивают, я очень сильно переживаю, могу несколько дней прокручивать все произошедшее, мучительно больно становится, что пережить невозможно…»
9 ученик: «Если я что-то сделал полезное, но в ответ услышал колкости и неприятные фразы, сразу пропадает желание и я, падаю духом».
10 ученик: «Обесценивание личности это жестокий мир!»
11 ученик: «Мои родители постоянно меня ругают, критикуют, сравнивают, поэтому я не верю в себя, мои шансы на успех в будущем ничтожны…»
12 ученик: «Так устроен мир! Нас будут всегда обесценивать: дома - родители, в школе - учителя, на работе – начальники, в дружбе – друзья…Взрослым это пережить или справиться легче, а нам с нестабильной психикой очень тяжело. Надо что-то менять, стараться быть сильным…»
Заключение
В заключение проделанной работы можно сделать вывод, что обесценивание личности подростка можно расценить, как вид психологического насилия, а значит разрушение личности, которое вызывает нарушение в развитии идентичности, понижение самооценки. У подростков повышается агрессивность, тревожность, появляются страхи, чувство одиночества, несостоятельности. Негативные эмоции порождают чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде и появлению различных психологических расстройств личности.
В процессе работы с этой темой я приобрела для себя важный опыт и поняла, что обесценивание один из самых опасных механизмов воздействия на психику ребенка, подростка, человека. Данной научно-исследовательской работой я хотела бы, прежде всего, обратиться к родителям, учителям, педагогам, общественности, что воспитание ребенка, подростка должно исключать любые формы обесценивающего воздействия.
Список использованных источников и литературы:
Амбрумова А. Г. Роль личности в проблеме суицида. Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. — М., 1981.
Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. — М., 1980.
Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. - М.:Союз, 2019.
1Булгаков, Алексей Наши неуправляемые подростки / Алексей Булгаков. - М.: Москва, 2017.
Психология подростка. Полное руководство / Под редакцией А.А. Реана. - М.: Прайм-Еврознак, 2016.
Общая психология и психология личности / Под редакцией А.А. Реана. - М.: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2011. - 640 c.
Немов, Р. С. Общая психология. Том 1, 2, 3. Психология личности / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2014.
Фельдштейн, Д. И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Флинта, МПСИ, 2009.
Фрейджер, Роберт Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Роберт Фрейджер , Джеймс Фейдимеп. - М.: Прайм-Еврознак, Харвест, 2008.
Шапарь, В. Б. В лабиринтах психологии личности / В.Б. Шапарь. - М.: Феникс, 2004.
Эммонс, Роберт Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Роберт Эммонс. - М.: Смысл, 2004.