СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная учебно - производственная бригада

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Школьная учебно - производственная бригада»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Малосалаирская средняя общеобразовательная школа»


Гурьевский район, село Малая Салаирка,

ул. Трактовая 1 «А»




























Учебно-производственная бригада является объединением учащихся школы. Бригада организована из учащихся старшего и среднего звена школы. Учебно-производственная бригада действует ежедневно, используя учебное время для усвоения теоретических знаний, послеучебное время – для общественно-полезного труда или занятий по интересам. Основная работа осуществляется в летний период на учебно-опытном участке (выращивание овощей, проведение опытнической работы).

Учебно-опытный участок – это лаборатория биологии под открытым небом. Выполняя несложные опыты с растениями, учащиеся закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, полученные на уроках в классе, учатся распознавать растения, овладевают методами управления их ростом, приобретают трудовые умения по выращиванию культурных и декоративных растений. В процессе осуществления опытно-практических работ у учащихся воспитывается не только любовь к природе, но и ответственность за порученное дело. Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися родной природы, в воспитании и формировании интереса и бережного отношения к ней. Это база для опытно-практических работ и обеспечения уроков биологии раздаточным материалом в виде живых растений или изготовленных из них наглядных пособий, Функционирование учебно-опытного участка школы позволяет решать комплекс задач:

  • совершенствование знаний учащихся по предметам;

  • формирование практических умений по выращиванию растений, уходу за растениями и животными;

  • формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;

  • развитие интереса у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению;

  • развитие эстетических чувств у школьников;

  • развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений, уходом за растениями и животными;

выполнение исследовательских работ.

Учебно-опытный участок разделен на несколько отделов. В целях правильного использования земли, повышения плодородия почвы, рациональной борьбы с сорняками и получения высоких урожаев во всех отделах организуется севооборот. Учащиеся приучаются к правильному и рациональному использованию земли как главного фактора производства в сельском хозяйстве. Важно, чтобы учащиеся поняли научную основу и значение каждого агротехнического приема в создании оптимальных условий для роста и развития растений и в итоге для получения высоких урожаев. При обучении сельскохозяйственному труду используются как обьяснительно-иллюстративные методы, так и методы проблемного обучения, особенно исследовательский метод. Этот метод выражается в постановке опытов и в их проведении. Перед учащимися ставятся проблема, конечно, доступная для решения путем проведения опыта. При этом они учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, делать выводы и знакомятся с методами исследования. Кроме того, проводятся демонстрационные опыты, позволяющие учащимся убедиться в тех или иных явлениях, о которых они узнали из учебников на уроках биологии. Наблюдаемые различия побуждают учащихся отыскивать их причины, что содействует развитию логического мышления.

Ценность опытнической работы при обучении сельскохозяйственному труду заключается в том, что учащиеся с большим пониманием и интересом овладевают приемами выращивания растений. Развиваются активность школьников, стремление сделать все лучше, рациональнее. Создаются условия для проявления элементов творчества и изобретательности. На учебно-опытном участке опыты не просто подтверждают уже изученный материал, а помогают приобретать знания, открывать еще неизвестное для ученика, служат ступенькой к изучению нового. Необходимо, чтобы учащиеся научились выполнять работы, связанные с постановкой опытов и умели осмысленно наблюдать, делать выводы из наблюдений и фиксировать их в дневниках.
















Основные направления деятельности учащихся на участке: выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение опытов в соответствии с программами по биологии, экологии и факультативных курсов

Основная работа на участке начинается по окончании 4 четверти. С осени убирают старую траву, другой мусор. Весной, после вспашки участок делится на делянки и засевается семенами и подготовленной рассадой. Деятельность школьников в летний период организуется по составленному в школе плану и графику. Все работы осуществляются под руководством учителя. Для работы на участке из учащихся формируются группы не более 15 человек. Учебно-производственная бригада включает в себя 3 звена. В каждой свой бригадир и каждое звено ведет соответствующую документацию.

Все члены учебно-производственной бригады, работающие на участке, обязаны предварительно пройти инструктаж по ТБ, после чего расписываются в журнале. Инструктаж проводит учитель, работающий с детьми.

Организация работы учебно-производственной бригады осуществляется на основе ученического самоуправления. Работа осуществляется в процессе всей деятельности бригады, а также путем проведения специальных мероприятий: конкурсов, встреч с работниками сельского хозяйства, концертов самодеятельности, экскурсий и походов, участие в смотре-конкурсе учебно-производственных бригад.

Ежегодно, в начале учебного года подводятся итоги работы на пришкольном участке, форма подведения итогов выбирается коллективом школы (ученическая конференция, «Праздник урожая», «Осенний бал»). Так каждый год ко Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности участники учебно-производственной бригады оформляют выставку своих достижений на районном празднике.














Школьная территория занимает площадь 4 га. Посевная площадь 2 га, которая разделена на множество отделов. Работа на учебно-опытном участке позволяет выполнять основные задачи, направленные на приобретение трудовых навыков по посадке, уходу за растениями и хранению с/х продукции. В ходе работы члены учебно-производственной бригады знакомятся с простыми агротехническими приемами, проводимыми с землей; получают экономические понятия: рентабельность производства, затраты, экономия. Вся продукция, выращенная на участке, засыпается на хранение в овощехранилище. В столовой готовятся горячие обеды, что помогает уменьшить их стоимость. В связи с функционированием кадетского юридического класса (где 4-х разовое питание), уделено особое внимание выращиванию овощей.

Засаживаем делянки всеми культурами, которые нам необходимы, нужны и выгодны. Каким будет урожай на следующий год, мы намечаем заранее, составляем план работы. Такая подготовка сводится к приобретению семян наиболее высокоурожайных культур для нашей местности. Много семян приносят учителя и дети, а также родители. Готовим землю для рассады, вносим удобрения. Максимально рациональное использование площади участка, позволило осенью 2009 года собрать урожай намного больше, чем в 2018 году:


2018

2019

-картофель – 1000 кг

томаты- 120 кг;

-перец – 1,5 кг;

-тыква- 500 кг;

-лук-репка – 87 кг;

-кабачки – 70 кг;

-огурцы – 35 кг;

- морковь – 500 кг;

-свекла – 500 кг;

-капуста – 1000кг;

-лук-севок – 5 кг;

-фасоль – 15 кг;

-редька – 20 кг.



Картофель – 6т300кг

Морковь – 1 т

Томаты – 110 кг

Огурцы – 40 кг

Лук – репка – 120 кг

Патиссоны – 5 кг

Лук – севок – 170 кг

Кабачки, тыква – 210 кг

Редька – 80 кг

Свекла – 700 кг

Фасоль – 33 кг

Зелень – 10 кг

Капуста -1т 200 кг

Плоды шиповника – 20 кг





В 2018-2019 учебном году учащиеся кадетских классов приняли участие в Муниципальном конкурсе проектов «Достижения юных», выиграв грант в размере 10 тысяч рублей. На эти деньги была построена детская игровая площадка на территории, где всегда много детворы. В этом учебном году учащиеся кадетского класса, являющиеся членами учебно-производственной бригады, распланировали участок для фруктового сада, расчистили, выровняли его и посадили 80 фруктово-ягодных саженцев: вишни, груши, сливы и яблони. Ребята очень серьезно настроены и хотят воплотить все свои задумки в жизнь. Так был создан проект «Школа – сад», который был отправлен на ежегодный конкурс «100 классных проектов».

Территория нашей школы находится в центре села. Территория очень большая и здесь необходимо создать условия для того, чтобы люди могли наслаждаться природой, гулять с детьми, проводить игры на свежем воздухе, т.е. активно отдыхать. В настоящее время в селе нет такого места. Мы предлагаем благоустроить школьную территорию и привлечь внимание местных жителей. В нашем селе находится районная поликлиника, районный дом культуры; в нашей школе часто проводятся районные мероприятия, поэтому хочется, чтобы от посещения школы оставались только приятные впечатления. Кроме того, на территории много зеленых зон, которые можно облагородить, оживить и вернуть к полноценной жизни на радость людям. Так в 1995 году в честь пятидесятилетия Великой Победы ветеранами села была заложена Аллея Победы. Аллея взята под охрану членами учебно-производственной бригады 8 класса, которые следят за ней и каждую весну приводят в порядок.






Планируя опыты, одновременно планируются сопутствующие наблюдения и учеты. Наиболее важным требованием к наблюдениям является их целенаправленность. Опыт сопровождается наблюдениями, позволяющими понять изучаемое явление. Для анализа практически бывает достаточным 20-30 растений. Общее состояние растений оценивается субъективным методом. Визуально учитывают развитость листового аппарата, его внешний вид, пораженность вредителями; оценивают силу развития всего растения. В зависимости от цели опыта, культуры и вида получаемой продукции оценивают типичность растений по сорту, учитывают урожайность; одновременно при оценке опытных растений проводят биометрические измерения. В зависимости от поставленных задач могут быть проведены другие наблюдения с соответствующими оценками. Проводя опыты и определяя, какие культуры наиболее рентабельны для данной местности, у учащихся нет возможности сотрудничать с местным хозяйством ООО «Рассвет», т.к. хозяйство молочно-мясного направления и не занимается выращиванием овощных культур. По окончании работ, учащиеся пишут отчет, в котором указывают всю проведенную работу и собранный урожай. Итоги подводятся на традиционном общешкольном празднике Урожая, где отмечаются лучшие учащиеся, опытники-исследователи.
























Характеристика отделов пришкольного

(учебно-опытного) участка


Отдел начальных классов.

Это отдел в виде обособленного севооборота с закрепленными за классами делянками.


Отдел овощных культур

Это один из ведущих отделов на учебно-опытном участке. Здесь произрастают морковь, свекла, капуста, огурцы, томаты, лук, кабачки, тыква, фасоль, горох, бобы, физалис, салат, петрушка. Параллельно в этом отделе идет перекрестное наложение опытов с овощными культурами.


Отдел полевых культур.

В этом отделе основное место занимает картофель


Отдел плодовых культур.

Данный отдел представлен яблоневыми деревьями. Основная работа здесь проводится весной – рыхление земли вокруг деревьев, обрезка сухих веток. Побелка стволов.


Отдел цветочно-декоративных растений.

Этот отдел четко не обособлен. Цветочно-декоративные растения высаживаются у входа на учебно-опытный участок, вдоль дорожек. Основная масса цветочно-декоративных растений выращивается перед фасадом школы. Выращивание цветочно-декоративных растений имеет в основном эстетическое значение. Но нельзя забывать и об учебной роли этих растений. Из цветочных культур на участке растут астра, петуния, львиный зев, лаватера, касмея, настурция ,эшольция, георгины, алиссум, бархатцы разных видов, ленок, цинния, смолевка, различные сухоцветы, иберис, ирисы, незабудки. Декоративные кустарники, растущие на участке, используются в качестве живой изгороди. Это шиповник, сирень, бузина и др. Основная работа в этом отделе это стрижка кустарников и оформление живой изгороди.


Отдел лекарственных трав.

Основное растение этого отдела календула


Отдел защищенного грунта

Это парники для выращивания рассады капусты и других растений. А также планируется отремонтировать старую заброшенную теплицу и использовать ее.



«Выращивание овощей и обеспечение ими школьной столовой».

Цель: путем ведения агротехнических мероприятий, вырастить урожай овощных культур, обеспечив столовую школы.



Виды овощных культур, сорт

Виды работ

Морковь

-«Нантская»

-«Шантане»

-«Витаминная»

-посев

-прополка

-рыхление

-полив

-прореживание

-уборка урожая

Свекла

-«Египетская»

-«Бордо»

-«Столовая»

-посев

-прополка

-рыхление

-полив

-прореживание

-уборка урожая

Тыква

-«Дачная»

-«Голубая»

-посев

-прополка

-рыхление

-полив

-уборка урожая

Кабачки

-«Грибовские»

-«Скворушка»

-«Цуккини»


-посев

-прополка

-рыхление

-полив

-уборка урожая

Фасоль


-посев

-прополка

-полив

-уборка урожая

Лук

-«Стригуновский»

-«Штутгартен»

-Лук - чернушка

-посадка

-прополка

-рыхление

-полив

-уборка урожая

-борьба с вредителями

Редька

-«Зимняя черная»

-посев

-прополка

-полив

-уборка урожая

Редис

-«Жара»

-«Льдинка»

-посев

-прополка

-полив

-уборка урожая

Томаты

-«Сибирский скороспелый»

-«Грушовка»

-«Буян»

-«Наседка»

-«Хлебосольные»

-«Никола»

-«Пекинские»

-посев на рассаду

-пикировка

-посадка в теплицу

-прополка

- пасынкование

-полив

-уборка урожая

Огурцы

-«Кустовой»

-«Водолей»

-«Неженский»

-«Алтайские»

-«Конкурент»

-посев

-полив

-уборка урожая

Капуста

-«Краснокочанная»

-«Надежда»

-«Голландская»

-«Белорусская»

-«Московская»

-«Колобок»

-посев в парники на рассаду

-полив

-высадка рассады

-рыхление

-борьба с вредителями

-окучивание

-уборка урожая

Горох

-«Ползунок»

-«Сахарный»

-посев

-прополка

-полив

-уборка урожая

Бобы

-посев

-прополка

-полив

-уборка урожая

Зелень

-укроп

-лук-батун

-петрушка

-мангольд

-кориандр

-базилик

-посев

-прополка

-полив

-уборка урожая

Производственный отдел



Цель: выращивание культуры для школьной столовой


Овощная культура

Проводимая работа

Картофель

-подготовка почвы

-подготовка семян

-посадка семян

-прополка

-окучивание

-борьба с вредителями

-уборка урожая



Фруктовый сад


культуры

виды работ


вишня

слива

груша

яблоня

-вспашка междурядий;

-боронование

-уборка сухих веток

- рыхление почвы вокруг деревьев



Отдел лекарственных трав


Виды сырья

Что заготавливаем

Реализация

Календула

Цветы

Аптеки, население




Цветочно-декоративный отдел



Однолетники

многолетники

-астра

-однолетний георгин

-кларкия

-ленок

-циния

-настурция

-космея

-петуния

-лаватера и др.

-турецкая гвоздика

-ландыши

-анютины глазки

-водосбор

-флоксы

Кустарники декоративные:

-декоративная калина

-чубушник

-гортензия

-снежноягодник

-ива шаровидная


Цветочные клумбы разбиты напротив школы, напротив интерната и на детской игровой площадке.


Для выращивания рассады

Парники -2

Теплица-1


Для хранения овощей

Овощехранилище – 1


Ограждение участка

  1. Деревянная ограда

  2. Железная ограда


Установлены таблички

1.Названия отделов

2.Название и сорт культуры


Для хранения сельскохозяйственного инвентаря приспособлено здание старой котельной. Инвентарь имеет определенное место для удобного хранения и быстрой раздачи его учащимся. Имеются стеллажи с полками для хранения ведер, леек и ящиков под рассаду.

Текущий ремонт инвентаря проводится на уроках трудового обучения в мастерской. Для оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах, засорении глаз и т.д. имеется

Аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств.

Опытные и контрольные делянки оформлены этикетками. Большинство из них используются в течение ряда лет, поэтому они также хранятся на складе.

На учебно-опытном участке имеется небольшой подвал, где складируются и хранятся разные сорта картофеля, моркови, свеклы.

Капуста, выращенная на участке, складируется для хранения в подвале, а часть засаливается на зиму.

Все овощи, выращенные на учебно-опытном участке, используются для организации горячего питания в школьной столовой.

На школьной территории разбито много цветников и клумб. Это тоже одно из направлений в работе учебно-производственной бригады.





















Экономическое обоснование


Использование земли для выращивания с/х культур всегда было делом святым. Сельскохозяйственное производство является одной из важных отраслей народного хозяйства. Имея пришкольный участок, мы обеспечиваем школу продуктами питания.

Вся продукция используется для приготовления горячих обедов учащимся школы. За счет этого обеды стали дешевле.

Работа учебно-производственной бригады на пришкольном участке планируется и на будущее. Работая с культурами, школьники накапливают опыт работы с растениями, землей. Правильное использование биологических и агротехнических знаний при выращивании овощных и цветочных культур, помогает учащимся осуществить свой жизненный выбор. Ежегодно учащиеся нашей школы поступают учиться кемеровский Государственный с/х институт. В 2007 учащиеся учебно-производственной бригады под руководством педагогов школы разработали проект «Зеленая грядка», а в нынешнем году работают над проектом «Школа – сад». Кроме этого, с этого года запускается работа теплицы. Круглогодично можно будет не только выращивать растения для школьной столовой, но и вести наблюдения за растениями. Это позволит учащимся расширить свои знания еще больше, еще подробнее узнать о правилах выращивания растений.









Результаты деятельности учебно-производственной бригады

МОУ «Малосалаирская средняя общеобразовательная школа»

в 2019 году


Количество звеньев – 3


Посевная площадь - 2 га


Общая площадь - 4 га


Собрано картофеля - 6т 300 кг


Собрано овощей - 4 т


Направлено на удешевление питания в школьной столовой - 10т 300кг



Лучшие члены учебно-производственной бригады по итогам 2019 года


Нефедьева Ксения

Бржецкая Екатерина

Ускова Галина

Фурмалев Вадим











План работы на учебно-опытном участке в 2020 году


Планирование посевных делянок на учебно-опытном участке


Выращиваемая культура

Количество делянок

Занимая площадь

Морковь

30

5соток

свекла

20

2 сотки

капуста

1000 корней


Лук - репка

20

3 сотки

Лук - севок

10


огурцы

5

0,3 сотки

кабачки

6

0,7 сотки

томаты

500 корней

теплица

картофель


0,5 га

Фасоль, укроп, петрушка и др.


0,5 сотки

Итого:


Используемая площадь- 2 га

Цветочно-декоративный отдел

Оформить клумбы напротив школы и интерната

На пнях от спиленных тополей сделать клумбы

Вырастить рассаду однолетних цветов

Оформить однолетними цветами дорожки на учебно-опытном участке


Отдел защищенного грунта

Вырастить рассаду капусты следующих сортов:

Надежда - 100 корней

Колобок – 50 корней

Подарок – 100 корней

Краснокочанная - 50 корней


Отдел лекарственных трав

Посеять семена календулы и в течение лета собирать и сушить цветки этого растения


Отдел плодовых культур

Обрезать сухие ветки с яблоневых деревьев

Прорыхлить междурядья

Весной побелить стволы деревьев

Стрижка газона, между плодовыми деревьями

ПОЛОЖЕНИЕ
об учебно-производственной бригаде

МОУ «Малосалаирская средняя общеобразовательная школа»


1.1. Учебно-производственная бригада является объединением учащихся.

1.2. Учебно-производственная бригада действует ежедневно, используя учебное время для усвоения теоретических знаний, послеучебное время - для общественно-полезного труда, занятий по интересам.

1.3.Организация производственной. учебно-воспитательной работы бригады осуществляется на основе ученического самоуправления.

1.4. Высшим органом самоуправления бригады является общее собрание членов бригады. Общее собрание избирает из числа учащихся: бригадира, члена Совета коллектива, звеньевых

1.5. Общее собрание бригады обсуждает и утверждает план работы, рассматривает вопросы дисциплины, посещаемости, успеваемости учащихся бригады, подводит итоги работы. Общее собрание бригады собирается по мере необходимости.


1.6.Каждый член бригады во главе с бригадиром отчитывается о своей работе перед общим собранием членов бригады.


1.7. Бригадир учебно-производственной бригады участвуют в организации деятельности бригады, распределении обязанностей между членам бригады, организации контроля за их исполнением; организуют соревнование и взаимопомощь, обеспечивают режим труда и отдыха, учебной, трудовой и производственной дисциплины и своевременное прохождение ТБ


1.8. В учебно-производственной бригаде проводится работа по нравственному, экономическому, экологическому, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Она осуществляется в процессе всей деятельности бригады, а также путем проведения специальных мероприятий: конкурсов по профессии, встреч с ветеранами и передовиками производства, олимпиад по труду, концертов самодеятельности, спортивных состязаний, туристических походов, экскурсий и другое.


1.9. Бригадир имеет следующую документацию:
- Социальный паспорт группы (бригады), содержащий основные сведения о ней;
- Список членов бригады с указанием их обязанностей и поручений, табель. - План работы и журнал учета выполненной работы, фотоальбом.
-Учебно-производственная бригада может иметь свой девиз, эмблему, символ.

Поощрения

Члены учебно-производственной бригады поощряются за:
- успехи в учебе;
- участие и победы в учебных, творческих конкурсах, спортивных состязаниях;
- общественно-полезную и трудовую деятельность.
Применяются следующие виды поощрения:
- объявление благодарности;
- награждение грамотой или благодарственным письмом;
- награждение ценным подарком или денежной премией;
- награждение благодарственным письмом родителей учащегося.