Школьные факторы риска.
Исходя из анализа научных источников школьных факторов риска, можно сделать вывод что, здоровье понимается как состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни. Здоровье - основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и полностью овладеть школьной программой без чрезмерного напряжения. Снижение уровня здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма ученика. Современная школа с её повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей особенно резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление, провоцируя рост заболеваний.
Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим. Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те факторы (школьные факторы риска — ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.
К числу ШФР относятся:
Стрессовая педагогическая тактика.
Интенсификация учебного процесса.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Нерациональная организация учебной деятельности.
Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Слабая мотивация школьников на здоровый образ жизни.
Отсутствие стратегии здоровья, основанной на социальной ценности здоровья и ответственности человека перед обществом за своё здоровье и общества перед человеком за его здоровье.
Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона — ребенок. На обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности — еще один источник стресса. А если учесть, что этот страх усиливается не столько от реальной несостоятельности ребенка, сколько от осознания того, что избежать конфликтной ситуации, избавиться от нее у ребенка нет никакой возможности, то нетрудно представить себе силу воздействия таких ситуаций. Результаты наших исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5—2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).
Однако ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Физиологам хорошо известен негативный эффект ситуации ограничения времени в процессе любой деятельности. Доказано, что это сильнейший стрессорный фактор, и именно в ситуации ограничения времени, постоянного «цейтнота» школьник живет в течение 10 —11 лет школьного обучения. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка ощущать свою несостоятельность, испытывать недовольство взрослых и т.п. При этом ограничение времени может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Например, в практике современной школы успешность обучения часто определяется не качественными, а количественными (скоростными) показателями деятельности. Это, прежде всего, относится к скоростным характеристикам письма и чтения в начальной школе. Данные психофизиологических исследований процессов формирования навыков письма и чтения, проводимых в течение многих лет в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что несвоевременное форсирование темпа письма и чтения не только не способствует формированию этих базисных навыков, а, наоборот, тормозит этот процесс и нарушает его психофизиологическую структуру. Использование в качестве критерия успешности формирования навыка чтения скоростных характеристик, превышающих 80-90 слов в минуту, противоречит психофизиологическим закономерностям восприятия информации. При чтении со скоростью свыше 80—90 слов в минуту часть информации ребенком просто не воспринимается. Кроме того, артикуляционные движения, производимые со столь высокой скоростью, ведут к значительному мышечному напряжению и утомлению, а для некоторых детей просто невыполнимы. Несмотря на это, в школе продолжается «испытание секундомером», приводящее к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и к тяжелейшим психическим расстройствам. Решение этой проблемы требует не только изменения положения ребенка в школе и, возможно, законодательной защиты его прав и здоровья, но и серьезного изменения профессиональной подготовки педагогов.
Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников. Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка. Ярким примером такого несоответствия может служить использующаяся в начальной школе методика обучения безотрывному письму. Эта методика не учитывает ни функциональную незрелость мышц, ни незаконченные процессы формирования костей кисти и фаланг пальцев, ни несовершенство нервно-мышечной регуляции графических движений. Эта методика нарушает психофизиологическую структуру письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений, искусственно (из-за задержки дыхания) создает гипоксию и т.п. Результат такого несоответствия — не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, возникающий комплекс школьных проблем, повышение тревожности, а нередко — неврозоподобные и невротические расстройства.
Особенно остро проблема адекватности педагогических воздействий уровню физиологической и психологической зрелости организма школьников стоит в начале обучения (при поступлении в первый класс).
Еще один фактор, приводящий к резкому ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Интенсификация идет различными путями: первый — явный (открытый) — увеличение числа учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов) составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 ч в день, в основной школе 7,2-8,3 ч в день и в средней школе 8,6-9,2 ч в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9—10 ч в начальной, 10-12 — в основной и 13-15 ч в средней школе. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей достоверно чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость организма и т.п. нарушения. Среди учащихся этих школ в 1,2-2 раза больше, чем в массовой школе (хотя и в массовой школе далеко не все благополучно), детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, патологией органов зрения, хронической патологией. По данным Министерства Здравоохранения РФ, результаты проверок школ альтернативного типа (негосударственные общеобразовательные учреждения) показали, что 80 % этих учреждении открыто без согласия с медиками, санитарной службой, размещены в условиях, не отмечающих санитарным правилам и нормам.
Есть второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. По данным того же министерства, за период с 1945/46 по 1997/98 уч. гг. в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательные области филология (на 49 %) и математика (на 62 %). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой образовательной области за последние 50 лет не уменьшились. Поэтому столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса, утомлению и переутомлению.
Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учесть индивидуальные особенности ребенка оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80 %). Число таких детей за годы обучения неуклонно растет. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 — психоневрологических отклонений, в 3 — патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья углубляются, усиливаются, становятся хроническими и комплексными. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.
Однако до сих пор приходится убеждать педагогов, что напряжение, утомление и здоровье — взаимосвязанные процессы. Действительно, микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, замаскирована, а такие его проявления как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности часто принимают за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности. Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают «идеальные» условия для развития нервно-психических заболеваний.
С интенсификацией учебного процесса тесно связана нерациональная организация учебного процесса. Школьники всех классов в 80-90 % случаев недосыпают 1,5-2,0 ч, а сокращение ночного сна отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма. Средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно составляет не более 15-30 мин.
Проблема контроля за организацией школьной среды требует совместных решений Министерства Образования РФ и Министерства Здравоохранения РФ. Важно отметить, что в организации учебного процесса в школе нет мелочей, все значимо, все сказывается на состоянии и здоровье ребенка, также сказываются и гигиенические условия обеспечения учебного процесса, такие как:
условия освещённости;
воздушно-тепловой режим;
воздействие шума;
санитарно-гигиеническое состояние школы;
экологические факторы;
гигиенические требования к использованию видеоэкранных средств обучения;
организация питания школьников;
требования к школьной мебели.
Все эти условия регламентированы Санитарными правилами и нормами, но еще не реализованы в большинстве школ России.
Одним из вариантов нерациональной организации учебного процесса, нарушающим закономерности динамики работоспособности, является сокращение перемен, отсутствие часа активного отдыха после 3 урока, концентрация контрольных и самостоятельных работ в один день. Еще не отработаны варианты рациональной организации уроков с включением работы за компьютером.
Еще одним фактором риска является функциональная неграмотность педагога, работающего в школе. Он может блестяще знать свой предмет, но может не знать детей, их возрастные и индивидуальные особенности, их возможности. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровьесохраняющий учебный процесс.
Роль учителя в решении проблемы оздоровления школьников весьма велика и носит многосторонний характер. Основные направления учительской деятельности по оздоровлению учащихся изложены в следующей схеме, предложенной Левиным Э.А.:
Схема 1
[Левин Э.А., 2008, с.101]
Можно ли полностью исключить или минимизировать негативное влияние школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей? Несомненно, необходим комплекс мер по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и здоровьесохраняющей организации учебного процесса.
Возможно, идущая сейчас реформа школы, программ и учебников создадут условия для изменения ситуации. Важно, чтобы это была не разгрузка той же программы при тех же технологиях и методиках, при том же подходе к ребенку, скорее всего ничего изменить не смогут.
Все вышеперечисленные школьные факторы риска можно разделить на две категории:
1. Корректируемые – действия которых можно в некоторых случаях урегулировать;
2. Устранимые – негативное действие которых можно снять или нейтрализировать.
Существует также категория неизбежных факторов риска. К ним относят эндогенные факторы (возрастные, половые, наследственные), а также экзогенные внешкольные факторы (экологические и экономические). Мы обязаны учитывать неизбежные факторы, но мы не имеем возможности на них воздействовать.
Итак, в комплексе перспективных мер, направленных на снижение (или исключение) влияния школьных факторов риска можно выделить три направления:
• научное и научно-методическое, решающее комплекс научных, теоретических и исследовательских задач, определяющих физиологические и психофизиологические основы здоровьесберегающей деятельности;
• прикладное, решающее комплекс практических (прикладных) здоровьесберегающих задач современной школы;
• организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
Исходя из вышеперечисленных школьных факторов риска, мы можем выделить следующие принципы здоровьесбережения в образовательном учреждении:
1. не навреди;
2. принцип поддержания интереса к двигательной и познавательной активности;
3. действенный приоритет здоровья;
4. принцип непрерывности и преемственности;
5. принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися;
6. принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
7. медико-психологическая компетентность учителя;
8. приоритет активных методов обучения;
9. принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье;
10. принцип контроля за результатами здоровьесберегающей деятельности.