СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный буллинг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Столкнулась с проблемой буллинга в своем детском коллективе, начала разбираться. Проблема стара, термин новый...

Просмотр содержимого документа
«Школьный буллинг»

Школьный буллинг.


В настоящее время, казалось бы, обычные школьные драки и выяснения отношений, что сопровождает становление коллектива, становление своеобразной иерархии в классе, приобретает все более ярко выраженный характер, наносит вред не только физическому, но и психическому здоровью учеников. Начиная с младших классов имеет место быть буллинг, а именно: такие антиобщественные действия, как запугивание, травля ребенка со стороны одноклассников, распространение лживой, порочащей ребёнка информации в социальных сетях, что требует особого контроля не только учителя, родителей, но и соответствующих служб администрации школы. Буллинг - это повторяющиеся враждебное поведение, имеющее целью причинить ущерб кому-то физически или психологически более слабому. Чаще всего буллинг не является таким открытым, например как нападение, а проявляется, например, в исключении из общения, а ввиду особой значимости в настоящее время и распространенности электронных средств коммуникации, социальных сетей выделяют отдельно - кибербуллинг. Кибербуллинг становится серьезной проблемой не только для учеников, но и для учителей, в эпоху интернета унижение и оскорбления, а также запугивания могут длиться бесконечно, иметь разные формы, источники, и без обращения за помощью к правоохранительным органам довольно проблематично разрешить данную проблему.

Мотивы учеников, були, достаточно разнообразны. Это могут быть и достаточно популярные, активные, спортивные мальчики, привлекающие к себе внимание и манипулирующие другими, которые злоупотребляют своим высоким статусом. С точки зрения психологии, они вымещают таким образом свою агрессию, иные эмоции. Подобное самоутверждение может быть связано с социальным неравенством, ценности в их семьях далеки от задач школьного образования. Однако бывают и, напротив, пассивные були, отличающиеся низким самоуважением, неуверенностью в себе, одиночеством, эмоциональной неустойчивостью. Порой они и сами становятся жертвами буллинга, но в другом коллективе. Они задирают других с целью самозащиты, приобретения статуса. В любом случае, були - это скорее их крик о помощи.

Данная тема продолжает исследоваться во всём мире, поскольку буллинг видоизменяется, приобретает новые формы, но суть его остается прежней: доминирование и унижение другого человека. Ученые показывают, что именно травля со стороны сверстников приводит к суициду среди подростков. Психологи советуют проводить игры на сплочение коллектива, уроки доброты в целях профилактики буллинга, снижение эмоциональной напряженности.

В качестве мер профилактики на уровне администрации школы предлагаются следующие:

  • С помощью психологов применять педагогам различные виды педагогической деятельности для формирования ненасильственной среды образовательной деятельности.

  • Вводить принципы «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки» в школе.

  • Проводить расширенные педсоветы с педагогами, круглые столы среди психологов для обмена опытом по формированию ненасильственной среды среди учащихся.

  • Психологам рекомендуется обучать педагогов и учащихся созданию психологического климата взаимного уважения и доверия в педагогическом коллективе.

  • Психологам рекомендуется проводить семинары по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей.

  • Администрации учебного заведения организовать серию педагогических и методических советов по проблеме насилия в школе.

Однако, считаю, данное явление в классе сложно искоренить исключительно подобными методами. Нарушители порядка продолжают результате безнаказанности нарушать права других.

Интересен опыт зарубежных стран, где с данной проблемой проводится борьба на законодательном уровне. Так, например, филиппинский Закон о борьбе с буллингом 2013 г. в качестве профилактики и борьбы с буллингом запрещает любой нежелательный физический контакт между хулиганом и жертвой, такой как: удар, толчок, пинок, пощечина, щекотание, захват головы, передразнивание, борьба и использование доступных предметов в качестве оружия, и предусматривает дисциплинарные меры, в том числе исключение из школы. Филиппинский закон по своему содержанию и предлагаемым мерам весьма схож с американскими антибуллинговыми законами последних лет. Например, в Великобритании закон об образовании 1996 г. предусматривает обыск учащихся и изъятие запрещенных предметов, в том числе электронных устройств, например, мобильного телефона. Если сотрудник школы официально изъял телефон, он имеет право изучить хранящиеся в нём данные или файлы и удалить их, если для этого есть основания. Эти правила применяются ко всем школам и согласия родителей не требуется. В Республике Казахстан случаи травли рассматривает Совет отцов до стадии исполнения санкций в отношении булли.

Наличие правового вакуума в данной области в нашей стране затрудняет выполнение поставленных задач по профилактике насилия в школе. Закрепление запрета буллинга на законодательном уровне имеет важное превентивные значение.


Используемая литература:

  1. Гаспаров М. Школьное насилие: буллинг и хейзинг. ttps://psy.wikireading.ru/34023

  2. Голованова Н.А. Проблемы борьбы с буллингом: законодательное решение// Журнал российского права № 8 - 2018. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-borby-s-bullingom-zakonodatelnoe-reshenie

  3. Кривцова С.В. Буллинг в школе. Федеральный институт развития образования. Центр развития психологической службы. М., 2011. https://search.rsl.ru/ru/record/01005112160

  4. Методический материал “Буллинг - причины, формы, профилактика, разработанный Ларченко Н.А. Государственное казенное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной центр медицинской профилактики», г.Волгоград, 2015. http://okt-crb.ucoz.ru/ZDOROVIE/Deti/bulling-prichiny-formy-profilaktika-dlja-pedagogov.pdf

  5. О создании безопасной среды в учреждениях государственного воспитания : методические рекомендации / сост. : А.Е. Довиденко, А.С. Мелях, Н.А. Алексеева, А.П. Третьякова, Н.В. Коровина, А.В. Микушина, М.В. Корба, Т.П. Погадаева, Л.А. Губарева ; под ред. Л.В. Бучельниковой. – Екатеринбург : Издательство АМБ, 2015. – 88 с. https://family2children.ru/wp-content/uploads/2021/08/8-O_sozdanii_bezopasnoi_sredi.pdf