Конфликт. Эффективные способы его разрешения
Осознание конфликтной ситуации, её природы.
Конфликт. Причины и источники его возникновения
Конфликт –
- столкновение, серьезное разногласие, спор. (С.И.Ожегов).
- это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания
(Чарльз Ликсон «Конфликт. 7 шагов к миру»)
Причины и источники конфликтов :
- Противоречия между интересами, взглядами…
- Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе
- Особенности темперамента, восприятия, убеждений
- Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию, реагировать на критику…)
Причины
возникновения конфликта:
- субъективные : особенности воспитания, характер, уровень образования, возраст, пол;
-объективные : менталитет, социальная среда, уровень благосостояния общества, финансовые ресурсы.
Для школьного коллектива , в котором в процессе деятельности сталкиваются дети и взрослые, существенными являются такие причины, как возраст, пол и менталитет конфликтующих.
По значению конфликты бывают конструктивные и деструктивные.
Конструктивный конфликт возникает, когда члены коллектива не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.
Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности.
Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми, повышению эффективности деятельности.
Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны.
Последствия такого конфликта дисфункциональны и приводят к снижению личной удовлетворенности, эффективности работы.
Последствия конфликта :
Позитивные последствия конфликта.
- Проблема решена так, что это устраивает все стороны.
- Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
- Приобретается опыт сотрудничества, который может использоваться в будущем.
- Отношения между людьми улучшаются.
- Разногласия рассматриваются как зло, приводящее к плохим последствиям.
Негативные последствия конфликта.
- Обостряются конкурентные отношения между людьми.
- Отсутствует стремление к добрым отношениям.
- Представление о противоположной стороне как о враге.
- Убеждение, что проблема важнее, чем её решение.
- Чувство обиды, плохое настроение.
Школьные конфликты
Анализ конфликтной ситуации
Какая проблема послужила толчком
к возникновению
конфликта?
Участники конфликта
Действия другой
стороны конфликта
Действия одной
стороны конфликта
В чем
суть конфликта?
Анализ конфликтной ситуации
Какая проблема послужила толчком
к возникновению конфликта?
Дисциплинарное нарушение на уроке
Участники конфликта
Учащиеся класса - учитель
Действия одной
стороны конфликта
Действия другой
стороны конфликта
Открытая конфронтация
В чем суть конфликта?
Отказ соблюдать дисциплину, упреки, повышенный тон общения.
Анализ конфликтной ситуации
Можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт?
В какой момент?
Что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт?
Как вы думаете, каким мог быть результат данного конфликта?
Стили поведения в конфликтных ситуациях
Избегание
Сотрудни-
чество
Соревнование
нежелание
вступать в
конфронтацию,
уход от
конфликта
учитываются
интересы
обеих сторон
выигрывает
одна
из сторон
конфликта
Компромисс
Приспособ-
ление
«половинчатая»
выгода
каждой
стороны
одной из
сторон
конфликта
целям
и интересам
другой
Выбор способа разрешения конфликта
- Какой способ вы считаете наиболее эффективным в данной ситуации?
- Почему вы так считаете? Обоснуйте.
- Подумайте над последствиями выбора.
Какой опыт приобрели участники конфликта?
Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании
Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время
Когда ты очень раздражен, разгневан…
Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу в бой
Попробуй улыбнуться и подержи улыбку несколько секунд
Советуем почитать…
- Ликсон Чарльз.
- Конфликт. Семь шагов к миру. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997–(Серия «Гений общения»).
- Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П.
- Основы конструктивного общения: Хрестоматия. – 2-е изд., испр. И доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.
Оскорбления — это доводы неправых.
Руссо Ж ан-Жак .
Упрямство и чрезмерный пыл в споре —
вернейший признак глупости.
Монтень М.
Я всегда старался не раздражаться и уступать в
с соре, чем и достигал умиротворения, а потом
уже в спокойном состоянии дело улаживалось
само собой. Почти всегда приходится жалеть,
что ссора не была прекращена вначале.
Толстой Л. Н
Давайте поразмышляем…
Надо ли избегать конфликтов?
КОНФЛИКТ
Два взгляда
на проблему
Поиск аргументов в защиту своей позиции
Работа в группах
Защита своей точки зрения
Спикер группы зачитывает аргументы
в защиту своей позиции (не более з минут)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Чья позиция показалась более аргументированной?
- Что показалось наиболее важным?
- Сформулируйте общий вывод.