ШКОЛЬНЫЙ
МИР
Печатный орган ОГКОУ Чернцкая школа – интернат
Чтение делает человека знающим,
школьная газета
беседа находчивым,
а привычка записывать - точным
Выпуск № 4 январь 2022
2022 год объявлен
Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Читайте в номере :
Стр 2 - 3
Рубрика
«Это интересно»
«Веков связующая нить»
Наступивший 2022 год будет посвящен культурному наследию народов России. Об этом говорится в Указе, который подписал Президент страны Владимир Путин.
«Решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей», — говорится в документе.
Президент поручил Правительству за два месяца образовать организационный комитет, а также разработать и утвердить план основных мероприятий по проведению Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
По Конституции Россия является многонациональной страной. На ее территории проживает более 190 разных народов. У каждого из них своя культура, язык, обычаи и традиции.
В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России в регионах пройдут фестивали, ярмарки, тематические выставки, лекции, мастер-классы, а также концерты творческих коллективов.
Стр 4 - 7
Рубрика
«Мир вокруг нас»
Стр 8-11
Рубрика
«Знаменательные даты»
«Пока мы помним прошлое,
у нас есть будущее»
Стр 12
Рубрика «Это интересно»
Кроссворд «Такие разные профессии»
Ребусы «Профголоволомки»
Юнкорры газеты
Редакционная коллегия:
Корреспонденты:
Борисова Кристина, Костин Сергей, Тюляев Виталий, Тюрина Кристина, Цечоева Амина.
Руководитель школьного пресс-центра: Пряхина Е.Ю.
Веков связующая нить
Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Издревле Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами. Мы, живущие в 21 веке, имеем богатейшее культурное наследие, оставленное нам, нашими предками
Народное искусство - исторически сложившаяся область художественной культуры того или иного народа, изначально связанная с его трудовой деятельностью и представляющая его материальную и духовную культуру. Неотъемлемыми элементами народного искусства являются изобразительное и декоративно-прикладное
искусство, музыкальное творчество, бытовое и культовое строительство.
Термин «народное искусство» синонимичен термину «народное творчество». Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов.
Наиболее распространены: художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.
Материальное культурное наследие - это культурные достижения общества, его исторический опыт, выраженный в рукотворных объектах и предметах, представляющих общечеловеческую ценность. К ним относятся: памятники, ансамбли, достопримечательные места.
Римский колизей
Преображенский собор. Кижи
Термин «нематериальное культурное наследие» впервые появился в документах ЮНЕСКО в 2003г., когда 17 октября 2003 г. была принята Международная конвенция об охране «нематериального культурного наследия». В качестве основных видов объектов и форм проявления нематериального культурного наследия разработчики Конвенции выделили следующие:
• Устное народное творчество : сказки, эпические песни, эпические сказания, былины, фольклорная проза.
• Исполнительские искусства : песенное искусство, танцевальное искусство, музыкально-инструментальное искусство, театральное искусство (народный театр, народный цирк и т. п.), сказительство.
• Празднично-обрядовая культура : праздники, обряды, ритуалы.
• Техники и технологии связанные: с традиционными ремеслами; с народными музыкальными инструментами; с традиционным народным костюмом; с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.
Нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами, группами в зависимости от окружающей среды, их взаимодействия с природой и историей. Оно формирует у сообщества чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека, этноса.
Стр 2
(Продолжение на стр .3)
(Продолжение, начало на стр. 2)
Веков связующая нить
Нематериальное культурное наследие Ивановской области
Холуйская вышивка (белая гладь)
Широкое распространение получила вышивка во всех краях и областях, одним из которых является Холуй. Холуй широко известен как один из центров лаковой миниатюры. Наряду с лаковой миниатюрой в селе существует и другой народный художественный промысел - художественная вышивка. С вышиванием была связана вся жизнь у старых мастериц Холуя, и каждая из них испытывала огромную радость, создавая своими руками красоту на кусочке ткани.
Холуйская роспись по дереву и лаковая миниатюра
Холуй – один из центров развития русской лаковой миниатюры наряду с Палехом, Мстерой и Федоскиным. Для каждого из этих мест характерен свой стиль. Холуйская лаковая миниатюра считается самым молодым из русских лаковых промыслов и ведет свою историю с 1934 года.
Строчевышевальный промысел старого и нового Пучежа
Этот самобытный вид народного творчества вобрал в себя приемы вышивки, некогда бытовавшие в Нижегородской, Костромской и Владимирской губерниях.
Интересен он не только с точки зрения приемов вышивки и художественных достоинств изделий, которые создаются мастерицами. Ценно и то, что промысел сохранил свои характерные черты, хотя, несомненно, подвергался влияниям извне.
Палехская лаковая миниатюра
Палех славился своими художниками-иконописцами ещё с допетровских времён. Наибольшего расцвета палехская иконопись достигла в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.
Палехская миниатюра — народный промысел, родившийся и получивший широкое распространение в посёлке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется краской, приготовленной вручную, на заготовке из папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, пудреницы, бисерницы, брошки, панно, пепельницы, сигаретницы, игольницы и прочее.
вас познакомили Тюрина Кристина и Цечоева Амина
Стр 3
Мир вокруг нас
Наш досуг в период зимних каникул
Каникулы - это одна из важнейших составляющих детской жизни.
От того насколько хорошо отдохнут воспитанники будет зависеть их
учебная мотивация, успеваемость и настроение.
Веселые игры, занимательные викторины, эстафеты, интеллектуальные состязания, творческие конкурсы дали возможность проявить себя и найти каждому ребенку дело по душе.
Встреча с выпускниками
4 января в рамках постинтернатного сопровождения мы встречали выпускников 2021 года. Получилась очень теплая и интересная встреча. Ребятами вспоминали о жизни и учебе в нашей школе, рассказали о насущных проблемах и надеждах, общались с любимыми педагогами и воспитателями, поговорили об опасностях "большого мира" и возможностях избежать проблем, не стать жертвами мошенников.
Рождество
После Нового года, 7 января наступил самый чудесный праздник.
Это праздник, который с нетерпением ждут как дети, так и взрослые — и это, конечно же, Рождество Христово.
Рады взрослые и дети — Праздник лучший на планете: Рождество приходит в дом, Чтобы счастье было в нем.
На фольклорном мероприятии «Рождественские посиделки»
ребятам рассказали о традициях, обычаях и истории праздника.
Дети рассказывали стихи и пели песни в честь Рождества, участвовали в конкурсах, гадали. Было весело и интересно.
Стр 4
Мир вокруг нас
Движение - жизнь
8 января д ля создания праздничного настроения, стимулирования проявлений ловкости, быстроты реакции, смекалки, коллективизма проведена спортивная программа
«Зимние приключения».
Все дети были активны, эмоциональны, вели себя естественно и непринужденно, испытывали чувство радости и удовлетворенности от проводимых игр и конкурсов.
А не пойти ли нам в гости к Милну ?
18 января 2022 года исполняется 140 лет со Дня рождения известного английского прозаика, драматурга, поэта, новеллиста Алана Александра Милна.
В сказках Милна не только истории с захватывающим сюжетом и множеством приключений, но при этом и глубокий смысл. Его изобретательные герои размышляют о жизни, дружбе, в них много доброты, взаимопомощи, всё то светлое, что непременно есть в каждом человеке.
20 января состоялось открытие литературной гостиной «Все, все, все в гостях у А. Милна».
В программу мероприятия вошли рассказы о жизни и творчестве писателя, игра по мотивам произведения, виртуальное путешествие по сказочному лесу. Ребята познакомились с весёлым медвежонком с опилками в голове и его друзьями, узнали, как появились эти персонажи, услышали песни из советских мультфильмов о Винни-Пухе.
Участвуя в конкурсах, ребята отвечали на вопросы о произведениях, продолжали цитаты из мультфильма, выполняли задание «Лучший друг», собирали пословицы о дружбе. С вопросами литературной викторины «Друг Пятачка, приятель Кролика» все справились легко. Детям пришлось вспомнить, на кого охотились Пятачок и Винни, какие подарки друзья преподнесли Иа на День рождения, почему Пух застрял в норе у Кролика и многое другое. Очень понравилась ребятам игра «Шарики от Пятачка», где нужно было собрать целый шарик и прикрепить его возле Пятачка. Одной большой дружной командой ребята помогли Тигре собрать мед с цветков в игре «Мед от Тигры». В заключении ребята приняли участие в конкурсе - «Помоги Винни выбраться из кроличьей норы». Дети посмотрели мультфильм «Как Винни Пух ходил в гости» и хором исполнили веселую песенку «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!».
В этот день ребята познакомились с книжной выставкой «Добрый сказочник Алан Милн».
Сказке «Винни - Пух» почти 96 лет и за это время она стала неотъемлемой частью детского чтения. Ее секрет - в атмосфере добра, дружбы, толерантности, без чего невозможно воспитание нравственного человека.
Стр 5
Мир вокруг нас
Неделя естественных наук.
С 20.01 по 25.01. в школе проходила предметная неделя биологии, экологии.
Предметная неделя прошла в указанные сроки, согласно утвержденному плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Мероприятия были направлены на воспитание экологически грамотного, социально-активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, а также на развитие у учащихся интереса к экологическим проблемам современности и предметам естественного цикла.
С большим интересом и активностью ребят прошло общешкольное интеллектуальное мероприятие «Как живешь Простоквашино или что такое экология». Ребята узнали много нового и интересного, расширили свой кругозор. Ребята соревновались в правильности ответов на вопросы по истории, биологии, зоологии и экологии. Таким образом, ребята поняли, что «кто много читает, тот много знает».
Экологическая квест - игра «Глобальные экологические проблемы», была направлена на воспитание экологически грамотного, бережно-относящегося к богатствам природы школьника, а также на развитие творческого воображения и обогащение представления об окружающем мире. Много нового и интересного ребята узнали из вопросов, касающихся организма человека. Ребята вспомнили, активизировали и закрепили имеющиеся знания.
А для развития творческих способностей учащихся было проведено мероприятие «Знание-сила». Такие внеклассные формы работы надолго остаются в памяти детей, расширяют их кругозор и формируют экологическую культуру.
26 января прошло общешкольное экологическое социально-значимое мероприятие «Птичья столовая» в которой ребята приняли активное участие.
На неделе естествознания была создана особая атмосфера, пронизанная духом созидания, творчества, желанием поделиться собственными открытиями с окружающими; это показ необычного, неординарного и интересного. Все это благодаря слаженной работе учителей естественного цикла и их высокому педагогическому мастерству.
Стр 6
Мир вокруг нас
«Исследование кибератак»
23 января в рамках всероссийского образовательного проекта в сфере информационных технологий «Урок Цифры» наши ребята побывали в виртуальной «Лаборатории Касперского», посмотрели видеолекцию, на которой эксперт» по кибербезопасности Дмитрий Галов рассказал, как специалистам по информационной безопасности удается обнаруживать кибератаки, исследовать их и понять, кто за ними стоит.
Затем каждый из ребят попробовал себя в роли кибердетектива, который помогает исследовать необычный киберинцидент.
С помощью тренажера ребята узнали, как не обновлённое программное обеспечение и невнимательность к письмам в электронной почте становятся лазейкой для хакерской атаки.
Наши воспитанники отлично справились со всеми заданиями и получили сертификаты!
«Блокадными тропами»
Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц в истории нашей страны. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений. В память о мужестве и самоотверженности защитников города Ленинграда был учрежден День воинской славы России — День снятия блокады города Ленинграда. 27 января 1944 года была прорвана блокада Ленинграда, которая продолжалась почти 900 долгих дней и ночей.
Специально к этой дате в рамках проекта «Дорогами памяти» наши ребята 26 января прошли познавательную онлайн – игру «БЛОКАДНЫМИ ТРОПАМИ»
Стр 7
Знаменательные даты
В истории каждой страны есть исторические даты, которые нельзя забывать.
Это те исторические события, которые главным образом повлияли на судьбу нашего Отечества
и нашего народа.
В феврале во всем мире отмечают два установленных ООН праздника, связанных с детьми и подростками:
День памяти юного героя-антифашиста и Международный день детей-солдат .
8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста. Этот день был утвержден очередной Ассамблеей ООН в 1964 году, в честь погибших участников антифашистских демонстраций – французского школьника Даниэля Фери в 1962 году и иракского мальчика Фадыла Джамаля в 1963 году.
Так получилось, что в этот день 8 февраля 1943 года были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея «Бюффон»: Жан Мари Аргус, Пьер Бенуа, Жан Бодрее, Пьер Грела, Люсьен Легро, не предавших своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны.
В этот же день в городе Ровеньки в Гремучем лесу были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко в захваченном фашистами Краснодоне.
Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют,
дополняя этот день исторической ответственностью .
А с 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат.
Мальчишки и девчонки разных стран, всюду, где шла борьба за свободу, за мир, были рядом со взрослыми. Они служили связными, разведчиками, распространяли газеты, писали и расклеивали листовки, участвовали в демонстрациях, а когда нужно – брали в руки оружие, и сражались наравне со старшими. Многие из них погибали – от вражеских пуль или в застенках. Но количество юных героев, сражавшихся с фашизмом во время Великой Отечественной войны Советского Союза беспрецедентно. С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие десятки тысяч несовершеннолетних детей. «Сыновья полка», пионеры – деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов – их посмертно признавали героями. Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, – начинали действовать с первых дней оккупации. Рисковали они смертельно. Наравне со взрослыми терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать свою Родину.
В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам. Дети совершали такие поступки, о каких взрослым страшно было подумать.
Юные герои Великой Отечественной войны — сколько их было? Если считать героем каждого мальчишку и каждую девчонку, которых судьба привела на войну и сделала солдатами, матросами или партизанами, то — десятки, если не сотни тысяч. По последним данным, число подростков, воевавших против фашистов, оценивается примерно в 300 тысяч. Около 50 тысяч погибли. Но, видимо, точного числа юных героев Великой Отечественной войны мы не узнаем уже никогда.
«Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои» , – записал в дневнике немецкий офицер.
Стр 8
(Продолжение на стр 9)
(Продолжение, начало на стр. 8)
Знаменательные даты
Пионеры – Герои Советского Союза: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик, Саша Чекалин – когда-то их имена знал каждый школьник. Портреты этих ребят висели в каждой школе.
А помнят ли их сейчас их сверстники?
Первый Герой Советского Союза, Саша Чекалин в 16 лет стал членом партизанского отряда «Передовой» в Тульской области. Вместе с другими партизанами он поджигал фашистские склады, подрывал
машины и устранял вражеских часовых и патрульных. В ноябре 1941 года Саша тяжело заболел. Какое-то время он находился в одной из деревень Тульской области, близ города Лихвина, у проверенного человека. Один из жителей выдал юного партизана фашистам. Ночью они ворвались в дом и схватили Чекалина. Когда дверь распахнулась, Саша кинул в немцев заранее приготовленную
гранату, но она не взорвалась. Фашисты несколько дней пытали мальчика. Потом его повесили. Тело оставалось на виселице более 20 дней – убирать его не разрешали. Сашу Чекалина похоронили со всеми воинскими почестями, только когда город освободили от захватчиков. В 1942 ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Валя Котик – самый юный Герой Советского Союза. Ему было 11, когда началась война. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев. В 1942 году начал выполнять поручения по разведке от подпольной партийной организации, а осенью этого же года выполнил первое боевое задание – ликвидировал начальника полевой жандармерии. В октябре 1943 года Валя разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада. Был смертельно ранен в феврале 1944 года.
Когда началась война, Леня Голиков добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел младше своих тогда ещё 14-ти
лет. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам. Всего на боевом счету его биографии насчитывается 27 боевых операций, во время которых юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, а также 14 подрывов мостов и 9-ти автомобилей противника. Один бой Леня вел в одиночку против фашистского генерала. В подорванном им легковом автомобиле находился генерал-майор инженерных немецких войск. Найденный при нем портфель с документами доставили в штаб. Среди них оказались схемы минных полей, важные инспекционные донесения вышестоящему начальству, детальные очертания нескольких образцов немецких мин и другие, очень нужные для партизанского движения документы. Тогда штаб партизан немедленно переправил бумаги самолетом в Москву. За совершенный подвиг Лёня Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза и награждению медалью «Золотая звезда». Получить их он, к сожалению, не успел. С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Мальчик погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области. Приказ о награждении пришел после его гибели.
Марат Казей , участник партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского на оккупированной территории Белорусской ССР. Его родителей арестовали по обвинению во вредительстве и “троцкизме”, братьев и сестер «разбросали» по родственникам. Но в 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, Анна Казей, жена “врага народа” и мать маленьких Марата и Ариадны, прятала у себя раненых партизан, за что была повешена. Марат ушел в партизаны. Он ходил в разведку, участвовал в рейдах и подрывал эшелоны. А в мае 1944-го при выполнении очередного задания 14-летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить было некуда, подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие – две гранаты с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними.
Стр 9
(Продолжение на стр 10)
(Продолжение, начало на стр. 9)
Знаменательные даты
Зина Портнова служила разведчицей партизанского отряда на территории Белорусской ССР. Она была отчаянно, часто безрассудно, храброй. Для нее не существовало невыполнимых заданий. В 1942 году она вступила в подпольную комсомольско-молодежную организацию «Юные мстители». Там Зина активно участвовала в распространении агитационных листовок и устраивала диверсии против захватчиков. Ей удалось попасть на работу в столовую для немецких офицеров, чем она незамедлительно воспользовалась, добавив в общий котел, из которого фашистам разливали суп, огромную дозу яда. Тем самым отправила на тот свет более сотни гитлеровцев. Немцы практически вычислили диверсантку и заставили ее есть отравленный суп. Зина выжила чудом. После этого Портнову переправили в партизанский отряд. В начале осени 1943 года по невыясненным причинам немцы арестовали костяк организации «Юные мстители». Целый месяц комсомольцев (арестовано было тридцать человек) зверски пытали, добиваясь от них
сведений о том, где скрываются остальные подпольщики и партизаны. В конце концов, «юных мстителей» расстреляли. И тогда Зина вызвалась проникнуть в расположение фашистского гарнизона, чтобы узнать, кто же стал предателем и выдал своих товарищей. Это изначально была явная авантюра — лезть в самую пасть к лютому врагу, ее искали после случая с отравлением немецких офицеров. Кто-то ее узнал и донес. Во время допроса она схватила со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух фашистов и попыталась сбежать. Но ей не удалось этого сделать. «Допрашивали ее самые изощренные в жестоких пытках палачи…. Ей обещали сохранить жизнь, если только юная партизанка во всем признается, назовет имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твердостью этой упрямой девочки, которая в их протоколах именовалась “советской бандиткой”. Зина, измученная пытками, отказывалась отвечать на вопросы, надеясь, что так ее быстрее убьют.… Однажды на тюремном дворе заключенные видели, как совсем седая девочка, когда ее вели на очередной допрос-пытку, бросилась под колеса проезжавшего грузовика. Но машину остановили, девчонку вытащили из-под колес и снова повели на допрос…» 10 января 1944 Зину Портнову расстреляли.
Володя Щербацевич . Возможно, это первый юный герой, отдавший свою жизнь за Родину во время Великой Отечественной войны. Казнь его фашисты запечатлели на фотопленку и распространили потом эти кадры по всему городу – в назидание другим. Потом эти фотографии казни фигурировали на Нюрнбергском процессе в качестве документов обвинения нацистских преступников. Они также экспонируются в Минском музее истории Великой Отечественной войны. Щербацевич Владимир Иванович – 14-летний подпольщик, действовавший в Минске. Его отец погиб в финскую войну. Мать-врач и сын Щербацевичи с первых дней оккупации белорусской столицы прятали у себя на квартире советских командиров, которым подпольщики время от времени устраивали побеги из лагеря военнопленных. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей. Ольга Федоровна оказывала освобожденным медицинскую помощь, переодевала в гражданскую одежду, которую вместе с сыном Володей собирала у родственников и знакомых. Несколько групп спасённых удалось благополучно вывести из оккупированного Минска. Однажды по поддельным документам они вывезли целый грузовик с
военнопленными к партизанам. Но случилась беда. Очередная группа уже за городом попала в лапы гестаповцев. Самое страшное, что их выдал свой. Мать и сына бросили в фашистские застенки. Их жестоко пытали, но они мужественно держали себя на допросах. 26 октября 1941 г. в Минске устроили показательную казнь. В этот день повесили десятки человек. Среди них был и Володя Щербацевич. В 1976 году ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Самым младшим из всех известных маленьких солдат — во всяком случае, согласно документам, хранящимся в военных архивах, — можно считать воспитанника 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии, самого юного защитника Сталинграда, гвардии рядового Сереженьку, Сергея Алешкова . В архивных документах можно найти два свидетельства о награждении мальчишки, родившегося в 1936 году и оказавшегося в армии с 8 сентября 1942 года, вскоре после того, как каратели расстреляли его мать и старшего брата за связь с партизанами. Сережу соседка успела вытолкнуть в окно, в сторону леса. Сколько он плутал по лесам, неизвестно. Его, измученного, голодного и замерзшего подобрали разведчики и, нарушая все инструкции, взяли с собой. Мальчика очень любили солдаты, сшили ему форму и даже сапожки сделали по ноге. Он каждое утро исправно являлся в штаб: докладывал, что прибыл для несения службы.
Выполнял различные, посильные для него поручения: носил почту и патроны, в период затишья читал стихи, пел песни. Первый документ от 26 апреля 1943 года — о награждении его медалью «За боевые заслуги» за спасение командира. Во время бомбежки завалило блиндаж со всем командованием части. Сережа, раненый, под бомбами привел к завалу саперов и те откопали погребенных. Второй, от 19 ноября 1945 года, о награждении воспитанников Тульского суворовского военного училища медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»: в списке из 13 суворовцев фамилия Алешкова стоит первой. После войны спасенный Сережей командир Михаил Воробьев усыновил мальчика. Сергей Алешков окончил юридический институт и работал в прокуратуре г. Челябинска. О своем военном детстве никому не рассказывал.
Стр 10
(Продолжение на стр 11)
(Продолжение, начало на стр. 10)
Знаменательные даты
По-разному попадали дети в действующую армию: солдаты подбирали сирот и потерявшихся в ходе боев ребятишек. Дети и сами убегали на фронт и, если им удавалось достичь передовой, командирам ничего не оставалось, как принять их. Нередки были случаи, когда командиры брали с собой своих детей, полагая, что так будет безопаснее для них.
История Николая Крыжкова – одна из многих. Николай Пантелеевич Крыжков был воспитанником детского дома. Детдом в Сталино эвакуировали, когда немцы уже стояли на подступах к городу.
Было ему 11 лет. Зиму он скитался по степям, промышлял на железной дороге, так добрался до Сталинграда. Осенью 1942 года мальчишку приютили солдаты, накормили, отмыли, обогрели. Командир части несколько раз отправлял его в тыл, но он снова возвращался.
И тогда комбат приказал зачислить мальчишку в штат и поставить на довольствие. Так и остался Коля Крыжков до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2-й гвардейской армии, прошел от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях на Саур-Могиле, ходил в разведку и корректировал огонь в Севастополе, Кенигсберге, Пилау. В Белоруссии был ранен осколками снаряда и направлен в парковый взвод. Пришел туда – немецкий автомат через плечо, два диска к нему в вещмешке лежат, в рукавичках – гранаты, под рубашкой «Парабеллум» спрятан. Вот такое было у него вооружение. Николай Пантелеевич удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени, медалей «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», благодарности командира за взятие Севастополя. В наградном листе отмечено, что Коля Крыжков выполнял обязанности разведчика-артиллериста, выявлял цели противника, приходил из разведки невредимым и с ценными сведениями, которые помогали выполнять боевые задания. А ведь в 1945 году ему исполнилось лишь 14 лет.
Среди 263 советских воинов, закрывших своими телами вражеские амбразуры, самым младшим был 15-летний рядовой 332-й разведывательной роты 252-й стрелковой дивизии 53-й армии 2-го Украинского фронта Анатолий Комар . В действующую армию подросток попал в сентябре 1943-го, когда фронт вплотную подошел к его родному Славянску. Мальчишка стал проводником у наступающих красноармейцев. Анатолий помог им пройти вглубь прифронтовой полосы немцев, а потом ушел вместе с наступающей армией на запад. Всего два месяца довелось ему носить недавно появившиеся в Красной армии погоны и ходить в разведку. В ноябре того же года, возвращаясь из свободного поиска в тылу у немцев, группа разведчиков раскрыла себя и была вынуждена прорываться к своим с боем. Последним препятствием на пути назад оказался пулемет, прижавший разведку к земле. Анатолий Комар метнул в него гранату, и огонь стих, но стоило разведчикам подняться, как пулеметчик снова начал стрелять. И тогда оказавшийся ближе всех к врагу Толя поднялся и упал на пулеметный ствол, ценой жизни купив товарищам драгоценные минуты для прорыва.
В расположение 5-го гвардейского штурмового авиакорпуса Аркадий Каманин прибыл вместе с отцом, назначенным на должность командира этой прославленной части. Летчики удивились, узнав, что сын легендарного пилота, одного из семерых первых Героев Советского Союза, участника спасательной экспедиции «Челюскина» будет работать авиамехаником в эскадрилье связи. Но вскоре убедились, что «генеральский сынок» совершенно не оправдывает их негативных ожиданий. Аркадий не прятался за спиной знаменитого отца, а просто хорошо делал свое дело — и изо всех сил стремился в небо. Он начал летать на двухместном самолете связи У-2 сначала в роли штурмана-наблюдателя и бортмеханика. В возрасте 14 лет Аркадий Каманин был назначен на должность летчика 423-й Отдельной эскадрильи связи, став самым юным пилотом Великой Отечественной войны.
Пилоты эскадрильи связи ласково называли юного пилота – «Летунок». Однажды, возвращаясь на аэродром с задания, он увидел подбитый немцами штурмовик Ил-2, который находился на нейтральной полосе. Под минометным обстрелом противника он сумел посадить самолет рядом с поврежденной машиной и перетащил потерявшего сознание пилота в свой самолет. Помимо этого забрал из Ил-2 фототехнику пилота вместе с отснятым материалом. За спасение летчика Аркадий Каманин был награжден орденом Красной Звезды, на тот момент ему было всего 15 лет. Второй орден Красной Звезды Аркадий получил в 1944 году, когда на штаб фронта напали бандеровцы. Взлетев под обстрелом противника, юный летчик с воздуха забросал нападавших ручными гранатами, а также вызвал подкрепление. Атака на штаб фронта была отбита, за этот подвиг, воевавший тогда на 2-м Украинском фронте Аркадий Каманин, был награжден вторым орденом Красной Звезды. К концу апреля 1945 года он выполнил более 650 вылетов на связь с частями авиакорпуса и с выносным пунктом управления. За все это время он не имел ни одного летного происшествия и ни одного случая потери ориентировки. Несомненно, Аркадий стал бы выдающимся летчиком, а вполне возможно, и космонавтом. Его отец Николай Каманин руководил отбором и подготовкой первых космонавтов. Но в возрасте 18 лет Аркадий умер от менингита.
Стр 11
(Продолжение на стр 11)
(Продолжение, начало на стр. 11)
Знаменательные даты
Вася Курка – самый юный снайпер Великой Отечественной.
Пришел в полк 13-летним. Удивительная военная судьба: с первого до последнего дня Вася Курка провоевал в одном и том же полку одной и той же дивизии! Сделал неплохую военную карьеру, дослужившись до звания лейтенанта и приняв под командование стрелковый взвод. Записал на свой счет, по разным данным, от 179 до 200 уничтоженных гитлеровцев. Воспитал 59 снайперов. Прошел с боями от Донбасса до Туапсе и назад, а потом и дальше, на Запад, до Сандомирского плацдарма. Там лейтенант Курка был смертельно ранен в январе 1945-го, меньше чем за полгода до Победы..
Среди тех, кто еще в детские годы стал солдатом, немало известных людей. Например, летчик-космонавт Георгий Добровольский . Он родился и жил в Одессе. Когда началась война, Жоре только исполнилось 13. Как мог, помогал взрослым подпольщикам: вел разведку, вместе со сверстниками таскал у немцев оружие и боеприпасы, передавал своим. Ребята даже организовали подпольный арсенал. В феврале 1944 года напоролся на облаву, был схвачен румынскими жандармами. При обыске нашли пистолет. «Откуда?» - «Нашел, хотел сдать...» Выдержал несколько допросов, но не признался. Улик против него не было, и военно-полевой суд проявил «гуманность»: приговорил 15-летнего подростка к 25 годам каторжных работ. В марте 1944 года ему удалось бежать. По некоторым данным, благодаря тому, что его старшие товарищи подкупили охрану. А в апреле Одессу освободили. После войны окончил военно-авиационное училище, стал космонавтом. И так случилось что, уцелев в войну, трагически погиб 30 июля 1971 года при спуске космического аппарата вместе со своими товарищами космонавтами Виктором Пацаевым и Владимиром Волковым.
Своя военная эпопея была и у другого космонавта – Константина Феоктистова . В июне 1942 года, когда немцы прорвались к Воронежу, вместе с остальными жителями он ушел из города. Встретив наши части, упросил офицеров взять его с собой. Упрямого парня приняли, зачислили на ускоренные курсы в разведшколу. Четыре раза он переплывал Дон, чтобы добыть сведения о противнике. При выполнении пятого задания был схвачен эсэсовским патрулем. Навсегда врезалось в память, как офицер, поставив подростка на краю ямы, словно раздумывая, несколько раз наставлял на него и снова опускал советский ТТ – почему-то именно этот вид оружия был у врага. И все-таки выстрелил. Пуля попала в челюсть и прошла навылет через шею. Оглушенный парень упал в яму и замер. Только бы не пошевелиться, не застонать. К счастью, контрольный выстрел эсэсовец делать не стал. Ночью Константин выбрался и, с трудом переплыв Дон, истекая кровью, вернулся к своим.
Рассказ о детях и подростках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, в подполье можно продолжать бесконечно. Сложно представить, сколько ребят умерло в годы войны, сколько благородных и храбрых сердец перестали биться из-за жестокости фашистских нелюдей. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат. Они погибали, пропадали без вести, спасали ценой своих жизней товарищей. Сейчас появилось много придуманных героев, спасающих мир, в то время, как реальные герои, ровесники тех ребят, что с упоением читают сейчас книги о Гарри Поттере, забыты. А ведь их жизнь, их судьбы, трагические и героические одновременно, куда интереснее и фантастичнее, чем у большинства современных книжных героев. Судьба каждого такого маленького солдата великой войны уникальна. О каждом можно написать отдельную книгу. Жаль, что часто эта книга оказалась бы длиннее, чем жизнь ее юного героя.
Подводя итог выше сказанному и анализируя печальные события тех лет, можно сделать не один вывод, и каждый из них будет иметь особую значимость среди современных подростков. Во-первых, истории и судьбы ребят Великой Отечественной Войны для нас должны занимать особое место в нашей жизни, так как они учат нас мужеству, целеустремленности, настойчивости и трудолюбию. Во-вторых, невозможно не обратить внимание на стойкость духа и характера детей того поколения. И таких выводов можно сделать великое множество, но мне бы хотелось акцентировать свое внимание на другом не менее важном факте, возможно, даже сделать один из главных выводов:
«У юного поколения того времени украли самое ценное, что они имели - детство».
Задорные игры, приятные хлопоты, безмятежные школьные будни – все это перечеркнуло одно короткое слово – война. И мы в нашем современном мире должны сделать все возможное, чтобы ни мы, ни наши дети никогда не испытали ужасов фашизма.
Стр 12
Знаменательные даты
День зимних видов спорта в России
День зимних видов спорта в России отмечается в ближайшие выходные, которые идут после 7 февраля. Шесть лет назад в нашем государстве возник очередной праздник, который имеет отношение к физической культуре. Эта дата имеет особый смысл для нашего государства, семь лет назад 7 февраля начались Сочинские Олимпийские игры, считаемые наиболее впечатляющими и хорошо организованными за все время проведения Олимпийских игр.
День памяти А.С. Пушкина
День памяти А.С. Пушкина — это скорбная дата в истории русской культуры.
Именно 26 января (10 февраля по современному календарю) скончался великий русский писатель, драматург, прозаик и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он умер в возрасте 37 лет, но за свою недолгую жизнь он написал множество выдающихся литературных произведений. Его литературное наследие является неоценимым вкладом не только в литературу России, но также и в мировую культуру.
День всех влюбленных, или
День Святого Валентина –
самый романтичный праздник, отмечаемый 14 февраля.
В этот день на протяжении полутора тысяч лет люди признаются друг другу в любви.
Международный день родного языка
Ни для кого не секрет, что человек является социальным существом и для сохранения нормального психического здоровья ему необходимо общение.
Язык общения является важнейшим инструментом для развития общества, помогает сохранить традиции, обычаи и историю поколений. По данным ЮНЕСКО на нашей планете сосуществуют около 6000 языков, половина из которых относят к исчезающим.
День защитника Отечества
23 февраля отмечается День воинской славы России —
День защитника Отечества .
Эта дата установлена Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» 13 марта 1995 года. Он является официальным выходным днём, и независимо от названия, в этот день всегда чествовали настоящих мужчин — защитников своей Родины.
Кстати, до 1917 года днём Русской армии являлся праздник - День святого Георгия Победоносца , считающегося покровителем русских воинов.
Рубрику для вас подготовили
Тюляевы Виталий и Ярослав
Стр 13
Кроссворд «Такие разные профессии»
«Профголоволомки»
В этих ребусах зашифрованы профессии.
Рубрику для вас подготовила
Тюрина Кристина
Стр 14