Корчашкина Т.Е.
Школьный музей как источник культурных традиций
и средство обучения курсу ОРКСЭ.
Одной из составляющих частей курса ОРКСЭ является модуль «Основы светской этики». Цель данного учебного модуля – дать учащимся общее представление о том, что такое этика, построенная на нерелигиозных основаниях; показать, что мораль составляет неотъемлемую часть человеческой культуры. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Главные культурологические понятия: «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность», «нравственность», «нравственный выбор» и – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса. Учебные материалы модуля направлены на формирование личности ребёнка, обладающего чувством долга и совестью, развитой самооценкой, способного выстраивать нравственные отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми в полиэтничной и многоконфессиональной среде.
Среди основных проблем преподавания модуля в настоящее время можно обозначить несовпадение цели обучения и предоставленных возможностей. Духовно-нравственное воспитание школьников не может быть достигнуто за один урок в неделю в течение года.
Формирование приоритетных ценностей гражданственности, общенациональности; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; стремления придерживаться в своем поведении нормам этики, нежеланию их нарушать, обеспечиваемые духовно-нравственным воспитанием, конечно, необходимо начинать с младшего школьного возраста. [4, с.11] Именно в этом возрасте начинают активно формироваться первоначальные понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые впоследствии останутся на всю жизнь, помогая в дальнейшем найти своё место в социуме. [2, с.45]
На сегодняшний день урочная форма проведения занятий вызывает большие сомнения. Воспитание целостной личности должно быть индивидуализировано и неформально. В качестве способа преодоления этой проблемы считаю необходимым сделать проведение данного модуля в виде серии внеурочных занятий: игр, праздников, конкурсов, проектной деятельности, иных мероприятий.
Детям младшего школьного возраста сложные и абстрактные понятия еще мало понятны. Изучение же родного края, являющегося основой духовно-нравственного воспитания, более наглядно, близко к возрастным и познавательным возможностям ребенка младшего школьного возраста. [1, с.6]
Организация обучения на базе школьного музея в данном случае открывает широкий простор для привлечения местного краеведческого материала с целью обогащения учащихся знаниями об истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение.
Музей – это место, где развлечение совмещается с познанием, место, которое помогает по-новому взглянуть на вещи.
Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков. При этом важно не только использовать в образовательно-воспитательных целях коллекцию музея, но и от собранных вещей, изображений, письменных и фотодокументов вести учащихся к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. [3, с.27]
Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися.
В качестве экспонатов выступают предметы старинного быта, документы, фотографии, изделия, связанные с народным творчеством, ремеслом, военными действиями. Занятия в школьном музее раскрывают учащимся связи родного края с Родиной, помогают уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника, показывают все многообразие народов единой страны.
Однако в настоящее время школьные музеи имеют в основном только историко-военную направленность.
ОРКСЭ как особый предмет во многом связан с духовно-нравственным ценностями, бытующим в семье. Поэтому необходимо вводить экспозиции, посвященные семье.
В силу разных причин во многих семьях практически не сохранялись архивы предков, а если какие-либо предметы и хранятся, они не извлекаются на поверхность. Необходимо оказывать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия).
Возможно создание таких экспозиций, как:
• «Семейные реликвии и предания»: самые различные документы, награды, письма, старые фотографии, интересные предметы домашнего быта, о многих из которых можно рассказать интереснейшие истории, дневники-воспоминания бабушек и дедушек о своей жизни;
• «Судьбы семьи в судьбе города». Место работы, профессия родителей, дедушек и бабушек, места их детства, профессиональные династии.
Здесь же возможно представить семейный материал по военной тематике: ветераны Великой Отечественной войны, локальных войн; а также герои труда, писатели, художники, другие интересные люди г. Ульяновска и Ульяновской области. Помимо общих биографических сведений, целесообразно вспоминать о годах их детства, интересных фактах биографии, раскрывающих общечеловеческие нравственные понятия и качества.
В результате краеведческая работа будет способствовать повышению престижа семьи, укрепит родословные связи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.
Изучение истории и этнографии родного края (традиционная культура, быт, языки, национальная одежда народов региона, природа, достопримечательности) также способствует воспитанию основ нравственности, гражданственности, патриотизма.
Таким образом, школьный историко-краеведческий музей является одним из источников формирования осознания преемственности к определенной культурно-исторической общности, что соответствует целям и задачам учебного модуля и курса в целом.
Литература:
1. Деменева, Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности/ Н.Н. Демнева // Вестник Мининского университета – 2014. – №4. – С.6. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirovanie-osnov-grazhdanskoy-identichnosti-mlad/.
2. Джуринский, А. Н. Педагогика в многонациональном мире. Учебное пособие для ВУЗов. М., Просвещение, 2009, С. 26.
3. Музейная педагогика /Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001, С.34.
4. Шитякова, Н.П. О подготовке будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию личности гражданина России/ Н.П. Шитякова //Начальная школа плюс До и После.– 2010. –№ 9. – С. 10–13. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/260/260125854caff4a8efef9437c45b19f0.pdf.
4