СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный музей как средство гражданско — патриотического воспитания подрастающего поколения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших рычагов воспитания молодежи в духе патриотизма в условиях сельской школы является школьный музей. Учителя и классные руководители широко привлекают в воспитательной работе богатый арсенал историко — этнографического музея на территории СОШ № 7 а. Джамбечи, созданный ветераном педагогического труда, заслуженным учителем РА Баховым Ереджибом Пшимафовичем еще в 60 годы. Музей с того времени стал отличным демонстративным материалом, средством воспитания детей на искусстве, традициях и обычаях народа, здесь проходят Уроки Мужества, конкурсы, классные часы, уроки, посвященные творчеству адыгейских поэтов, просветителей, уроки этно-культуры.

Просмотр содержимого документа
«Школьный музей как средство гражданско — патриотического воспитания подрастающего поколения.»







Школьный музей как средство гражданско — патриотического воспитания подрастающего поколения.








Авторы:

Шеожева С.И. - учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №7» 8 (961) 819-32-61

Чеужева З.А. - учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №7» 8 (960) 471-12-15

Рабочий адрес: а. Джамбечий, ул. Центральная, 31

Электронный адрес - [email protected]







Школьный музей как средство гражданско — патриотического воспитания подрастающего поколения.


Одним из важнейших рычагов воспитания молодежи в духе патриотизма в условиях сельской школы является школьный музей. Учителя и классные руководители широко привлекают в воспитательной работе богатый арсенал историко — этнографического музея на территории СОШ № 7 а. Джамбечи, созданный ветераном педагогического труда, заслуженным учителем РА
Баховым Ереджибом Пшимафовичем еще в 60 годы. Музей с того времени стал отличным демонстративным материалом, средством воспитания детей на искусстве, традициях и обычаях народа, здесь проходят Уроки Мужества, конкурсы, классные часы, уроки, посвященные творчеству адыгейских поэтов, просветителей, уроки этно-культуры. Активное содействие в этом нужном деле оказывает сотрудник музея Нурет Даутовна Казанчиева.

Адыгейская поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Действительно, экспонаты много о чем поведают учащимся. При виде предметов домашней утвари дети интересуются историей малой родины, чувство гордости за предков переполняют их, у них вырабатывается чувство ответственности за глубокое знание истории народа.

Сегодняшнему школьнику так интересно знать, что его земляк Нух Наурзов — участник гражданской воины, ординарец легендарного командира Дмитрия Жлобы.

Каким истинным патриотом своей страны он был мы узнаем из архивных материалов музея. Учитель истории привлекает на уроке материал из газеты «Социалистическэ Адыгей» от 22 февраля 1959 года, подтверждающий тему интернационализма и патриотизма, касающийся личности Наурзова. Нет сомнения, дети не знают, что их земляки служили в дивизии Дмитрия Петровича Жлобы: - это его телохранитель Нагой Тхагапсов и ординарец Нух Наурзов. Вот что пишет газета об отношении командира Жлобы к ординарцу, о письме благодарности на его имя: «Со времени создания Красной Армии Нух Елмирзович Наурзов был в ее рядах. Я знал его в партизанском отряде как справедливого человека, бесстрашного, исполнительного воина. Он предан Советской власти и борется за ее интересы. Это все я подтверждаю своей подписью и печатью». Я считаю, что такое представление личности — хороший нравственный пример для воспитания настоящего патриота.

На уроках адыгейской литературы в 10 классе при изучении творчества адыгских просветителей уместно и вполне достойно познакомить с музейными экспонатами, связанными с именем нашего земляка Сафербия Сиюхова, соратника известных общественных деятелей и писателей просветителей, как Мос Шовгенов, Шахан — Гирей Хакурате, Ибрагим Цей, Саид Габиев. Он педагог — просветитель, практик, первый заведующий отдела народного образования Адыгейского облисполкома, автор публикаций по вопросам культуры, просвещения, этнографии, краеведения. Он активно пропагандировал изучение русского языка в адыгейских школах, требовал создания условий для свободного развития культуры народа, родной национальной школы с материнским языком. Приобщение школьников к изучению наследия Сиюхова — залы воспитания людей, высоко ценящих свою историю и готовых приумножить духовную культуру. Я считаю, что школьный музей в этом им поможет.

Здесь, параллельно с именем С. Сиюхова хочу упомянуть о другом просветителе Султан Казы Гирее, о его знаменитой «Долине Ажитугай». Разве не о ней отозвался великий русский поэт А.С. Пушкин, как высоко оценил изъяснения черкеса так красиво и эмоционально на русском языке. Этот пример демонстрирует любовь и интерес к глубокому познанию «великого, могучего» русского языка.

С большим интересом изучаешь материал из архива С. Сиюхова о зарождении адыгейской музыки и трещотки ( см. «Легенда», записал и перевел на современный адыг.язык С. Сиюхов, май, 1948 год ст. Соленая, Ростовская область. ) Интереснее факт деятельности С. Сиюхова как активного корреспондента «Мусульманской газеты» ( редактор Саид Габиев) В Санкт — Петербурге. Его статьи «Долой калым!», «Из черкесских мотивов», «Жертва суеверия», «На точке неподвижности» характеризует его как гражданина, сердцем и душой болеющего за будущее своего народа. Самым ценным для нас, его потомков, мы считаем стул, на котором сидел и работал Сафербий Сиюхов. Он украшает зал «Хьак1эщ» («Кунацкая»).

Интерьер зала школьного музея, выполненный руками народного художника РА Аслана Махмудовича Куанова, можно сказать, исторический путь нашего народа. Экспозиция выполнена на дереве. Как иллюстративный материал, его можно использовать не только на уроках истории, обществознания, адыгейской литературы Сам создатель музея не раз говорил о воспитательной его роли для подрастающего поколения. Это рукописи, стенды, богатейший газетный материал, фотографии, экспонаты, старинные предметы из быта адыгов повествуют о многом. Архив хранит страницы школьных сочинений, ставших началом создания музея, сохраненных самим Е. Баховым.

Каждый год 9 мая, накануне шествия к памятнику, учащиеся посещают музей, где сотрудник музея Н. Казанчиева проводит беседу о земляках, участниках ВОВ. Вызывает интерес личность Забита Хахова, нашего земляка, прошедшего по дорогам войны как командир пулеметной роты до стен Берлина, бывшего в числе тех, кто штурмовал рейхстаг. За мужество и доблесть капитан Хахов Забит Карежевич был удостоен орденов 1 и 2 степени Отечественной войны, ордена Красной Звезды, и медалей «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией».

После войны сам Хахов был частым гостем учащихся в школе. Таких самоотверженных воинов немало ушло на войну с врагом, доказали мужеством и героизмом любовь и преданность Отечеству.

Национальная гордость за наших земляков вызывает у школьников рассказ о встрече сержанта Хаджимоса Напсова с комбатом Даутом Нехаем. Х. Наспсов был впереди батальона, отразившем натиск вражеских танков. Он был ранен. Интересна встреча двух воинов в госпитале, куда попал Напсов после ранения. Напсов был представлен к награде за мужество.

Уроками мужества для учащихся сегодня стали факельные шествия, автопробеги, «Бессмертный полк». В приобщении к этим акциям велика роль школьного музея, руководства школы, администрации сельского поселения Дети, само их участие в мероприятиях — это дань памяти тех, кто отстоял им мир, подарил счастливое детство. «Бессмертный полк» - вечная память тем, кто ковал Победу над врагом.

Следуя экспонатам музея учащиеся смогут проследить исторический путь народа, изучить его нелегкое прошлое, оценить настоящее. Как выразился наш ашуг Цуг Теучеж: « Кто со злом не повстречался, Тот добра не понимает, Кто прошедшего не знает, Не оценит наших дней»

Использованная литература:

  • Сафербий Сиюхов. Адыгейский просветитель. Майкоп, 1991 г.

  • Ереджиб Бахов. «Джамбечи». Майкоп, 2008 г.

  • Газета «Соц. Адыгей» «Дмитрий Жлоба» от 22 февраля, 1959 г.

  • Газета «Дружба» «Минуты жизни. Нох Наурзов», 1968 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!