СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный научно-исследовательский проект по литературе по теме "Лирическое начало в "Слове о полку Игореве": плач Ярославны"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Проект имеет чёткую структуру, включающую в себя актуальность темы, цель и задачи работы, методы исследования (метод контекстуального анализа, метод творческого чтения), анализ и обзор информации по теме проекта, основную часть, заключение, список использованной литературы.  Особо хочется отметить художественное оформление к этому проекту презентации, сделанной ученицей самостоятельно. Ксения  очень убедительно рассказала о традициях устного народного творчества в «Слове…», о постоянных эпитетах и метафорах, о приёме олицетворения, применив к их разбору литературоведческий подход.  Ей удалось заинтересовать одноклассников данной темой проекта. Учащиеся 9в класса с удовольствием приняли участие в тестировании по данной теме и  послушали устный доклад по теме проекта.

         Достоинством  данной работы считаю наличие подробного анализа результатов проведённого среди девятиклассников опроса, а также творческий подход к раскрытию темы проекта, а именно стихотворение собственного сочинения и желание обучающейся заниматься литературной деятельностью в дальнейшем.

Просмотр содержимого документа
«Школьный научно-исследовательский проект по литературе по теме "Лирическое начало в "Слове о полку Игореве": плач Ярославны"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дашковская средняя общеобразовательная школа»











Проект по литературе

по теме «Лирическое начало в «Слове о полку Игореве»: Плач Ярославны».








Выполнила учащаяся 9в класса

Созинова Ксения
Научный руководитель:

учитель русского языка

и литературы
Семичастнова Т.А.










2019 год


Оглавление


1. Введение:


1.1. Актуальность темы;


1.2. Цель и задачи работы;


1.4. Практическая значимость работы;


1.5. Методы исследования.



2. Практико-экспериментальная часть.


2.1. Анализ ответов учеников на вопросы по «Слову»;


2.2. Вывод из ответов учащихся 9 класса.



3. Анализ отрывка «Плач Ярославны» с точки зрения поэтического искусства.



3.1. Общие сведения об авторе «Слова…»;


3.2. Общие сведения о жанровом своеобразии «Слова…»;


3.3. Женский образ в «Слове…»;


3.4. Анализ отрывка «Плач Ярославны».



4. Заключение: выводы и собственное стихотворение.



5. Список использованной литературы.





 







1.Введение.


Замечательный памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», написанный ещё в конце ХII века, привлекал людей искусства XVIII, XIX и XX веков. Известный советский филолог Д. Лихачёв писал об этом произведении так: «Слово – это многостолетний дуб, дуб могучий и раскидистый». И действительно, это произведение – является неотъемлемой частью русской культуры. В основе сюжета – неудачный поход русских князей на половцев. Читая его, я отметила, что в произведении есть сильно выделяющаяся своей лиричностью часть, а именно «Плач Ярославны». На этом эпизоде я и хотела бы заострить внимание при написании своей проектной работы.


Актуальность темы.

Я выбрала именно эту тему потому, что анализ отрывка «Плач Ярославны» с точки зрения поэтического искусства расширит мой литературный кругозор, что очень важно для меня, как для начинающего писателя и поэта. Также мне будет очень интересно вновь окунуться в очарование лирики того времени.

  • Цель научно-исследовательской работы - развивать умение анализировать художественное произведение, находить в тексте средства художественной выразительности;

  • Открыть для себя и для своих ровесников жанровое своеобразие и эмоциональность «Слова…».


Задачи:

  • ознакомиться с научной литературой по теме;

  • развивать навыки выразительного чтения лирического произведения;

  • выявить состав изобразительно-выразительных средств в тексте и определить их роль в художественном произведении;

  • Проанализировать ответы девятиклассников по «Слову» и сделать выводы;

  • Сделать заключение о том, почему же многие авторы по сей день обращаются к «Слову», как к высшему образцу литературного искусства.

Практическая значимость заключается в том, что с результатами исследований можно ознакомить одноклассников, выступить на научно – практической конференции, пропагандируя необходимость изучения таких интересных разделов науки о литературе, как устное народное творчество и древнерусская литература, и использовать полученные знания на уроках русского языка и литературы.

Объектом исследования являлся отрывок произведения – «Плач Ярославы»

Методы исследования:

  1. Метод контекстуального анализа;

  2. Поиск ответов в научной литературе;

  3. Практический метод;


2. Практико-экспериментальная часть.

2.1. Анализ ответов учеников на вопросы по «Слову»


Я провела небольшой эксперимент, опросив учащихся 9 классов некоторыми подобранными по теме проекта вопросами о "Слове о полку Игореве".
Всего было опрошено 20 человек, каждому из которых было задано 7 одинаковых вопросов.
Их ответы я решила внести в свою работу в процентном соотношении и сделать из этого соответствующие выводы. Этот опрос позволит увидеть, много ли учащиеся знают о данном произведении и что в нём оказало на них наибольшее впечатление.


1 вопрос: Назовите главных действующих героев "Слова о полку Игореве"
Всего 80% учеников ответили верно.
И 20% соответственно не ответили или дали неполный ответ .


2 вопрос: Какой эпизод произведения запомнился вам больше всего и почему?
Здесь мнения учеников разделились:
65% ответили «Плач Ярославны», поясняя это красочностью написания и эмоциональностью. Опрошенные как бы сопереживали героине, что и заставило их запомнить этот фрагмент сильнее остальных.
Всего 10% отметили Золотое Слово Святослава.
15% впечатлила концовка творения.
И 10% предпочли ничего не отвечать.


3 вопрос: В чём по вашему мнению заключается главная особенность "Слова..."?
30% пришли к выводу, что произведение неповторимо, благодаря подробности описания исторических событий.
50% решили, что ведущую роль здесь играет красота написания, из них 30% указали именно средства выразительности.
20% затруднились дать ответ.


4 вопрос: В каком веке было написано "Слово…"?
Все ученики ответили на этот вопрос верно, а именно - в 12 веке.


5 вопрос: К какому жанру вы бы его отнесли?

25% учащихся отнесли «Слово…» к поэме.

55% к жанру – слово.

10% к былине.

И 10% отнесли произведение к повести.

Важно, что некоторые ученики отметили и то, что «Слово…» не имеет однозначного жанра, поэтому абсолютный ответ дать невозможно.


6 вопрос: Что в «Слове…» могло бы стать для вас источником вдохновения?

Большая часть, а именно 75% ответили, что самым вдохновляющим для них оказался отрывок «Золотое Слово Святослава».

15% ответили, что их вдохновил эпизод «Плач Ярославны».

10% ответили, что их впечатлил патриотизм, лежащий в основе «Слова…» в целом.


7 вопрос: Что легло в основу сюжета этого произведения?

75% без затруднений ответили, что основой сюжета является неудачный поход князя Игоря на половцев, и это беспрекословно верный ответ.

25% затруднились дать верный ответ на данный вопрос.


2.1.Вывод из ответов учащихся 9 класса.


При опросе девятиклассников мы увидели, что в памяти многих это произведение останется за счёт красочности изложения слов, в том числе и средств выразительности, интересного и подробного описания исторических событий, духа патриотизма и лирического фрагмента произведения. Многое из ранее перечисленного могло бы стать источником вдохновения для некоторых учеников.

Определённые вопросы вызвали затруднения, например «В чём главная особенность «Слова…»?» или «К какому жанру произведение можно отнести?». Далее, мне предстоит разобраться в этих нюансах, параллельно проанализировав самый трогательный эпизод – «Плач Ярославны».


3. Анализ отрывка «Плач Ярославны» с точки зрения поэтического искусства.

3.1.Общие сведения об авторе.

В давние времена на Руси существовала традиция – автор не подписывал свои произведения. Вероятно потому, что в те времена считалось неприемлемым хоть как-то обозначать свою личность в обществе, поскольку люди были очень скромны. Также это связано с господством религии в те века – люди считали написанные ими произведения, не собственным творением, а благодатью божьей. Так или иначе, уже в наше время, определить автора многих произведений зачастую сложно, а порой и вовсе невозможно. Ярким примером тому является и «Слово о полку Игореве». Таким образом, точно утверждать, кем же был автор «Слова…» мы не можем, однако внимательно прочитав данное творение, можно узнать несколько его отличительных черт, что и позволяет нам выдвигать предположения и гипотезы.

Это был человек высокообразованный, вероятно из высшего сословия, ведь он смог проделать огромную работу, написав произведение, по сей день считающеюся образцовым. Это уже значительно сужает круг лиц, которые могли бы быть автором «Слова…». К примеру, это мог быть монах, поэт или просто историк. Однако, вполне возможно и то, что автор был участником описанных событий, ведь произведение написано примерно в одно и тоже время с реальным походом Игоря на половцев. Это значит, что человек написавший «Слово…» мог быть обыкновенным воином. Не стоит забывать, что автор подробно описывает намерения и действия князей, как например в отрывке:


Князь промолвил: - Братья и дружина!

Лучше быть убиту от мечей

Чем от рук поганых полонёну!

Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону! -


Писатель как бы сочувствует Игорю и сопереживает с ним все горести, так что он вполне мог быть приближенным Игоря Святославовича или даже самого Святослава.

Человек, написавший данное произведение, также очень тонкий психолог, ведь он так талантливо раскрывает перед нами характеры каждого персонажа, их мысли, грехи и благодетели.

Мы также не можем исключать вероятность того, что «Слово о полку Игореве» писал не один человек, а несколько. Очень уж быстро сменяются локации, описываемые автором. Только что шло повествование о пленённом князе Игоре, и вот, нам уже в подробностях показывается образ Ярославны, причём совершенно в другой манере написания.

В любом случае «Слово…» написал поистине гениальный человек и талантливый писатель, умеющий красиво преподносить текст с помощью разнообразных средств выразительности.


3.2.Общие сведения о жанровом своеобразии «Слова…»

«Слово о полку Игореве» впервые было опубликовано в 1800 году и с тех пор жанр этого произведения определяли по-разному: как героическую поэму, былину, воинскую повесть, ораторскую речь и песню. Именно поэтому точного ответа на вопрос: «К какому жанру относится «Слово…»?» - нет.

Знаменитый историк Н.М. Карамзин пишет об этом произведении как об отрывке поэмы. Учёный-историк М.А. Максимович называет «Слово…» песней:


«…«Песнь о полку Игореве»…есть первородный, изящный

образец собственно-русской, настоящей исторической поэмы.»


Если же смотреть на этот памятник древнерусской литературы современным взглядом, его можно назвать песенным прославлением. Об этом пишет известный филолог Д.С. Лихачёв:

«…«Слово» - произведение книжное, но близкое к таким жанрам

народной поэзии, как плачи и славы. Это, по-видимому, особый род

книжной поэзии, может быть ещё не успевший окончательно сложится…»


Очень распространена версия, что «Слово о полку Игореве» написано в нескольких жанрах сразу. Это объясняет присутствие лирического начала в «Слове…», то есть эпизода «Плач Ярославны».



3.3. Женский образ в «Слове…»

Система образов «Слова…» очень разнообразна, однако особое внимание стоит уделить женскому образу этого творения – образу Ярославны. В её лице автор воплотил идеал русской женщины XII века.

Однако она символизирует не только всех женщин на Руси, но и в принципе любовь. Ярославна – это буквально образ печали, скорби и нежности в одном флаконе. Причём она своими горькими слезами оплакивает не только своего мужа, но и всё русское войско.

О её биографии нам известно не так много: Ярославна – жена князя Игоря Святославича и дочь Ярослава Владимировича Галицкого.

В своём произведении автор называет княжну по отчеству – так было принято в то время. Имя героини остаётся неизвестным по сей день. Существует теория, что настоящее имя Ярославны – Ефросинья, но прямых доказательств тому нет.

В «Слове» автор изображает Ярославну молодой женщиной:


Голос Ярославны молодой;

Ярославна кличет молодая…


Однако точного возраста княгини назвать невозможно.

С образом этой героини напрямую связан самый трогательный момент произведения – Плач Ярославны. В данном эпизоде отображается вся печаль и скорбь молодой девушки, которая ждёт возвращения мужа с войны:


Лишь заря займётся поутру

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру…


Княгиня Ярославна принадлежит к высшему сословию ,но ей знакомы заботы и печали каждой женщины тех времён. Она наделена лучшими качествами – скромностью, заботливостью и верностью. Вся её печаль и любовь к Игорю описаны настолько красиво и чувственно, что являются вершиной поэтического искусства древнерусской литературы. Её образ и по сей день вдохновляет людей искусства – поэтов, художников и музыкантов.


3.4. Анализ отрывка «Плач Ярославны»

«Плач Ярославны» – очень важный эпизод, написанный в жанре плача – одном из древнейших жанров, так как именно в этом отрывке читателю раскрывается образ жены Игоря – княгини Ярославны, то есть главный женский образ произведения.

Главная тема данного фрагмента – это в первую очередь тема семьи и любви. Неизвестный автор как бы показывает верность и силу русской женщины.

Несмотря на то, что главной героиней эпизода является сама Ярославна, можно также выделить как отдельных персонажей олицетворённые писателем силы природы, к которым взывает княгиня. Это подмечает в своём высказывании советский литературовед и специалист в области исследования древнерусской литературы В.П. Адрианова-Перетц:


Плач Ярославны, в котором уже давно

исследователями отмечено соединение

двух традиций –народного причитания,

с одной стороны, и заклинательных

формул, с другой1


Это отсылает нас к тому, что люди того времени, хоть и приняли христианство, всё ещё веровали в силу языческие традиций, что являлось неотъемлемой частью их быта. Русская природа как бы переживает все радости и горести народа. По этой причине Ярославна и обращается за помощью именно к природным стихиям.

Композиция эпизода «Плач Ярославны» весьма интересная. Он состоит из трёх частей-обращений, каждая из которых, в своём начале содержит сравнение молодой княжны с кукушкой. Ярославна взывает к силам природы: к солнцу - как к высшей области, к реке – как к низшей, и к ветру – как к промежуточной. Таким образом, женщина охватывает всю природу, которую в своих восклицаниях она восхваляет.

На протяжении всего эпизода прослеживается олицетворение неживых существ, а также постоянное сравнение Ярославны с кукушкой – женщина плачет, тоскуя по мужу и не находя себе места. («Как кукушка кличет на юру»). Помимо этого встречается лексический повтор («Ах зачем, зачем моё веселье в ковылях навек развеял ты?»). За счёт этого автор усиливает эмоциональную окраску.

За атмосферность и красоту написания отвечают также многочисленные эпитеты: «Жаркими лучами», «В пустыне ты безводной» и другие. Для привлечения внимания читающего автор использует риторические вопросы («Стрелы половецкие вздымаешь, Мечешь их на русские полки?»), обращения («Что ты, Ветер, злобно повеваешь…») и восклицания («Днепр мой славный!»).

Д.С. Лихачёв подмечает в своих работах церемониальность этого эпизода:


«Церемониален плач Ярославны. Она плачет открыто, при

всех, на самом высоком месте своего Путивля – на городских

забралах, откуда открывается простор Посеймья»


В речи Ярославны используются слова высокого стиля: («господин», «владыко», «лелеял»). Она называет своего мужа словом «Лада», что в народной поэзии означает «возлюбленный». Но прочтение нескольких переводов совершенно различно: при этом каждый переводчик становится как бы соавтором произведения, ведь вкладывает в текст частичку своей личности. У Заболоцкого язык написания наиболее приближен к общедоступному. Он использует в своём переводе различные художественные приёмы: олицетворения, сравнения, вставляет собственные куски для усиления эмоциональной окраски. А, к примеру, перевод Лихачёва наиболее приближен к оригинальному тексту и наполнен преимущественно метафорами. Всего более 20 авторов сделали переводы и переложения «Плача Ярославны».

Данный эпизод - самая поэтическая часть «Слова…». О «Плаче Ярославны» А. С. Пушкин сказал так:


«Все поэты ХVIII века «не имеют вместе

столько поэзии, сколько находится оной в плаче

Ярославны, в описании битвы и бегства Игоря».


Отрывок действительно отличается высокой художественной выразительностью.

Образ юной Ярославны и её глубокая печаль никого не оставляет равнодушным. Именно без этого фрагмента произведение не имело бы смысловой законченности и не позволило бы нам так сильно проникнуться персонажами.



4.Заключение

«Слово о полку Игореве» - величайшее произведение, написанное много столетий назад, но по сей день остающееся образцом поэтического искусства. Его актуальность со временем лишь возрастает: с момента его написания было написано несколько переводов на современный язык. Множество критиков, литературоведов и исследователей анализировали его, пытаясь разгадать тайну очарования этого творения.

«Плач Ярославны» - словно небольшое отдельное произведение внутри «Слова…». Отрывок отличается своей поэтичностью и лиричностью, но при этом превосходно дополняет всю картину «Слова…» в целом. Писатели и художники разных столетий вдохновлялись данным эпизодом. Это произведение вдохновляло, Константина Бальмонта и Николая Заболоцкого, Василия Жуковского и Апполона Майкова, Николая Рериха и Илью Глазунова, Александра Бородина и многих других. В тяжёлые годы Великой Отечественной Войны многие поэты также обращались к образам этой великой древнерусской поэмы, ведь она пропитана духом Родины и патриотизмом.

Красота написания, достигнутая за счёт разнообразных средств выразительности, глубокая эмоциональность, заставляющая сердце разрываться, сопереживая героям, связь потусторонних сил с обычным русским бытом и идеальная полная передача образов исторических персонажей – всё это привлекает талантливых писателей из поколения в поколение, заставляя их погрузиться в невероятный романтизм и героизм тех времён.

Перечитывая «Плач Ярославны» и я вдохновилось красотой и могуществом прекрасной русской природы, что подтолкнуло меня на написание небольшого стихотворения.

Россия, родина моя!

Как необъятны и прекрасны

Твои бескрайние поля,

Где бродит ветер – озорник ненастный.


Бушуя, реки и моря

Пренебрежительно и страстно

Всё омывают берега

Земли, злодеям неподвластной.


Восходит над страной заря

Времён прекрасных, громогласных,

И вновь дрожит душа моя

При виде сих пейзажей красных.


Я рада, что смогла выступить с этим проектом перед одноклассниками и ещё раз окунуть в мир древнерусской литературы своих ровесников. Уверена, что этот опыт позволит мне писать красивые тексты и стихотворения, а также найти вдохновение в любви близких людей, красоте русской природы и истории родной страны.


5.Список использованной литературы

  1. Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве” – героический пролог русской литературы” – Ленинград, изд. “Художественная литература”, 1967 г.

  2. Древнерусская литература.- М.: Дрофа: Вече, 2002 г.

  3. Лихачев Д.С. Великое наследие. http://ppf.asf.ru/drl/index.html

  4. Фундаментальная электронная библиотека РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР

  5. Literaturus.ru

  6. Kritika24.ru

  7. Сайты https://infourok.ru и urok.1sept.ru











  1. 1 Фундаментальная электронная библиотека РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!