Проект 10 класс
Коррупция в системе образования
(Право)
исследовательская работа
Челябинск, 2024
Содержание Введение...............................................................................................................................3
Глава I. Понятие “Коррупция” ...........................................................................................5
Анализ коррупции в широком и узком смысле слова.................................5
Определение коррупции в отечественном законодательстве.....................7
Глава II. Государственная политика по противодействию коррупции........................8
2.1. Государственные механизмы по противодействию коррупции.............................................................................................................................8
2.2. Общественное противодействие коррупции................................................10
Заключение.........................................................................................................................13
Список литературы............................................................................................................15
Введение.
Одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации стало предупреждение коррупции. Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 6831 , относит коррупцию к числу основных угроз государственной и общественной безопасности. Как сложное социально-правовое явление коррупция проникла в различные сферы жизнедеятельности нашего общества. Не стала исключением и сфера образования. Коррупция в сфере образования представляет собой угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Данный вид коррупции чрезвычайно опасен потому, что образовательная система ежегодно пополняет сферы управления и отрасли народного хозяйства нашего государства дипломированными специалистами, реальный уровень знаний, навыков и умений которых может быть существенно искажен коррупционными проявлениями. В деформированной коррупцией системе образования процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом, сводится к сделке, в которой существенное значение имеет лишь получение представителем образовательной организации вознаграждения за использование своего должностного положения.
В таких условиях образование превращается в отношения купли-продажи, где уровень приобретаемых знаний, ценностных установок и практического опыта остается за рамками коррупционной сделки. Опасность коррупции в образовании заключается также в том, что приобретенные обучающимися со школьной скамьи навыки решения значимых вопросов коррупционным путем формируют устойчивое нейтральное и даже позитивное отношение к коррупции, закрепляют коррупциогенный стереотип мышления и поведения. В отсутствие осознания обучающимися ценности и значимости приобретаемых знаний и навыков, а также развитой антикоррупционной культуры поведения как среди обучающихся, так и среди педагогических работников, образовательные организации, пораженные коррупцией, массово воспроизводят готовые к вступлению в коррупционные отношения молодые кадры. Очевидно, что развитие общества и государства без грамотных, квалифицированных молодых специалистов имеет весьма туманные перспективы.
По данным Судебной статистики РФ за 2022 год осуждены1:
Злоупотребление должностными полномочиями ( статья 285 УК РФ) - 548 чел.
Превышение должностных полномочий ( статья 286 УК РФ) - 1005 чел.
Получение взятки ( статья 290 УК РФ) - 1367 чел.
Дача взятки (статья 291 УК РФ) - 5118 чел.
Всего 8038, на 1269 больше, чем в 2017 году.
Актуальность - проблема коррупции в учебных заведениях не стала менее актуальной при всех предпринимаемых попытках борьбы с ней. Это не может не вызывать опасений, так как влечет за собой ряд других проблем. Проблема неэффективности образования, недостатка квалифицированных кадров на рынке труда России - только часть из них. Как результат - возможное падение всех сфер жизни, условий труда и экономики страны в целом. Цель работы - детальный анализ сущности противодействия коррупции в сфере образования в Российской Федерации. Задачи исследования:
Рассмотреть понятие коррупции. Изучить историю коррупционных преступлений в России. Изучить государственные механизмы противодействия коррупции. Проанализировать общественные формы противодействия коррупции.
Объект исследования - общественные отношения в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации. Предмет исследования - особенности противодействия коррупции в сфере образования в Российской Федерации.
Глава I. Понятие “коррупция”. 1.1 Анализ коррупции в широком и узком смысле слова. В отечественной уголовно-правовой и криминологической науке вопрос о сущности коррупции определен к группе дискуссионных. Главное различие выражается в объеме формулировки понятия “коррупция”. С целью проведения более глубокого анализа понимания коррупции необходимо выделять коррупцию в широком и узком смысле слова. Согласно словарю русского языка, С. И. Ожегова
2, “Коррупция - в буржуазных странах подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей”. Исходя из понятия Джозефа Сентурия
3, “Коррупция — это злоупотребление публичной властью ради частной выгоды”. Приверженцы узкого понимания рассматривают коррупцию как подкуп - продажность представителей власти. Так, А.И. Долгова
4 под коррупцией подразумевает “общественно-неблагоприятное явление, проявляющееся в подкупе одних субъектов иными”. Приверженцы широкой трактовки коррупции обращают внимание не сколько на преступную сделку между публичным служащим и частным субъектом, сколько на всякое корыстное поведение должностного субъекта. Как указывает Г.Н. Борзенков
1, коррупция подразумевает “разложение управленческого аппарата, базирующееся на применении чиновниками своего служебного положения в корыстных целях”. Б.В. Волженкин
3 считает, что сущность анализируемой категории “... общественное явление, выражающееся в разложении власти, когда государственные служащие и другие субъекты, уполномоченные на осуществление государственных функций, применяют свое служебное положение, статус, авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного либо в групповых интересах”. В.В. Лунеев
6 отмечает, что “коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных организаций, инвестирование коммерческих структур за счет государственного бюджета, государственного имущества в акционерные общества выступают завуалированными формами коррупции”. Подобная трактовка исследуемой категории удачна тем, что объединяет достаточно широкий перечень коррупционных деяний. Вместе с тем разложение власти выступает не столько системообразующим свойством коррупции, сколько результатом данного понятия. Применение общественного статуса (авторитета занимаемой должности, служебного положения) выступает одним из способов коррупционного поведения, но вовсе не единственным его вариантом. По мнению Д.С. Кузнецова
5 коррупция в широком смысле слова, представляет собой закономерный этап, развития и деструкции любого государства. Коррупция в узком смысле слова, представляет собой устойчивую, комплексную, латентную, динамично-развивающуюся антиправовую систему. Таким образом, можно выделить ряд признаков, характеризующих коррупцию: Устойчивость - постоянно воспроизводимые неформальные отношения, между участниками коррупционного взаимодействия, основанные на общем интересе (обладание властью распоряжаться ресурсами, обогащение, “прикрытие”); Комплексность - это латентная коррупционная система, основанная на иерархии участников (физические, юридические, должностные лица, а также государственные служащие) неформальных отношений; Латентность - скрытое, непубличное взаимоотношение между взяткодателем и взяткополучателем; Динамичность и развитие - способность коррупции развиваться в зависимости от внутренних и внешних правовых, экономических, социальных и политических факторов (исполнение законов, воспитание института законопослушных граждан, благоприятная экономическая и социальная среда, политическая воля). Проведенный анализ коррупции приводит к выводу о неоднозначности ее понимания, а порой даже некоторой противоречивости, вызванной не только различными ее толкованиями, но и присущей коррупции многоаспектности. 1.2 Определение коррупции в отечественном законодательстве. Согласно современному российскому законодательству коррупция - это “ злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица”. Указанная формулировка предоставляет основания сформулировать умозаключение, что, прежде всего, коррупция - это набор определенных деяний, которые могут быть осуществлены как в структурах власти (приобретение и предоставление взятки, злоупотребление служебным положением), так и в частных учреждениях (коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями, другое нелегальное применение физическим лицом своего должностного положения).
Кроме того, коррупционерами могут быть признаны любые субъекты (государственные и муниципальные служащие, физические лица, должностные лица, представители организации и другие).
При этом мы полагаем, что основным недостатком легального понятия коррупции выступает то, что законодатель подразумевает под коррупцией совокупность конкретных случаев коррупционного поведения. Следуя логике законодателя, необходимо признать, что любое злоупотребление служебным положением, любое приобретение взятки либо предоставление взятки и другие выступают коррупцией.
Не всякое взяточничество необходимо исследовать как коррупционное деяние. Так, предоставление взятки в связи с ее вымогательством выступает безусловным основанием для освобождения взяткодателя от уголовной ответственности (примечание к ст. 291 УК РФ1). Взяткодатель в указанном случае будет признан не преступником, а жертвой преступного деяния. Соответственно, не все случаи предоставления взятки необходимо определять к выражениям коррупции.
Широкий спектр научных подходов к определению понятия «коррупция» пока не находит своего отражения в действующем законодательстве, раскрывающем коррупцию в основном через совокупность отдельных составов правонарушений. Однако учесть весь круг коррупционных преступлений невозможно, так как разновидности коррупционных схем постоянно совершенствуется. С учетом криминализации посредничества во взяточничестве, лица, которые попадают под данный состав преступления, из-за достаточно развитых на сегодняшний день информационно-коммуникационных технологий, все чаще обращаются к сети Интернет, совершая преступления коррупционной направленности. Следует отметить, что данные схемы достаточно устойчивы и позволяют неограниченно расширять зону коррупционного сервиса в стране.
Можно сделать вывод о том, что предусмотренное законом определение коррупции необходимо совершенствовать, расширяя данное понятие с помощью учета новых форм ее проявлений и включая в него различные формы посредничества и заинтересованности в получении материальной выгоды. При этом необходимо ориентироваться на то обстоятельство, что в международно-правовых документах содержится более широкое обязательство по криминализации соответствующих деяний. В противном случае эффективность уголовного закона для пресечения и предупреждения коррупционных правонарушений будет постепенно снижаться.
Глава II Государственная политика по противодействию коррупции 2.1 Государственные механизмы по противодействию коррупции. Рассматривая отечественное законодательство необходимо отметить, что в Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, ФЗ “о противодействии коррупции”, ФЗ “о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции. К коррупции относят составы преступлений, предусмотренные статьями “285 , 286 , 289 , 290 , 291 , 292 , 201 , 204 УК РФ”. 19 декабря 2008 года президентом РФ Д.А. Медведевым и Советом Федерации Федерального Собрания РФ был разработан и принят ФЗ о противодействии коррупции”. Статья 7 данного ФЗ закрепила основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия взяточничеству. Так, среди основных направлений необходимо выделить: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; взаимодействие государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями, гражданами, а так же институтами гражданского общества; обеспечение независимости средств массовой информации; соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности государственных органов власти. Механизм противодействия коррупции можно рассмотреть в виде системы, постоянно функционирующей, сложной, выражающей собой своеобразный общественный организм, находящийся в регулярном изменении и обновлении. Особенность и сложность механизма противодействия коррупции предоставляют основания выделять наличие двух сторон: статической и статической, и динамической. В принципе сама сущность механизма противодействия коррупции выражается нестатично, так как речь идет конкретно о действии. Но, как мы знаем, и действия, и особенно его движущие силы, внешняя среда, факторы описываются в статике, то есть в момент остановки.
Статическую сторону анализируемого механизма раскрывают следующие компоненты:
1) комплекс правовых средств, ориентированных на противодействие коррупции;
2) субъекты механизма противодействия – государство, государственные структуры и местные органы власти, политические партии и общественные объединения, другие институты, а также участники гражданского социума;
3) объект механизма противодействия – выражения коррупции.
Особенное место в структуре государственного механизма противодействия коррупции занимает комплекс специальных правовых средств.
К правовым средствам противодействия коррупции необходимо определять, в первую очередь, нормативные правовые положения, закрепляющие способы, приемы противодействия коррупционным отношениям, и юридические технологии, сопряженные с результативным правовым инструментарием, юридической техникой, толкованием права и формами правореализационной практики, способствующие уменьшению факторов коррупционной деятельности и порождающих ее причин.
Целью вышеуказанных средств выступает формирование правового и эффективного государства: создание институтов, позволяющих результативно функционировать общественным механизмам страны, осуществлять социальные преобразования, увеличивать результативность отечественной экономики, вызывать в российском социуме уважение к государству, а также к государственным институтам, формировать имидж страны на международной арене.
По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации6 в соответствии со статьей 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2007 году в системе органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК).
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции включает в себя:
предупреждение коррупции и последующее устранение ее причин (профилактика коррупции);
борьба с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений);
минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений.
работа по антикоррупционному просвещению, правовому воспитанию и формированию в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
Среди всех уровней специализированных антикоррупционных структур особенное место занимает Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, в полномочия которого входит решение следующих задач:
а) разработка предложений главе государства по вопросам формирования и осуществления государственной политики в области противодействия коррупции;
б) реализация координации деятельности федеральных структур исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов страны и структур местного самоуправления муниципальных образований по осуществлению государственной политики противодействия коррупции;
в) контроль за осуществлением мероприятий, закрепленных Национальным планом противодействия коррупции.
Сегодня правоохранительные структуры проводят в регионах различные мероприятия, направленные, прежде всего на предупреждение коррупции, как в обществе, так и в государстве. Так в рамках ежегодно отмечаемого “Международного дня борьбы с коррупцией” правоохранительными органами организовываются и проводятся различные мероприятия и публичные выступления по вопросам противодействия коррупции. Среди проведенных мероприятий особо выделялись встречи с преподавательским составом и учащимися образовательных учреждений (школ, гимназий, техникумов, профессиональных училищ, колледжей). Важность проведения встреч именно с работниками сферы образования и учащимися вызвана тем, что в производстве соответствующих компетентных структур находятся уголовные дела о получении взяток, возбужденные, в том числе в отношении руководителей учреждений общего и среднего профессионального образования. Особое внимание уделяется анализу коррупционных преступлений, связанных с осуществлением преподавательской деятельности, даются рекомендации активнее воспитывать в учащихся нетерпимость к проявлениям коррупции в обществе.
В заключение отмечу, что сложность борьбы с коррупцией заставляет систематически совершенствовать методы борьбы с ней. Предполагается, что для повышения результативности борьбы с данным сложным общественным явлением следует планомерно обновлять отечественное законодательство в области борьбы с коррупцией, программы на налаживание деятельности государственного механизма. Равным образом следует совершенствовать контроль за расходованием бюджетных средств.
2.2. Общественное противодействие коррупции
Эффективное противодействие коррупции возможно только при активном участии общественности в борьбе с этим негативным явлением. Понятие «общественный контроль» стало известно благодаря различным источникам: научной литературе, СМИ. Наличие данного вида контроля в государстве демонстрирует степень развития гражданского общества, а также выступает как одна из наиболее эффективных форм противодействия коррупции.
Основными организационными структурами общественного контроля являются общественные палаты, общественные наблюдательные комиссии и общественные советы.
По существу, общественный контроль – явление абсолютно не новое. Ассамблея Совета Европы обозначила, что параметры оценки демократического становления каждого определенного государства должны в дополнение к классическим стандартам Совета Европы включать следующие показатели:
— уровень политической активности общественности за рамками парламента и ее воздействия на функционирование парламента как форума для демократического обсуждения и принятия решений;
— открытость принятия процесса политических решений;
— меры по охране демократии от недемократических инициатив;
— степень, в которой структуры и организации гражданского социума свободны от контроля страны и при указанном не выступают в роли скрытых оппозиционных партий, лишенных демократической легитимности.
Принципами представленного контроля являются:
1) добровольность участия в реализации общественного контроля;
2) приоритет прав и легальных интересов личности;
3) публичность и открытость осуществления общественного контроля и рассмотрения его итогов;
4) независимость участников общественного контроля;
5) легальность действий субъектов общественного контроля;
6) недопустимость воспрепятствования реализации общественного контроля;
7) достоверность и объективность;
8) самостоятельность субъектов указанного контроля от органов государственной власти;
Граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организациях
Региональное антикоррупционное законодательство в качестве таковых называет три категории субъектов. К ним относятся:
1) общественные палаты субъектов Российской Федерации;
2) институты гражданского общества;
3) население.
В то же время согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ граждане могут принимать участие в общественном контроле только «в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».
Таким образом, граждане могут реально участвовать в общественном контроле только в составе тех или иных организаций или организационных структур, то есть их личное участие в общественном контроле фактически только декларируется, но не предусматривается. Как бы ни понимались эти нормы российского законодательства, в отношении общественного контроля они отдают приоритет общественным палатам и общественным советам, а не самим гражданам.
Отмечу, что общественный контроль в сфере противодействия коррупции в системе образования осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Общественные палаты в регионах значительно влияют на процесс противодействия коррупции в сфере образования. Все действующие и разрабатываемые законы по вопросам образования проверяются на «взяткоемкость», что позволяет свести к минимуму возможные риски. Общественные палаты в регионах получают письма и обращения от граждан по фактам коррупции в сфере образования. По результатам обобщения и проведенной работы, Общественные палаты готовят заключения с рекомендациями в данной сфере органам власти.
Таким образом, общественный контроль является одним из важнейших антикоррупционных механизмов и может служить серьезным препятствием на пути «нечистых на руку» чиновников. Он должен быть направлен на обеспечение законности в сферах государственного и муниципального управления, на снижение возможности принятия и реализации на различных этажах власти коррупционных противоправных решений, наносящих серьезный вред развитию общества и безопасности государства.
Заключение
На сегодняшний день правовая база, направленная на противодействие коррупции, практически сформирована, выработаны основные направления государственной политики в этой сфере. Однако на практике коррупция остается актуальной проблемой, негативно влияющей на социально-экономическое развитие государства, эффективность государственного управления, реализацию прав и свобод граждан. Нуждаются в дальнейшем совершенствовании правовые, социально-экономические, политические и иные меры, направленные на противодействие коррупции, требуется оптимизация механизма реализации положений нормативных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. При этом должен соблюдаться принцип системности, комплексный подход к регулированию общественных отношений, направленных на противодействие коррупции, предполагающий объединение усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Сфера образования традиционно называется одной из наиболее коррумпированных. При этом особая опасность распространения коррупции в образовании обусловлена вовлеченностью значительного количества лиц в коррупционные связи, в том числе несовершеннолетних, системным характером этого вида коррупции; негативным последствием ее распространения является снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение качества образования, что, в свою очередь, вызывает существенные проблемы на пути инновационного развития государства.
В сфере образования имеются следующие области, где наиболее ярко заметны проявления коррупции:
— прием в образовательные организации (в детские сады, коррекционные детские сады, школы, образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего образования);
— перевод обучающихся внутри образовательных организаций и между образовательными организациями; отчисление обучающихся из образовательных организаций в связи с неосвоением ими образовательной программы;
— проведение промежуточной и итоговой аттестации;
— привлечение дополнительных финансовых средств, связанное с получением необоснованных финансовых выгод за счет обучающегося, в частности, получение пожертвований на нужды детских садов и школ, как в денежной, так и в натуральной форме, расходование полученных средств не в соответствии с уставными целями некоммерческой организации и другие;
— создание преференций детям из обеспеченных семей, из семей чиновников в детском саду или школе в ущерб иным обучающимся детям;
— лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций;
— утверждение в качестве рекомендованных структурами Министерства науки и образования учебников и учебных пособий;
— использование имущества образовательных организаций.
В рамках работы над представленной темой, было уделено большое внимание проблемным аспектам противодействия коррупции в сфере образования. Так, в частности, установлено, что основной объективной причиной коррупции в сфере образования выступает низкая заработная плата преподавателей, прежде всего, молодых, которым самим необходимо кормить и воспитывать семью. Государство, выделяя на образование недостаточные средства из бюджетов разных уровней, само породило коррупцию в данной области социальной сферы. В связи с этим, ключевым конституционно-правовым механизмом противодействия коррупции в образовании (не только среднем, но и высшем) должно быть, прежде всего, существенное (не менее чем в три раза) повышение должностных окладов всех учителей и преподавателей. На федеральном уровне необходимо внести соответствующие изменения в нормы действующего законодательства РФ в части повышения должностных окладов учителей и преподавателей образовательных организаций.
Кроме того, наряду с повышением денежного содержания работникам образования, конституционно-правовой мерой обеспечения безопасности образовательной отрасли от коррупции должно выступать формирование в структуре образовательной организации независимых от ее администрации органов по предупреждению и обнаружению коррупционных правонарушений, которые должны подчиняться напрямую органам управления образования и реализовывать непосредственное взаимодействие с правоохранительными органами.
Список литературы:
Борзенков, Г.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией / Г.Н. Борзенков // Юридическая практика. ‒ 2015. ‒ № 6. ‒ С. 18 ‒ 23.
Волженкин, Б.В. Служебные преступления: анализ материалов судебной практики / Б.В. Волженкин // Российский следователь. ‒ 2013. ‒ № 5. ‒ С. 73 ‒ 80.
Долгова, А.И. Криминология: учебник / А.И. Долговая. ‒ М.: Юрайт, 2014. ‒ 395 с.
Кузнецов, Д.С. Борьба с коррупцией: философский, исторический и правовой аспект в рамках национального и международного подхода
Лунеев, В.В. Борьба с коррупцией как приоритетное направление политики современного государства / В.В. Лунеев // Законность. ‒ 2015. ‒ № 8. ‒ С. 28 ‒ 35.
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. ‒ 1996. ‒ № 14. ‒ Ст. 2411.