Т. В. Шкутпович, учитель русского языка и литературы гимназии №2 г. Пинска Брестской области
Тема: Правописание не и ни в отрицательных наречиях
Цели урока: ознакомить учащихся с правилом написания не и ни в наречиях; повторить правописание не с разными частями речи; развивать умение правописания не и ни в местоимениях; воспитывать культуру речи.
Задачи: создать условия для развития у учащихся умений обобщать, систематизировать полученные ранее знания и применять их на практике; совершенствовать навыки взаимодействия в коллективе в ходе какой- либо деятельности, владения устной и письменной речью; содействовать воспитанию толерантности, культуры общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: доска, раздаточный материал, проверочный тест.
Ход урока
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
Правописание не с наречиями на -о (е).
Разбор по составу слова грузились и морфологический разбор слова перечисленных (на доске ).
Упражнение 367.
Актуализация знаний.
Запишите следующие словосочетания, объясните графически их правописание (один ученик работает у доски).
Никому не интересно, никому не понятно, никогда не поздно, не у кого спросить, некому рассказать.
Какой частью речи являются записанные слова с не я ни?
От чего зависит написание приставок не и ни в отрицательных местоимениях?
Какой частью речи является слово никогда?
Попробуйте сформулировать правило правописания приставок не я ни в наречиях, аналогичное правилу правописания местоимений.
Сообщение темы, целей занятия.
Объяснение новой темы.
Чтение § 47 в учебнике (с. 200).
Упражнение 368 (письменно).
Составление алгоритма (задание 2 к упр. 368).
Закрепление.
Выполните упражнение 369 (комментированное письмо).
Запишите на доске наречия, объясните правописание приставок.
Нигде, ниоткуда, нисколько, негде, неоткуда, ничуть, несколько, никуда, некуда.
Все ли записанные слова являются наречиями?
Как отличить наречия от местоимений?
На какие вопросы отвечают наречия?
Семь вопросов — просто чудо!
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
Физкультминутка
Игра «Кто быстрее?»
На доске написаны словосочетания; учащиеся делятся на две команды, подходят по очереди к доске и вставляют пропущенные буквы.
Вариант I
Торопиться н..зачем, ждать н.. от кого, н..куда пойти, н..где не видно, н..кому не известно, н..куда не пойду, н..где остановиться, н..кто не пришёл, н..как не пойму, н..чего сказать.
Вариант II
Н..куда не уезжал, н..когда разговаривать, н..почём не соглашаться, н..чем не измерить, н..куда деться, н..сколько человек, н.. с кем спорить, н..где присесть, н..чей мяч, ждать н..откуда.
Объясните орфограммы в предложениях (напечатаны на листах).
1. Ни косточ(?)кой н..где (не)мог я поживиться. 2. Сторож н..чего (не)слышал. 3. Ветер н..как (не)сорвёт последний л..сток с дуба. 4. Н..какой звук снаружи (не)доходил в дальнюю комнату. 5. Вороб(?)и н..сколько (не) боялись наступивших холодов. 6. Н.. у кого из туристов (не)ок..залось запасной коробки спичек. 7. Мальчик р..шил н..куда (не)идти, а ждать, когда наступит утро. 8. Сп..шить было н..куда, и Петя устро..л себе н..члег.
Вставьте в предложения пропущенные отрицательные наречия (предложения напечатаны на листах).
Ум — одежда, которая (никогда) не износится, знание — родник, который (никогда) не исчерпаешь. 2. Языком и туда, и сюда, а делами не годится (никуда). 3. Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было (неоткуда). 4. Но (никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно. 5. Она (никак) не походила на свою сестру.
Работа с текстом (напечатан на листах).
Журавль
Стояло несколько солнечных дней подряд, и уже прошёл основной перелёт птиц.
Я шёл по тропинке справа от леса. Она вчера была сухой, а сегодня во впадинках налилась водой. Мысли мои никак не были связаны с пробуждающейся вокруг жизнью.
Неожиданно до моего слуха донеслось курлыканье. Я оглянулся и увидел летящего к северу журавля. Изредка он курлыкал. Сколько нужно было ему пролететь, чтобы на каком-то кусочке огромного пространства услышать ответный клич и приземлиться! Найдёт ли он тех, от кого отстал?
Я глядел ему вслед и удивлялся, как напористо рвал он грудью воздух, метр за метром приближаясь к цели. Упорство его неосознанно, но всем существом своим он знает, что нужно двигаться вперёд. Рано или поздно его крик услышат.
Задания к тексту.
Определите тип и стиль речи.
Выпишите пять словосочетаний, в которые входит наречие. Укажите разряд наречий по значению.
Выпишите из текста местоимение и наречие с приставкой не и ни, разберите их по составу.
Подведение итогов.
Беседа.
Что нового вы узнали на уроке и что повторили из ранее изученного?
Как пишутся не и ни с наречиями?
От чего зависит выбор гласной в приставках не и ни?
Какая ещё часть речи подчиняется такому же правилу?
Рефлексия.
Продолжите фразы:
Мне на уроке было легко...
Мне показалось трудным...
Мне нужно ещё...
Работа со словариком.
Запишите в словарике: ни при чём, нипочём.
Проверочный тест.
Тест «Правописание не и ни в отрицательных наречиях»
В этом предложении в наречии пишется приставка не-:
а) Сколько бы ни смотреть на море — оно н..когда не надоест.
б) Петя н..чуть его не испугался.
в) Там н..когда гулял и я,
Но вреден север для меня.
г) Лодка все н..как не могла дойти до берега.
В этом предложении(-ях) в наречии пишется приставка не-:
а) Небо было совершенно иное, н..откуда не плыли облака, ветерок н..сколько не мешал нам.
б) Казакам неоткуда было взяться: громады гор отгородили их.
в) «Нет, я не могу, мне н..когда», — нередко отвечал он.
г) Он сильной грудью волны рассекает,
Мелькает, пропадая вдалеке,
И н..когда, быть может, не узнает
О мальчике, стоящем на песке.
В этом предложении(-ях) в наречии пишется приставка ни-:
а) Он полон забот, н..когда чашку кофе выпить.
б) Тяжело сосной печальною расти,
Не меняться н..когда и не цвести.
в) И н..как про случай этот Позабыть печник не мог.
г) Через густые заросли к речке неоткуда пробраться.
Приставка не- пишется в наречии:
а) (ни, не)откуда не ждём;
б) торопиться (ни, не)куда;
в) (ни, не)когда не улыбался;
г) (ни, не)чуть не растерялся.
Приставка ни- пишется в наречии:
а) (ни, не)откуда ждать;
б) думать (ни, не)когда;
в) (ни, не)куда не поехал;
г) (ни, не)куда торопиться.
Укажите предложение с отрицательным наречием.
а) Внизу как будто никого не было.
б) Разговаривать им больше было не о чем.
в) Скучен день до вечера, коли делать нечего.
г) Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего.
Укажите предложение с отрицательным наречием.
а) Ни у кого не возникли сомнения при решении задачи.
б) Некого винить в том, что погода основательно испортилась.
в) Мне не хотелось идти домой одному, и никто меня там не ждал.
г) Неоткуда было получать новые известия.
Отрицательное наречие с приставкой не- в предложении:
а) Лето было теплое, и мы (ни, не)чуть не сомневались в урожае.
б) Остановиться было (ни, не)где, и друзья отправились в гостиницу.
в) Моего товарища (ни, не)когда не беспокоило, что он опаздывает.
г) (Ни, не)кому было рассказать невероятную историю, произошедшую со мной.
Отрицательное наречие с приставкой ни- в предложении:
а) (Ни, не)где не попадались им деревья.
б) Путникам (ни, не)где было разместиться в доме.
в) (Ни, не) с кем говорить не хотелось, и я молча сидел у костра.
г) Гулять меня на улицу не пускали, да и (ни, не)когда было гулять.
Укажите словосочетание с отрицательным наречием.
а) (не) (у) кого спросить;
б) (ни) (к) кому не ходить;
в) (не) (о) чем рассказывать;
г) (ни) (от) куда не получать известий.
Ключ: 1в; 26, в; 36, в; 46; 5в; 6г; 7г; 86; 9а; 10г.
Домашнее задание:
§ 47, упр. 371.