СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШКУТПОВИЧ Т. В. Урок "Правописание не и ни в отрицательных наречиях" 2017-1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ШКУТПОВИЧ Т. В. "Правописание не и ни в отрицательных наречиях"

Просмотр содержимого документа
«ШКУТПОВИЧ Т. В. Урок "Правописание не и ни в отрицательных наречиях" 2017-1»

Т. В. Шкутпович, учитель русского языка и литературы гимназии №2 г. Пинска Брестской области


Тема: Правописание не и ни в отрицательных наречиях

Цели урока: ознакомить учащихся с пра­вилом написания не и ни в наречиях; по­вторить правописание не с разными частями речи; развивать умение правописания не и ни в местоимениях; воспитывать культуру речи.

Задачи: создать условия для развития у учащихся умений обобщать, систематизиро­вать полученные ранее знания и применять их на практике; совершенствовать навыки взаимодействия в коллективе в ходе какой- либо деятельности, владения устной и пись­менной речью; содействовать воспитанию то­лерантности, культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: доска, раздаточный матери­ал, проверочный тест.


Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Правописание не с наречиями на (е).

  2. Разбор по составу слова грузились и морфологический разбор слова перечисленных (на доске ).

  3. Упражнение 367.


  1. Актуализация знаний.

Запишите следующие словосочетания, объ­ясните графически их правописание (один ученик работает у доски).

Никому не интересно, никому не понят­но, никогда не поздно, не у кого спросить, некому рассказать.

  • Какой частью речи являются записан­ные слова с не я ни?

  • От чего зависит написание приставок не и ни в отрицательных местоимениях?

  • Какой частью речи является слово ни­когда?

  • Попробуйте сформулировать правило правописания приставок не я ни в наречиях, аналогичное правилу правописания место­имений.

  1. Сообщение темы, целей занятия.


  1. Объяснение новой темы.

  1. Чтение § 47 в учебнике (с. 200).

  2. Упражнение 368 (письменно).

  3. Составление алгоритма (задание 2 к упр. 368).


  1. Закрепление.

  1. Выполните упражнение 369 (комменти­рованное письмо).

  2. Запишите на доске наречия, объясните правописание приставок.

Нигде, ниоткуда, нисколько, негде, неот­куда, ничуть, несколько, никуда, некуда.

  • Все ли записанные слова являются на­речиями?

  • Как отличить наречия от местоиме­ний?

  • На какие вопросы отвечают наречия?

Семь вопросов — просто чудо!

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?


Физкультминутка


Игра «Кто быстрее?»

На доске написаны словосочетания; уча­щиеся делятся на две команды, подходят по очереди к доске и вставляют пропущенные буквы.

Вариант I

Торопиться н..зачем, ждать н.. от кого, н..куда пойти, н..где не видно, н..кому не известно, н..куда не пойду, н..где остановить­ся, н..кто не пришёл, н..как не пойму, н..чего сказать.

Вариант II

Н..куда не уезжал, н..когда разговаривать, н..почём не соглашаться, н..чем не измерить, н..куда деться, н..сколько человек, н.. с кем спорить, н..где присесть, н..чей мяч, ждать н..откуда.

  1. Объясните орфограммы в предложениях (напечатаны на листах).

1. Ни косточ(?)кой н..где (не)мог я по­живиться. 2. Сторож н..чего (не)слышал. 3. Ветер н..как (не)сорвёт последний л..сток с дуба. 4. Н..какой звук снаружи (не)доходил в дальнюю комнату. 5. Вороб(?)и н..сколько (не) боялись наступивших холодов. 6. Н.. у кого из туристов (не)ок..залось запасной коробки спичек. 7. Мальчик р..шил н..куда (не)идти, а ждать, когда наступит утро. 8. Сп..шить было н..куда, и Петя устро..л себе н..члег.

  1. Вставьте в предложения пропущенные отрицательные наречия (предложения напе­чатаны на листах).

  1. Ум — одежда, которая (никогда) не износится, знание — родник, который (ни­когда) не исчерпаешь. 2. Языком и туда, и сюда, а делами не годится (никуда). 3. Кру­гом шелестела листва, пели птицы, а спасе­ния ждать было (неоткуда). 4. Но (никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно. 5. Она (никак) не походила на свою сестру.

  1. Работа с текстом (напечатан на ли­стах).

Журавль

Стояло несколько солнечных дней подряд, и уже прошёл основной перелёт птиц.

Я шёл по тропинке справа от леса. Она вчера была сухой, а сегодня во впадинках налилась водой. Мысли мои никак не были связаны с пробуждающейся вокруг жизнью.

Неожиданно до моего слуха донеслось курлыканье. Я оглянулся и увидел летяще­го к северу журавля. Изредка он курлыкал. Сколько нужно было ему пролететь, чтобы на каком-то кусочке огромного пространства услышать ответный клич и приземлиться! Найдёт ли он тех, от кого отстал?

Я глядел ему вслед и удивлялся, как на­пористо рвал он грудью воздух, метр за ме­тром приближаясь к цели. Упорство его нео­сознанно, но всем существом своим он знает, что нужно двигаться вперёд. Рано или поздно его крик услышат.

Задания к тексту.

  1. Определите тип и стиль речи.

  2. Выпишите пять словосочетаний, в кото­рые входит наречие. Укажите разряд наречий по значению.

  3. Выпишите из текста местоимение и на­речие с приставкой не и ни, разберите их по составу.


  1. Подведение итогов.

  1. Беседа.

  • Что нового вы узнали на уроке и что по­вторили из ранее изученного?

  • Как пишутся не и ни с наречиями?

  • От чего зависит выбор гласной в при­ставках не и ни?

  • Какая ещё часть речи подчиняется тако­му же правилу?

  1. Рефлексия.

Продолжите фразы:

Мне на уроке было легко...

Мне показалось трудным...

Мне нужно ещё...

  1. Работа со словариком.

Запишите в словарике: ни при чём, нипо­чём.

  1. Проверочный тест.

Тест «Правописание не и ни в отрица­тельных наречиях»

  1. В этом предложении в наречии пишется приставка не-:

а) Сколько бы ни смотреть на море — оно н..когда не надоест.

б) Петя н..чуть его не испугался.

в) Там н..когда гулял и я,

Но вреден север для меня.

г) Лодка все н..как не могла дойти до бе­рега.

  1. В этом предложении(-ях) в наречии пи­шется приставка не-:

а) Небо было совершенно иное, н..откуда не плыли облака, ветерок н..сколько не ме­шал нам.

б) Казакам неоткуда было взяться: грома­ды гор отгородили их.

в) «Нет, я не могу, мне н..когда», — не­редко отвечал он.

г) Он сильной грудью волны рассекает,

Мелькает, пропадая вдалеке,

И н..когда, быть может, не узнает

О мальчике, стоящем на песке.

  1. В этом предложении(-ях) в наречии пи­шется приставка ни-:

а) Он полон забот, н..когда чашку кофе выпить.

б) Тяжело сосной печальною расти,

Не меняться н..когда и не цвести.

в) И н..как про случай этот Позабыть печник не мог.

г) Через густые заросли к речке неоткуда пробраться.

  1. Приставка не- пишется в наречии:

а) (ни, не)откуда не ждём;

б) торопиться (ни, не)куда;

в) (ни, не)когда не улыбался;

г) (ни, не)чуть не растерялся.

  1. Приставка ни- пишется в наречии:

а) (ни, не)откуда ждать;

б) думать (ни, не)когда;

в) (ни, не)куда не поехал;

г) (ни, не)куда торопиться.

  1. Укажите предложение с отрицательным наречием.

а) Внизу как будто никого не было.

б) Разговаривать им больше было не о чем.

в) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

г) Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего.

  1. Укажите предложение с отрицательным наречием.

а) Ни у кого не возникли сомнения при решении задачи.

б) Некого винить в том, что погода основа­тельно испортилась.

в) Мне не хотелось идти домой одному, и никто меня там не ждал.

г) Неоткуда было получать новые известия.

  1. Отрицательное наречие с приставкой не- в предложении:

а) Лето было теплое, и мы (ни, не)чуть не сомневались в урожае.

б) Остановиться было (ни, не)где, и друзья отправились в гостиницу.

в) Моего товарища (ни, не)когда не бес­покоило, что он опаздывает.

г) (Ни, не)кому было рассказать невероят­ную историю, произошедшую со мной.

  1. Отрицательное наречие с приставкой ни- в предложении:

а) (Ни, не)где не попадались им деревья.

б) Путникам (ни, не)где было разместиться в доме.

в) (Ни, не) с кем говорить не хотелось, и я молча сидел у костра.

г) Гулять меня на улицу не пускали, да и (ни, не)когда было гулять.

  1. Укажите словосочетание с отрицатель­ным наречием.

а) (не) (у) кого спросить;

б) (ни) (к) кому не ходить;

в) (не) (о) чем рассказывать;

г) (ни) (от) куда не получать известий.

Ключ: 1в; 26, в; 36, в; 46; 5в; 6г; 7г; 86; 9а; 10г.

  1. Домашнее задание:

§ 47, упр. 371.