«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»
Шпаргалка для родителей
Уважаемые родители!
В старшем дошкольном возрасте на занятиях по обучению грамоте дети знакомятся с речевыми звуками, которые мы слышим и произносим. Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква - знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками. Поэтому обучение грамоте начинается со знакомства со звуками, т.е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа.
Упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.
Итак, какие же бывают звуки?
Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки (А, О, У, И, Э, Ы) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом.
Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким характером.
Всегда твердые согласные: [ш] [ж] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).
Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики
План анализа слова:
Выдели голосом первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).
Выдели голосом второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
Третий звук и т.д.
«Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:
Сколько всего звуков в слове?
Сколько гласных звуков в слове?
Сколько согласных твердых (мягких) звуков?
Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению.
Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.
Примерные игровые задания
Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зеленый (лошадь, медведь, собака, коза, лягушка и др.)
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова ДОМ.
- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [Д])
- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, глухой, твердый).
- Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [Д]? (Синим кружком).
- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О]).
- Звук [О]какой? (Звук[О] гласный).
- Кружком какого цвета на схеме обозначим звук[О]? (Красным кружком).
- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
- Звук [М] какой? (Звук[М] согласный, твердый, глухой).
- Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [М]? (Синим кружком).
Игра «Звенит – не звенит» (на различение звонких и глухих звуков)
Если в начале слова звонкий согласный — ребенок должен поднять карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут (батон, ракета, шишка, конфета, зонт, собака, тапки, галстук, ракета, паук и др.)
Игра «Кто больше?»
Придумать как можно больше слов, начинающихся на заданный звук. Например на С: слон, собака, сапоги, санки, солнышко, самокат и т. д.; на Сь: синица, синий и т.д.
Игра «Звуковые цепочки»
Ребенку нужно расставить картинки или придумать слова так, чтобы название следующего слова начиналось с последнего звука предыдущей картинки (слова):
МАК – КОШКА – АИСТ – ТАПКИ и т. д.
Игра «Слова рассыпались»
«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а.Р-у-к-а?С-л-о-н?
Игра "Добавь звук"
Ребёнку предлагаются различные слова, его задача добавить звук, так, чтобы получилось новое слово. Например, лис - лист, кол-укол и т.д. Обязательно в словах проверяйте ударение, делайте выводы.
"Зашифрованное слово"
Показываем ребёнку звуковую схему слова. Ребёнок должен расшифровать её. Из
предложенных картинок выбрать подходящее название.
Игра «Шутки - минутки»
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Уважаемые родители, развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!