СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шпаргалка для родителей "Звуки и Буквы"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать необходимые знания родителям по работе над развитием фонематического слуха. обратить внимание на то, что такое звуковой анализ слов.

Просмотр содержимого документа
«Шпаргалка для родителей "Звуки и Буквы"»

Шпаргалка для родителей

«Звуки и Буквы»

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ

Напоминаем вам, что задача всех логопедических занятий - научить детей слышать и различать звуки. Основа правильного письма и чтения будущих школьников – фонематический слух, т.е. тонкий слух, позволяющий из всего разнообразия звуков речи выбрать необходимые для того, чтобы слово звучало правильно, да и вся речь была верной.

Пожалуйста, не путайте звуки с буквами.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы придумали позже для того, чтобы увидеть или записать эти звуки.

На занятиях мы знакомимся с некоторыми из букв постепенно, но это для нас неглавное, мы просто подкрепляем изученные звуки зрительным образом – буквой.

Итак, в русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю), 21 согласная буква (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ш, Щ) и ещё две особенные буквы – это Ь и Ъ.

Давайте разберёмся со звуками. И поможет нам в этом очень простая схема.

ЗВУКИ РЕЧИ


Гласные согласные


[а] [о] [э] Их так много, что все они не помещаются

[и] [ы] [у] в этом прямоугольнике

Шпаргалка для родителей

«Звуки и Буквы»

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ

Согласные звуки, в свою очередь, делятся на твёрдые и мягкие, например: тронтронь.

Мягкость согласного звука обозначается значком: . Стало быть, в слове трон [н] – твёрдый согласный звук, а в слове тронь [н’] – мягкий.

Вспомните, уважаемые родители, что звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые, звуки [й], [ч], [щ] – всегда мягкие. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими: [б] - [б’], [р] - [р’] и т.д.

На занятии дети учатся различать согласные звуки не только по принципу их твёрдости / мягкости, но и по принципу звонкости / глухости: [з] - [с], [д] - [т], [в] - [ф], [г] - [к], [ж] - [ш], [б] - [п].

Мамы и папы, вспомните, пожалуйста, что:

Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать один звук. Я – [а], е – [э], ё – [о], ю – [у] после согласных (белка – [б’элка]). Эти же буквы могут обозначать два звука Я – [йа], е – [йэ], ё – [йо], ю – [йу] в начале слова (ёлка – [йолка]), после гласной (баян – [байан]), а также после Ь и Ъ (вьюнок – [в’йунок], съел – [сйэл]).

Обратите внимание на то, что такое звуковой анализ слов.

Ещё раз напоминаем вам условные обозначения звуков и схемы разбора некоторых слов.

Итак:

- гласный звук, - твёрдый согласный звук, - мягкий согласный звук.


Соответственно, слова л е с, п ё с, б а н т, ё ж и к схематически будут выглядеть так:


, , ,