Шпаргалка воспитателям: работа с детьми, имеющими отклонения в поведении.
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растёт. Так кого же можно отнести к категории «дети с особенностями поведения»? Это:
«Тревожные дети»
Тревожность -индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают". Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожные дети отличается чрезмерным беспокойством, причём иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Рекомендации по работе с тревожными детьми:
- Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
- Спрашивайте ребенка в середине занятия.
-Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами
- Используйте на занятиях визуальную поддержку.
- Снижайте количество замечаний.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
«Агрессивные дети»
Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.).
Агрессивный ребенок нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:
-Создание в группе эмоционального комфорта для детей.
-Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом.
-Учить навыкам сотрудничества.
-Развитие творчества у детей.
-Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
-Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
-Обучать приемлемым способам выражения гнева («мешочек гнева», «подушка гнева») .
-Развивать способность к эмпатии.
«Гиперактивные дети».
Слово гиперактивность происходит от греческого hyper - много и латинского activus - деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей - это повышенный уровень двигательной активности. Такого ребёнка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Количество таких детей растёт с каждым годом.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми:
- Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.
- Очень важен и физический контакт с ребёнком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это даёт выраженный положительный эффект.
- Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.
Просмотр содержимого документа
«Шпаргалка воспитателям: работа с детьми, имеющими отклонения в поведении.»
Шпаргалка воспитателям:работа с детьми, имеющими отклонения в поведении.
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растёт. Так кого же можно отнести к категории «дети с особенностями поведения»? Это:
«Тревожные дети»
Тревожность -индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают". Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожные дети отличается чрезмерным беспокойством, причём иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Рекомендации по работе с тревожными детьми:
- Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
- Спрашивайте ребенка в середине занятия.
-Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами
- Используйте на занятиях визуальную поддержку.
- Снижайте количество замечаний.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
«Агрессивные дети»
Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.).
Агрессивный ребенок нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:
-Создание в группе эмоционального комфорта для детей.
-Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом.
-Учить навыкам сотрудничества.
-Развитие творчества у детей.
-Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
-Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
-Обучать приемлемым способам выражения гнева («мешочек гнева», «подушка гнева») .
-Развивать способность к эмпатии.
«Гиперактивные дети».
Слово гиперактивность происходит от греческого hyper - много и латинского activus - деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей - это повышенный уровень двигательной активности. Такого ребёнка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Количество таких детей растёт с каждым годом.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми:
- Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.
- Очень важен и физический контакт с ребёнком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это даёт выраженный положительный эффект.
- Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.