МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Тамбовской области
Муниципальное образование Мучкапский район Тамбовской области
МБОУ Мучкапская СОШ Мучкап
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей физической культуры ________________________ Кащеева Т.Н. Приказ № 1 от «25» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________________ Леканская В.С. - от «-» - 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Мучкапской СОШ ________________________ Мишина Л.Н приказ №160 от «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ШСК
Настольный теннис
для обучающихся 5-9 классов
Составитель: Баландин А.А.
Р.п. Мучкапский 2023
Пояснительная записка
Программа кружка по настольному теннису имеет физкультурно-спортивную направленность.
Основополагающими при составлении программы являются следующие документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9,10,14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1,2,4; статья 23 пункты 3,4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; статья 75 пункты 1-5; статья 76.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р).
СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41)
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242)
Актуальность программы - настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Педагогическая целесообразность- позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Цель программы - изучение спортивной игры настольный теннис.
Задачи:
1. Образовательные:
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
2.Развивающие:
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;-
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
3.Воспитательные:
способствовать развитию социальной активности обучающихся
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Объем программы: программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Срок реализации – 1 год.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
| Основы знаний. | 2 |
| Технические приемы игры | 24 |
| Тактика игры | 2 |
| Стратегия проведения игры | 6 |
| Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Основы знаний 2ч |
| Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис. Правила безопасности при выполнении упражнений, правила пожарной безопасности. Правила игры в настольный теннис | 1 |
| Инвентарь и оборудование. Информация о спортивном инвентаре, его различии по качеству. Практическое занятие. Пробная игра | 1 |
Технические приемы 24ч |
| Техника хвата ракетки. Подача мяча. | 1 |
| Ознакомление с основными приемами подачи мяча | 1 |
| Жонглирование мячом. ОРУ. Упражнения для развития силы. | 1 |
| Парные игры | 1 |
| Способы подачи и приема мяча. ОРУ. Упражнения на развитие гибкости. | 1 |
| Подача мяча «веер». | 1 |
| Подача мяча «челнок». | 1 |
| Подача мяча «маятник». | 1 |
| Прием подач ударом. | 1 |
| Плоский удар. | 1 |
| Основные преимущества и недостатки прямого удара. ОРУ. | 1 |
| Упражнения на развитие внимания и быстроту реакции. | 1 |
| Теория вращения мяча. Траектория и полет вращающегося мяча. | 1 |
| Виды вращения мяча. Способы вращения мяча. | 1 |
| ОРУ. Упражнения для развития прыжковой ловкости. | 1 |
| Подрезка мяча. Преимущества и недостатки подрезки. | 1 |
| Техника выполнения приема подрезки. ОРУ. Упражнения на развитие гибкости. | 1 |
| Маятниковый удар. Отличительные особенности удара. | 1 |
| ОРУ. Упражнения на развитие силы. Игра. | 1 |
| Накат мяча. Преимущества внешнего вращения. | 1 |
| Техника удара накатом. ОРУ. | 1 |
| Удар накатом слева. Техника удара накатом слева. ОРУ. | 1 |
| Соревнования по настольному теннису. | 1 |
| Отработка ударов на теннисном столе | 1 |
Тактика игры 2ч |
| Тактика выполнения и приема подачи. Тактические подачи и техника приема подач. ОРУ. | 1 |
| Тактика игры с разными противниками. Целевые комбинации. Комбинации с подач и окончание атакующим ударом. | 1 |
Стратегия проведения игры 6ч |
| Комбинации игры. Игра с разноплановыми соперниками. | 1 |
| ОРУ. Действующие правила игры, терминология (повторение). | 1 |
| Правила игры и методика судейства соревнований. ОРУ | 1 |
| Тренировка тактического мышления игрока и способность оценивать обстановку. | 1 |
| Игра на счет из одной, трех партий .Основные тактические варианты игры. | 1 |
| Участие в соревнованиях по выполнению наибольшего количества ударов в серии. | 1 |
Содержание программы
Соблюдение техники безопасности на занятиях настольного тенниса. Краткий обзор состояния и развития настольного тенниса в России. Влияние физических упражнений на строение и функции организма человека. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов. Правила соревнований по настольному теннису.
Общая физическая подготовка.
Общая физическая подготовка является основой развития физических качеств, способностей, двигательных навыков 3 игроков на различных этапах их подготовки. Поэтому большое внимание на занятиях настольного тенниса будет уделяться развитию двигательных качеств игроков и совершенствованию: силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации движений.
Специальная подготовка.
Специальная подготовка занимает очень важное место в тренировке теннисистов, поэтому будет уделяться большое внимание упражнениям, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
Технические приемы игры.
В этом разделе представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры
Овладение техникой передвижений и стоек:
Стойка игрока.
Передвижение шагами, выпадами, прыжками.
Исходная при подаче стойки теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры.
Техника перемещений близко у стола и в средней зоне.
Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева.
Овладение техникой держания ракетки:
Способы держания ракетки.
Правильная хватка ракетки и способы игры.
Жонглирование мячом.
Овладение техникой ударов и подач:
Структура движения при ударе: замах, ускорение, удар и завершение игрового движения и возвращение в исходное положение.
Базовая техника удара: атакующий удар справа-слева, подставка, срезка, накат, подрезка, вращение.
Тренировка ударов у тренировочной стенки.
Сочетание ударов.
Тренировка упражнений с мячом и ракеткой на количество повторений в одной серии. 6. Имитация перемещений с выполнением ударов.
Отработка ударов на роботе, на тренажере.
Подачи: срезкой, накатом, «топорик», «веером», с боковым вращением.
Защита: прием мяча, постановка блока, перекрут мяча.
Тактика игры.
Изучается тактика игры с разными противниками. Тактика выполнения и приема подачи, а также комбинации подач.
Тактическая подготовка.
Выбор стиля игры.
Выбор тактических комбинаций.
Тренировка тактического мышления игрока и способность оценивать обстановку.
Свободная игра на столе.
Игра на счет из одной, трех партий.
Тактика игры с разными противниками.
Основные тактические варианты игры.
Участие в соревнованиях по выполнению наибольшего количества ударов в серии.
Стратегия проведения игры.
В этом разделе рассматриваются комбинации нападающей игры и защитного плана, также рассматривается методика судейства соревнований.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы обучения теннисной игре дети приобретают следующие знания, практические умения и навыки:
умеют профессионально обращаться с ракеткой, пользуясь несколькими хватками;
знают и умеют выполнять все нормативы по общей физической подготовке;
умеют играть с партнером через сетку и использовать в игре все изученные приемы; знают историю спорта вообще и тенниса в частности;
умеют играть на счет и судить соревнования по теннису; могут продолжать свои занятия самостоятельно (цель занятия ставит педагог);
умеют применять спортивные и медицинские знания; могут участвовать в районных и областных соревнованиях.
Основными результатами выполнения программы являются:
укрепление здоровья детей; рост физических и спортивных показателей у каждого воспитанника в течение одного этапа занятий (учебный год);
проявление устойчивого интереса к занятиям спортом и физической культурой; навыки самостоятельных занятий; воспитание культуры здорового образа жизни; воспитание волевых и нравственных качеств личности.
Список литературы
Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2019
Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2014
Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2014
Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2015
О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2020
О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 2016
С.Д.Шпрах. У меня секретов нет. М.: Советский спорт, 2002 8. Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 2014