СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Блок 9 (ОБ-9). Правописание сложных имён существительных и прилагательных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Блок 9 (ОБ-9). Правописание сложных имён существительных и прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Блок 9 (ОБ-9). Правописание сложных имён существительных и прилагательных.»

Блок 9 (ОБ-9)

Правописание сложных имён существительных и прилагательных


Части

речи

Слитно

Через дефис

Правило и примеры

Правило и примеры

Имена существительные

1. Сложносокращённые слова:

детясли, горсовет, завуч, детсад

1. Название промежуточных сто­рон света: северо-запад, юго-восток

2. Сложные существительные с первой частью авиа-, авто-, агро-, аэро-, био-, борт-у вело-, гео-, гидро-, зоо-, изо-, псевдо-, фото-, мото-, кино-, контр- и т.п.: авиамотор, автопробег, агротех­ника, биология, бортпроводница, велосипед, география, гидроплан, зоопарк, изостудия, псевдоним, фотография, мотоцикл, киносту­дия, контратака,

НО контр-адмирал

2. Названия механизмов, техниче­ские, научные, общественно-поли­тические термины: кресло-качалка, диван-кро-вать, дизель-электроход, социал-демо-крат, стоп-кран, премь­ер-министр, мотор-генератор. ин­женер-капитан, кран-балка, ради­кал-социалист

3. Сложные существительные, вто­рой частью которых является -град (или -город) -бург и -метр: Волго­град, Ужгород. Белгород, Екате­ринбург, Оренбург, километр, дина­мометр, вольтметр

Слова, первую часть которых образуют иноязычные элементы: вице-, лейб-, обер-, унтер-, экс-, блок-, пресс-, штаб-: вице-адмирал, лейб-гвардия, обер-капитан, унтер- офицер, экс-чемпион, блок-система, пресс-центр, штаб-квартира

4. Сложные существительные с глагольной первой частью: верти­шейка, держиморда, скопидом, вер­тихвостка, сорвиголова, горицвет, горихвостка, держидерево.

Исключение: перекати-поле

4. Составные географические наименования, в том числе имеющие в своём составе служебные слова:

Гусъ-Хрусталъный, Алма-Ата, (но алмаатинец), Комсомольск-на-Амуре, Франкфурт-на-Майне, Орехово- Зуево, (но ореховозуевец)

5. Сложные существительные с соединительными гласными О

или Е: зверолов, паровоз, земледе­лец, овощехранилище, землетрясе­ние, краевед, ледоход, пылесос.

Примечания:

а) В некоторых словах в первой части сложного существительного сохраняется окончание им.п.: вре­мяисчисление, времяпрепровождение.

б) Слова, оканчивающиеся на -ификация, не являются сложными и пишутся через И: электрифика­ция, классификация

5. Составные фамилии, русские и иноязычные: Новиков-Прибой, Лебедев-Кумач, Гарин-Махайловский, Дон-Кихот, Сен-Жюст.

Примечание. Служебные слова в составе иноязычных фамилий пи­шутся отдельно: Эдуардо де Филипо, Леонардо да Винчи, Лопе де Вега, Васко да Гама, Антуан де Сент-Экзюпери, Шарль де Костер


1. Если одна из частей прилагатель­ного не употребляется как самостоя­тельное слово или по значению одно слово подчинено другому, например, слово древнерусский образовано от Древняя Русь: великорусский, древне­греческий, среднесуточный, узколобый, среднеазиатский, общеславянский, великорусский, нижнетагильский, позднеспелый

1. Если слово образовано от двух и более основ, обозначающих равно­правные понятия: русско-француз­ский словарь (русский и французский), журнально-газетное объединение (журнальное и газетное), выпукло-вогнутая линза (выпуклая и вогну­тая)

Имена прилагательные

2. Если это прилагательное является научно-техническим термином или книжным выражением: крупноблочный, нижеподписавшийся, дикорастущие, живородящие, высокооплачиваемый. толстостенный, легкоплавкий, сильнодействующий, крутоизогнутый, многоотраслевой, чистошерстяной, труднопроходимый, слабораствори­мый, густонаселённый, широкомас­штабный, сильношелочной, мелкозер­нистый

2. Обозначающие оттенки и каче­ство с дополнительным оттенком:

светло-серый, иссиня-чёрная, тёмно­-синий, горько-солёный, кисло-сладкий

Примечания:

а) если есть пояснительное слово, то пишется раздельно: глубокоува­жаемый мной специалист, вечнозе­лёные в этой местности деревья, сильно действующее на слизистую оболочку глаза средство;

б) сочетания из наречия и прила­гательного, где наречие указывает степень признака, выраженного прилагательным, и отвечает на вопросы: как? каким образом? в какой степени?, пишутся раз­дельно.

Например: детски наивный, абсолютно точный, истинно талантливый

3. Образованные от сочетания при­лагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов, а также если первая часть заканчи­вается на -ИКО: литературно-ху­дожественный (от художественная литература), историко-филологи­ческий факультет

4. Входящие в состав географи­ческих или административных названий: Восточно-Европейская равнина, Юго-Западный округ, Восточно-Китайское море, Западно-Сибирская равнина.

Примечание. В нарицательном значении эти прилагательные пи­шутся слитно: восточноевропейская овчарка, западносибирский уголь.

3. Образованные от слитно пишущихся существительных: агротехнических (от агротехника), пароходный (пароход), электромоторный (электромотор), звукоизоляционный (звукоизоляция)

5. Образованные от существительных, пишущихся через дефис: социал-демократическая партия (от социал-демократы), алма-атинский рынок (от Алма-Ата)


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Тренинг 103. Разберите по составу следующие слова. Определите, к каким частям речи они относятся.

Овощехранилище, сороконожка, вполоборота, аэрофотосъёмка, автомотовелогонки, газоэлектросварка, биоэнергетика, стодвадца­типятикилометровый, миллионноголосый, полускошенный, киловатт-час, перекати-поле, двухсотпятидесятикилограммовый, се­кунд-майор, сорокаградусный, телепередача, гидроаэромеханика, агрокабинет, трёхъярусный, северо-восток, Нью-Йорк, электро­двигатель, аэроклуб.

Тренинг 104. Разберите по составу следующие слова. Составьте с первыми десятью словами словосочетания.

Микрорадиоволны, времяпрепровождение, малоосведомлённый, высокоодарённый, высокопрофессиональный, гипсошлакобетонный, ореховозуевцы, семисотлетний, кинотелевизионный, ультрамик­роскоп, кресло-кровать, вертихвостка, вперёдсмотрящий, грязеводолечебница, налогоплательщик, трёхмачтовый, бортмеханик, унтер-офицер, авиабаза, микрофильм.

Тренинг 105. Перепишите, группируя слова по правилам написания, ис­пользуя приведённую выше таблицу. Если слова относятся к исклю­чениям из правила, выделите их в особую группу.

Мединститут, дизель-мотор, грамм-молекула, Орехово-Борисово, генерал-полковник, социал-демократ, книгохранилище, светло-серый, иван-да-марья, один-единственный, рок-опера, овощерезка, авиасалон, гидроэлектростанция, электрификация, завуч, быстрорастворимый, Ростов-на-Дону, всемогущий, каре­глазая, кисло-сладкий, безупречно чистый (воротник), древнегре­ческий, освежающе чистый (воздух), незаконнорожденный (сын), стопятидесятимиллиметровый, ослепительно яркий (свет), запад­ноевропейское (искусство), Северо-Западная (Европа), предельно допустимые (перегрузки), нижеперечисленные, вечнозелёные (ра­стения), мать-и-мачеха, перекати-поле, держиморда, инженер-полковник, Новиков-Прибой, Дон-Жуан, норд-ост, Алма-Ата, тонно-километр, экс-чемпион.

Тренинг 106. Замените приведённые ниже словосочетания (сочетания слов) именами существительными и прилагательными.

Образец: тот, кто рубит леслесоруб; питающиеся молокоммле­копитающие.

Лечебница, где лечат грязью; тот, кто всё ведает; тот, кто пишет басни; глина с землёй; тот, кто долго живёт; тот, кто ловит змей; стекло с ватой; хранилище книг; охладитель воздуха; то, что улав­ливает грязь; то, что сушит полотенца; жук, который поедает кору; тот, у кого длинные волосы; любовь к жизни; сотрясение земли; корабль, колющий лёд; тот, кто копает землю; грызун, рою­щий землю; тот, кто всё слышит; женщина, ведущая домашнее хозяйство; тот, кто варит сталь; тот, кто любит книги.

Тренинг 107. От данных словосочетаний и сочетаний слов образуйте имена прилагательные.

Образец: очистка воды - водоочистной, русский и английский - рус­ско-английский.

Прямой угол, серый и зелёный, холодная кровь, общественный и политический, Древняя Греция, исторический и литературный, заднее нёбо, глубокое уважение, быстро растворяющийся, дейст­вующий сильно, портящийся скоро, аграрный и промышленный, Средние века, строительство вагонов, Средняя Азия, могущий всё, перечисленные выше, белый мрамор, кислотный и щелочной, три мачты, оплачиваемый высоко, длинные ноги, Дальний Восток, мясные и рыбные консервы, слабые нервы, Древняя Русь, белый и розовый, насмешливый и надменный.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Уровень СЛОВА

Тренинг 108. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Кил_ва(т, тт) (час), сорок_ножка, овощ_резка, цветок (не) тронь (меня), (г_нерал) лейтенант, электр_фикация, унтер (оф_цер), два_цатипят_тысячный, сорок_(пят_)ми(л, лл)_метровка, цветок (любишь) (не) (любишь), граф_ман, рыба (пила), Москва (река), ави_ (билет), (пол) литровка, машин_строитель, (К, Комсомольск (на) (А, а)муре, взять направление на (С, с)еверо (3, з)апад, цвет_к (сем_цвет_к), близ_рукость, (с) (ума) сшедший, пят_дневка, мон_ (сп_ктакль), контр (адм_рал), (пуэрт_) (р_канец), капитан (и_правник), музей (уса_ьба), (псевдо) наука, (верт_) хвостка, тра- г_комедия, человек_нен_вис_нический, (супер) обло_ка, (стоп) кран, (пр_мьер) м_нистр.

Тренинг 109. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(Стар_) славянский, (двояк_) вогнутый, нас_комо (ядные), (сер_) (ж_лто) (з_лёный), (север_) западный ветер, (кисло) слад­кое, (западн_) еропейская овчарка, ярко (красный), ст_летний, (сорок_) (пят__) (ведерный), (быстро) действующий яд, (посудо) (х_зяйственный) отдел, (вс_) видящее око, (трудн_) (д_ст_жимый) результат, (редк_) (з_мельный) металл, (насмешл_во) (хитрый) взгляд, человек (прямо) (х_дящий) питекантроп, (и_желта) (блед­ный), (слаб_) (слыш_щий) человек, (шар_ко) п_дшипниковый завод, в_енно (полевая) почта, (всемирно) (и_вестный) писат_ль, тяж_ло (дыш_щий) больной, (древн_) (индийские) рук_писи, (в_зально) (пр_дильные) машины.

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 110. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(Др_вн_) греческий философ (стоик), был одним из осн_ват_лей натур (фил_софии), (агр_) (промышле(н, нн)ый) компл_кс, (высок_) (профе(с, сс)_ональный) р_ботник, (машин_) (писный) вариант (траг_) (к_медии), дра(м, мм)атург (любит_ль), (пр_мьер) (м_нистр) является членом соц_ал (дем_кратич_ской) парти_, ярко (роз_вый) цвет разл_вается на (север_) (западной) части не- б_склона, смер_л меня (вел_чаво) (надменным) взглядом со св_его (кресла) (к_чалки), (вопросно) (ответная) форма пр_ёма экза- м_нов у студентов (ф_лологов), (осл_пительно) (яркий) свет на мгн_вение ош_ломил (рок) (музыканта), (высок_) (од_рённый) скр_пач (в_ртуоз), а(к, кк)_мп_нировал на (блок) (флейте), (п_ти) (мачтовый) красав_ц (к_рабль), (Ю, ю)го (3, з)ападная оконечность остр_ва, (внешн_) торговый деф_цит, (страны) (учас_ницы) договора, (вечн_) (з_лёное) р_стение, р_стения изуч_ны (уч_ными) (б_ологами), (экстра) (класс) (высоко) (художестве(н, нн)ого) романа (эпопеи), (электро) (станц_и) питают своей энер­гией (агр_) (пр_мышле(н, нн)ый) комплекс, (слаб_) ра_витые страны существуют бл_годаря (аграрн_) (пр_мышле(н, нн)ому) комплексу.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 111. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки.

1) Даже самая п_года в_сьма (к) стати прислужилась день был не то ясный не то мрачный, а какого (то) светло (серого) цвета. 2) «А (вице) (губ_рнатор) не правда ли какой милый человек? сказал (М, м)анилов, опять несколько пр_щурив глаза. 3) «Виш_ ты какой востр_ногий - сказала старуха - пр_ехал в какое время! (3, С)десь тебе не п_стоялый двор помещ_ца живёт». 4) «Эк её дуби(н, нн)оголовая какая!» - сказал про себя Чичиков уже нач_ная вых_дить из т_рпения. 5) «...Штабе (ротмистр) (П, поце­луев... такой славный! усы брат_ц такие!..» 6) В_шедши на двор увид_ли там всяких с_бак и густ_псовых и чист_псовых всех воз­можных цветов и мастей: муругих, чёрных с п_дпал_нами (полво) пегих (муруго) пегих (красно) пегих (черн_) ухих (сер_) ухих... 7) (3, С)десь Чичиков (не) дож_даясь что буд_т отв_чать на это (Н, н)_здрёв ск_рее за шапку да (по) (за) спиною к_питана (и_правн_ка) выск_льзнул на крыльцо сел в бричку и в_лел Селифану пог_нять лош_дей (во) весь дух. 8) Одна была старуха другая м_лод_нькая (шестнадцати)летняя с з_лотистыми в_лосами весьма ловко и мило пр_глаж_(н, нн)ыми. 9) «Впроч_м что до меня, - сказал он [Чичиков], - мне, пр_знаюсь, бол_е всех нравит_ся полиц_ймейстер. Какой (то) этакой х_рактер прямой открытый в лице видно что (то) (простосердечное». 10) А мой К_пейкин, - голод (то) знаете пр_шпорил его: «Как х_тите, ваше (высок_) пр_восх_дительство, гов_рит, не с_йду с места до тех пор пока не дадите р_з_люцию». Ну, а там размер (то) размер каков ге­нерал (аншеф) и какой (нибудь) (К, к)апитан (К, к)опейкин! (Н.В. Гоголь. Мёртвые души)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 112. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом, сделайте полный синтаксический разбор первого предло­жения.

Одна из главных выгод охоты любезные мои читат_ли с_стоит в том что она заставляет вас бе_пр_ста(н, нн)о перее_жать с места на место что для чел_века (не) занятого весьма пр_ятно. Правда ин_гда особе(н, нн)о в д_ждливое время (н_) слишком вес_ло скитат_ся по пр_сёлочным д_рогам и пр_ехав вёрст дес_ть вместо постоялых двор_ков очутит_ся в п_мещчьем сильно раз_рё(н, нн)ом сельце (X, х)удо (бубнове) к крайн_му изумлению целого стада свиней п_груж_(н, нн)ых по уши в тёмно (бурую) грязь на самой середине улиц_ и (н_) сколько (н_) ожидавших что их обе_покоят. (Не) весело так (же) перепр_влят_ся через (жив_) тр_пещущие мост_ки спускат_ся в овраги переб_рат_ся (в) брод через болотистые ручьи; (не) весело ехать целые сутки ехать по зеленоватому морю больших дорог или чего боже сохр_ни загрязнуть на несколько ч_сов перед пёстрым в__рстовым ст_лбом с ц_фрами: 22 на одной стор_не и 23 на другой; (не) ве­село по неделям питат_ся яйцами мол_ком и хвалё(н, нн)ым ржа(н, нн)ым хлебом... Но все эти (не) удо_ства и (не) удачи вы­купаются другого рода выг_дами и уд_вольствиями. (В) проч_м пр_ступим к самому ра(с, сс)казу.

(В) следстви_ всего (выш_) сказа(н, нн)ого мне (н_) для чего т_лковать читат_лю каким образом лет пять тому (на) зад я попал в (Л, л)ебедянь в самый ра_вал ярм_рки. Наш брат охотн_к мож_т в одно пр_красное утро выехать из своего более или менее р_дового п_местья с намереньем в_рнут_ся на другой же день веч_ром и (по) немногу (по) немногу (н_) пер_ставая стр_лять по бека­сам достигнуть наконец (благ_)слове(н, нн)ых берегов (П, п)_ч_ры; (при) том всякий охотн_к до ружья и до собаки — страстный по­читатель (благ_) родн_йшего животного в мире: лош_ди. (229 слов) (И.С. Тургенев. Записки охотника. Лебедянь)

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 113. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(Машин_) стр_ительный завод в городе (Г, г)усь) (X, хрусталь­ный, (резко) отр_цательные отзывы о (выше) перечисле(н, нн)ых работах, (мужественно) суровый вид (генерал) аншефа, (д_алектико) мат_риалистические взгляды (уч_ного) биолога, (северо) за­падный ветер морщил (осл_пительно) голубой ок_ан, электр_фикация и газ_фикация села было делом (чр_звычайно) важным, (сорока) градусный мороз сорвал все (агро) технические мер_приятия, (метео) сводка на завтр_ пр_гнозировала (юго) восточный ветер, (унтер) оф_церы (Ц, ц)арской армии, (быстро) ра_твори мый коф_ был (приторно) крепким, (дико) р_стущие сливы были (кисло) сла_кими, цветы (мать) (и) (мачехи) и (иван) (да) (марьи), (трёх_) ярусные нары были (исключительно) высокими, (микро) район (Орехово) (Б_рисово) находит_ся на юге Москвы, (два_цати) (пяти) (летие) творческой де_т_льн_сти (писат_ля) (б_лл_триста).

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 114. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Спустя (не) сколько лет (Т, т)роекуров, отставной г_нерал (аншеф), пр_ехал в своё поместье, они свид_лись и обрадовались друг (другу). 2) Шабашкин явился к нему [Троекурову] с п_кло- нами и по(с, з)др_влениями и про(с, з)ьбою назначить, когда угодно буд_т его (высок_) пр_во_ходит_льству вступить во вл_дение (нов_) пр_обретё(н, нн)ым имением - самому или кому извол_т он дать на то д_вере(н, нн)ость. 3) Тут же находился л_зарет для больных собак, под пр_смотром (штаб) лекаря (Т, т)имошки... 4) Отец мой Андрей Петрович Гринёв в молод_сти своей служил при графе (М, м)инихе и вышел в отставку (пр_мьер) майором в 17... году. 5) П_служи мне верой и правдой, и я тебя п_жалую и в (фельд) марш_лы, и в князья. 6) «Не могу знать, ваше (благ_) родие, - отв_чал вахмистр. - Только его (высок_) (благ_) родие пр_казал ваше (благ_) родие отве_ти в острог, а её (благ_) родие пр_каза(н, нн)о пр_ве_ти к его (высок_) (благ_) родию, ваше (благ_) родие!» 7) (Кам_р) лакей об_явил, что государыне угодно было, (что) бы Марья Ивановна ехала одна и в том, в чём её заста­нут. 8) Со стыдом пр_нужден я был оставить (важно) шутливый тон и с_ехать на обыкнове(н, нн)ые (Е, е)вропейские фразы. 9) За­нявшись хл_потать об издании «Повестей И.П. Белкина», пр_дл_гаемых нын_ публ_ке, мы ж_лали бы к оным пр_совокупить хотя краткое (жизне) описание покойного автора и тем (от) части уд_вл_творить спр_ведливому люб_пы_ству любит_лей (О, о)те- ч_стве(н, нн)ой сл_вес_ности. 10) Покойный отец его, (с_кунд) майор Пётр Иванович Белкин, был ж_нат на девице Пелагее Гаври­ловне из дому Трафилиных. (А. С. Пушкин)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 115. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, а также кавычки, раскройте скобки. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом, сделайте фонетический разбор выделенных курсивом слов и синтаксический разбор первого предложения.

Перечитывая классику

Перечит_вая ру(с, сс)кую кла(с, сс)ику п_стоя(н, нн)о ловлю себя на мысли Сколько же в пр_изведениях наших в_ликих писат_лей слов выш_дших из уп_тр_бления! (Обер) пр_курор и (кам_р) юнк_р (штабе) кап_тан и (ген_рал) аншеф (с_кунд) майор и (к_питан) и_правник (виц_) канцл_р и (лейб) гвардия (об_р) к_ндуктор и (унт_р) оф_цер без всех этих слов (не) возможно представить себе (н_) одного произведения писат_ля д_вятнадцатого (ст_) летия. В (3, з)аписках охотн_ка (Т, т)урген_ва почти на каждой странице встр_чаем мы сложные существительные и пр_ла- гательные. Какая ирония скв_зит в строках ра(с, сс)каза (Т, т)атьяна (Б, б)_рисовна и её пл_мя(н, нн)ик: Что за дли(н, нн)_волосые п_томц_ муз с (л_хорадочно) пр_зрительной улыбкой их посещают!

Что за (бледн_) з_лёные барышни в_визг_вают у них за (форт_) пьянами!

(То) же и в повестях и ра(с, сс)казах (Ч, ч)ехова. Вот какой потр_сающий эп_зод найдёт вн мат лъный читат_ль в пов_сти (Ч, ч)ехова (С, с)тепь: Вдруг в стояч_м во_духе что (то) п_рвалось сильно рванул вет_р и с шумом со свистом закружился по ст_пи. (Тот) час же трава и (прошл_) годний бурьян подняли роп_т на дороге сп_рально закружилась пыль поб_жала по степи и увл_кая за с_бой с_лому стр_коз и перья ч_рным в_ртящ_мся столбом подн_лась к небу и затуман_ла со_нце. По степи вдоль и (по) перёк спотыкаясь и прыгая поб жали (перекати) поле.

Вид_мо (по) тому мы и наз_ваем эти строки кла(с, сс)икой что в ней - наш (и_кромётно) точный (н_насытно) жадный к творчеству (исконно) ру(с, сс)кий язык язык наших в_ликих п_сател_й и по(е, э)тов. (192 слова)

3