СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Штольц и Обломов как два флюгера надежды

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Штольц — ум,  сила, уменье управлять собой, другими, судьбой... А я?. я — Обломов

Илья Обломов.

 И. Гончаров. «Обломов»

 

 

   ...Это не жизнь!.. Это... какая-то... обломовщина...

Андрей Штольц.

 И. Гончаров. «Обломов»

Просмотр содержимого документа
«Штольц и Обломов как два флюгера надежды»

ШТОЛЬЦ И ОБЛОМОВ   Подготовила преподаватель Оплачко И.И.

ШТОЛЬЦ И ОБЛОМОВ

Подготовила преподаватель Оплачко И.И.

 Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой... А я?. я — Обломов Илья Обломов.   И. Гончаров. «Обломов»      ...Это не жизнь!.. Это... какая-то... обломовщина... Андрей Штольц.  И. Гончаров. «Обломов»  

Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой... А я?. я — Обломов

Илья Обломов.

И. Гончаров. «Обломов»

 

 

...Это не жизнь!.. Это... какая-то... обломовщина...

Андрей Штольц.

И. Гончаров. «Обломов»

 

ОСНОВНОЙ ВОПРОС Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова?

ОСНОВНОЙ ВОПРОС

Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова?

 Что намеревался сделать Штольц во имя спасения друга? К какому итогу он пришел?

Что намеревался сделать Штольц во имя спасения друга?

К какому итогу он пришел?

«Ах, Илья, Илья!.. Нет, я не оставлю так. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен сделать с собой и с тобой, а теперь одевайся. Постой, я встряхну тебя...» (2, III ) «Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут с Тарантьевым или Алексеевым, то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!» (2, IV ) «Я не оставлю тебя так, я увезу тебя отсюда, сначала за границу, потом в деревню: похудеешь немного, перестанешь хандрить, а там сыщем и дело...» (2, IV ) «...Что с тобой?.. Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен. Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет... Едем же!.. Я готов силой увезти тебя! Надо жить иначе, ты понимаешь как...» (4, IX)

«Ах, Илья, Илья!.. Нет, я не оставлю так. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен сделать с собой и с тобой, а теперь одевайся. Постой, я встряхну тебя...» (2, III )

«Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут с Тарантьевым или Алексеевым, то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!» (2, IV )

«Я не оставлю тебя так, я увезу тебя отсюда, сначала за границу, потом в деревню: похудеешь немного, перестанешь хандрить, а там сыщем и дело...» (2, IV )

«...Что с тобой?.. Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен. Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет... Едем же!.. Я готов силой увезти тебя! Надо жить иначе, ты понимаешь как...» (4, IX)

В ИТОГЕ ШТОЛЬЦ ВЫНУЖДЕН ПРИЗНАТЬ, ЧТО У НЕГО НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ:   «Ты погиб, Илья! Этот дом, эта женщина... весь этот быт» (4, IX ). «Погиб!.. Что же я скажу Ольге?» (4, IX )

В ИТОГЕ ШТОЛЬЦ ВЫНУЖДЕН ПРИЗНАТЬ, ЧТО У НЕГО НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ:

«Ты погиб, Илья! Этот дом, эта женщина... весь этот быт» (4, IX ). «Погиб!.. Что же я скажу Ольге?» (4, IX )

Нам предстоит выяснить, почему столь благородные душевные порывы Штольца не привели к ожидаемому результату. Какой человек способен спасти Обломова? Это должен быть человек, по масштабу личности, по душевным качествам равный Обломову, которому Обломов доверяет, близкий, дорогой его сердцу.

Нам предстоит выяснить, почему столь благородные душевные порывы Штольца не привели к ожидаемому результату.

Какой человек способен спасти Обломова?

Это должен быть человек, по масштабу личности, по душевным качествам равный Обломову, которому Обломов доверяет, близкий, дорогой его сердцу.

 Обломов и Штольц.  Можно ли считать, что образ Штольца строго противопоставлен образу Обломова?

Обломов и Штольц.

Можно ли считать, что образ Штольца строго противопоставлен образу Обломова?

 воспитание  Обломов Штольц  “ Я – барин, и делать ничего не умею.”  Обломовка-идеал жизни. Любовь и ласка родных. “ трудовое, практическое воспитание”; “ некому благословить”; возможность определить самостоятельно свою дорогу жизни. Антипод

воспитание

Обломов

Штольц

Я – барин, и делать ничего не умею.”

Обломовка-идеал жизни. Любовь и ласка родных.

трудовое, практическое воспитание”;

некому благословить”; возможность определить

самостоятельно свою дорогу жизни.

Антипод

 цель жизни  Обломов Штольц “ поэтический идеал жизни;” цель была - “ вся жизнь есть мысль и труд”; Сейчас:”Какая у меня цель? Нет её.”  Нет высокой цели. “ труд-цель жизни”;  жизнь Штольца с  точки зрения Обло-  мова :”ежедневная  пустая перетасовка  дней.”  Нет высокой цели.  Двойник

цель жизни

Обломов

Штольц

поэтический идеал жизни;” цель была -

вся жизнь есть мысль и труд”; Сейчас:”Какая у меня цель? Нет её.”

Нет высокой цели.

труд-цель жизни”;

жизнь Штольца с

точки зрения Обло-

мова :”ежедневная

пустая перетасовка

дней.”

Нет высокой цели.

Двойник

 содержание деятельности  Обломов Штольц Составление плана переустройства поместья; “вулканическая работа пылкой головы”; “не привык к движению.” “ Лишних движений у него не было”;”ехал посидеть на широком диване Обломова и отвести и успокоить встревоженную или усталую душу…”пустая су-ета, в итоге-“как будто жил вторично ” . Двойник в большей степени.

содержание деятельности

Обломов

Штольц

Составление плана переустройства поместья; “вулканическая работа пылкой головы”; “не привык к движению.”

Лишних движений у него не было”;”ехал посидеть на широком диване Обломова и отвести и успокоить встревоженную или усталую душу…”пустая су-ета, в итоге-“как будто жил вторично .

Двойник в большей степени.

 отношение к женщине  Обломов Штольц “ не был их рабом, поклонялся издали”;”признавал её  власть и права”;  женщина-мать и  никогда - любовница. “ Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина”;”он не хотел бы порывистой страсти, как не хотел её Обломов”; “ему грезилась мать - созида-тельница”; “не был рабом, не испытывал огненных радостей ” .  Двойник

отношение к женщине

Обломов

Штольц

не был их рабом, поклонялся издали”;”признавал её

власть и права”;

женщина-мать и

никогда - любовница.

Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина”;”он не хотел бы порывистой страсти, как не хотел её Обломов”; “ему грезилась мать - созида-тельница”; “не был рабом, не испытывал огненных радостей .

Двойник

 семейная жизнь  Обломов Штольц  жена, дети, добрые соседи, хлопоты по хо-  зяйству – это в мечтах; “ему некуда больше идти, нечего искать, идеал его жизни осуществился, хотя  без поэзии”-жизнь с Пшеницыной “ настала и тишина,  улеглись и порывы”; “ всё как мечтал и  Обломов.” Устроенный Штольцем тихий уголок на крымском берегу напоминает старую Обломовку.  Двойник

семейная жизнь

Обломов

Штольц

жена, дети, добрые соседи, хлопоты по хо-

зяйству – это в мечтах; “ему некуда больше идти, нечего искать, идеал его жизни осуществился, хотя

без поэзии”-жизнь с Пшеницыной

“ настала и тишина,

улеглись и порывы”;

“ всё как мечтал и

Обломов.” Устроенный Штольцем тихий уголок на крымском берегу напоминает старую Обломовку.

Двойник

Жизненная позиция  Обломов Штольц “… душа не рвётся, ум спит спокойно. ”  “ мы не титаны…мы не пойдём на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту . Двойник

Жизненная позиция

Обломов

Штольц

“… душа не рвётся, ум спит спокойно.

мы не титаны…мы не пойдём на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту .

Двойник

ОБРАЗ ЖИЗНИ    РАЗЛИЧИЯ СХОДСТВА Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие— лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в своем во­ображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично». Обломов и Штольц — ровесники, принадлежат одному социальному слою

ОБРАЗ ЖИЗНИ РАЗЛИЧИЯ СХОДСТВА

Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие— лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в своем во­ображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично».

Обломов и Штольц — ровесники, принадлежат одному социальному слою

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ   Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с сыном. И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих мате­рях, не в силах сдержать слезы. Их матери — образец нежности, заботливости — дорожили сыновьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с сыном.

И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих мате­рях, не в силах сдержать слезы. Их матери — образец нежности, заботливости — дорожили сыновьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.

ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ   Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать . И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.

ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ

Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать .

И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.

ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ И К ОБЩЕСТВУ   Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке. Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от этих сфер жизни. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе.

ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ И К ОБЩЕСТВУ

Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке.

Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от этих сфер жизни. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе.

ПОНИМАНИЕ ЛЮБВИ   Для Обломова любовь— потрясение, болезнь, она доставляет ему душевные и физические страдания. Для Штольца любовь — труд ума и души. И Обломов, и Штольц одарены способностью любить глубоко, искренне.

ПОНИМАНИЕ ЛЮБВИ

Для Обломова любовь— потрясение, болезнь, она доставляет ему душевные и физические страдания. Для Штольца любовь — труд ума и души.

И Обломов, и Штольц одарены способностью любить глубоко, искренне.

ВЫВОД Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения.

ВЫВОД

Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения.

Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспитанию, и по отношению к учению, и по восприятию любви... Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление. Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает: глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности, способность глубоко и искренне любить.  Очевидно, что Штольц — это именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.

Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспитанию, и по отношению к учению, и по восприятию любви... Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление. Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает: глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности, способность глубоко и искренне любить.

Очевидно, что Штольцэто именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.

МОЖЕТ БЫТЬ, ОБЛОМОВ БОЯЛСЯ ДОВЕРИТЬСЯ ШТОЛЬЦУ?  Какие отношения связывали Обломова и Штольца?  «Был ему (Обломову) по сердцу один человек: тот тоже не давал ему покоя; он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как-то глубже, искреннее — и Обломов хотя был ласков со всеми, но любил искренно его одного, верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц» (1, III ).

МОЖЕТ БЫТЬ, ОБЛОМОВ БОЯЛСЯ ДОВЕРИТЬСЯ ШТОЛЬЦУ?

Какие отношения связывали Обломова и Штольца?

«Был ему (Обломову) по сердцу один человек: тот тоже не давал ему покоя; он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как-то глубже, искреннее — и Обломов хотя был ласков со всеми, но любил искренно его одного, верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц» (1, III ).

   «Как такой человек мог быть близок Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца? Это, кажется, уже решенный вопрос, что противоположные крайности если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей».

«Как такой человек мог быть близок Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца? Это, кажется, уже решенный вопрос, что противоположные крайности если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей».

«Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком» (2, II ).

«Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком» (2, II ).

ВЫВОД Очевидно, что Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения — глубокая душевная привязанность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга. Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи, но лень оказалась сильнее этого.

ВЫВОД

Очевидно, что Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения — глубокая душевная привязанность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга.

Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи, но лень оказалась сильнее этого.

 “ Штольц на высокой ступени своей активной жизни оказывался тем же Обломовым…”  ( Я.И.Кулешов.)

“ Штольц на высокой ступени своей активной жизни оказывался тем же Обломовым…”

( Я.И.Кулешов.)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ По тексту глав 2, V ; 2, VI ; 2, VIII ; 2, IX ; 2, X подготовьте сообщение на тему : «Обломов и Ольга: пробуждение любви»; По тексту глав 3,1; 3, Ш; 3, IV ; 3, VII ; 3, VIII ; 3, XI ; 3, XII ; 4, VI подготовьте сообщение на тему «Обломов и Ольга: несбывшиеся мечты»; Подготовьте сообщение на тему «История любви Штольца и Ольги» (главы 2, V ; 4, IV ; 4, VIII ); Подготовьте сообщение на тему «Обломов и Агафья Матвеевна» (главы 3, II ; 3, Ш; 3, VI ; 4,1; 4, IX ; 4, X ).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

По тексту глав 2, V ; 2, VI ; 2, VIII ; 2, IX ; 2, X подготовьте сообщение на тему : «Обломов и Ольга: пробуждение любви»;

По тексту глав 3,1; 3, Ш; 3, IV ; 3, VII ; 3, VIII ; 3, XI ; 3, XII ; 4, VI подготовьте сообщение на тему «Обломов и Ольга: несбывшиеся мечты»;

Подготовьте сообщение на тему «История любви Штольца и Ольги» (главы 2, V ; 4, IV ; 4, VIII );

Подготовьте сообщение на тему «Обломов и Агафья Матвеевна» (главы 3, II ; 3, Ш; 3, VI ; 4,1; 4, IX ; 4, X ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!