ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Писатель Анатоль Франс, сказал: «Повествовательная история страдает всегда неточностью, но она есть портрет. Статистическая же история всегда будет лишь механическим оттиском».
Студенческая жизнь. Как много значат эти два слова для людей, которые хоть раз в жизни были студентами. Только студенты, которые не просто «отсидели за партами», могут наполнить их истинным смыслом.
Многие считают, что студенческая жизнь однообразная, монотонная, последовательная и утомительная работа на диплом. А вот и нет!
Какой же он современный студент? Мы решили провести исследование. В нашем исследовании участвовали 71 студент I – IV курсов и 9 преподавателей ВГППК.
Самым главным видом деятельности для студента является, конечно, учеба! Отношение наших студентов к учёбе определялось методом самооценки.
Основная часть наших студентов признается, что учится без особого напряжения сил и только 5% считают, что учатся с полной отдачей сил и способностей. Конечно, мы заинтересовались причинами того, что мешает им учиться успешнее.
Проанализировав ответы, мы можем подытожить, что 51% наших респондентов назвали основной причиной собственное неумение организовать своё время. Отсутствие интереса к изучаемым предметам мешает 22% студентов, остальные указали, что причиной неуспешной учёбы является лень и отсутствие интереса к выбранной профессии. Радует самокритичность наших студентов, они признают, что могли бы учиться лучше. Но в итоге в проигрыше остаются и сами студенты, и их будущие работодатели.
74% участников нашего опроса назвали основным мотивом своей учебы, получение диплома и возможность учиться дальше. Радует, что этот мотив доминирует над стремлением к общению во время учебы. Но на это стремление указали 10% наших респондентов. Всего для 16% студентов интерес к будущей профессии является основным мотивом учебы.
Учёба для современного студента, как известно, - это только полдела. Важное место занимает общение в группе, в студенческих сообществах. Время учебы в колледже совпадает с тем периодом юности, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах школы - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение контролировать себя. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и т.д.)
Следующая диаграмма отражает перечень качеств, которые считают важными для себя наши студенты.
На вопрос «Что для Вас в жизни самое главное?» мы получили ответы : семья - 17%, любовь - 6%, здоровье -30%, хорошо оплачиваемая работа - 21%, образование - 9%, уважение окружающих - 11%, творчество - 3%,
Мы решили узнать, какие качества являются неприемлемыми в общении для наших студентов. Среди них предательство, агрессия, равнодушие, ложь.
На вопрос «Какие социальные проблемы молодежи Вы считаете сегодня наиболее серьезными?» студенты дали следующие ответы: наркомания - 25%, трудоустройство - 10%, преступность - 25%, пьянство - 25%, получение образования - 2%, невозможность обрести материальную самостоятельность - 15%, безработица - 3%. Угроза безработицы страшит каждого четвертого студента.
Подбирая черты к социальному портрету современного студента, мы установили, что в распорядке дня 64% наших респондентов большое место занимает интернет с огромным количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 6-10 часов, а многие и не отключают его вовсе. Современный студент – это поглотитель современных технологий. У нашего студента в общежитии помимо компьютера есть еще несколько гаджетов, как для обучения (электронная книга), так и для развлечений. Наш век информационных технологий диктует моду на подобного рода устройства. Поэтому современное студенчество как никогда раньше подковано с технической стороны. Мы понимаем, насколько сейчас сложно родителям современных студентов «въехать» во все премудрости современных увлечений их детей. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Twitter», «Вконтакте», «Instagram». «Скажи мне, что ты ищешь в интернете, и я скажу, кто ты», - такой постулат уже не удивляет, но даже кажется логичным.
Преподаватели ВГППК, участвовавшие в нашем анкетировании, отметили, что уровень знаний студентов, с которым они приходят из школы, не всегда соответствует ожидаемому. Поступая в колледж, студенты проходят адаптацию, и к концу первого семестра большинство уже вполне успешно справляются с учебной программой. Недостаток трудолюбия у многих студентов также отмечен преподавателями. Но в числе позитивных качеств обучающихся присутствуют: активность, амбициозность, любознательность и умение использовать полученную информацию. В нашем опросе участвовало 9 преподавателей.
Всегда помните, что вы уникальны. Как и все остальные. А как насчёт того, что преобладает: индивидуализм или стремление не выделяться из толпы? По результатам опроса мы поняли, что в наших студентах сочетается и то, и другое: стремясь подчеркнуть свою индивидуальность, в основном, молодые люди следуют общему направлению в моде, в поведении, и так далее. Но всё же стремление быть непохожим на других преобладает у большого количества респондентов.
Однако, при всём своём индивидуализме, современный студент – это по-настоящему патриот своей страны. Молодой человек или девушка, которые сейчас представляют студенчество, практически всегда участвуют в благотворительных акциях (например, раздача георгиевских ленточек).
Студентов не нужно насильно подталкивать на участие в подобного рода акциях. И это всё параллельно с индивидуализмом… Скорее всего, студенты начинают понимать, что наша страна – это все мы и каждый в своей уникальности.
Думается, что приведенные социологические данные подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей. А те проблемы, которые окружают жизнь каждого молодого человека – хочется, чтобы они только закаляли и делали сильнее. Ведь решение – за нами.
Приведенные выше данные исследования позволяют дать характеристику современного студента, выделить наиболее типичные черты его социального портрета.
Какой же он, современный студент? Любознательный и амбициозный, добрый и отзывчивый, ленивый и неорганизованный, целеустремлённый и стремящийся к самостоятельности, мечтающий о семье и будущей работе, ненавидящий предательство и равнодушие.
«Сделай этот мир лучше своими руками уже сегодня!» - хотелось бы, чтобы эти слова были девизом современного студенчества России.