СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шумовой оркестр ГБУ Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Чайка» им. Гелиловичей»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые пробы шумового оркестра.

 

Просмотр содержимого документа
«Шумовой оркестр ГБУ Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Чайка» им. Гелиловичей»»

Особенности музыкальной работы с детьми с ограниченными возможностями.


Музыка - один из способов общения людей.

Терапия музыкой, музыкальные занятия, общение с муз.руководителем выполняют главную цель: восстанавливают, обогащают, развивают непосредственно- чувственные, словесно-логические связи между ребенком и здоровым окружением, между ребенком и средой. Музыка обогащает связь с миром, способствует более полному и разнообразному восприятию предметов и явлений. В процессе практической деятельности ребенок начинает логически мыслить, развивается как личность.

Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим может быть источником укрепления его физического, душевного и социального здоровья. Оно дает чувство принадлежности к обществу, ощущение "нужности", возможность

выражения своих чувств, формирования и развития личности.

Музыка воздействует прежде всего на подсознание, которое, в свою очередь, активизирует или даже формирует психические функции. В связи с этим психолог А. Потвик отмечал, что музыкальная терапия означает создание гармоничного равновесия посредством примирения противостоящих элементов внутри целого.

Музыкальная терапия - относительно новое направление деятельности профессиональных музыкантов. Оно призвано максимально способствовать процессу реабилитации ребенка с любой патологией. Путь этот тернист и сложен, однако муз.руководитель в процессе практической деятельности в условиях санатория, учется преодолевать возникающие трудности, разрабатывают и применяют индивидуальные методики. На занятиях творчески использую в своей работе безграничные возможности музыки, применяют разнообразные формы и методы подачи и усвоения материала: от слушания музыки, пения, танцевальных, игровых движений до практического обучения игре шумового оркестра и коллективных музыкальных постановок.

Шумовой оркестр – одна из самых доступных  и в то же время развивающих форм музицирования.  Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.  

Цель шумового оркестра – с помощью ритмического аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать ее ярче. Дети привлекаются к подбору тембров для аранжировок, они исполняют ритмический аккомпанемент, тембром и характером звучания своих инструментов подчеркивая динамику, фразировку, характер музыки, ее ритмичность. 

Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.

Планируя каждое индивидуальное или групповое занятие, музыкант привносит в него элементы импровизации, сохраняя его структуру с помощью повторяющихся действий. Так, например, предлагая ребенку поиграть на одном из инструментов, педагог может разложить их на столе,

стульях. Он называет инструмент, напоминает его звучание, а затем ребенок сам выбирает его.

Специалисты отмечают положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и психического состояния детей с ограниченными возможностями и инвалидностью.

Обучение подобной категории детей может носить как индивидуальный, так и групповой характер. В обоих случаях необходимо учитывать особенности каждого ребенка, работать, интуитивно угадывая его позитивные импульсы, подстраиваясь под его характер, настроение.

Ребенок выполняет множество простых и сложных логических, творческих задач.

Успешная работа муз.руководителя с ребенком с ограниченными возможностями зависит от первых занятий, первых встреч-"погружений" в музыку. Стремясь установить с ребенком контакт, не нужно требовать от него правильных действий и поступков. Роль взрослого при первых встречах - это роль активного наблюдателя, музыкальными средствами исследующего все изгибы индивидуального поведения ребенка.

В нашем санатории музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, длительность занятия для детей старшего возраста - 45 минут, а для малышей - 20-25 минут. 

Занятие состоит: 

  1.     Вступительная часть (приветствие, эмоциональная стимуляция, упражнения на внимание, ритмическая разминка). 

  2.     Логоритмическая часть (упражнения на регуляцию тонуса мышц, мелкую моторику, логоритмическая разминка артикуляционными упражнениями, координации слов и движений). 

3.     Слушание музыки (определения характера музыки, подбор движения к характеру музыки, выбор соответствующей картинки или предмета). 

4.    Пение и звукоподражание. 

5.     Игра на музыкальных инструментах

6.    Музыкально-ритмические движения. 

7.    Музыкально-дидактическая игра

8.    Релаксация. 

9. Подбор костюмов. (совместный подбор костюмов имеет важное значение для детей)

Прием чередования видов деятельности позволяет выполнить две задачи. Первая – выстраивание динамического плана занятия. Оно может базироваться, например, на смене настроения (расслабление и возбуждение); иногда целесообразно наличие кульминации с постепенным возрастанием игровой активности, с последующим расслаблением.

Вторая задача - разными видами совместного творчества увлечь ребенка, побудить его к самовыражению, познанию элементов окружающей действительности, расширить эмоциональный опыт.

Использование упражнений, игр, танцевальных движений в качестве творческих заданий – очень важный прием, который дает положительный педагогический результат. Например, для развития слухового внимания можно применять музыкальные игры, загадки с помощью музыкального сопровождения.

На протяжении всего занятия отслеживаются склонность, способность ребенка к тому или иному виду деятельности, его заинтересованность или пассивность. Преподаватель старается выяснить: какая музыка, какой инструмент нравятся ребенку, что вызывает его эмоциональные реакции (положительные или отрицательные), как они проявляются. Здесь нужно стремиться выявить степень активности ученика на занятии, изменения его поведения, психологического, эмоционального состояния. Это важно как для анализа текущего урока, так и для корректировки дальнейших занятий, где будут использоваться специальные упражнения и приемы, направленные на решение индивидуальных проблем конкретного ребенка.

Дети, с которыми занимается музыкант, могут иметь разную степень психофизических нарушений.

Многое зависит от возраста, особенностей психического развития, характера, отношений в семье, где проживает ребенок, контакта с педагогом. Важная роль в этом процессе принадлежит подбору методических средств, которые применяются в работе, умению гибко менять или видоизменять те или иные приемы для позитивного педагогического воздействия.

В целом можно сказать, что общение с музыкой целенаправленно воздействует на все психические процессы ребенка. Начинают восстанавливаться функции движения, мелкой моторики, развиваются слух, мышление, воображение, ритм, улучшаются физиологические процессы, связанные с двигательной

активностью, обменом веществ.

Музыка обогащает связь с миром, способствует более полному и разнообразному восприятию предметов и явлений. Ребенок начинает логически мыслить, развивается как личность.

На заключительном этапе ведется мониторинг музыкальной деятельности, отслеживается динамика музыкальных и двигательных навыков детей с ограниченными возможностями.

На примере можем показать фрагмент шумового оркестра для взрослых и для детей с ограниченными возможностями. (заставка видео)

Ребята принимают активное участие в концертных программах. Музыкальными номерами радуют на праздничном заключительном концерте, где приглашаются все сотрудники санатория, врачи, медсестры, психолог, логопед и д.р. В результате музыкальной деятельности у детей и родителей появляется устойчивый интерес к праздникам и развлечениям, организуемым в нашем санатории.

Шумовой оркестр – одна из самых доступных  и в то же время развивающих форм музицирования.  Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.  

Цель шумового оркестра – с помощью ритмического аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать ее ярче.

Дети привлекаются к подбору тембров для аранжировок, они исполняют ритмический аккомпанемент, тембром и характером звучания своих инструментов подчеркивая динамику, фразировку, характер музыки, ее ритмичность. 

Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.

Планируя каждое индивидуальное или групповое занятие, музыкант привносит в него элементы импровизации, сохраняя его структуру с помощью повторяющихся действий. Так, например, предлагая ребенку поиграть на одном из инструментов, педагог может разложить их на столе,

стульях. Он называет инструмент, напоминает его звучание, а затем ребенок сам выбирает его.

Специалисты отмечают положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и психического состояния детей с ограниченными возможностями и инвалидностью.