IV Всероссийский конкурс «Учитель года по версии сайта www.mldv.ru - 2015»
Тема конкурса: «Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»
Номинация: «Учителями славится Россия, приносят славу ей ученики»
Шварёва Евгения Владимировна,
учитель обществознания
МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»
г. Пермь
ДИАЛОГИ.
Если вы владеете знанием,
дайте другим зажечь от него свои светильники…
Томас Фуллер
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница… Урок – перемена, урок – перемена… Иванов, Петров, Сидоров – опять двойка, Фирсов проспал, Сатюков опоздал, потому что «пробки»… И такая канитель каждый день, целый день… Стоп! Ведь явно не по этой причине я люблю свою профессию? И, конечно, не только за двойками и вообще оценками приходят учиться мои ученики. В противном случае наша с ними работа превратилась бы в НЕЧТО, как в романе М. Булгакова «Собачье сердце»: «…Да что вы все... То не плевать. То не кури. Туда не ходи... Что уж это на самом деле? Чисто как в трамвае. Что вы мне жить не даете?!».
Диалог № 1.
Прогулки по Арбату, или Разговор о творчестве с Эвой Мильграм.
Есть у меня ученица – талантливая и восхитительная Эва, актриса, театралка и в целом личность интереснейшая. Писать мы с ней ничего не собирались, она – любитель литературы, поклонница Ахматовой и… Окуджавы, а я – учитель обществознания, правда, по интересам и первому образованию – филолог-литературовед, увлекающийся проблемой синтеза слова и изображения. Так вот, дело было на одной из длиннющих перемен, делать нам было нечего, и завязалась между нами беседа:
Е.В.: Вот было время, читали дети на переменах книжки… А вы, когда последнюю читали? Это, наверное, букварь был?
Смеются.
Эва: Что-то ограниченный у вас, Евгения Владимировна, взгляд на молодое поколение. И читаем мы, и увлекаемся, каждый своим. Я, например, Окуджаву люблю…
Е.В.: Эва, правда? И что тебя в его творчестве привлекло?
Эва: А я, когда его слушаю или читаю, представляю, как будто с ним по московскому Арбату прогуливаюсь. Люблю я Москву, Арбат, Окуджаву…
Е.В.: Интересно как! А ты с ним, если бы на самом деле встретилась, о чем поговорила?
Эва: А что может быть увлекательнее беседы с писателем о его творчестве? О том, почему он написал об этом, а не о другом? Почему именно на эту тему, об этом городе, такому герою он посвятил свои строки?.. А давайте….
И с этого момента началась наша с Эвой совместная исследовательская деятельность. Мы вдоль и поперек изучили биографию Окуджавы, начитались, обсудили его произведения и решили, что прогуляется с ним по Арбату герой Экзюпери Маленький принц.
Эва: Окуджава может гулять только с ним!
Е.В.: Эва, но Маленький принц – он из детства, понимаешь?
Эва: Вот именно! Он такой же искренний и глубокий, как Окуджава. Именно ему, жителю другой планеты, и вообще герою из другого пространства Творчества, Окуджава смог бы рассказать о своём Вдохновении…
Е.В.: Экзюпери и Окуджава – совместимое несовместимого, что может их сближать? Война и …
Вместе: …и … ПРИЗВАНИЕ, суть творчества, вдохновение…
Как-то быстро, «на одном дыхании», написали мы исследование-фантазию «Человек с гитарой. Решиться на странный поступок, или путь по Дороге» об Окуджаве и его прогулках с Маленьким принцем. Изучение биографии писателя вылилось в интереснейшую творческую рефлексию Эвы.
P.S.
Конечно, Эва победила. Её работа была награждена Дипломом I степени Общероссийской Малой Академией наук (Приложение 1). Сейчас моя ученица – студентка 1 курса МХАТа.
Диалог № 2.
История в сослагательном наклонении, или Разговор о роли личности в истории с Севой Фирсовым.
Сева Фирсов – один из тех начитанных троечников, которые всегда чем-то увлечены. Он никогда вовремя не сдаст выполненное домашнее задание, но редко не задаст глубокий вопрос «по теме». И он, конечно, ходит «хвостом» за учителем, пока не получит ответы на все свои вопросы, в том числе не поделится размышлениями по прочитанным монографиям Бердяева и Ясперса.
Идёт урок обществознания, а, точнее, обсуждение политических портретов Гитлера, Сталина, Путина и Жириновского. Сева сосредоточен, думает, кажется, о чем-то своём, не слышит разговора и в нём не участвует. Показалось, конечно.
Сева всем: Как вы думаете, если бы Гитлер не бросил рисовать, он стал бы великим художником?
Ребята с интересом: Гитлер был художником? Он умел рисовать? Почему он бросил? Как увлекся политикой? Что он рисовал?..
Сева: Гитлер писал пейзажи…
И вновь множество вопросов о личности Гитлера.
Е.В.: Сева, как думаешь, изменилась бы история страны, поддайся Гитлер своему увлечению живописью?
Сева, не задумываясь: Конечно!
Беседа продолжалась, и я заметила, как увлечен Сева (и не только он) размышлениями о роли события в истории, шире – о роли личности. Его любопытство почему-то остановилось на личности Петра Великого, о котором, казалось бы, уже все написано. Но…
Сева: Е.В., как вы думаете, а если бы…
Е.В.: Но Сева, история не знает сослагательного наклонения… Это известно.
Сева: Да, я понимаю, но всё же… Мир был бы другим!
Так родилась наша с Севой «История в сослагательном наклонении: возможные векторы развития российской государственности» - сложнейшая и трудоёмкая работа, в которой ему удалось охватить географические, экономические, культурологические факторы и др., определившие историческую судьбу России во время правления Петра Великого.
P.S.
Конечно, статья Севы была опубликована, а он сам стал финалистом международного конкурса школьников (Приложение 2). А также – победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и победителем международного молодежного чемпионата по обществознанию.
Диалог № 3.
Непознанное в знакомом, или Разговор об улыбке с Ксюшей Поповой и
Полиной Шварёвой.
А вот и одни из самых любознательных учеников – мои пятиклассники. Не успеешь спросить: «А кто-нибудь хочет попытаться…», и тут же – лес рук.
Диалог № 3 начался необычно, с того, что егоза Ксюша, выполнив моё задание на уроке, принялась рисовать радугу. Нужно отдать должное, радуга у неё, ученицы художественной школы, вышла великолепно. Так, что мне захотелось показать её рисунок всему классу. И совершенно случайно я его показала вверх тормашками. Реакция была удивительной: одни восхитились, другие улыбнулись, а Ксюша с Полиной хором прошептали: «Какая прекрасная разноцветная улыбка!».
Ксюша: А ведь я рисовала радугу, самую настоящую, после дождя. Я совсем не думала об улыбке.
Полина: А, может быть, радуга – это улыбка природы?
Е.В.: Вы можете сказать, что такое улыбка?
Полина: Нуууу, это, когда рот растягивается…
Ксюша: Да нет, это когда всем хорошо…
Е.В.: Оказывается, у улыбки есть свои секреты, правда?
Ответом на этот вопрос явилось серьёзное исследование Ксюши и Полины «В чем секрет улыбки?». В нём ученицы не просто рассмотрели радугу как явление природы, но и изучили улыбку как психологическое состояние человека, а также поразмышляли о том, как художники раскрывают внутренний мир героя через пейзажные описания-зарисовки (на материале полотна Леонардо да Винчи «Мона Лиза» и др.).
Юная художница Ксюша, конечно, вдохновилась творчеством великого живописца и попыталась написать портрет мамы, но…
Ксюша: Вот, посмотрите! Ну ничего у меня не получается…
Полина: Почему ты так думаешь? Смотри, ведь похоже получилось. Твоя мама такая и есть…
Ксюша: Нет! Мама совсем другая!
Е.В.: Девочки, не ругайтесь. Давайте попытаемся найти, чего же не хватает на портрете?
Мы вместе внимательно рассматриваем рисунки, смотрим на них и на фото, слушаем рассказ Ксюши о маме. И вдруг, Ксюша замолкает на полуслове и радостно кричит…
Ксюша: Я поняла, поняла!!! Улыбки моей маме не хватает!
Полина: Точно, ты права.
Е.В.: А это уже самый настоящий сюжет для рассказа!
Так родился замысел творческой главы нашей проектной работы – рассказ «Улыбка – капелька радуги» с синквейнами и рисунками. А мои ученицы реализовали себя не только как исследователи, но и авторы «жизненной истории», самые настоящие художники слова и изображения. Так маленький интерес вырос в полнокровный и глубокий творческий проект.
P.S.
Конечно, Ксюша и Полина выиграли международный конкурс групповых исследовательских работ (Приложение 3). Ксения так увлеклась художествами, что стала победителем всероссийского конкурса со своей сказкой и рисунком о Великой отечественной войне. Полина сосредоточила своё внимание на истории искусства, выиграла конкурсы по МХК «Загадки Древнего Египта» и по обществознанию.
Монолог.
Об учительстве и учении.
Думаю, Вы наслышаны о диалогах Сократа и Платона, учителя и ученика, а так же о том, как значимо с древнейших времён СЛОВО, сказанное УЧИТЕЛЕМ УЧЕНИКУ. Я бы добавила, и УЧЕНИКОМ УЧИТЕЛЮ. Именно в беседе рождается истина или находится.
Для меня диалог – способ выхода за установленные программой предметные рамки, «чтение между строк», это способ взращивания мозгов, совместного с учеником познания-постижения мира, общества, себя и своего окружения. Только вечными «почему?» создаются на уроке проблемные ситуации, требующие от ученика самостоятельности в размышлении.
Мало возбудить любопытство и подстегнуть интерес ученика, необходимо видеть талант каждого (он, несомненно, есть) и вместе с тем понимать предел его возможностей. Только так велика вероятность того, что ученик раскроет свой потенциал и его труд принесёт результат личностный, познавательный (Приложение 4).
Учителю же необходим «резерв образованности», который как раз и способствует распространению «избытка знаний» среди учеников.
Так вырастают Леонардо да Винчи – ученики, превзошедшие учителя. Такие ученики действительно способны СЛАВИТЬ свою Родину.