СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шварёва Е.В. Диалоги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привыкнув в учебном 2014-2015 году к ритму активной гимназической жизни, как-то летом почувствовала, что стало скучновато... Вот и решила принять участие в международном конкурсе "Учитель года по версии сайта www.mldv.ru-2015" и поделиться опытом работы с учениками над исследованиями и проектами. Моё эссе оказалось в числе победителей. 

Надеюсь, мой опыт будет полезен... 

Загрузила без приложений, т.к. размер большой, но, если заинтересуетесь, скину))

Просмотр содержимого документа
«Шварёва Е.В. Диалоги»

IV Всероссийский конкурс «Учитель года по версии сайта www.mldv.ru - 2015»

Тема конкурса: «Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»

Номинация: «Учителями славится Россия, приносят славу ей ученики»


Шварёва Евгения Владимировна,

учитель обществознания

МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»

г. Пермь


ДИАЛОГИ.

Если вы владеете знанием,

дайте другим зажечь от него свои светильники… 
Томас Фуллер


Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница… Урок – перемена, урок – перемена… Иванов, Петров, Сидоров – опять двойка, Фирсов проспал, Сатюков опоздал, потому что «пробки»… И такая канитель каждый день, целый день… Стоп! Ведь явно не по этой причине я люблю свою профессию? И, конечно, не только за двойками и вообще оценками приходят учиться мои ученики. В противном случае наша с ними работа превратилась бы в НЕЧТО, как в романе М. Булгакова «Собачье сердце»: «…Да что вы все... То не плевать. То не кури. Туда не ходи... Что уж это на самом деле? Чисто как в трамвае. Что вы мне жить не даете?!».


Диалог № 1.

Прогулки по Арбату, или Разговор о творчестве с Эвой Мильграм.


Есть у меня ученица – талантливая и восхитительная Эва, актриса, театралка и в целом личность интереснейшая. Писать мы с ней ничего не собирались, она – любитель литературы, поклонница Ахматовой и… Окуджавы, а я – учитель обществознания, правда, по интересам и первому образованию – филолог-литературовед, увлекающийся проблемой синтеза слова и изображения. Так вот, дело было на одной из длиннющих перемен, делать нам было нечего, и завязалась между нами беседа:


Е.В.: Вот было время, читали дети на переменах книжки… А вы, когда последнюю читали? Это, наверное, букварь был?

Смеются.

Эва: Что-то ограниченный у вас, Евгения Владимировна, взгляд на молодое поколение. И читаем мы, и увлекаемся, каждый своим. Я, например, Окуджаву люблю…

Е.В.: Эва, правда? И что тебя в его творчестве привлекло?

Эва: А я, когда его слушаю или читаю, представляю, как будто с ним по московскому Арбату прогуливаюсь. Люблю я Москву, Арбат, Окуджаву…

Е.В.: Интересно как! А ты с ним, если бы на самом деле встретилась, о чем поговорила?

Эва: А что может быть увлекательнее беседы с писателем о его творчестве? О том, почему он написал об этом, а не о другом? Почему именно на эту тему, об этом городе, такому герою он посвятил свои строки?.. А давайте….

И с этого момента началась наша с Эвой совместная исследовательская деятельность. Мы вдоль и поперек изучили биографию Окуджавы, начитались, обсудили его произведения и решили, что прогуляется с ним по Арбату герой Экзюпери Маленький принц.

Эва: Окуджава может гулять только с ним!

Е.В.: Эва, но Маленький принц – он из детства, понимаешь?

Эва: Вот именно! Он такой же искренний и глубокий, как Окуджава. Именно ему, жителю другой планеты, и вообще герою из другого пространства Творчества, Окуджава смог бы рассказать о своём Вдохновении…

Е.В.: Экзюпери и Окуджава – совместимое несовместимого, что может их сближать? Война и …

Вместе: …и … ПРИЗВАНИЕ, суть творчества, вдохновение…


Как-то быстро, «на одном дыхании», написали мы исследование-фантазию «Человек с гитарой. Решиться на странный поступок, или путь по Дороге» об Окуджаве и его прогулках с Маленьким принцем. Изучение биографии писателя вылилось в интереснейшую творческую рефлексию Эвы.

P.S.

Конечно, Эва победила. Её работа была награждена Дипломом I степени Общероссийской Малой Академией наук (Приложение 1). Сейчас моя ученица – студентка 1 курса МХАТа.


Диалог № 2.

История в сослагательном наклонении, или Разговор о роли личности в истории с Севой Фирсовым.


Сева Фирсов – один из тех начитанных троечников, которые всегда чем-то увлечены. Он никогда вовремя не сдаст выполненное домашнее задание, но редко не задаст глубокий вопрос «по теме». И он, конечно, ходит «хвостом» за учителем, пока не получит ответы на все свои вопросы, в том числе не поделится размышлениями по прочитанным монографиям Бердяева и Ясперса.

Идёт урок обществознания, а, точнее, обсуждение политических портретов Гитлера, Сталина, Путина и Жириновского. Сева сосредоточен, думает, кажется, о чем-то своём, не слышит разговора и в нём не участвует. Показалось, конечно.


Сева всем: Как вы думаете, если бы Гитлер не бросил рисовать, он стал бы великим художником?

Ребята с интересом: Гитлер был художником? Он умел рисовать? Почему он бросил? Как увлекся политикой? Что он рисовал?..

Сева: Гитлер писал пейзажи…

И вновь множество вопросов о личности Гитлера.

Е.В.: Сева, как думаешь, изменилась бы история страны, поддайся Гитлер своему увлечению живописью?

Сева, не задумываясь: Конечно!


Беседа продолжалась, и я заметила, как увлечен Сева (и не только он) размышлениями о роли события в истории, шире – о роли личности. Его любопытство почему-то остановилось на личности Петра Великого, о котором, казалось бы, уже все написано. Но…


Сева: Е.В., как вы думаете, а если бы…

Е.В.: Но Сева, история не знает сослагательного наклонения… Это известно.

Сева: Да, я понимаю, но всё же… Мир был бы другим!


Так родилась наша с Севой «История в сослагательном наклонении: возможные векторы развития российской государственности» - сложнейшая и трудоёмкая работа, в которой ему удалось охватить географические, экономические, культурологические факторы и др., определившие историческую судьбу России во время правления Петра Великого.

P.S.

Конечно, статья Севы была опубликована, а он сам стал финалистом международного конкурса школьников (Приложение 2). А также – победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и победителем международного молодежного чемпионата по обществознанию.


Диалог № 3.

Непознанное в знакомом, или Разговор об улыбке с Ксюшей Поповой и

Полиной Шварёвой.


А вот и одни из самых любознательных учеников – мои пятиклассники. Не успеешь спросить: «А кто-нибудь хочет попытаться…», и тут же – лес рук.

Диалог № 3 начался необычно, с того, что егоза Ксюша, выполнив моё задание на уроке, принялась рисовать радугу. Нужно отдать должное, радуга у неё, ученицы художественной школы, вышла великолепно. Так, что мне захотелось показать её рисунок всему классу. И совершенно случайно я его показала вверх тормашками. Реакция была удивительной: одни восхитились, другие улыбнулись, а Ксюша с Полиной хором прошептали: «Какая прекрасная разноцветная улыбка!».


Ксюша: А ведь я рисовала радугу, самую настоящую, после дождя. Я совсем не думала об улыбке.

Полина: А, может быть, радуга – это улыбка природы?

Е.В.: Вы можете сказать, что такое улыбка?

Полина: Нуууу, это, когда рот растягивается…

Ксюша: Да нет, это когда всем хорошо…

Е.В.: Оказывается, у улыбки есть свои секреты, правда?


Ответом на этот вопрос явилось серьёзное исследование Ксюши и Полины «В чем секрет улыбки?». В нём ученицы не просто рассмотрели радугу как явление природы, но и изучили улыбку как психологическое состояние человека, а также поразмышляли о том, как художники раскрывают внутренний мир героя через пейзажные описания-зарисовки (на материале полотна Леонардо да Винчи «Мона Лиза» и др.).

Юная художница Ксюша, конечно, вдохновилась творчеством великого живописца и попыталась написать портрет мамы, но…


Ксюша: Вот, посмотрите! Ну ничего у меня не получается…

Полина: Почему ты так думаешь? Смотри, ведь похоже получилось. Твоя мама такая и есть…

Ксюша: Нет! Мама совсем другая!

Е.В.: Девочки, не ругайтесь. Давайте попытаемся найти, чего же не хватает на портрете?

Мы вместе внимательно рассматриваем рисунки, смотрим на них и на фото, слушаем рассказ Ксюши о маме. И вдруг, Ксюша замолкает на полуслове и радостно кричит…

Ксюша: Я поняла, поняла!!! Улыбки моей маме не хватает!

Полина: Точно, ты права.

Е.В.: А это уже самый настоящий сюжет для рассказа!


Так родился замысел творческой главы нашей проектной работы – рассказ «Улыбка – капелька радуги» с синквейнами и рисунками. А мои ученицы реализовали себя не только как исследователи, но и авторы «жизненной истории», самые настоящие художники слова и изображения. Так маленький интерес вырос в полнокровный и глубокий творческий проект.

P.S.

Конечно, Ксюша и Полина выиграли международный конкурс групповых исследовательских работ (Приложение 3). Ксения так увлеклась художествами, что стала победителем всероссийского конкурса со своей сказкой и рисунком о Великой отечественной войне. Полина сосредоточила своё внимание на истории искусства, выиграла конкурсы по МХК «Загадки Древнего Египта» и по обществознанию.


Монолог.

Об учительстве и учении.


Думаю, Вы наслышаны о диалогах Сократа и Платона, учителя и ученика, а так же о том, как значимо с древнейших времён СЛОВО, сказанное УЧИТЕЛЕМ УЧЕНИКУ. Я бы добавила, и УЧЕНИКОМ УЧИТЕЛЮ. Именно в беседе рождается истина или находится.

Для меня диалог – способ выхода за установленные программой предметные рамки, «чтение между строк», это способ взращивания мозгов, совместного с учеником познания-постижения мира, общества, себя и своего окружения. Только вечными «почему?» создаются на уроке проблемные ситуации, требующие от ученика самостоятельности в размышлении.

Мало возбудить любопытство и подстегнуть интерес ученика, необходимо видеть талант каждого (он, несомненно, есть) и вместе с тем понимать предел его возможностей. Только так велика вероятность того, что ученик раскроет свой потенциал и его труд принесёт результат личностный, познавательный (Приложение 4).

Учителю же необходим «резерв образованности», который как раз и способствует распространению «избытка знаний» среди учеников.

Так вырастают Леонардо да Винчи – ученики, превзошедшие учителя. Такие ученики действительно способны СЛАВИТЬ свою Родину.