СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шварц А.А план урока "Дыхание ГБОУ№632 Санкт-Петербург

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Шварц А.А план урока "Дыхание ГБОУ№632 Санкт-Петербург»




Конспект урока

на тему

« ДЫХАНИЕ. Типы дыхания животных»




Автор: Шварц Алла Александровна


Учитель биологии и химии

ГБОУ СОШ № 632

Приморского района Санкт-Петербурга












ПЛАН--КОНСПЕКТ УРОКА


Ф.И.О. учителя: Шварц Алла Александровна

Место работы: ГБОУ632

Должность: учитель

Предмет: биология

Класс: 6

Тема и номер урока в теме: «Органы дыхания животных»

Раздел II: «Жизнедеятельность организма», 4 урок в разделе,

УМК: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Учеб. для  общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008;

Тип урока: урок построения системы знаний.комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель урока: Расширить и углубить знания о дыхании животных, изучить строение органов дыхания животных и выяснить их значимость для жизнедеятельности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- развитие навыков индуктивного и дедуктивного мышления на основе эмпирических материалов;

- выработка аналитического мышления на основе селекции причинно-следственных связей наблюдаемых в теме урока

- выработка понимания собственной ответственности за получение новых знаний для дальнейшего систематического совершенствования;

- усвоение экологических, экоэтических и биоэтических правил здоровьесбережения для выработки психологического комфорта и понимания собственной успешности:

- формирование ценности сохранения окружающей среды, через эмпатическое понимание жизнедеятельности животных;

- формирование экологического мышления.


Метапредметные результаты:

- умение организовывать и регулировать свою деятельность;

- умение индивидуально и в группе решать учебные и творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- умение формулировать свое мнение и слушать мнение других;

- умение обобщать факты, обосновывать выводы;

- умение организовать свою деятельность при выполнении общих заданий в командной работе;

- умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

- умение применять современные источники информации;

- умение рефлексировать, моделировать:


Предметные результаты:

- знание основных понятий и определений ( типы дыхания, дыхание, органы дыхания;

- знание и понимание корреляции зависимости строения органов дыхания животного от их усложнения;

- понимание взаимосвязи кровеносной и дыхательной систем для жизнедеятельности организма:

- использования полученных знаний для систематизации и популяризации среди учащихся;

- умение осуществлять алгоритмы саморегуляцию в нестандартных условиях;

- моделирование и конструирование ситуаций, при которых можно сохранить среду обитания животных на основе знаний строения органов дыхания.


Задачи урока:

1 Когнитивные ( знаниевые ,обучающие )– актуализировать знания об основных признаках живых организмов, значении дыхания как одного из важных свойств живых организмов, изучить типы дыхания у животных и принцип  строения органов дыхания.

2. Репродуктивные( развивающие) – продолжить формировать умения и навыки различать типы дыхания, развивать умения слушать, выделять главное, решать проблемные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Репродуктивные психомоторные (воспитательные)–продолжить развитие здоровьесберегающих навыков и привычек культуры здоровьесбережения работу по воспитанию культуры труда посредством обучения правильного и грамотного составления учебного конспекта.

Методы обучение:

1. словесные – рассказ, беседа, объяснение.

2. наглядные – демонстрация презентации, видеофрагментов и анимаций.

3. проблемные – постановка проблемных вопросов.

 

Форма работы обучающихся: фронтальная, в малых группах, самостоятельная работа.

Оборудование:

1. ПК.

2. мультимедийный проектор.

3. экран.

4. мультимедийная презентация.

5. авторский видеофильм »Дыхание, типы дыхания животных»

Структура урока:

1. Организационный этап

2. Постановка учебной задачи.

3. Актуализация темы урока

4.Усвоение новых знаний.

5. Рефлексия репродуктивная. Закрепление изученного материала.

6. Рефлексия психомоторная (подведение итогов урока).

7. Информация о домашнем задании, выставление оценок.

 

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. Приветствие, запись в тетрадь числа.

 

2. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ, выработка мотивации к учебной и воспитательной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Уже на протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем живой организм. Я думаю, что для вашего здоровья эта информация очень полезна. Сообщаю интересную новость: «Отличившиеся учащиеся получат приветы от старенькой тетушки ХЛОРОФИТЫ (показывает фотографию хлорофитума хохлатого), а так же подарки от деревьев, растущих на липовой аллее ГБОУ№632


3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ УРОКА. Игра «Попробуй подышать». Закрывают ладошкой нос и рот и задерживают дыхание. Постановка проблемного вопроса: «Что вам сейчас очень хочется? Сколько времени вы смогли не дышать?

Выводы по значению кислорода для жизнедеятельности организма. Изучение схемы №1, выводы объясняют в двойках друг другу ( оценка в оценочный лист ученика)


4. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (систематизация пройденных).

– ОТВЕЧАЮТ УЧАЩИЕСЯ. Животный мир очень разнообразен. Он представлен одноклеточными и многоклеточными организмами, которые обитают…(вопрос).

– ОТВЕЧАЮТ УЧАЩИЕСЯ: в разных средах – воздушная, водная, наземная, почвенная. Учитель. Дышат все живые организмы, т.к. для поддержания жизни необходимо постоянное поступление кислорода, который нужен в организм для (вопрос)…

-ОТВЕЧАЮТ УЧАЩИЕСЯ: при окислении органических веществ выделяется энергия, которая используется на построение организма: рост, развитие, размножение, дыхание и т. д,

Учитель. Как вы думаете, каким образом в организм животного попадает кислород и какое значение имеет кровеносная система?!

- ОТВЕЧАЮТ УЧАЩИЕСЯ: С помощью органов дыхания, дыхательной системы, у животных имеющих кровеносную систему – кровь доносит кислород до клеток.

В процессе исторического развития органического мира возникли разные типы дыхания и разные виды дыхательных систем, с разным принципом строения и функционирования.

Какие же это типы дыхания, и для каких живых организмов они характерны мы с вами сейчас и узнаем (далее учитель рассказывает о типах дыхания и демонстрирует рисунки на слайдах, видеофрагменты) ,анализируем таблицу №2 «Способы газообмена»

ИГРА с помощью розданных карточек. Учащиеся подымают карточку типа дыхания, когда учитель объявляет его название. Выделяют следующие типы дыхания.

1. Клеточное дыхание

2. Трахейное дыхание

3. Жаберное дыхание

4. Легочное дыхание

5. Кожное дыхание

Работа в двойках, самооценка в оценочный лист

 Работа в малых группах – тройках, изучают материал учебника и розданных карточек по группам,, прием КОЛЕСО, обмен информацией между группами,, командировка члена группы в другую группу


Клеточный тип. КАРТОЧКА№1

Самый простой тип дыхания. Характерен как для одноклеточных животных (амеба, инфузория туфелька, эвглена зеленая), так и для многоклеточных - кишечнополостные (гидра, медузы) и некоторые черви.

Сущность клеточного типа дыхания – живые организмы поглощают растворенный в воде кислород всей поверхностью тела. Поступивший в организм кислород используется для протекания сложных реакций, в результате которых, как вы уже знаете, выделяется энергия, которая необходима для жизни животного.  В результате дыхания  образуется углекислый газ, который выделяется наружу также через всю поверхность тела.

?! Почему кишечнополостные животные не могут жить в грязной воде?

О. Растворенные в воде питательные вещества и кислород они поглощают всей поверхностью тела, если вода будет грязной, то в полость тела попадет грязь

и организм погибнет.


 Трахейный тип КАРТОЧКА№2

Этот тип дыхания характерен для насекомых.(слайд 5)Брюшко насекомого разделено на 5-11 частей (сегментов). На каждом из них есть пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи.При вдохе в организм через дыхальца поступает кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

?!Если понаблюдать за майским жуком, то можно заметить, как его брюшко, то уменьшается, то увеличивается в объеме. ПОЧЕМУ? 5) Кожный тип.

 

Кожный тип дыхания характерен в основном для земноводных – это лягушки, жабы, саламандры и др. (слайд 16)Легкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется кислород, поэтому  возможно дыхание через кожу.(слайд 17)

Особое значение имеет кожное дыхание в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в случае опасности). Легочное и кожное дыхание у земноводных развито неодинаково. У тех, кто большую часть жизни проводит в воде – лучше развито кожное дыхание, слабее легочное. У земноводных, живущих вдали от водоема, лучше развито легочное дыхание.

Кожное дыхание характерно и для человека. Дыхание осуществляется через поры кожи. Поэтому важно знать, что одежду нужно подбирать и носить из натуральных тканей (хлопок, лен), чтобы не затруднять процесс дыхания.    

О. Это дыхательные движения; сокращаются или расслабляются брюшные мышцы – воздух выходит или выходит из трахей.


3) Жаберный тип. КАРТОЧКА №3

Этот тип дыхания характерен для многих водных обитателей (рыбы, земноводные, раки, моллюски).Разберем жаберный тип дыхания на примере рыб.  Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде с помощью особых разветвленных кожных выростов – жабры.

Все время находясь в воде, рыбы постоянно заглатывают воду. Вода, попадает в ротовую полость, затем проходит через жаберные щели, омывает жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры имеют довольно сложное строение: они состоят из жаберных дуг и  жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ.

Жабры, которые находятся внутри называются внутренними. Но встречаются жабры и наружные. Они встречаются у таких животных, как протей – слепое пещерное животное, обитает в Югославии, и аксолотль – обитатель Мексики.

?!  Как вы думаете, зачем на водоемах зимой делают лунки?

О. Через них в водоемы попадает кислород, который так нужен для жизни водным обитателям., мы их спасаем

 




Легочный тип КАРТОЧКА №4

?Для каких живых организмов характерен легочный тип дыхания.

О. Наземные животные – земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек.

?  Какой орган принимает участие в таком типе дыхания.

О. легкие.

Во время вдоха, воздух, содержащий кислород, попадает в легкие. Легкие имеют вид  ячеистых мешков. В каждом легком (левом и правом) находятся очень сильно разветвленные бронхи, которые оканчиваются многочисленными легочными пузырьками. Каждый легочный пузырек оплетен сетью кровеносных сосудов. В легочном пузырьке кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух, происходит выдох.

. ?  Ребята, какой самый распространенный порок у человека, который очень пагубно влияет на легкие. КАК? Объясните

О. курение табака. Известно, что табачный дым содержит около 400 вредных для организма веществ. Это никотин, сажа, синильная кислота, угарный газ и.т.д.  При курении эти вещества оседают на оболочках легочных пузырьков, вызывая мучительный кашель. Легкие курильщика теряют эластичность, в результате чего уменьшается снабжение организма кислородом. Работоспособность и самочувствие ухудшаются.  Курящие люди чаще заболевают хроническими заболеваниями органов дыхания (бронхит), а также раком легких и астмой.

Сравнение легких здорового человека и курильщика .карточка показывают

 



5.РЕПРОДУКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ Закрепление изученного материал


1 задание.

После рассказа учителя, обучающиеся самостоятельно в тетради заполняют таблицу, пользуясь учебником на с

Таблица: Дыхание у животных )

Тип дыхания

Органы дыхания

Организмы, для которых  характерно

1. Клеточное

Вся поверхность тела

Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви

2. Трахейное

Дыхальца, трахеи

Насекомые

3. Жаберное

Жабры

Рыбы, ракообразные, моллюски

4. Лёгочное

Лёгкие

Наземные позвоночные животные

5. Кожное

Кожа

Земноводные

После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно.


6. ПСИХОМОТОРНАЯ РЕФЛЕКСИЯ


- алгоритмизация дыхательных упражнений с комментарием – учитель – ученики(видео)

в группах по 4 человека создают модели:

  1. Чистого водоема для водных животных рисунком, расписывают

  2. Способы очищения воздуха рисуют пишут, объясняют.

3.Созидают три лозунга, призывающих человека беречь свою дыхательную систему, рисуют

По результатам урока учащиеся заполняют таблицу.

 

Я знал

Я узнал

Я хочу знать

 

 

 


Лидеры группы подводят итог, ставят оценки


 

 

7. Информация о домашнем задании, выставление оценок.

Домашнее задание многоуровневое

  1. Создать Презентацию «Здоровье и правильное дыхание»

  2. Сообщения «Вред табакокурения для органов дыхания

  3. Найти алгоритмы правильного дыхания,



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!