Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIIIвида» МО «Ленский район» РС(Я)
«Рассмотрено" "Согласовано" "Утверждаю"
Протокол метод.объединения Зам.директора по УР И.о. директора МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
№__1_от__31.08.22 г.
____________Попова С.С. __________ Церковникова А.А. ______________ Тарбаева Е.Ф.
Адаптированная
рабочая программа
по предмету
«Профильный труд (швейное дело)
для 5 «а» класса
на 2022-2023 учебный год
Разработчик программы:
учитель профильного труда
Казакова Марина Витальевна
2022 г.
Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Специфика рабочей программы.
Возможность овладения профессией обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от профессионализма педагога, проводимой им коррекционной работы по повышению уровня познавательной активности и развитию их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи обучающимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии:
Вводные занятия. Правила безопасной работы в мастерской. Устройство утюга, правила безопасной работы с эл. утюгом. Простейшие сведения о волокне. Виды ручных швов и стежков, сферу их применения. Швейная машина с ручным приводом. Виды машинных швов вподгибку, стачного, обтачного, двойного, накладного, область применения. Машинные работы. Виды пуговиц и способы их пришивания. Правила подготовки белья к ремонту. Ремонт одежды. Название тканей, используемых для пошива изделий. Технологию выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. Правила оформления простых чертежей, подготовка выкройки к раскрою, суть понятия «масштаб», правила и последовательность измерения. Пошив изделий: головного (носового) платка, мешочка, салфетки, наволочки, хозяйственной сумки. Назначение изделий. Правила подготовки деталей к обработке. Правила подготовки ткани к раскрою, раскрой детали. Практическое повторение.
Программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ С(К)ОШИ VIII вида.
Описание места учебного предмета «Профильный труд» в учебном плане.
Предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технология» учебного плана муниципального казённого образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида М.О. «Ленский район».
Рабочая программа рассчитана в 5 классе на 132 часов в год, 4 часа в неделю.
Программа формирования базовых учебных действий
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Учебно-методический комплекс.
Программы | Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ С(К)ОШИ VIII вида. |
Учебник | Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая. – М.: Просвещение, 2006. Швейное дело: рабочая тетрадь для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая. – М.: Просвещение, 2016. Швейное дело: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая. – М.: Просвещение,2012. |
Дополнительная литература | Программа специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой. Авторская программа по швейному делу Л.С.Иноземцевой. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида: 5-9 классы. |
В программе возможны изменения и дополнения.
Календарно-тематическое планирование по предмету « Профильный труд (швейное дело)» 5 класс.
№ | Кол- во часов | Тема | Базовые учебные действия (БУД) | Планир. дата | Факт. дата |
| | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | | |
1-2 | 2 | Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда. | Дать понятие о профессии швеи. Ознакомить с задачами обучения и правилами поведения на уроке профильного труда. Формировать умение под контролем учителя организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы. Входить и выходить из учебного помещения. Осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. | 05.09 05.09 | |
| | | Ткани, инструменты и приспособления для ручных работ. | | |
3-4 | 2 | Инструменты и приспособления для ручных работ. | Дать представление о видах инструментах и приспособлениях для ручных работ. Подготовить материалы и инструменты к работе. Формировать навыки пользования инструментами и приспособления для ручных работ. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. | 06.09 06.09 | |
5-6 | 2 | ТБ при работе с ручными инструментами. | Ознакомить с правилами безопасной работы с ручной иглой, ножницами. Формировать умение под контролем учителя пользования инструментами для ручных работ. Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | 12.09 12.09 | |
7-8 | 2 | Простейшие сведения о ткани. | Знакомить с процессом получения ткани и сферы ее применения, способы определения лицевой и изнаночной сторон, долевой и поперечной нитей в ткани. Формировать представления о названиях тканей, используемых для пошива изделия. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. | 13.09 13.09 | |
9-10 | 2 | Хлопок. Растительные волокна. | Дать общее представление о хлопчатнике, его первичной обработке. Формировать умение различать волокна хлопка, иметь общее представление о процессе получения пряжи из волокон хлопка. Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | 19.09 19.09 | |
| | | Электрический утюг | | |
11-12 | 2 | Электрический утюг. ТБ при работе с утюгом. | Сообщить об устройстве электрического утюга и правила безопасной работы с электрическим утюгом. Формировать умение безопасной работы и навыки пользования электрического утюга под контролем учителя. Уважительно и бережно относиться к одноклассникам и результатам их деятельности. | 20.09 20.09 | |
| | | Ручные стежки. | | |
13 | 1 | Выполнение ручных прямых стежков. | Знакомить с правилами выполнения прямых ручных стежков. Формировать навыки пользования иглой, выполнять прямые ручные стежки на образце. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 26.09 | |
14 | 1 | Выполнение косых стежков. | Ознакомить с основными правилами выполнения косых стежков. Совершенствовать навыки пользования иглой, выполнять косые стежки на образце (на бумаге, на ткани). Самостоятельно оценивать качество работы с учетом предложенных критериев. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. | 26.09 | |
15 | 1 | Выполнение петлеобразных стежков. | Познакомить с правилами выполнения петлеобразных стежков. Закреплять навыки пользования иглой. Выполнять петлеобразные стежки на образце (на бумаге, на ткани). Владеть знаниями о назначении отделочных стежков. Аккуратно и бережно относится к материалам и инструментам. | 27.09 | |
16 | 1 | Выполнение петельных стежков. | Дать основные правила выполнения петельных стежков. Закреплять навыки пользования иглой. Выполнять петельные стежки на образце (на бумаге, на ткани). Совершенствовать умение под контролем учителя организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности | 27.09 | |
| | | Швейная машина с ручным приводом | | |
17-18 | 2 | Знакомство со швейной машиной. ТБ при работе на швейной машине. | Проинформировать о назначении швейной машины, об основных механизмах и видами выполняемых работ. Знакомить с правилами охраны труда при работе на швейной машине. Дать понятие о приводных устройствах швейной машины (ручной, ножной, электрической). Расширять кругозор и словарный запас. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | 03.10 03.10 | |
19 | 1 | Устройство машинной иглы. | Ознакомить с правилами установки иглы, устройством игл и их назначением по толщине. Формировать умение в подборе машинных игл в зависимости от ткани, подбор ниток в зависимости от иглы и ткани. Установить иглу в игловодитель. | 04.10 | |
20 | 1 | Регулятор строчки. Заправка верхней нитки. | Знакомить с правилами последовательной заправки верхней нитки, устройством и назначением регулятора строчки. Формировать навыки последовательной заправки верхней нитки. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи. Приобретать навыки самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы | 04.10 | |
21 | 1 | Шпульный колпачок. Заправка нижней нитки. | Дать понятие о назначении рабочего и свободного хода швейной машины и устройстве шпульного колпачка. Формировать навыки последовательной заправки нижней нитки. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 10.10 | |
22 | 1 | Приемы работы на швейной машине. | Подготовить швейную машину к работе. Формировать и закреплять навыки последовательной заправки верхней и нижней нитки. Выполнять правильную посадку при работе на швейной машине. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 10.10 | |
23-24 | 2 | Выполнение машинных строчек на образце. | Овладеть правилами подготовки швейной машины к работе, выполнить машинную строчку на бумаге. Проверять качество работы, соотносить свои результаты с заданными образцами и оценивать ее с учетом предложенных критериев. | 11.10 11.10 | |
25-26 | 2 | Выполнение машинных строчек на образце. | Закрепить навыки подготовки швейной машины к работе и навыки последовательной заправки нижней и верхней нитки. Выполнять машинную строчку на ткани. Формировать умение выполнять правильную посадку при работе на швейной машине. | 17.10 17.10 | |
27 | 1 | Машинная закрепка. | Знакомить с назначением машинной закрепки. Формировать навыки выполнения машинной закрепки. Приобретать навыки самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы. | 18.10 | |
28 | 1 | Самостоятельная работа по теме: «Машинная закрепка». | Закрепить навыки выполнения машинной закрепки на образце. Контролировать ширину строчки и качество работы. Нарисовать условное изображение ручных стежков и сферу их применения. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 18.10 | |
29-32 | 4 | Практическое повторение по пройденным темам. | Выполнить машинные строчки и закрепку на образце. Закрепить навыки выполнения машинной строчки и машинной закрепки на образце. Формировать умения описывать изделие, снимать мерки для построения чертежа. Распознавать стежки, используемые при пошиве изделия. Использовать усвоенные логические операции на наглядном материале. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 24.10 24.10 25.10 25.10 | |
| | | Работа с тканью. Платок. | | |
33-34 | 2 | Инструктаж по ТБ | Закрепить знания правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями для ручных работ, с электрическим утюгом, правилами охраны труда при работе на швейной машине. Овладеть навыками организации рабочего места. Вступать в контакт и работать в коллективе. | 08.11 08.11 | |
35-36 | 2 | Виды машинных швов. Шов вподгибку. | Знакомить с конструкцией и сферой применения машинных швов, различать швы вподгибку с открытым и закрытым срезами. Формировать навыки выполнения шва вподгибку с закрытым срезом на образце. Выполнить требования к качеству выполняемой операции. Применять умения адекватно пользоваться доступными технологиями. | 14.11 14.11 | |
37-38 | 2 | Платок. Раскрой изделия. | Ознакомить с назначением тканей, используемых для изготовления изделия. Научить составлять план пошива головного (носового) платка, составлять чертеж. Учитывать расход ткани при раскрое головного (носового) платка. Формировать умение безопасной работы и навыки пользования ножницами. Применять сформированные умения для решения учебных и практических задач. | 15.11 15.11 | |
39-42 | 4 | Пошив изделия. Практическая работа. | Выполнить технологические операции по пошиву изделия (обработка поперечного и долевого среза). Закрепить навыки пользования иглой и ножницами. Совершенствовать умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы. Формировать умения адекватно применять доступные технологии. | 21.11 21.11 22.11 22.11 | |
43-44 | 2 | Окончательная отделка изделия. Утюжка изделия. | Формировать умение выполнять технологические операции по пошиву изделия. Совершенствовать навыки безопасной работы с утюгом. Выполнять влажно-тепловую обработку. Закрепить правила безопасной работы в мастерской, с инструментами и другим оборудованием. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 28.11 28.11 | |
| | | Отделочные ручные стежки. Стачной шов. | | |
45 | 1 | Отделочные ручные стежки. Стежки «вперед иголку». | Познакомить с конструкцией и сферой применения ручных стежков. Определить отличительные особенности стежков. Закрепить навыки пользования иглой, ножницами. Формировать навыки выполнения стежков «вперед иголку», организовать рабочее место, готовить материалы и инструменты к работе. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 29.11 | |
46 | 1 | Стебельчатые стежки. | Дать понятие о конструкции и сфере применения ручных стежков. Определить отличительные особенности стежков. Закрепить навыки пользования иглой, ножницами. Формировать навыки выполнения стебельчатых стежков. Применять сформированные умения для решения учебных и практических задач. | 29.11 | |
47 | 1 | Тамбурные стежки. | Проинформировать о конструкции и сфере применения ручных стежков. Определить отличительные особенности стежков. Закрепить навыки пользования иглой, ножницами. Формировать навыки выполнения тамбурных стежков. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 05.12 | |
48 | 1 | Стачной шов. | Ознакомить с конструкцией и сферой применения машинных швов. Формировать навыки выполнения стачного шва на образце. Соблюдать требования к качеству выполняемой операции. Применять умения адекватно пользоваться доступными технологиями. | 05.12 | |
| | | Работа с тканью. Мешочек для хранения работ. | | |
49-50 | 2 | Мешочек для хранения работ. Раскрой. | Познакомить с изделием мешочек для хранения работ, с названием тканей, используемых для пошива мешочка. Формировать умения описывать изделие по определенному плану, составлять план по пошиву изделия. Овладеть правилами оформления чертежей, умения выполнять построение чертежа изделия в масштабе 1:4. Учитывать расход ткани при раскрое изделия. Закрепить умение безопасной работы и навыки пользования ножницами. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 06.12 06.12 | |
51-52 | 2 | Отделка мешочка. | Знакомить со способами перевода рисунка на ткань. Учить выкраивать деталь аппликации. Формировать навыки выполнения отделочных стежков. Использовать знания в сфере применения способов их выполнения вышивать или прикреплять деталь аппликации косыми или петельными стежками. | 12.12 12.12 | |
53 | 1 | Двойной шов | Дать основные понятия о конструкции и сфере применения соединительных швов. Формировать навыки выполнения двойного шва. Закрепить знания правил безопасной работы на швейной машине. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. Самостоятельно контролировать качество выполнения операции. | 13.12 | |
54 | 1 | Стачивание боковых срезов. | Совершенствовать навыки выполнения двойного шва, сметывания и стачивания боковых срезов, умения закреплять нитку в конце шва. Закрепить знания правил безопасной работы с электрическим утюгом. Формировать умения адекватно применять доступные технологии. | 13.12 | |
55 | 1 | Обработка верхнего среза мешочка. | Совершенствовать навыки выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. Закрепить знания правил охраны труда при работе с иглой и ножницами. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 19.12 | |
56 | 1 | Влажно-тепловая обработка. | Закрепить знания правил безопасной работы с электрическим утюгом. Научить выполнять влажно-тепловую обработку готового изделия. Формировать навыки продергивание шнура. Выполнять операции по окончательной отделке изделия. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 19.12 | |
57-58 | 2 | Самостоятельная работа по теме: «Двойной шов». | Выполнить двойной шов на образце. Освоить навыки выполнения двойного шва. Формировать умения адекватно применять доступные технологии. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 20.12 20.12 | |
59-62 | 4 | Практическое повторение по пройденным темам. | Выполнить пошив носового платка по готовому крою. Совершенствовать навыки выполнения шва вподгибку с закрытым срезом для пошива изделий. Формировать умения описывать изделие, снимать мерки для построения чертежа, составлять план пошива изделия под руководством учителя. Использовать усвоенные логические операции на наглядном материале. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 26.12 26.12 27.12 27.12 | |
| | | Швейная машина с ножным приводом. | | |
63-64 | 2 | Инструктаж по охране труда. | Освоить навыки организации рабочего места для ручных и машинных работ. Закрепить знания правил безопасной работы в мастерской с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 16.01 16.01 | |
65-66 | 2 | Швейная машина с ножным приводом | Проинформировать о назначение и об устройстве швейной машины с ножным приводом. Ознакомить с правилами безопасной работы на швейной машине с ножным приводом. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 17.01 17.01 | |
| | | Обтачной шов. Работа с тканью. Повязка дежурного. | | |
67-68 | 2 | Повязка дежурного. Раскрой. | Познакомить с изделием, с названием тканей, используемых для пошива повязки дежурного. Закрепить умение составлять план по пошиву изделия. Формировать умения выполнять построение чертежа выкроек и подготовить выкройку к раскрою. Выполнить рациональную раскладку деталей на ткани, раскроить изделие. Контролировать качество выполнения операции. | 23.01 23.01 | |
69-70 | 2 | Обтачивание деталей повязки. | Дать представление о понятии выполнения обтачного шва, условное изображение шва. Обтачивать детали повязки с одновременным пришиванием тесьмы завязок. Формировать навыки выполнения обтачного шва. Закрепить знания правил безопасной работы на швейной машине. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 24.01 24.01 | |
71-72 | 2 | Выполнение отделочной строчки. Утюжка изделия. | Выполнить операции по окончательной отделке изделия, влажно-тепловую обработку готового изделия. Закрепить знания правил безопасной работы с электрическим утюгом. Формировать навыки выполнения отделочной строчки. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 30.01 30.01 | |
| | | Построение чертежа изделия в натуральную величину. Салфетка. | | |
73-74 | 2 | Салфетка. Изготовление выкройки. | Ознакомить с изделием салфетка, с видами тканей используемых для изготовления салфетки. Построить чертеж и изготовить выкройки в натуральную величину. Составить план по пошиву салфетки. Формировать приемы построения прямого угла на листе альбома. Применять сформированные умения для решения учебных и практических задач. | 31.01 31.01 | |
75-76 | 2 | Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия. | Определить лицевую и изнаночную сторону, долевую и поперечную нити. Выкроить изделие, учитывая расход ткани при раскрое изделия. Закрепить знания правила подготовки ткани и выкройки к раскрою и навыки пользования ножницами. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 06.02 06.02 | |
77-78 | 2 | Обработка поперечных срезов салфетки. | Закрепить навыки выполнения сметочных стежков, швов вподгибку с закрытым срезом. Совершенствовать навыки самостоятельной работы на швейной машине. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 07.02 07.02 | |
79-80 | 2 | Обработка долевых срезов салфетки. | Закрепить знания технологии выполнения шва вподгибку с закрытым срезом и навыки выполнения сметочных стежков, швов вподгибку с закрытым срезом. Совершенствовать навыки безопасной работы на швейной машине и навыки организации рабочего места для ручных и машинных работ. Оценивать качества выполняемой работы. | 13.02 13.02 | |
81-82 | 2 | Утюжка изделия. Вышивка изделия. | Ознакомить с выбором ниток и иглы. Нанести рисунок на ткань. Формировать навыки вышивки рисунка на ткани. Отутюжить готовое изделие. Закрепить навыки безопасной работы на утюге. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 14.02 14.02 | |
| | | Пошив однодетального изделия с применением двойного шва. Наволочка с клапаном. | | |
83-84 | 2 | Наволочка с клапаном. Расчет расхода ткани на изделие | Дать понятия о назначение наволочки, название тканей, используемых для пошива наволочек. Определить размер наволочки, рассчитать расход ткани на изделие. Формировать умения составлять план по пошиву изделия. Применять сформированные умения для решения учебных и практических задач. | 20.02 20.02 | |
85-86 | 2 | Построение чертежа наволочки в натуральную величину. | Построить чертеж наволочки в натуральную величину по заданным размерам. Осваивать приемы построения прямого угла на ткани. Закреплять навыки пользования измерительными инструментами. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | 21.02 21.02 | |
87-88 | 2 | Раскрой изделия. Составление плана пошива. | Самостоятельно составить план по пошиву изделия. Выполнить рациональную раскладку детали, сделать припуски на швы, выкроить изделие. Закрепить навыки пользования измерительными инструментами, ножницами. Использовать усвоенные логические операции на наглядном материале. | 27.02 27.02 | |
89-90 | 2 | Обработка поперечных срезов наволочки. | Обработать поперечные срезы наволочки швом вподгибку с закрытым срезом. Совершенствовать навыки выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. Соблюдать требования к качеству выполняемой операции. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 28.02 28.02 | |
91-92 | 2 | Обработка боковых срезов наволочки. | Ознакомить с технологией выполнения двойного шва. Выполнить разметку клапана. Обработать боковые срезы наволочки, одновременно с клапаном, двойным швом. Формировать навыки выполнения двойного шва с проведением промежуточного контроля качества. Планировать свою деятельность. Оценивать качества выполняемой работы. | 06.03 06.03 | |
93-94 | 2 | Окончательная отделка изделия. Утюжка готового изделия. | Выполнять влажно-тепловую обработку изделия. Оценить качество проделанной работы. Совершенствовать навыки безопасной работы на утюге. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 07.03 07.03 | |
| | | Ремонт одежды. | | |
95-96 | 2 | Виды пуговиц. Способы пришивания пуговиц. | Познакомить с видами пуговиц (форма, материал, назначение) и применения (для застегивания и отделки). Пришить пуговицу со сквозными отверстиями, подобрать нитки в цвет пуговицы. Формировать навыки пришивания пуговиц. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности. | 13.03 13.03 | |
97 | 1 | Изготовление заплаты аппликации на образце. | Дать понятия о правилах раскроя заплаты и обработку ее срезов. Выполнить сметочные и обметочные стежки. Формировать навыки пришивания заплаты на изделие вручную. Выполнить утюжку изделия, оценить качество работы. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 14.03 | |
98 | 1 | Самостоятельная работа по теме: «Пришивание пуговиц». | Пришить пуговицу с ушком, подобрать нитки в цвет ткани. Формировать навыки пришивания пуговиц. Совершенствовать навыки самостоятельной работы. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 14.03 | |
99-102 | 4 | Практическое повторение по пройденным темам. | Раскроить и обработать детали вешалки. Формировать навыки выполнения косых стежков. Закрепить навыки пользования измерительными инструментами и рабочими инструментами. Соблюдать требования к качеству выполняемой операции. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. | 20.03 20.03 21.03 21.03 | |
| | | Виды соединительного шва. Накладные швы. | | |
103-104 | 2 | Инструктаж по ТБ. | Закрепить правила безопасной работы в мастерской при работе на швейной машине, с инструментами, электроутюгом. Совершенствовать навыки самостоятельно организовывать рабочее место. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач | 04.04 04.04 | |
105-106 | 2 | Накладной шов с двумя открытыми срезами. | Знакомить со сферой применения накладного шва (настрачивания кармана, аппликации, обработка завязок). Дать понятия о видах и конструкции накладного шва с двумя открытыми срезами, его условное изображение. Формировать навыки выполнения накладного шва с двумя открытыми срезами. | 10.04 10.04 | |
107-108 | 2 | Накладной шов с одним закрытым срезом. | Ознакомить с конструкцией и сферой применения накладного шва с одним закрытым срезом, его условное изображение. Формировать навыки выполнения накладного шва с одним закрытым срезом, измерять его ширину. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 11.04 11.04 | |
109-110 | 2 | Накладной шов с двумя закрытыми срезами. | Знакомить с конструкцией и сферой применения накладного шва с двумя закрытыми срезами, его условное изображение. Закрепить на практике технологию выполнения накладного шва с двумя закрытыми срезами. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. | 17.04 17.04 | |
| | | Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Сумка хозяйственная. | | |
111-112 | 2 | Сумка хозяйственная. Построение чертежа сумки и ручек. | Сообщить о фасоне сумок и материалах, используемых для изготовления сумок. Построить чертеж сумки и ручек в натуральную величину. Описать изделие и составить план по пошиву изделия. Закрепить навыки построения чертежа прямоугольной формы, сумки и ручек. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 18.04 18.04 | |
113-114 | 2 | Расчет расхода ткани на изделие. Раскрой изделия. | Рассчитать количество ткани, необходимое для пошива сумки. Выполнить раскладку деталей кроя рационально, с учетом рисунка ткани и припусков на швы. Раскроить детали сумки. Совершенствовать умения правильного расчёта количества ткани на изделие. Закрепить навыки подготовки ткани и выкройки к раскрою и правила пользования рабочими и измерительными инструментами. Оценить качество проделанной работы. | 24.04 24.04 | |
115-116 | 2 | Обработка ручек. | Обработать ручки сумки. Закрепить навыки выполнения накладного шва с двумя закрытыми срезами. Проверить качество выполненной работы. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 25.04 25.04 | |
117-118 | 2 | Обработка верхнего среза сумки. | Выполнить разметку мест прикрепления ручек. Обработать верхний срез сумки с одновременным притачиванием ручек. Закрепить навыки выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 02.05 02.05 | |
119-120 | 2 | Соединение боковых срезов сумки. | Обработать боковые срезы сумки двойным швом. Закрепить навыки выполнения двойного шва. Совершенствовать навыки работы на швейной машине и с электрическим утюгом. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | 08.05 08.05 | |
121-122 | 2 | Образование дна и боковых сторон сумки. | Застрочить углы для образования дна и боковых сторон, закрепить застроченный угол. Закрепить навыки пользования булавкой и наперстком. Оценивать качество выполняемой операции. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. | 15.05 15.05 | |
123-124 | 2 | Окончательная отделка изделия. Утюжка готового изделия. | Выполнить операции по окончательной отделке изделия и влажно-тепловую обработку готового изделия. Закрепить правила ТБ при работе с электрическим утюгом. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | 16.05 16.05 | |
125-126 | 2 | Контрольная работа по теме: «Накладной шов». | Закрепить на практике технологию выполнения накладного шва с двумя закрытыми срезами на образце. Закрепить на практике технологию выполнения двойного шва на образце. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 22.05 22.05 | |
127-132 | 6 | Практическое повторение по пройденным темам. | Обобщить и систематизировать знания за учебный год. Выполнять пошив изделий по готовому крою. Соблюдать последовательность изготовления пошива изделия. Самостоятельно оценивать качество работы. Закреплять правила безопасной работы с электрическим утюгом, рабочими инструментами и приспособлениями. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 23.05 23.05 29.05 29.05 30.05 30.05 | |
Планируемые результаты освоения программы
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий инструментов, необходимых на уроках профильного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках профильного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования:
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения поощряются, поскольку выполняют коррекционно-развивающую функцию, играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
С точки зрения достоверности результаты оцениваются как «верные» или «неверные». Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.