СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сегодня - ученик. завтра - избиратель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие позволяет повысить правовую осведомленность обучающейся молодежи по вопросам избирательного права. формировать навыка гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга. пониманимать важность и ответственность шага, связанного с участием в по­литических выборах. развивать культуру речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы.

в ходе мероприятия через различную деятельность ученики осознают тему занятия.

Просмотр содержимого документа
«Сегодня - ученик. завтра - избиратель.»

Тема внеклассного занятия: «Сегодня – ученик, завтра – избиратель».

Цель:

1. Повышение правовой осведомленности обучающейся молодежи по вопросам избирательного права.

2. Формирование навыка гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга.

3. Понимание важности и ответственности шага, связанного с участием в по­литических выборах.

4. Развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы.

Задачи:

- создать ситуацию для использования знаний и умений, полученных в курсах обществоведческих дисциплин;

- помочь учащимся осмыслить свой политический статус и связанные с ним политические роли, возможности и условия их реализации;

- способствовать воспитанию у школьников позитивного восприятия норм и ценностей демократического правового государства.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная.

Планируемый результат:

Учащиеся 8 класса получат знания об основных принципах и этапах участия граждан в выборах, ознакомятся с основными понятиями, связанными с избира­тельной системой России. Чтобы в дальнейшем принять твердое решение об участии в выборах.

Средства обучения: экран, проектор, компьютер, раздаточный материал (тесты, памятка, буклет).


Краткий план занятия


п/п

Этап занятия

Временные рамки

1.

Мотивирование к деятельности (организационный момент).

1 мин.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

6 мин.

3.

Постановка учебной задачи.

6 мин.

4.

Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения).

18 мин.

5.

Первичное закрепление. Работа в парах.

5 мин.

6.

Работа в группах.

5 мин.

7.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

8 мин.

8.

Рефлексия.

4 мин.



Ход занятия.


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Особенности этапа

1. Мотивирование к деятельности (организационный момент).

Звучит Гимн Российской Федерации.

Добрый день, друзья. Нам приятно вновь видеть вас на нашей встрече.

Стоя поют или слушают Гимн Российской Федерации.

Приветствуют учителя.

Позитивно настраиваются на деятельность.

Пение или слушание Гимна РФ прививает патриотизм, гражданскую самосознательность, любовь к Родине, настраивает учащихся на серьезную работу.

Приветствие на позитивную атмосферу.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.









































































































Мотивирующий  приём  «Яркое пятно».

- Ребята, как часто Вам приходится что-либо выбирать?

- Легко ли делать выбор?




- Предлагаю поднять руку учащимся, которым всегда легко сделать какой-либо выбор. Объясните почему?


-Предлагаю поднять руки тем, кто долго колеблется, принимая решения. Объясните почему?

- А что вы можете в вашем возрасте выбрать?






- На доске записана тема урока. Какие ассоциации возникают у вас по теме урока?

- Действительно, каждый из нас ежедневно осуществляет выбор: в магазине вы выбираете товары для покупки. В жизни же зачастую приходится осуществлять нравственный выбор: между правдой и ложью, добром и злом, честностью и предательством.

- Как вы думаете, о каком выборе мы будем сегодня вести речь?

На доске записаны высказывания известных людей:

«Благо Отечества есть высший закон» (латинское изречение).

«Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей» (Дж. Милль).

«Лучшие законы рождаются из обычаев» (Ж. Жубер).

«Мудрый законодатель начинает не с издания закона, а с изучения его пригодности для данного общества» (Ж.Ж. Руссо).

«Патриотизм: убеждение, что твоя стана лучше других потому, что ты именно в ней родился» (Джорж Бернард Шоу).

«Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей страны» (Джон Кеннади).

«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности гражданина» (С. Смайлс - английский писатель).


- Как вы думаете, подходят ли высказывания к теме нашей встречи?













- Что вы знаете об избирателе, праве?





- Как вы считаете, это достаточные сведения?

- Найдите значение слова «избиратель» в словаре.





























- Предлагаю посмотреть видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=khDa6FbWasc

Выбор приходится делать часто.

Не всегда легко или легко, все зависит от ситуации.


Легко выбираю, потому что уверен(а), точно знаю, что хочу.


Наверняка есть сомнения, правильно это или нет.

Например, мы выбираем президента школы, с кем сидеть за партой, с кем дружить, что купить, мы постоянно находимся в состоянии выбора.

Человек, Конституция РФ, права, выборы, бюллетень, урна, президент, люди, праздник, песни и др.





О выборе в политике.


Читают.

























Предполагаю, что подходят, т.к. в высказываниях встречаются слова – гражданин, права, что можно сделать для родины, значит сделать правильный выбор, о том, что каждый гражданин должен знать законы страны, быть личностью, знать историю.


Избиратель – это человек, который делает выбор. Право – это то, чем человек может воспользоваться.

Нет, нужно расширить знания.

Ученики работают со словарем и находят определение слова «избиратель». Зачитывают:

Значение слова избиратель по Ефремовой:
Избиратель - тот, кто участвует в выборах или имеет право голоса.

Значение слова избиратель по Ожегову:
Избиратель - тот, кто участвует в выборах или имеет на это право.

Значение слова избиратель по словарю Ушакова:
Избиратель 
избирателя, м. (книжн. офиц.). Лицо, участвующее в выборах, имеющее право голоса на выборах. В буржуазных странах число избирателей ограничено возрастным и имущественным цензом.

Данный прием – серия вопросов позволяет настроить учеников на тему занятия.



Данный прием используется для того, чтобы ученик умел объяснить свой выбор поднятой руки.



Данный прием используется для развития словарного запаса, умение понять знания учащихся на начальном этапе занятия.


Данные высказывания побуждают учеников задуматься, поразмышлять, принять точку зрения, обогатить словарный запас.































Данный вопрос предусматривает введение в тему учащихся, осмысление встречи и ее принятие.










Данный вопрос нацелен выяснить знания и не знания учащихся.





Данный прием учит учеников находить правильное толкование слов в источниках, развитие словарного запаса. Лучше, если словари будут разных авторов.
























Данное видео позволит задуматься учащихся о будущем.

3. Постановка учебной задачи.




1. Определение эксперта.




2. Постановка проблемы.
















- Почему возникли затруднения?

- Чего мы ещё не знаем?




- Сегодня на занятии экспертом выступит….(ФИ учащегося).

- Какова роль эксперта?



На доске записаны два противоречия (учитель читает их).

1.Избирательное право не учит ни чему.

2. Избирательное право вне зависимости от социального положения.

- Сравните два утверждения. Выскажите свои догадки, мысли, гипотезы, предположения.

- В чем вы видите противоречия?

- Согласны ли вы с этими утверждениями?

- Что вас удивляет?

- Какие вопросы возникают?

- Что хотите узнать по теме занятия?

1.Узнаем, что такое избирательное право.

2.Узнаем, историю избирательного права.



- Как можно проверить ваши догадки, мысли, гипотезы, предположения.


Недостаточно знаем о правах избирателя, об избирательном праве, об истории избирательного права.

Обобщить информацию полученную на занятии.




Слушают учителя.





Каждый имеет право выбирать. Но второе высказывание более точное.

Противоречия в том, что избирательное право, если его изучать, даст информацию для будущей жизни. Поэтому, как оно нас не научит. С этим согласиться нельзя.

Можно узнать на уроках, внеурочных занятий, по телевидению, в СМИ, в сети Интернет, видео, от родителей, знакомых.

Данные проблемные вопросы учат учеников ставить задачи на занятие.


Данный прием используется для обобщения полученной информации в конце занятия, ролевая игра.

Данная педагогическая технология деятельностного метода (ТДМ) нацелена на то, чтобы ученик задумался, размышлял, высказывал свое мнение, доказывал свою позицию. Учит учеников уметь ставить задачи, то, что хочется узнать.

4. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения).



Просмотр видеосюжета https://www.youtube.com/watch?v=nyiXQ6SEWt0







- Ребята сегодня у нас в гостях председатель УИК Октябрьского района. Она расскажет, как проходит голосование.

Председатель УИК: Голосование проводится с 8-00 до 20-00. По новому законодательству порога явки избирателей нет. Избирателям, которые в день голосования по уважительной причине (командировка, учебная деятельность и т.д.) будут отсутствовать по месту своего жительства, предоставляется возможность взять открепительное удостоверение в Территориальной ИК. (Показывает открепительное удостоверение и рассказывает как заполняется). Избирателям, которые не смогут самостоятельно прибыть в помещение для голосования по состоянию здоровья, члены УИК обеспечат голосование на дому по соответствующему заявлению (Показывает переносную урну и рассказывает о голосовании на дому).

В УИК поступят бюллетени по числу избирателей под охраной полиции. В присутствии председателя УИК и членов УИК с правом решающего голоса, на каждый бюллетень будет наклеен знак (марка), бюллетень заверяется подписями двух членов избирательной комиссии и печатью. Все бюллетени и документы избирательной комиссии, в том числе и печать, хранятся в опечатанном сейфе. С этого момента полицейские будут дежурить на избирательном участке, и отвечать за сохранность этих документов.

Для участия в голосовании необходимо иметь паспорт или заменяющий его документ. В списках избирателей по месту жительства (ПОКАЗАТЬ СПИСКИ), член УИК записывает номер паспорта и под роспись выдает избирателю бюллетень. Голосование за других лиц не допускается. Избиратель проходит в кабину (т.к. голосование тайное), где расположены образцы бюллетеней «Голосуй правильно!». Строго в квадрате, напротив выбранного кандидата избиратель ставит любой знак (птичку, крестик, вплоть до смайлика). Бюллетень опускается в опломбированную урну (ПОКАЗАТЬ). Вот и все! От вас больше ничего не требуется. Ваш голос будет учтен! Впервые голосующие, получают подарок. От каждого кандидата может присутствовать один наблюдатель во время голосования и подсчета голосов, но они не имеют права выдавать бюллетени, агитировать, считать бюллетени. В 20-00 часов участок закрывают. Опечатанную урну, в присутствии наблюдателей вскрывают, и члены УИК с правом решающего голоса подсчитывают голоса избирателей. Заполняется итоговый протокол. Результаты передаются в ТИК. Все очень просто. Но каждый должен осознать всю важность и значимость данных выборов.

Смотрят, фиксируют информацию.





В интересной для подростков форме (видео) рассказывается об истории избирательного права, ученики узнают особенности, получают исчерпывающую информацию.

Приглашенный гость со специальным оборудованием для выборов один их хороших, наглядных приемов. На занятии говорит не только учитель, но и человек, который занимается процедурой выборов. На данном этапе показывается процедура и важность данного шага гражданина.

5.Первичное закрепление. Работа в парах.

- Перед вами имя существительное – «избиратель». Образуйте с этим словом словосочетания «существительное + прилагательное» в мужском, женском и среднем родах.



- А теперь проверьте свой ответ с правильным ответом.


Участники обсуждают и дают ответ.






На экране проектора дается правильный ответ:

«избирательный бюллетень» - м. р.

«избирательная комиссия» - ж. р.

«избирательное право» - с. р.

Работа в парах, где участвуют 2 ученика, проводится для совместной работы, вместе приходят к единому мнению. Проверяют свой ответ с образцом.







6. Практическая деятельность. Работа в группах.

Ситуация 1

На избирательный участок заходит маленькая девочка с паспортом. Председатель комиссии спрашивает её:

- Девочка, ты зачем сюда пришла?

- Как зачем? Я пришла голосовать за своего папу!

- А зачем ты будешь голосовать за своего папу?

- А он сказал, что если станет депутатом, то будет приносить домой много денег, а мы с мамой переедем жить в Москву.

- Сколько тебе лет?

- 14.

- А папа не говорил тебе, со скольких лет можно голосовать?

- Нет.

- Мала ты ещё для голосования. Подрасти немного тогда и приходи. Поняла?

- Поняла… вздыхает девочка и уходит.

- Какие группы населения лишены активного избирательного права?

Ситуация 2

На избирательный участок заходят водитель грузовика и хорошо одетая дама. Куртка и руки водителя испачканы соляркой. Водитель подходит к председателю избирательной комиссии:

- Вот мой паспорт. Дайте мне бюллетень.

Председатель (с опаской):

- Вы бы руки сначала вымыли, всё перепачкаете!

- Да некогда мне было. Всю ночь за баранкой. Домой заехать не успел. Сразу к Вам.

Водитель получает избирательный бюллетень, быстро заполняет, бросает его в урну для голосования и уходит.

К столу председателя подходит хорошо одетая дама и приказным тоном говорит:

- Дайте мне два бюллетеня, я хочу проголосовать два раза!

Председатель:

- У Вас нет такого права. Есть принцип «один человек – один голос», поэтому мы можем дать Вам только один бюллетень.

- У меня есть такое право! У меня дед и бабка были дворянами, да и я сама занимаю не последнюю должность в банке! И притом учтите мои заслуги, у меня есть звание «Почётный банкир»!

- Нет! Происхождение, должность и заслуги не учитываются при голосовании. Ни одному избирателю не даётся большего числа голосов, чем другим.

- Я буду на вас жаловаться! Рассерженная дама уходит, хлопнув дверью.

- Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?

Ситуация 3

На избирательный участок заходит молодая женщина, вынимает из сумочки два паспорта и выкладывает на стол:

- Я хочу проголосовать за себя и за своего мужа!

Член избирательной комиссии:

- Гражданка! Вы можете проголосовать только за себя. А ваш супруг должен прийти сюда сам и проголосовать. Если он не сможет, тогда мы поедем к нему на дом.

- А зачем? Он очень сильно занят домашними делами. Да и какая разница! Паспорт же его у меня, да ещё я на всякий случай доверенность от него взяла. Вот посмотрите. Вот… подпись… дата. Всё как положено.

Как должен поступить член избирательной комиссии? Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?

Ситуация 4

Квартира. За столом сидит муж, обложившись газетами. Его жена прихорашивается перед зеркалом и говорит:

- Сегодня выборы. Пойдёшь голосовать?

- Какие ещё выборы? Могу я в свой единственный выходной отдохнуть дома, просмотреть недельные новости? В мире такое творится! А ты про какие-то выборы говоришь. Страна большая – без меня голосов хватит.

- Ну, я одна тоже не пойду. Останусь дома, подожду результатов голосования.

- Как называется это явление в избирательном праве и каковы его причины?

Ситуация 5

Избирательный участок. Неделя до выборов. Входит женщина и обращается к председателю: - Товарищ председатель избирательной комиссии! Через неделю выборы, а меня завтра отправляют в командировку в Москву на месяц. Я же не смогу здесь проголосовать. Что делать?

Председатель: - Ничего страшного! Паспорт у Вас с собой?

- Да, да, конечно с собой.

Председатель заполняет открепительное удостоверение и передаёт женщине:

- Вот Вам открепительное удостоверение. В Москве в день выборов идите на любой избирательный участок, там по вашему удостоверению Вам дадут избирательный бюллетень.

- Спасибо, всё поняла.

- Что нужно делать, если вы не можете проголосовать по месту жительства в день выборов?

Ситуация 6

Возле избирательного участка стоит автомобиль, в нём сидят двое. Мимо идёт мужчина. Водитель автомобиля через опущенное стекло кричит ему:

- Товарищ. Можно Вас?

Мужчина удивлённо:

- Меня?

- Да, да, Вас! Вы на выборы?

- Да.

- Если не секрет, Вы за кого проголосуете?

- Да я сам толком не знаю.

Водитель, кладя руку на плечо пассажира:

- Тогда я Вас попрошу проголосовать вот за этого товарища. Запомните лицо? Фамилия его Кравченко, зовут Николай Михайлович. Коля, дай человеку сотню!

Тот протягивает мужику 100 долларов. Мужик прячет валюту в карман:

- Да я за такую купюру за кого хочешь, проголосую.

- Посмотрим. Смотри не обмани!

- Как называются нарушения избирательного права в этом эпизоде?

Ученики работают в группах. У каждой группы своя ситуация.

Класс делится на группы в количестве 3-4 человек для решения ситуаций, связанных с темой занятия. Деление на группы проводится по желанию учеников. Но нужно обращать внимание, чтобы в группе были ученики разных интеллектуальных возможностей. В каждой группе выбирается лидер, который будет руководить группой, давать ответ. Обсуждение проходит совместно, где учитывается мнение каждого и выбирается верный ответ.

Данная методика позволяет формировать коммуникативные качества, учит уметь слышать друг друга, доказывать и отстаивать свое мнение для выбора правильного ответа.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.




1.Самостоятельная работа.

2. вывод эксперта.

- Придумайте задание для соседа по теме занятия.





- А сейчас я предлагаю выполнить тесты (Приложение 1), (Приложение 2).




- Послушаем выводы эксперта.






- В заключение нашей встречи, я вручаю вам памятку, изучите ее (Приложение 3) и буклет.




- В старших классах, вы еще более подробно изучите избирательное право, которое вам поможет успешно сдать ЕГЭ по обществознанию.

Работа в парах. Проговаривают задания, ответы учащихся.



Индивидуально отвечают на вопросы тестов. Проводится проверка правильности выбора ответов.

Выбранный в начале урока эксперт обобщает полученную информацию на занятии по теме и поставленным задачам.

Данный прием позволяет обобщить, повторить, то, что изучалось на занятии в более краткой форме.














Памятка, буклет (дидактический материал) еще раз напомнит школьникам, будущим избирателям об особенностях.

8. Рефлексия.

- Удалось решить поставленные задачи?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Какое утверждение верное?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Чем бы вам хотелось поделиться с родителями?


















- Я хочу пожелать Вам всем, чтобы Вы научились на практике применять те знаниями, которые сегодня получили, а также воплотить свои идеи в жизнь и быть достойными гражданами нашей страны.

Для вас будущее страны: https://my.mail.ru/mail/olga-dokuchaeva/video/_myvideo/7.html?from=videoplayer

Поставленные в начале урока задачи и проблема удалось решить, т.к. узнали, кто такой избиратель, что такое избирательное право и его историю.

Мы поняли, что избирательное право вне зависимости от социального положения и это утверждение верное.

Знания, которые получили сегодня, пригодятся нам в будущей жизни при участии в выборах.

Родителям расскажем об истории избирательного права и о том, что нужно ходить на выборы и использовать свое избирательное право.


Рефлексия помогает осмыслить полученную информацию, понять, что удалось усвоить, а что нужно еще изучить.























Приложение 1

Тест «Избирательное право»

1.В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента Российской Федерации?(35 лет)

2.С какого возраста вы можете стать депутатом Законодательного собрания? (с 21 года)

3.Как часто проходят выборы депутатов парламента? (через каждые 5 лет)

4.С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? (с 18 лет)

Приложение 2

Тест «Я – Избиратель»

Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.

1.Если лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост Президента, который нравится ему, то:

а) сделаете, что просит друг;

б) не знаете, как поступите;

в) не сделаете, примите решение самостоятельно.

2. Если Вам предложат деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:

а) продадите;

б) не знаете, как поступите;

в) не продадите.

3. Если в день выборов Президента у Вас появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) не пойдёте голосовать;

б) не знаете, как поступите;

в) пойдёте на выборы и проголосуете.

4. Если Вы узнаете, что в день выборов Президента Ваши родители собрались уехать в гости и не намерены голосовать, то:

а) Вы промолчите;

б) не знаете, как поступите;

в) будете просить родителей проголосовать.

5. Если один из кандидатов на пост Президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:

а) Вы проголосуете за него;

б) не знаете, как поступите;

в) проголосуете за другого кандидата, у которого более реальная программа развития страны.

6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты, одежду и другие товары, то:

а) проголосуете за него;

б) не знаете, как поступите;

в) не проголосуете за него.

7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности», то:

а) проголосуете за него;

б) не знаете, как поступите;

в) не проголосуете за него.

8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:

а) проголосуете за него;

б) не знаете, как поступите;

в) не проголосуете за него.

Если в ваших ответах преобладает ответ «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки и ездить за границу (не бесплатно, разумеется). Во-первых, Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Во-вторых, Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы, у нового президента денег обязательно хватит.

Если в ответах преобладает ответ «Б», то Вы не очень отличаетесь от предыдущего «избирателя» и думаете, что Вас политика никогда не коснется.

Если в ответах преобладает ответ «В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.



Приложение 3

Памятка «Молодому - избирателю»

 

Законодательство о выборах и референдумах в Российской Федерации составляют:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав  и права на участие  в референдуме граждан Российской Федерации»;

Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации";

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»;

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации»;

конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации;

иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Что такое выборы?

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциям, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Что такое  референдум?

Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

Кто такой избиратель?

Избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Что такое избирательное право?

Избирательное  право  граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Что такое активное  и пассивное избирательное право?

Активное избирательное право - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. право быть зарегистрированным  в качестве  кандидата, проводить наравне с другими кандидатами предвыборную пропаганду  и агитацию, пользоваться всеми другими правами  кандидата, предусмотренными законом.

Какими избирательными  правами обладает  гражданин Российской Федерации,  достигший 18 лет?

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Кто не имеет права избирать  и быть избранным, участвовать в референдуме?

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдумов:

Гражданин Российской Федерации участвует в  референдуме и выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Кто организует и проводит выборы и референдумы?

Выборы и референдумы на территории РФ  организуют и проводят  избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

участковые комиссии.

Что такое избирательный округ?

Избирательный округ - территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательный округ единый (единый избирательный округ) - избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

Избирательный округ многомандатный  - избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально.

Избирательный округ одномандатный - избирательный округ, в котором избирается один депутат.

Что такое избирательный участок?

Избирательный участок - территориальная единица, необходимая для организации голосования и подсчета голосов.

Что такое открепительное удостоверение?

Открепительное удостоверение является документом строгой отчетности. Имея на руках открепительное удостоверение, Вы можете принять участие в голосовании на любом избирательном участке (в пределах избирательного округа) по месту своего  нахождения в день голосования.

Открепительное удостоверение выдается избирателю только в том случае, если он будет отсутствовать в день голосования на территории того избирательного участка, где он включен в список избирателей.

Что такое избирательный бюллетень?

Избирательный бюллетень – это  документ, который получает  для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума, в котором  указывается наименование выборов или референдума, дата голосования, порядок его  заполнения и список зарегистрированных кандидатов (политических партий) с установленными данными, в пользу которых необходимо сделать свой выбор.  Форму и текст бюллетеня утверждает соответствующая избирательная комиссия.

Каков порядок заполнения избирательного бюллетеня? 

Для того,  чтобы заполнить избирательный бюллетень,  необходимо поставить  любой знак в пустом квадрате справа от фамилии зарегистрированного  кандидата, в пользу которого сделан выбор.  

В каком случае бюллетень считается недействительным?

Бюллетень считается  н е д е й с т в и т е л ь н ы м:

если  знаки  в пустом квадрате справа от фамилии зарегистрированного кандидата проставлены более  чем в одном квадрате;

если  знак  в пустом квадрате справа от фамилии зарегистрированного кандидата не проставлен ни в одном квадрате. 

Каков порядок голосования на  выборах (референдуме)?

Для участия в выборах Вам необходимо  прибыть лично на Ваш избирательный участок, имея при себе паспорт гражданина РФ (при его отсутствии - документ, заменяющий паспорт гражданина РФ).

Каждый избиратель голосует только лично. Голосование за других  избирателей,  в том числе близких родственников,  не допускается.

Избирательный бюллетень заполняется в кабине для голосования, где присутствие других лиц недопустимо, кроме случая, когда  избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень.  В этом случае избиратель   вправе воспользоваться  помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или наблюдателем.

Если избиратель считает, что он совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень,  с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

Что такое список избирателей?

Список избирателей – избирательный документ, содержащий сведения о гражданах Российской Федерации, проживающих на территории избирательного участка и обладающих активным избирательным правом. Относится к числу наиболее важных документов, без которых проведение выборов невозможно. В соответствии со списком избирателей проводится выдача избирательного бюллетеня для тайного голосования, устанавливается общее число избирателей, принявших участие в выборах.

Кто такой наблюдатель?

Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

Что такое политическая партия?

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в целях участия граждан в политической жизни общества, в том числе и в выборах.

Президент Российской Федерации:

является главой государства;

гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина

принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности

обеспечивает согласованное функционирование и   взаимодействие органов государственной власти

определяет основные направления внутренней политики

определяет основные направления внешней политики

решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование

является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. 

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Депутат:

Это  лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого при тайном голосовании.

Государственная Дума Федерального Собрания  Российской Федерации:

Это палата  Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации  избирается 450 депутатов по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

ГД ФС РФ самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Деятельность ГД ФС РФ основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.  Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

Срок полномочий  ГД ФС РФ  – 5 лет.

Дорогие друзья!

Если вы являетесь  гражданином  Российской  Федерации и вам исполнилось 18 лет, ВЫ — ИЗБИРАТЕЛЬ, и Конституция РФ дает вам право участвовать  в референдуме и  голосовать на выборах Президента России, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, главы муниципального образования, депутатов региональной  или городской Думы. 

Как воспользоваться своим  конституционным правом? 

Узнать о кандидатах или партиях, за которых вы собираетесь голосовать, об их предвыборных программах.

Разобраться в процедуре голосования.

Прийти на избирательный участок и проголосовать за своего кандидата (список кандидатов).

Что значит выбирать, участвовать в выборах? 

Выбирать — это значит научиться думать по-государственному, в каком направлении  развивается наша страна, осознавать первоочередные вопросы, которые требуют решения.

Выбирать — это значит научиться  сравнивать, изучать деятельность, программы и взгляды различных кандидатов и партий  и  делать выводы о том, кто из них  способен представлять  именно ваши интересы.

Выбирать – это значит  научиться определять тех, кто будет неравнодушным в решении  вопросов, которые  повлияют на повышение уровня жизни, кто готов заботиться не только о дне сегодняшнем, но и  о дне завтрашнем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!