СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сея важная фигура..." (конспект урока на тему: "Обращение")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему: "Обращение" с использованием УМК В.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др.8 класс.

Просмотр содержимого документа
«"Сея важная фигура..." (конспект урока на тему: "Обращение")»

 Тема: «Обращение»

Тема урока: «…сея важная фигура…» (М.В.Ломоносов)

Класс: 8

Вид урока: изучение новой темы.

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Обращение».

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы:

- «мозговой штурм»;

- таблица «Знаю – хочу знать – узнал»;

- объединение информации в блоки через сопоставление;

- самостоятельная работа

- создание текста с обращением.

Оборудование:

- раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал», примерами предложений с обращениями, слайды,

Цель:

  • обобщить знания об обращении и знаках препинания при нем;

  • развивать умения понимать основные функции обращения; опознавать и правильно интонировать предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями; моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;

Задачи:

  • Формирование навыков постановки знаков препинания при обращении;

  • развитие навыков парной и групповой работы;

  • развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

  • воспитание уважительного отношения к родному языку, чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе. 

Ход урока

  1. Организационный момент.



1. Введение в тему. Слайд №1

Учитель:

Прежде, чем начать урок, посмотрите видеофрагмент. (Видеоклип. Б.Окуджава «Давайте восклицать!»)

- В чем смысл слов песни? К чему призывает Булат Окуджава? Нужно говорить друг другу приятное.

- Для чего? (поднять настроение, выразить уважение, любовь)

Давайте и вы, обратившись к соседу или соседке по парте, сделаете им несколько комплиментов.

С чего начинается любое общение? Любой разговор? Что необходимо сделать, чтобы привлечь внимание собеседника? (обратиться к нему)

Как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня речь на уроке?

Об обращении.

Слайд №2



Учитель:

Совершенно верно. Однако эта тема для нас не новая. И прежде чем говорить о ней, я хочу пояснить, что лежит у вас на столах.

У вас на столах лист самооценки «Карта мысли», где вы будете самостоятельно оценивать себя и выставлять баллы за каждое задание, в конце урока мне сдадите эту карту с оценками.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Сея важная фигура».

  • А что значит обращение? куда оно «обращено»?

Обратимся к этимологии слова «обращение»

Слайд 3. Обращение происходит от глагола «обратить» (обращать), ст.-слав. обратити - «повернуть».

Глагол «обращать» происходит из старославянского «вратити» - воротить, вертеть (бвв). Куда же «воротить»? Об этом говорит выпавший согласный -в- : получается, что обращение - это слово, помогающее человеку «поворотить» собеседника к себе самому, то есть привлечь к себе внимание собеседника.

Именно от обращения зависит, каким будет это возвращение к себе

Слайд 4. Не случайно знаменитый русский ученый М.В.Ломоносов назвал обращение «важной фигурой» речи, подчеркивая ее выразительность.

(сравним: Александр! Сашка! Сашенька!)

- Чем различаются эти обращения? (Александр – официальность, недовольство; Сашка – простоту, неофициальность, пренебрежение; Сашенька – ласку, нежность и т.д.)

- Часто только одним обращением можно выразить ласку, доброту говорящего или, наоборот, злость, недовольство.



2. На столах листки у вас листы с таблицей, которую вам необходимо заполнить, поработав с теоретическим материалом учебника.

Обратимся к п.41, стр.___ Работа в паре (3 минуты)

  1. Изучают материал методом «Инсерт». Слайд 5

Делают пометки:

  • Знаком «плюс» (+) отмечается знакомая информация

  • Знаком «минус» (-) отмечается новая информация

  • Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, на что нужно обратить особое внимание в новой информации.

  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Ребята озвучивают, что они знают об обращении.

  1. Работа в парах. Заполнение таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» Задание. Запишите в 1 колонку все то, что вы знаете об обращении. Если есть разногласия – через обсуждение найдите единое мнение или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 4 минуты.

  2.  Проверка работы. Обучающиеся по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

2. Стадия вызова. «Мозговой штурм» (опрос)

Обращение – это ...

Обращения выражаются ...

На письме обращения выделяются ...

Например ...

Обращения нужны для того, чтобы ...



Знаю

Хочу знать

Узнал

1 Обращение называет того, к кому обращаются с речью.

2.Не является членом предложения.

3.Имеет форму именительного падежа существительного, прилагательного.

4.Может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

5.Выделяется запятой, запятыми или восклицательным знаком (выделительные знаки).


Каковы функции обращений в письменной речи?


 

 

 

- Итак, если вам так много известно об обращении, то каковы же будет цель нашего урока?

(повторить…



- Какая информация вам не знакома? (о функциях обращения)

Следовательно, какова цель нашего урока? (что станет предметом изучения)? (функции обращения)

Сформулируйте эту мысль в виде вопроса и давайте запишем ее в колонку «Хочу знать»

Слайд 6 озвучивание целей урока


Слайд № 7. Создание проблемной ситуации.



- Давайте посмотрим, с какими сложностями при изучении обращения мы можем столкнуться


На доске – синтаксическая конструкция:

Маша, Ирина и Катя успешно сдали экзамены.

Учитель читает задание: Двух мальчиков попросили прочитать предложение и сосчитать, сколько девочек успешно сдали экзамен. Ответы ребят оказались разными (было выдвинуто 2 версии: 3 девочки и 2 девочки), но каждый из них был по-своему прав. А каково ваше мнение?

Учащиеся аргументировано соглашаются с выдвинутыми версиями или опровергают их.

Ученик :

-Я думаю, что успешно сдали экзамены 3 девочки, потому что здесь три действующих лица (Маша, Ирина, Катя), а значит, три однородных подлежащих.

Учитель:

-А что тебе помогло определить, что здесь однородные подлежащие?

Ученик :

-Интонация перечисления. (Читает предложение вслух с интонацией перечисления).

Учитель:

- Есть в классе другие мнения?

Ученик :

- А мне кажется, в этом предложении говорится о двух девочках, успешно сдавших экзамены (Ирина и Катя), потому что слово «Маша» можно рассматривать как обращение, а обращение не является членом предложения, поэтому остаётся только 2 действующих лица (Ирина и Катя).

Учитель:

-Прочитай, пожалуйста, предложение вслух. (Ученик читает). Как изменилась интонация предложения?

Ученик:

-Появилась звательная интонация.

Учитель:

-Ребята, а почему предложения были прочитаны с разной интонацией?

Ученик:

- Я думаю, что всё зависит от коммуникативной ситуации, которую себе каждый представил: если нужно было сказать о том, что все 3 девочки сдали экзамен, то при чтении предложения была использована интонацию перечисления, а если сообщить Маше о том, что Катя и Ирина сдали экзамен, то звательная интонация при обращении «Маша».

Учитель:

- Вы абсолютно правы.

Учитель:

-Произведите синтаксический разбор данных предложений.

(Учащиеся делают синтаксический разбор данных предложений).

Учитель:

-В чём сходство между предложениями?

Ученик 1:

-Сходство заключается в том, что оба предложения являются невосклицательными, повествовательными, простыми, распространёнными, осложнёнными.

Ученик 2:

-Эти предложения сходны ещё и тем, что в них одинаково расставлены знаки препинания.

Ученик 3:

-Сказуемое и все второстепенные члены абсолютно одинаковые.

Ученик 4:

-Слово «Маша» в двух предложениях стоит в именительном падеже.

Учитель:

-А в чём же различие?

Ученик 1:

-Различие заключается в интонации, с которой произносятся предложения. В предложении с обращением появляется звательная интонация.

Ученик 2:

-Несмотря на то, что предложения осложнённые, одно из них осложнено только однородными членами, а другое ещё и обращением.


Итак, какие выводы можно сделать из сравнительного анализа этих предложений?

- С какой интонацией произносятся обращения? (со звательной)

Давайте запишем эту информацию в таблицу, в колонку «узнал»



Слайд 8.

Как вы знаете, в русском языке сейчас сколько падежей? (шесть)

В древнерусском языке для обращений существовал специальный падеж (седьмой). Он назывался звательным. В сказке А.С.Пушкина (надеюсь, все узнали эту сказку) мы находим древнюю форму такого обращения «старче».


Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно, потому что с его формами мы встречаемся ежедневно. При обращении: Вань, Саш, Наташ, Тань, Марин, Коль, мам, пап. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.



А мы переходим к заданию исследовательского характера, оно у вас в рабочих тетрадях.

Среди 10 предложений найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены). Обозначьте их, Расставьте знаки препинания. Составьте схемы.

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

2. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

3. С чего начинается Родина?

4.Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

5. Любимый город может спать спокойно.

6. Прямее веди нас дорога.

7. Дай руку Дельвиг что ты спишь? Проснись ленивец сонный!

8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!


Слайд 9. Проверка выполнения задания по эталону.

2.Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев) адресат

6. Прямее веди нас, дорога. адресат

  1. Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? адресат

Проснись, ленивец сонный! оценка

  1. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая. оценка

  2. Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье! оценка

К доске : Схемы: [ …, О…] [ …, О].

Проверка выполнения задания по эталону.

Работа в паре.

Распределите данные предложения с обращениями на группы (подумайте, по какому признаку вы это сделаете).

- сколько групп получилось? Какие? По какому признаку распределили?

- одушевленные и неодушевленные обращения

- распространенные и нераспространенные

- существительные или прилагательные

Ученик:

-По назначению обращений. В одну группу я выписал предложения, где обращение выражено одушевлённым существительным, а в другую – неодушевлённым.

Слайд 10.

Обращения к неодушевленным предметам или умершим называются риторическими. И, конечно же, они неодушевленному предмету придают свойства живого предмета.

Как называется в литературе такой художественный прием? (олицетворение)

Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения — усиление выразительности речи.


Внимание! Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах. Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.

- Итак, какую новую информацию вы узнали? (обращение является средством выразительности)

Зафиксируем эту информацию в таблице в графе «узнал».

-Сравним обращения в 7 предложении. Одинаковы ли их функции? (Нет)

- На что указывает обращение «Дельвиг»? (на адресата)

- А ленивец сонный (оценку, иронию)

- Какова же функция обращения здесь? (оценочная)

Запишем в графу «узнал».

-Учитель:

Итак, подведем итог. Обращение в тексте выполняет несколько функций. Какие?

Вывод: 1. Звательная функция. (Дельвиг) 2. Адресат. (Дельвиг) 3. Изобразительная функция. (осень) 4. Оценочная функция (практически во всех)



Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения информационного текста «Обращение» и наблюдения над примерами таблица заполняется так:



Знаю

Хочу знать

Узнал

1.Обращение называет того, к кому обращаются с речью.

2.Не является членом предложения.

3.Имеет форму именительного падежа существительного, прилагательного.

4.Может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

5.Выделяется запятой, запятыми или восклицательным знаком (выделительные знаки).

Каковы функции обращений в письменной речи?





1. Звательная функция - обращение произносится с особой звательной интонацией.

2. Указывает на адресат речи: имя, географические названия, неодушевленные объекты, явления природы.

3.Оценочная функция – обращение помогает передать различные чувства и настроение говорящего, служит для выражения отношения к собеседнику, часто эмоционального (речевой этикет).

4.Изобразительная (один из приемов олицетворения) в поэтических произведениях.


- Где вы сможете применить материал сегодняшнего урока? (в речевом этикете).

Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. 

- Назовите этикетные обращения


А давайте послушаем, как обращались друг к другу раньше.

Ребята подготовили для вас небольшие сообщения.

Обращения в 18 веке

Обращения в 19 веке

Обращения в 20 веке

(распространены были обращения «гражданин», «товарищ»)

Обращения в молодежной среде.


Русские стандарты вежливого обращения сегодня (сообщение)

Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, дискредитирована, а новая еще не создана… В центре общественных дискуссий оказались три ключевых обращения ХХ в.: товарищ (товарищи), господин (господа), гражданин (гражданка, граждане).

Обращения «дама», «женщина», «мужчина», «мужик» несут в себе, кроме всего прочего, признаки опрощения высокоразвитого языка до давно изжитых оттенков физиологического свойства. Наверное, правы те, кто приравнивает их к ругательным словам нецензурного ряда. Сюда же надо отнести слова-обращения «мать», «отец», «старуха», «старая» и даже иногда «бабушка», звучащие для многих оскорбительно.

Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.

- Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство?

Вывод: Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон.

На слайде.


Работа в группе.

Составить небольшой текст (3-4 предложения)

  1. Публицистический стиль обращение (о сохрании природы)

  2. Разговорный стиль. Письмо маме

  3. СМС другу.

  4. Художественный стиль, с риторическим обращением.

  5. Поздравление учителю

  6. Официально-деловой стиль (сообщение)

  7. Научный стиль(защита диссертации)

  8. Попросите снявшего трубку взрослого пригласить к телефону вашего друга.

IV. Стадия рефлексии



- Наше общение друг с другом и с обращением подходит к концу.

Что нового вы узнали об обращении?

Чему научились, выполняя самые разные задания?

- Что было трудно?

- Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?

Что возьмёте с собою в жизнь?

V. Домашнее задание. На основе упр.

Сочинение на лингвистическую тему

«Сею фигурою можно советовать, хвалить, повелевать…» (М.В.Ломоносов)


«… при обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в связи с признаками говорящего, так и его собеседника…» - Н.И.Формановская




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!