СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Секреты орфоэпии" Презентация 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Секреты орфоэпии" - это готовый проект по русскому языку. Можно использовать в 4 и 5 классах. Содержит исследование самых частых нарушений произношения слов в речи школьников, а также пути исправления этих ошибок.

Просмотр содержимого документа
«"Секреты орфоэпии" Презентация 4 класс»

Мы не хоЧЕМ?  Мы хоТИМ…  Правильно ли мы говорим? Выполнили: обучающиеся 4 класса МБОУ СОШ № 4,с Лая Шумилова Устина и Балбашева Алина Руководитель: Каногина Л.А

Мы не хоЧЕМ? Мы хоТИМ… Правильно ли мы говорим?

Выполнили:

обучающиеся 4 класса

МБОУ СОШ № 4,с Лая

Шумилова Устина и

Балбашева Алина

Руководитель:

Каногина Л.А

Объект исследования:  культура речи учащихся школы  Предмет исследования:  правильность произношения слов, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы.  Гипотеза: уровень культуры речи учащихся повысится, если прививать навык пользования различными словарями, учиться правильному произношению в игровой форме . Цель исследования:  Развитие интереса к изучению русского языка, к сохранению норм произношения, формирование потребности «говорить правильно».

Объект исследования:  культура речи учащихся школы Предмет исследования:  правильность произношения слов, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы. Гипотеза: уровень культуры речи учащихся повысится, если прививать навык пользования различными словарями, учиться правильному произношению в игровой форме .

Цель исследования:  Развитие интереса к изучению русского языка, к сохранению норм произношения, формирование потребности «говорить правильно».

Задачи исследования:   На основе анализа литературы и опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются нормы произношения. Определить пути повышения культуры речи. Способствовать активному включению школьников в изучение норм литературного языка.

Задачи исследования:

  • На основе анализа литературы и опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются нормы произношения.
  • Определить пути повышения культуры речи.
  • Способствовать активному включению школьников в изучение норм литературного языка.
Этапы   работы над проектом   1 . Изучение литературы по данной проблеме. 2. Наблюдение за разговорной речью среди учащихся 2-5 классов. Выявление слов с типичными ошибками. 3. Составление карточек со словами для опроса, распределение их по группам. 4. Выпуск тематических газет. 5. Составление памятки – словаря для разных групп учащихся. 6. Обобщение исследований. 7. Презентация. Защита проекта .

Этапы   работы над проектом

1 . Изучение литературы по данной проблеме.

2. Наблюдение за разговорной речью среди учащихся 2-5 классов. Выявление слов с типичными ошибками.

3. Составление карточек со словами для опроса, распределение их по группам.

4. Выпуск тематических газет.

5. Составление памятки – словаря для разных групп учащихся.

6. Обобщение исследований.

7. Презентация. Защита проекта .

Группы слов с ошибками в произношении

Группы слов с ошибками в произношении

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos 'правильный' и epos 'речь') - наука, занимающаяся нормами произношения.      кнИга , экспЕрт , жалюзИ – разноместность водА - вОду , хожУ – хОдишь – это подвижность зАмок - замОк , засЫпать – засыпАть – слова-омонимы

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos 'правильный' и epos 'речь') - наука, занимающаяся нормами произношения.  

  • кнИга , экспЕрт , жалюзИ – разноместность
  • водА - вОду , хожУхОдишь – это подвижность
  • зАмок - замОк , засЫпатьзасыпАть –

слова-омонимы

Ударение в именах существительных   Ударение на последнем слоге в словах французского происхождения: партЕр, жалюзИ и др. Так же в словах из английского языка: полисмЕн,  джентельмЕн , но: бАрмен . Особое место занимает существительное греческого происхождения фенОмен Ударение на последнем слоге (-ота) имеют существительные, образованные от прилагательных: пОлный - полнотА, немОй-немотА . Ударение на предпоследнем слоге (-ота) имеют существительные, образованные от глаголов: дремать - дремОта, ломать - ломОта, зевать - зевОта.

Ударение в именах существительных

  • Ударение на последнем слоге в словах французского происхождения: партЕр, жалюзИ и др.
  • Так же в словах из английского языка: полисмЕн, джентельмЕн , но: бАрмен .
  • Особое место занимает существительное греческого происхождения фенОмен
  • Ударение на последнем слоге (-ота) имеют существительные, образованные от прилагательных: пОлный - полнотА, немОй-немотА .
  • Ударение на предпоследнем слоге (-ота) имеют существительные, образованные от глаголов: дремать - дремОта, ломать - ломОта, зевать - зевОта.
Имена существительные с неподвижным ударением. шофёр – шоф ё ров торт – т о ртов туфля – т у фель бант – б а нтов шарф – ш а рфом плод – плод а  бинт – бинт а  блин – блин а  пруд – пруд а  столяр – столяр а  серп – серп а

Имена существительные с неподвижным ударением.

  • шофёр – шоф ё ров
  • торт – т о ртов
  • туфля – т у фель
  • бант – б а нтов
  • шарф – ш а рфом

плод – плод а бинт – бинт а блин – блин а пруд – пруд а

столяр – столяр а

серп – серп а

Имена существительные с подвижным ударением.   гусь – гус е й лось – лос е й волк – волк о в директор – директор а доктор – доктор а слесарь – слесар я

Имена существительные с подвижным ударением.

  • гусь – гус е й
  • лось – лос е й
  • волк – волк о в
  • директор – директор а
  • доктор – доктор а
  • слесарь – слесар я
Существительные в косвенных падежах во мн.ч. г о ловы – гол о в –головАм – голов а ми – о голов а х; д о ски – дос о к – доскАм – доск а ми – о доск а х; ст е ны – ст е н – стенАм – стен а ми – о стен а х; щ ё ки – щ ё к – щекАм – щек а ми – о щек а х

Существительные в косвенных падежах во мн.ч.

  • г о ловы – гол о в –головАм – голов а ми – о голов а х;
  • д о ски – дос о к – доскАм – доск а ми – о доск а х;
  • ст е ны – ст е н – стенАм – стен а ми – о стен а х;
  • щ ё ки – щ ё к – щекАм – щек а ми – о щек а х
Форма родительного падежа множественного числа валенок  чулок  сапог  ботинок  яблок  дел  мест  блюдец полотенец  помидоров  килограммов  мандаринов  апельсинов  шалашей  носков

Форма родительного падежа множественного числа

  • валенок чулок сапог ботинок яблок дел мест блюдец
  • полотенец помидоров килограммов мандаринов апельсинов шалашей носков
Ударение в именах прилагательных   Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -н-, -ск-, -овск-, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные: кухня-  кУхонный, Украина -украИнский, август –Августовский. Если прилагательное имеет окончание – ой , то оно является ударным: валовОй, ножевОй, спиртовОй, суповОй, объезднОй.

Ударение в именах прилагательных

  • Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -н-, -ск-, -овск-, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные:
  • кухня- кУхонный, Украина -украИнский, август –Августовский.
  • Если прилагательное имеет окончание – ой , то оно является ударным: валовОй, ножевОй, спиртовОй, суповОй, объезднОй.
Неподвижное - ударение закреплено за окончанием   заключИть – ты заключИшь – он заключИт – они заключАт звонИть – ты звонИшь – он звонИт – они звонЯт облегчИть – ты облегчИшь – он облегчИт – они облегчАт включИть – ты включИшь – он включИт – они включАт Глагол Класть употребляется без приставки. Глаголы с корнем лож – только с приставкой.

Неподвижное - ударение закреплено за окончанием

  • заключИть – ты заключИшь – он заключИт – они заключАт
  • звонИть – ты звонИшь – он звонИт – они звонЯт
  • облегчИть – ты облегчИшь – он облегчИт – они облегчАт
  • включИть – ты включИшь – он включИт – они включАт
  • Глагол Класть употребляется без приставки.
  • Глаголы с корнем лож – только с приставкой.
Существуют и другие нарушения в произношении слов.   в немногих словах звучит вместо ЧН- [шн]: пустя[шн]ый, яи[шн’]ица, ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о. Буквенное сочетание чт в немногих словах произносится так: [шт]о, [шт]обы, ни[шт]о. тся и ться в глаголах произносится [цъ] В ряде случаев согласные перед е произносятся твёрдо: а [т]елье , па[н]ель , ин [д]екс , компью [т]ер , мо[д]ем и др.

Существуют и другие нарушения в произношении слов.

  • в немногих словах звучит вместо ЧН- [шн]: пустя[шн]ый, яи[шн’]ица, ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о.
  • Буквенное сочетание чт в немногих словах произносится так: [шт]о, [шт]обы, ни[шт]о.
  • тся и ться в глаголах произносится [цъ]
  • В ряде случаев согласные перед е произносятся твёрдо:

а [т]елье , па[н]ель ,

ин [д]екс , компью [т]ер , мо[д]ем и др.

слово дождь произносится до[щ’]и до[шт’], до[жд’], до[ж’]и

слово дождь произносится до[щ’]и до[шт’], до[жд’],

до[ж’]и

Пользуйтесь словарём!!! Орфоэпический словарь

Пользуйтесь словарём!!!

Орфоэпический словарь

Как пользоваться словарём? 1. и  - равноправные варианты произношения: во ′лнам и волна′м ;  2. доп . – слово допускает 2 варианта произношения: творо′г и доп. тво′рог ; 3. не рек . – не рекомендуется так говорить: звони′т, не рек. зво′нит ; 4. нельзя  – так говорить нельзя: [т’э]рмин , нельзя [тэ]рмин

Как пользоваться словарём?

1. и - равноправные варианты произношения: во ′лнам и волна′м ;

2. доп . – слово допускает 2 варианта произношения: творо′г и доп. тво′рог ;

3. не рек . – не рекомендуется так говорить: звони′т, не рек. зво′нит ;

4. нельзя – так говорить нельзя: [т’э]рмин , нельзя [тэ]рмин

Практическая часть   Ударение в слове Окончание глагола Искра Включат Множественн. Квартал Число сущ. в косв.падежах Склонение и род сущ. Звонит Туфля Стенами Простыня Свёкла Начался Множеств.число сущ. в И.п. Кранов Тюль Щавель Чулок Торты Помидоров Шампунь Банты Килограммов Досок Досками

Практическая часть

Ударение в слове

Окончание глагола

Искра

Включат

Множественн.

Квартал

Число сущ. в косв.падежах

Склонение и род сущ.

Звонит

Туфля

Стенами

Простыня

Свёкла

Начался

Множеств.число сущ. в И.п.

Кранов

Тюль

Щавель

Чулок

Торты

Помидоров

Шампунь

Банты

Килограммов

Досок

Досками

«Давайте говорить правильно!» Это удивительное ударение! Поговорим о глаголах. Таинственные шипящие. Болезни нашей речи. Крылатые фразы. Единственное – множественное… Склоняется-не склоняется.

«Давайте говорить правильно!»

  • Это удивительное ударение!
  • Поговорим о глаголах.
  • Таинственные шипящие.
  • Болезни нашей речи.
  • Крылатые фразы.
  • Единственное – множественное…
  • Склоняется-не склоняется.
Наши газеты Поговорим о глаголах Это удивительное ударение

Наши газеты

Поговорим о глаголах

Это удивительное ударение

Наши газеты Крылатые выражения Болезни нашей речи

Наши газеты

Крылатые выражения

Болезни нашей речи

Наши газеты

Наши газеты

Составили памятки для разных групп учащихся.   бАнты включИт киломЕтр свЁкла красИвее звонЯт слИвовый каталОг пОнял Отрочество перезвонИт щавЕль ржАветь обеспЕчение вручИт недУг положИл сирОты включАт тОрты звонИт началсЯ Искра облегчИт, квартАл тУфля насорИт баловАться кАшлянуть свЁкла отдалА

Составили памятки для разных групп учащихся.

бАнты

включИт

киломЕтр

свЁкла

красИвее

звонЯт

слИвовый

каталОг

пОнял

Отрочество

перезвонИт

щавЕль

ржАветь

обеспЕчение

вручИт

недУг

положИл

сирОты

включАт

тОрты

звонИт

началсЯ

Искра

облегчИт,

квартАл

тУфля

насорИт баловАться кАшлянуть

свЁкла

отдалА

Составили задания – помощники и правила для повышения культуры речи.      У Иры – крап И ва. У Фёклы – св Ё кла. Лика- малая тол И ка. Ия – санитар И я. Чук купил кауч У к. Где ель- там щав Е ль. Остынь –нет прост Ы нь. Рота прошла через вор О та. М Е льком взглянешь- на мель сядешь. У ушка – рак У шка. Молчишь и не звон И шь.  Простит и позвон И т. Будешь с нами –  будешь с деньг А ми.  А если «Ах!» -  Забудь о деньгАх. Кричат «Ура!»  профессор А и доктор А ,  директор А и повар А ,  увидев церковные купол А

Составили задания – помощники и правила для повышения культуры речи.  

  • У Иры – крап И ва.
  • У Фёклы – св Ё кла.
  • Лика- малая тол И ка.
  • Ия – санитар И я.
  • Чук купил кауч У к.
  • Где ель- там щав Е ль.
  • Остынь –нет прост Ы нь.
  • Рота прошла через вор О та.
  • М Е льком взглянешь- на мель сядешь.
  • У ушка – рак У шка.
  • Молчишь и не звон И шь.
  • Простит и позвон И т.
  • Будешь с нами –
  • будешь с деньг А ми.
  • А если «Ах!» -
  • Забудь о деньгАх.
  • Кричат «Ура!»
  • профессор А и доктор А ,
  • директор А и повар А ,
  • увидев церковные купол А
детские стихи Я ужасно утомлённый – Брат не спит новорождЁнный. Не смыкает ночью глаз, Криком громким будит нас. (И. Агеева)  Если есть в тебе таланты, Завяжи на праздник бАнты. Без талантов если ты, Повяжи себе бантЫ.

детские стихи

  • Я ужасно утомлённый –
  • Брат не спит новорождЁнный.
  • Не смыкает ночью глаз,
  • Криком громким будит нас.
  • (И. Агеева)

Если есть в тебе таланты,

  • Завяжи на праздник бАнты.
  • Без талантов если ты,
  • Повяжи себе бантЫ.

Солнце. Жарко. Привези  Нам для окон жалюзИ.  (И. Агеева)         Сперва –  Их на кусочки режьте.  А следом –  Открывайте рты –  И с наслажденьем  ТОрты ешьте!  Ошибкой будет  Есть тортЫ!
  • Солнце. Жарко. Привези Нам для окон жалюзИ. (И. Агеева)

  • Сперва – Их на кусочки режьте. А следом – Открывайте рты – И с наслажденьем ТОрты ешьте! Ошибкой будет Есть тортЫ!
Помощь педагогам

Помощь педагогам

Пути ликвидации ошибок Слушать грамотных людей Пользоваться словарями Читать художественную литературу.

Пути ликвидации ошибок

  • Слушать грамотных людей
  • Пользоваться словарями
  • Читать художественную литературу.
Заключение Знание орфоэпических норм даёт возможность изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. Умение говорить правильно необходимо всем людям. У многих ребят появилось желание говорить правильно, они активно участвовали в выполнении заданий.

Заключение

  • Знание орфоэпических норм даёт возможность изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. Умение говорить правильно необходимо всем людям.
  • У многих ребят появилось желание говорить правильно,
  • они активно участвовали в выполнении заданий.
Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать.  А. П. Чехов

Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать.

А. П. Чехов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!