Программа элективного курса
«Секреты русского словообразования» (9 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М: Мнемозина, 2009 г. Данный курс относится к предметным курсам и направлен на углубленное изучение словообразования. Курс рассчитан на 35 часов (1 ч. в неделю).
Курс посвящен одному из самых интересных разделов лингвистики — русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке — слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.
Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести [его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приемами их использования в художественных текстах.
Цели обучения:
Обеспечить умение анализировать многие сложные явления языка (орфографические, лексические, грамматические, стилистические);
Послужить достаточно сильным средством речевого развития школьника;
Познакомить с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приемами их использования в художественных текстах;
Обеспечить развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических.
Задачи обучения:
Создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
Отработать этапы формирования и развития речеведческих умений;
Использовать эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.
Формы обучения:
Лекции;
Практические занятия;
Работа с текстами;
Самостоятельная работа обучающихся.
Критерии ожидаемых результатов:
Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;
Усвоение учащимися знаний норм языка, формирование умения правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи;
Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся;
Овладение учащимися способами исследовательской деятельности.
Содержание программы
Как образуются слова в русском языке
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка.
Морфемно-словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава русского языка. Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. Особенности детского словотворчества.
Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе.
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Основные способы образования, в которых участвуют эти морфемы: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с суффиксацией. Безаффиксный (бессуффиксный) способ.
Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке. Типы сложных слов и их написание.
Сложносокращенные слова; нормы употребления их в речи. Справка о возникновении и истории наиболее употребительных аббревиатур.
Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу.
Корень как значимая часть слова. Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. Слова-паронимы; их сходство и различие. Разграничение омонимичных корней (горе — гореть — гора).
Связные корни. Вопрос об изменяемости корня. Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов.
Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно слово.
Активные процессы современного словопроизводства.
Разные типы морфемно-словообразовательных словарей; работа с ними.
Исторические изменения в структуре слова
Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).
Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.
Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание.
Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.
Изобразительные возможности русского словообразования
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.
Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др.
Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.
Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы.
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Как образуются слова в русском языке | 20 |
2 | Исторические изменения в структуре слова | 5 |
3 | Изобразительные возможности русского словообразования | 10 |
| ИТОГО | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Дата |
Как образуются слова в русском языке |
1 | Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. | 1 | |
2 | Морфемно-словообразовательня модель как источник пополнения словарного состава русского языка. | 1 | |
3 | Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. Особенности детского словотворчества. | 1 | |
4 | Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе. | 1 | |
5 | Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. | 1 | |
6 | Основные способы образования, в которых участвуют эти морфемы: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с суффиксацией. | 1 | |
7 | Безаффиксный способ. | 1 | |
8 | Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке. | 1 | |
9 | Типы сложных слов и их написание. Сложносокращенные слова. | 1 | |
10 | Справка о возникновении и истории наиболее употребительных аббревиатур. | 1 | |
11 | Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. | 1 | |
12 | Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу. | 1 | |
13 | Корень как значимая часть слова. | 1 | |
14 | Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. | 1 | |
15 | Слова-паронимы; их сходство и различие. Разграничение омонимичных корней. | 1 | |
16 | Связные корни. Вопрос об изменяемости корня. | 1 | |
17 | Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов. | 1 | |
18 | Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно слово. | 1 | |
19 | Активные процессы современного словопроизводства. | 1 | |
20 | Разные типы морфемно-словообразовательных словарей; работа с ними. | 1 | |
Исторические изменения в структуре слова |
21 | Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем). | 1 | |
22 | Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки. | 1 | |
23 | Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. | 1 | |
24 | Этимологический анализ слова и его написание. | 1 | |
25 | Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними. | 1 | |
Изобразительные возможности русского словообразования |
26 | Словообразовательный повтор как стилистическое средство. | 1 | |
27 | Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. | 1 | |
28 | Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. | 1 | |
29 | Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. | 1 | |
30 | Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. | 1 | |
31 | Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. | 1 | |
32 | Индивидуально-авторские образования и их стилистическая роль в художественном тексте. | 1 | |
33 | Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы. | 1 | |
34 | Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы. | 1 | |
35 | Итоговое занятие | 1 | |
ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Аверьянова А. П. Как образуются слова. — М.; Л., 1966.
Вартанъян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1986.
Вартаньян Э. А. Рождение слова. — М., 1970.
Голанова Е. И. Как возникают названия. — М., 1989.
Словари
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. — М., 1984.
Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. — М., 1986.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями.
— М., 2004.
Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов (любое издание).
Для учителя
Земская Е. Н. Как делаются слова. — М., 1963.
Земская Е. Н. Современный русский язык. Словообразование. — М., 1973.
Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания.
— М., 1977.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.
— М., 2000.
Львова С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского
языка: Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому
языку в 5—9 классах: книга для учителя. — М., 1996.
8