СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секреты русского словообразования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование и пояснительная записка

Просмотр содержимого документа
«Секреты русского словообразования»

Программа элективного курса

«Секреты русского словообразования» (9 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М: Мнемозина, 2009 г. Данный курс относится к предметным курсам и направлен на углубленное изучение словообразования. Курс рассчитан на 35 часов (1 ч. в неделю).

Курс посвящен одному из самых интересных разделов линг­вистики — русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секре­ты зарождения новой жизни в языке — слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грам­матических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.

Курс послужит достаточно сильным средством речевого раз­вития школьника, так как морфемно-словообразовательный ана­лиз опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чув­ство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может опреде­лить важнейшую информацию о слове, его свойствах (граммати­ческих, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести [его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.

В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявлен­ной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенство­вание разнообразных умений и навыков, в том числе и орфогра­фических. Так, использование этимологического анализа помо­гает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на историчес­ки выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, спо­собность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богат­ства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразователь­ной системы и с приемами их использования в художественных текстах.

Цели обучения:

  1. Обеспечить умение анализировать многие сложные явления языка (орфографические, лексические, грам­матические, стилистические);

  2. Послужить достаточно сильным средством речевого раз­вития школьника;

  3. Познакомить с изобразительными возможностями русской словообразователь­ной системы и с приемами их использования в художественных текстах;

  4. Обеспечить развитие и совершенство­вание разнообразных умений и навыков, в том числе и орфогра­фических.

Задачи обучения:

  1. Создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;

  2. Отработать этапы формирования и развития речеведческих умений;

  3. Использовать эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.

Формы обучения:

  1. Лекции;

  2. Практические занятия;

  3. Работа с текстами;

  4. Самостоятельная работа обучающихся.

Критерии ожидаемых результатов:

  1. Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;

  2. Усвоение учащимися знаний норм языка, формирование умения правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи;

  3. Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся;

  4. Овладение учащимися способами исследовательской деятельности.


Содержание программы

Как образуются слова в русском языке

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка.

Морфемно-словообразовательная модель как источник попол­нения словарного состава русского языка. Роль словообразо­вательных аффиксов в построении этих моделей. Особенности детского словотворчества.

Механизм образования нового слова: добавление словообразу­ющей морфемы к производящей основе.

Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Основные способы образования, в которых участвуют эти морфемы: приста­вочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложе­ние с суффиксацией. Безаффиксный (бессуффиксный) способ.

Сложение как продуктивный способ образования слов в XX ве­ке. Типы сложных слов и их написание.

Сложносокращенные слова; нормы употребления их в речи. Справка о возникновении и истории наиболее употребительных аббревиатур.

Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу.

Корень как значимая часть слова. Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. Слова-паронимы; их сходство и различие. Разграничение омонимичных корней (горе гореть гора).

Связные корни. Вопрос об изменяемости корня. Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов.

Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно слово.

Активные процессы современного словопроизводства.

Разные типы морфемно-словообразовательных словарей; работа с ними.

Исторические изменения в структуре слова

Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).

Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание.

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимо­логическими комментариями; работа с ними.

Изобразительные возможности русского словообразования

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оцен­ки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования умень­шительно-ласкательных суффиксов в художественных произве­дениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в текс­те; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смыс­ловое сопоставление производного и производящего слова и др.

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном тол­ковании внутренней формы слова.

Словообразовательная модель как источник пополнения сло­варного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

Наблюдение за использованием указанных приемов в произ­ведениях художественной литературы.

Учебно-тематический план


Содержание

Количество часов

1

Как образуются слова в русском языке

20

2

Исторические изменения в структуре слова

5

3

Изобразительные возможности русского словообразования

10


ИТОГО

35


Календарно-тематическое планирование


п/п

Разделы программы

Количество часов

Дата

Как образуются слова в русском языке

1

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка.

1


2

Морфемно-словообразовательня модель как источник пополнения словарного состава русского языка.

1


3

Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. Особенности детского словотворчества.

1


4

Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе.

1


5

Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Приставка и суффикс как словообразующие морфемы.

1


6

Основные способы образования, в которых участвуют эти морфемы: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с суффиксацией.

1


7

Безаффиксный способ.

1


8

Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке.

1


9

Типы сложных слов и их написание. Сложносокращенные слова.

1


10

Справка о возникновении и истории наиболее употребительных аббревиатур.

1


11

Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка.

1


12

Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу.

1


13

Корень как значимая часть слова.

1


14

Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов.

1


15

Слова-паронимы; их сходство и различие. Разграничение омонимичных корней.

1


16

Связные корни. Вопрос об изменяемости корня.

1


17

Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов.

1


18

Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно слово.

1


19

Активные процессы современного словопроизводства.

1


20

Разные типы морфемно-словообразовательных словарей; работа с ними.

1


Исторические изменения в структуре слова

21

Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).

1


22

Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.

1


23

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов.

1


24

Этимологический анализ слова и его написание.

1


25

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.

1


Изобразительные возможности русского словообразования

26

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.

1


27

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием.

1


28

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова.

1


29

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем.

1


30

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

1


31

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

1


32

Индивидуально-авторские образования и их стилистическая роль в художественном тексте.

1


33

Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы.

1


34

Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы.

1


35

Итоговое занятие

1




ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Аверьянова А. П. Как образуются слова. — М.; Л., 1966.

Вартанъян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1986.

Вартаньян Э. А. Рождение слова. — М., 1970.

Голанова Е. И. Как возникают названия. — М., 1989.


Словари

Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. — М., 1984.

Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. — М., 1986.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологи­ческими комментариями.

— М., 2004.

Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школь­ника. — М., 2004.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка:

Происхождение слов (любое издание).

Для учителя


Земская Е. Н. Как делаются слова. — М., 1963.

Земская Е. Н. Современный русский язык. Словообразова­ние. — М., 1973.

Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания.

— М., 1977.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.

— М., 2000.

Львова С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского

языка: Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова С. И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому

языку в 5—9 классах: книга для учителя. — М., 1996.




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!