Программа элективного курса
« Секреты стилистики»
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения и рассчитан на 34 ч.
Стилистика - наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества, деятельность которого разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радиорепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Практика показывает, что, к сожалению, учащиеся школ обращают внимание на стилистические ошибки в последнюю очередь. Нередко именно стилистические недочеты в школьных сочинениях и на вступительных экзаменах в вузы становятся главной причиной низких оценок.
Цель элективного курса - способствовать росту речевой культуры школьников, научить использовать лексические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса.
Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о функциональных стилях современного русского языка;
анализ речевых и стилистических ошибок при выборе слов, употреблении грамматических форм, синтаксических конструкций в сочинениях и устной речи.
Первый раздел программы - это теоретическая характеристика функциональных стилей литературного языка. Остальные - об умелом выборе языковых средств.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельного исследования учащимися текста с целью решения поставленных перед ними задач. Целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся.
Элективный курс призван обеспечить более высокий уровень языковой подготовки, так как анализу стилистических ошибок на уроках базового обучения выделяется мало времени.
Содержание курса.
№ п./п. | Название темы урока | Всего часов | Формы и методы обучения | Форма контроля |
1 | Введение. Литературный язык и его особенности | 1 | Лекция. Составление тезисного плана | Устный опрос |
2-4 | Общее понятие языкового стиля. Функциональные стили современного русского литературного языка | 3 | Беседа. Работа с текстами различных стилей | Составление обобщающей таблицы |
5 | Лексическая стилистика. Поиск нужного слова | 1 | Беседа. Работа с ученическими сочинениями | Редактирование текста |
6 | Лексическая сочетаемость | 1 | Беседа. Работа в группах с текстом. | Устный опрос |
7 | Стилистическая оценка многословия Полисемия | 1 | Беседа. Работа в группах с текстом | Редактирование текста |
8 | Различие омонимов, паронимов. Умелое использование синонимов и антонимов. | 1 | Лекция. Редактирование текста | Словарная работа |
9 | Стилистическая окраска слов. Стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов | 1 | Блиц-опрос. Практическая работа | Устный опрос |
10 | Стилистическое использование историзмов и архаизмов. | 1 | Сообщение учащихся. Практикум. | Составление плана сообщений. |
11 | Стилистическая оценка новых слов и заимствованных слов. | 1 | Тест. | Сочинение-миниатюра и «Как избежать лексических ошибок» |
12-13 | Стилистика частей речи. Трудности в употреблении существительных, связанных с категорией рода и числа. | 2 | Лекция. Рецензирование письменных работ (сочинений одноклассников) | Составление плана лекции. |
14 | Вариантные падежные формы имен существительных | 1 | Лекция. Практическая работа. | Работа с художественным текстом. |
15 | Особенности образования и употребления форм имен прилагательных | 1 | Лекция. Практическая работа | Составление плана лекции. |
16 | Формы имен числительных | 1 | Лекция. Практическая работа | Составление плана лекций. |
17 | Особенности употребления местоимений | 1 | Работа в группах. Анализ текста | Устный опрос |
18 | Трудности в употреблении некоторых форм времени и наклонения глагола | 1 | Лекция. Беседа | Анализ газетных статей |
19 | Морфологические средства современного языка (итог) | 1 | Семинар | Тест |
20 | Порядок слов в предложении. Использование порядка слов в стилистических целях | 1 | Лекция. Беседа | План лекции. |
21-22 | Согласование сказуемого с подлежащим | 2 | Лекция. Работа с текстом (устранение ошибок) | Устный опрос |
23-24 | Согласование определений и приложений | 2 | Сообщение учащихся. Работа с текстом. | Составление вопросов и заданий к теме. |
25 | Ошибки в управлении | 1 | Беседа. Практическая работа. | Устный опрос |
26-27 | Употребление причастных и деепричастных оборотов. Выбор причастия и деепричастия. | | Анализ текста. Тест. | Работа с текстом. |
28-29 | Предположения с однородными членами. (Ошибки, связанные с сочетаемостью однородных членов предложения. | 2 | Лекция. Редактирование текстов. | Составление плана лекции. Устный опрос |
30-32 | Сложные предложения. Неоправданно усложненные синтаксические конструкции. | 3 | Лекция. Беседа. Работа с текстами. | Устный опрос |
33-34 | Фоника. Звуковая организация речи. | 2 | Лекция. Беседа. Игра «Будь внимателен!» | Составление плана лекции. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «Секреты стилистики» на профильном уровне учащиеся должны знать:
смысл понятий «современный русский литературный язык», «языковая норма», «речевые и стилистические ошибки», «полисемия»;
принципы выделения функциональных стилей литературного языка;
разновидности речевых и стилистических ошибок;
Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:
Определять функциональный стиль текста и аргументировать свое решение;
Уметь применять алгоритм при определении стиля;
находить, анализировать, исправлять ошибки в текстах различных функциональных стилей;
использовать разные каналы поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.).
Литература для учащихся:
1.Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. - М.,2004.
2.КолосовВ.В. История русского языка в рассказах. – М.,1982
3.Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М., 1979.
4.ДерягинВ.Я..Беседы о русской стилистики. – М.,1978.
5.Горбочевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. – М.,1983
6.АхматоваО.С.Словарь омонимов русского языка. – М.,1986.
7.БельчиковЮ.А., Панюшева М.С.Словарь паронимов современного русского языка. – М.,1995.
8. Зимин В.И. Учебный словарь синонимов русского языка. – М, 1994.
9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.,1992.
10.Словарь сочетаемости слов русского языка. - М .,1983.
Литература для учителя:
1.Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М.,1997.
2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.,2004.
3.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.,1982.
4.Розеталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.9изд.М., 2004.
5.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,19793.
6.Солганик Г.Я.Синтаксическая стилистика. – М.,1978.
7.Лексические трудности русского языка: словарь-справочник, сост.А.А.Семенюк и др.- М.,1994.
8.РозентальД.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.,19