СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс"Секреты стилистики".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс по русскому языку предназначен для профильных классов .

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс"Секреты стилистики".»

Программа элективного курса

« Секреты стилистики»

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения и рассчитан на 34 ч.

Стилистика - наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества, деятельность которого разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радиорепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.

Практика показывает, что, к сожалению, учащиеся школ обращают внимание на стилистические ошибки в последнюю очередь. Нередко именно стилистические недочеты в школьных сочинениях и на вступительных экзаменах в вузы становятся главной причиной низких оценок.

Цель элективного курса - способствовать росту речевой культуры школьников, научить использовать лексические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса.

Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:

  • углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о функциональных стилях современного русского языка;

  • анализ речевых и стилистических ошибок при выборе слов, употреблении грамматических форм, синтаксических конструкций в сочинениях и устной речи.

Первый раздел программы - это теоретическая характеристика функциональных стилей литературного языка. Остальные - об умелом выборе языковых средств.

Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельного исследования учащимися текста с целью решения поставленных перед ними задач. Целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся.

Элективный курс призван обеспечить более высокий уровень языковой подготовки, так как анализу стилистических ошибок на уроках базового обучения выделяется мало времени.

Содержание курса.

п./п.

Название темы урока

Всего

часов

Формы и методы обучения

Форма контроля

1

Введение. Литературный язык и его особенности

1

Лекция. Составление тезисного плана

Устный опрос

2-4

Общее понятие языкового стиля. Функциональные стили современного русского литературного языка

3

Беседа. Работа с текстами различных стилей

Составление обобщающей таблицы

5

Лексическая стилистика. Поиск нужного слова

1

Беседа. Работа с ученическими сочинениями

Редактирование текста

6

Лексическая сочетаемость

1

Беседа. Работа в группах с текстом.

Устный опрос

7

Стилистическая оценка многословия Полисемия

1

Беседа. Работа в группах с текстом

Редактирование текста

8

Различие омонимов, паронимов. Умелое использование синонимов и антонимов.

1

Лекция. Редактирование текста

Словарная работа

9

Стилистическая окраска слов. Стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов

1

Блиц-опрос.

Практическая работа

Устный опрос

10

Стилистическое использование историзмов и архаизмов.

1

Сообщение учащихся.

Практикум.

Составление плана сообщений.

11

Стилистическая оценка новых слов и заимствованных слов.

1

Тест.

Сочинение-миниатюра и «Как избежать лексических ошибок»

12-13

Стилистика частей речи. Трудности в употреблении существительных, связанных с категорией рода и числа.

2

Лекция. Рецензирование письменных работ (сочинений одноклассников)

Составление плана лекции.

14

Вариантные падежные формы имен существительных

1

Лекция. Практическая работа.

Работа с художественным текстом.

15

Особенности образования и употребления форм имен прилагательных

1

Лекция. Практическая работа

Составление плана лекции.

16

Формы имен числительных

1

Лекция. Практическая работа

Составление плана лекций.

17

Особенности употребления местоимений

1

Работа в группах. Анализ текста

Устный опрос

18

Трудности в употреблении некоторых форм времени и наклонения глагола

1

Лекция. Беседа

Анализ газетных статей

19

Морфологические средства современного языка (итог)

1

Семинар

Тест

20

Порядок слов в предложении. Использование порядка слов в стилистических целях

1

Лекция. Беседа

План лекции.

21-22

Согласование сказуемого с подлежащим

2

Лекция. Работа с текстом (устранение ошибок)

Устный опрос

23-24

Согласование определений и приложений

2

Сообщение учащихся.

Работа с текстом.

Составление вопросов и заданий к теме.

25

Ошибки в управлении

1

Беседа. Практическая работа.

Устный опрос

26-27

Употребление причастных и деепричастных оборотов. Выбор причастия и деепричастия.


Анализ текста.

Тест.

Работа с текстом.

28-29

Предположения с однородными членами. (Ошибки, связанные с сочетаемостью однородных членов предложения.

2

Лекция. Редактирование текстов.

Составление плана лекции. Устный опрос

30-32

Сложные предложения. Неоправданно усложненные синтаксические конструкции.

3

Лекция. Беседа. Работа с текстами.

Устный опрос

33-34

Фоника. Звуковая организация речи.

2

Лекция. Беседа.

Игра «Будь внимателен!»

Составление плана лекции.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса «Секреты стилистики» на профильном уровне учащиеся должны знать:

  • смысл понятий «современный русский литературный язык», «языковая норма», «речевые и стилистические ошибки», «полисемия»;

  • принципы выделения функциональных стилей литературного языка;

  • разновидности речевых и стилистических ошибок;

Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:

  • Определять функциональный стиль текста и аргументировать свое решение;

  • Уметь применять алгоритм при определении стиля;

  • находить, анализировать, исправлять ошибки в текстах различных функциональных стилей;

  • использовать разные каналы поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.).

Литература для учащихся:

1.Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. - М.,2004.

2.КолосовВ.В. История русского языка в рассказах. – М.,1982

3.Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М., 1979.

4.ДерягинВ.Я..Беседы о русской стилистики. – М.,1978.

5.Горбочевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. – М.,1983

6.АхматоваО.С.Словарь омонимов русского языка. – М.,1986.

7.БельчиковЮ.А., Панюшева М.С.Словарь паронимов современного русского языка. – М.,1995.

8. Зимин В.И. Учебный словарь синонимов русского языка. – М, 1994.

9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.,1992.

10.Словарь сочетаемости слов русского языка. - М .,1983.

Литература для учителя:

1.Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М.,1997.

2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.,2004.

3.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.,1982.

4.Розеталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.9изд.М., 2004.

5.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,19793.

6.Солганик Г.Я.Синтаксическая стилистика. – М.,1978.

7.Лексические трудности русского языка: словарь-справочник, сост.А.А.Семенюк и др.- М.,1994.

8.РозентальД.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.,19


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!