СЕМЬЯ И ШКОЛА – ПАРТНЕРЫ В ВОСПИТАНИИ
Вы хотите быть правым или понятым?
Школа – это не только место, где дети получают знания. Это огромный промежуток времени, который проводит ребенок в этом самом месте. Это система со своими законами и правилами, изменяющая каждого, кто является ее частью. Это сеть отношений, в которую вовлечены учителя, ученики, родители, администрация школы.
В этом году я иду в первый класс в третий раз – мой сын поступает в школу. Я отправлялась в свой первый класс с послушанием, свою дочь провожала в школу потому что так положено…В этот раз мне очень хочется отправиться в этот длительный «поход» с радостью.
Мы, взрослые, – и учителя, и родители – хотим одного, - чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь.
К сожалению, в своей практической работе мне приходится сталкиваться или
- с чрезмерными ожиданиями родителей по поводу функций школы, в том числе и воспитательных и активным вмешательством в учебный процесс
- или, наоборот, с фактом того, что для некоторых детей школа является единственным местом, где взрослым есть дело до их воспитания - «Сделайте из него Человека!», «Мы весь день на работе!»
Позиция родителей относительно школы варьируется от наступательной до растерянно-беспомощной. В обоих случаях не происходит содержательного взаимодействия родителя и учителя, и проблемы ребенка остаются нерешенными.
В то же время в случае эффективного совместного взаимодействия школы, семьи, психолога достигаются хорошие результаты. Очевидна необходимость комплексной работы со школьниками, в рамках которой задействованы все участники педагогического процесса – «учителя – ученики – родители». Как же организовать конструктивное сотрудничество, направленное на помощь и поддержку ребенка?
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ
- Поддерживать атмосферу сотрудничества и доброжелательности (если родитель обвиняет школу, то учитель будет вынужден либо оправдываться и защищаться, либо нападать и грозить административными мерами).
- Соотносить требования педагогов и свои ожидания по поводу обучения и воспитания ребенка (стоит прислушаться к опыту педагога и его рекомендациям – «Что вы посоветуете?»)
- Договориться о способах взаимодействия с педагогами в течение учебного года (обратная связь, обсуждение совместных действий по решению имеющихся проблем)
- Организовать работу родительского комитета и взять на себя часть ответственности за образовательно - воспитательный процесс (если мы отдаем всю ответственность, мы не вправе требовать отчетов). Полезным будут нетрадиционные родительские собрания, где родители могут поделиться своим опытом преодоления сложностей во взаимоотношениях с ребенком.
- Использовать свои знания и умения для обогащения внутреклассной и внутрешкольной жизни.
В любом случае путь один – искать новые содержательные и неформальные формы совместного воспитания наших учеников.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕБЕНКОМ
УПРАЖНЕНИЕ: Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга или подругу. Как вы покажите ему, что рады, что он вам дорог?
А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок приходит из школы. Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства? Какие вопросы задаем при встрече? Какие интонации у нас преобладают?
У каждого из нас свой родительский путь и опыт. Но, тем не менее есть некоторые ключевые моменты:
1.Безусловно любить и принимать ребенка независимо от его оценок и поведения (существуют неудовлетворительные оценки и неподобающее поведение, но не существует плохих детей).
Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:
- принятие,
- внимание;
- уважение;
- одобрение;
- теплые чувства
Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с другими людьми.
4 объятия – для выживания, 8 – для поддержки, 12 - для развития.
2. Знать личностные особенности своего ребенка и понимать его пределы и ограничения (признавать за ребенком право на индивидуальность, не сравнивать его с другими детьми, хвалить за его успехи и достижения).
Школьная работа – серьезный, а порой и очень тяжелый труд. Ребенок должен иметь дома возможность восстановиться после уроков и набраться сил для следующего дня – обстановка в семье, дозировать внешкольные нагрузки, поддерживать здоровый режим).
3. Проявлять искреннюю заинтересованность к занятиям ребенка (новые школьные предметы, успехи, интересоваться не оценками, а полученными знаниям: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке физики?»)
4. Позволять ребенку ошибаться («радость ошибки» - это опыт. Чувство страха подавляет инициативу, желание учиться и радость познания).
5. Дать ребенку возможность жить свою школьную жизнь (не транслировать свой школьный опыт, не подрывать авторитет школы, не обсуждать при нем и с ним учителей). Ваш личный жизненный опыт не всегда годится для вашего ребенка. И ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы.
6. Выполнять поддерживающе-защищающую роль относительно своего ребенка (это не противостояние школе в случае возникновения каких-либо проблем, а формирование у ребенка ощущения, что его проблемы не останутся без внимания, что родитель попытается разобраться в сути происходящего и поможет урегулировать возможные разногласия).
7. Поддерживать дружескую обстановку в классе (показывать личный пример, интересоваться новостями, приглашать одноклассников, устраивать совместные мероприятия, помогать в разрешении конфликтов)
Мы, взрослые, – и учителя, и родители – хотим, чтобы ребенок активно и радостно прожил школьную жизнь. И вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ходил в школу с удовольствием.
Выстраивайте партнерские отношения с вашими педагогами, настраивайтесь на эффективный диалог и сотрудничество.
Поддерживайте вашего ребенка, радуйтесь его успехам, помогайте преодолевать трудности. Будьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем его школьной жизни. И пусть все получается!
Просмотр содержимого документа
«Семья и школа - партнёры в воспитании»