Семья как фактор социализации подростка и профилактики употребления ПАВ
«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»
А.С. Макаренко
« Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
В.А. Сухомлинский
СЕМЬЯ - основанная на браке, кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Семейная социализация -
влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности.
Психоактивное вещество (ПАВ) — любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния иногда вплоть до измененного состояния сознания. Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Психоактивные вещества, запрещённые законодательством, называются наркотиками.
В России на сегодняшний день курят 65% мужчин и более 30% женщин. Причем, 80% этих курильщиков «заразились» вредной привычкой, будучи подростками. По последней информации ВОЗ , в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.
Взаимосвязь возрастных этапов семейной социализации с причинами табакокурения
Возраст
Понятие о правильном поведении
0 - 4 года
Объяснение «правильного» поведения
Поступаю как хочется, справедливо то, что я делаю
5 – 6 лет
Избегание наказания, получение награды, похвалы
Делаю то, что велят взрослые
7 - 9 лет
9 – 12 лет
Избегание наказания
Поступаю с окружающими, как они со мной
Достижение своего
Делаю то, чего от меня ожидают
С 13 лет
Положительная самопрезентация
Сознательно выполняю то, что должен
Ощущение принадлежности к сообществу
Основные причины курения подростков
Потому что курят родители .
Противоречия, дисгармония в семье, родительский диктат, родительское равнодушие .
Потому что курят друзья .
Просто хотелось попробовать .
Потому что это «круто» .
Потому что в глазах приятелей кажешься взрослее .
Потому что «взяли на слабо» (давление со стороны сверстников).
Потому что «тот герой в фильме выглядел очень брутально и авторитетно с сигаретой».
Любимые звезды (шоу-бизнеса и пр.) тоже курят.
Красочная реклама и розыгрыши призов от производителей сигарет.
Недостаток впечатлений , внимания, эмоций, скука.
Тяга к опасному и запретному.
Типичные модели семейной профилактики употребления психоактивных веществ:
модель «запугивания» - формирование негативных эмоций по поводу последствий употребления;
«валеологическая» модель - формирование ценностного отношения к здоровью;
«поведенческая» модель - формирование навыков безопасного поведения;
«личностно-ориентированная» модель – формирование социально и психологически зрелых личностных свойств и качеств.
Модель «запугивания»
Неэффективна:
1) подростки часто обладают возрастным негативизмом и протестными реакциями, когда любое «нет» перерастает в «да» под влиянием желания противостоять ограничениям;
2) быстро приобретают «иммунитет от пугалок» со стороны взрослых, имея ранний опыт угроз, которые не сбывались
(«никогда больше не пойдешь на улицу»);
3) не верят информации, получаемой от взрослых, подаваемой часто в категоричной форме («курение приводит к смерти», «все наркоманы быстро умирают» и т.п.);
4) воспринимают знания о болезнях, страданиях и т. п. как нечто отвлеченное и далекое;
«ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПРОФИЛАКТИКА» («поведенческая» и «личностно-ориентированная» модели)
воспитание нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения
Возрастные этапы семейной социализации ребенка
Высокие нравственные принципы
Индивидуальная совесть
Ориентация на общественный договор
Мораль условно-ролевой комфортности
Поддержание авторитета
Сохранение добрых отношений
Наивный эгоизм, достижение наслаждения
Доморальный уровень
Ориентация на наказание и покорность
Факторы, влияющие на развитие и уровень воспитанности ребёнка
Бездействие родителей, конечно, опасно. Но еще опаснее жесткое наказание . Оно может послужить не только укоренению привычки, но и более серьезному протесту. Что же делать?
1.Для начала разобраться в причинах появления такой привычки. И далее, устранить эти причины, предложить ребенку альтернативу.
2.Обозначить свою позицию к курению и вместе с ребенком искать способы устранения данной привычки, не забывая о моральной поддержке.
3.Не хранить сигареты (если родители курят) дома в легкодоступных местах и, тем более, не курить в присутствии детей. А лучше вообще бросьте курить сами . Личный пример –лучший метод воспитания.
4. Беречь доверительность в отношениях с ребенком. Не наказывать, не унижать – быть другом. Правильным и взрослым другом.
Обратить внимание на обстановку в семье . Неблагополучие в семье часто становится одной из причин. Ребенок может чувствовать себя ненужным, брошенным, просто быть неудовлетворенным той ролью, что отведена ему в семье. Вполне возможно также, что он пытается обратить на себя ваше внимание.
5.Тщательно следите за кругом общения ребенка, не влезая в его личное пространство. На короткий поводок посадить подростка невозможно, но вы можете направить его энергию в правильное русло. Именно чрезмерная занятость родителей, как правило, становится причиной недосмотра. Держите руку на пульсе, будьте в курсе событий – где и с кем проводит время ребенок. Но только в качестве друга, не надзирателя.
6.Ребенок курит, потому что для него это способ организации общения? Научите его другим способам, используйте свой опыт в жизни, обратитесь к школьному психологу, если опыта не хватает.
- Учите ребенка иметь и адекватно выражать собственное мнение , не зависеть от чужого влияния, отстаивать свои интересы.
- Ребенок сигаретой снимает напряжение? Научите его более безопасным и приятным методам релаксации.
- Главная задача – поднять ребенку самооценку . Найти в подростке то, то за счет чего он сможет расти в собственных глазах.
- Формируйте у ребенка чувство ответственности за совершаемые действия. Дайте ему больше свободы. Ребенок должен сам решать, как одеваться, с кем дружить и пр. Тогда ему не придется доказывать вам свою взрослость курением.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ !
При каких условиях формируются духовно-нравственные качества личности ребенка в семье:
- соблюдении иерархии семейных взаимоотношений;
- традиционном укладе семейной жизни;
- традиционных отношениях послушания, почитания, уважения родителей;
- родовых и семейных связях между поколениями;
- соблюдении семейных традиций.
Главные институты воспитания:
взаимодействие
Семья
Школа
Духовно-нравственное развитие ребенка
Для достижения общей цели эффект дает только
совместное воздействие педагогов школы и родителей на ребенка.
Принципы организации
духовно-нравственного развития
и воспитания совместно с семьей
- НРАВСТВЕННЫЙ ПРИМЕР ПЕДАГОГА; - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО; - УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА; - ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ПРОГРАММ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ; - СОЦИАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА ВОСПИТАНИЯ .