СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как фактор социализации подростка и профилактики употребления ПАВ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для сопровождения групповой консультации родителей подростков (5-11 классы) по теме семейной профилактики употребления детьми ПАВ, в частности табакокурения: рассмотрены основные причины табакокурения среди подростков, дан анализ семейных стратегий воспитания здорового образа жизни у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Семья как фактор социализации подростка и профилактики употребления ПАВ»

Семья как фактор социализации подростка и профилактики употребления ПАВ

Семья как фактор социализации подростка и профилактики употребления ПАВ

 «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» А.С. Макаренко   « Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А. Сухомлинский

«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»

А.С. Макаренко

« Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

В.А. Сухомлинский

СЕМЬЯ  - основанная на браке, кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

СЕМЬЯ - основанная на браке, кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Социализация  — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.    Семейная социализация - влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности.

Социализация  — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.  

Семейная социализация -

влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности.

Психоактивное вещество   (ПАВ) — любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния иногда вплоть до измененного состояния сознания.    Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер.     Психоактивные вещества, запрещённые  законодательством, называются наркотиками.

Психоактивное вещество   (ПАВ) — любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния иногда вплоть до измененного состояния сознания.   Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Психоактивные вещества, запрещённые законодательством, называются наркотиками.

 В России на сегодняшний день курят 65% мужчин и более 30% женщин. Причем, 80% этих курильщиков «заразились» вредной привычкой, будучи подростками. По последней информации  ВОЗ , в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

В России на сегодняшний день курят 65% мужчин и более 30% женщин. Причем, 80% этих курильщиков «заразились» вредной привычкой, будучи подростками. По последней информации  ВОЗ , в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

Взаимосвязь возрастных этапов семейной социализации с причинами табакокурения Возраст Понятие о  правильном  поведении 0 - 4 года Объяснение «правильного» поведения Поступаю как хочется, справедливо то, что я делаю 5 – 6 лет Избегание наказания, получение награды, похвалы Делаю то, что велят взрослые 7 - 9 лет 9 – 12 лет Избегание наказания Поступаю с окружающими, как они со мной Достижение своего Делаю то, чего от меня ожидают С 13 лет Положительная самопрезентация Сознательно выполняю то, что должен Ощущение принадлежности к сообществу

Взаимосвязь возрастных этапов семейной социализации с причинами табакокурения

Возраст

Понятие о правильном поведении

0 - 4 года

Объяснение «правильного» поведения

Поступаю как хочется, справедливо то, что я делаю

5 – 6 лет

Избегание наказания, получение награды, похвалы

Делаю то, что велят взрослые

7 - 9 лет

9 – 12 лет

Избегание наказания

Поступаю с окружающими, как они со мной

Достижение своего

Делаю то, чего от меня ожидают

С 13 лет

Положительная самопрезентация

Сознательно выполняю то, что должен

Ощущение принадлежности к сообществу

Основные причины курения подростков Потому что  курят родители . Противоречия, дисгармония в семье,  родительский диктат, родительское равнодушие . Потому что  курят друзья . Просто хотелось  попробовать . Потому что это  «круто» . Потому что в глазах приятелей  кажешься взрослее . Потому что  «взяли на слабо»  (давление со стороны сверстников). Потому что «тот  герой в фильме  выглядел очень брутально и авторитетно с сигаретой». Любимые звезды (шоу-бизнеса и пр.) тоже курят. Красочная реклама  и розыгрыши призов от производителей сигарет. Недостаток впечатлений , внимания, эмоций, скука. Тяга к опасному  и запретному.

Основные причины курения подростков

Потому что курят родители .

Противоречия, дисгармония в семье,  родительский диктат, родительское равнодушие .

Потому что  курят друзья .

Просто хотелось  попробовать .

Потому что это  «круто» .

Потому что в глазах приятелей  кажешься взрослее .

Потому что  «взяли на слабо»  (давление со стороны сверстников).

Потому что «тот  герой в фильме  выглядел очень брутально и авторитетно с сигаретой».

Любимые звезды (шоу-бизнеса и пр.) тоже курят.

Красочная реклама  и розыгрыши призов от производителей сигарет.

Недостаток впечатлений , внимания, эмоций, скука.

Тяга к опасному  и запретному.

Типичные модели семейной профилактики употребления психоактивных веществ:  модель «запугивания» - формирование негативных эмоций по поводу последствий употребления;  «валеологическая» модель - формирование ценностного отношения к здоровью;  «поведенческая» модель - формирование навыков безопасного поведения;  «личностно-ориентированная»  модель – формирование социально и психологически зрелых личностных свойств и качеств.

Типичные модели семейной профилактики употребления психоактивных веществ:

модель «запугивания» - формирование негативных эмоций по поводу последствий употребления;

«валеологическая» модель - формирование ценностного отношения к здоровью;

«поведенческая» модель - формирование навыков безопасного поведения;

«личностно-ориентированная» модель – формирование социально и психологически зрелых личностных свойств и качеств.

Модель «запугивания» Неэффективна: 1) подростки часто обладают возрастным негативизмом и протестными реакциями, когда любое «нет» перерастает в «да» под влиянием желания противостоять ограничениям; 2) быстро приобретают «иммунитет от пугалок» со стороны взрослых, имея ранний опыт угроз, которые не сбывались  («никогда больше не пойдешь на улицу»); 3) не верят информации, получаемой от взрослых, подаваемой часто в категоричной форме («курение приводит к смерти», «все наркоманы быстро умирают» и т.п.); 4) воспринимают знания о болезнях, страданиях и т. п. как нечто отвлеченное и далекое;

Модель «запугивания»

Неэффективна:

1) подростки часто обладают возрастным негативизмом и протестными реакциями, когда любое «нет» перерастает в «да» под влиянием желания противостоять ограничениям;

2) быстро приобретают «иммунитет от пугалок» со стороны взрослых, имея ранний опыт угроз, которые не сбывались

(«никогда больше не пойдешь на улицу»);

3) не верят информации, получаемой от взрослых, подаваемой часто в категоричной форме («курение приводит к смерти», «все наркоманы быстро умирают» и т.п.);

4) воспринимают знания о болезнях, страданиях и т. п. как нечто отвлеченное и далекое;

 «ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПРОФИЛАКТИКА»  («поведенческая» и  «личностно-ориентированная» модели) воспитание нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения

«ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПРОФИЛАКТИКА» («поведенческая» и «личностно-ориентированная» модели)

воспитание нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения

Возрастные этапы семейной социализации ребенка  Высокие нравственные принципы Индивидуальная совесть Ориентация на общественный договор  Мораль условно-ролевой комфортности Поддержание авторитета Сохранение добрых отношений Наивный эгоизм, достижение наслаждения  Доморальный уровень Ориентация на наказание и покорность

Возрастные этапы семейной социализации ребенка

Высокие нравственные принципы

Индивидуальная совесть

Ориентация на общественный договор

Мораль условно-ролевой комфортности

Поддержание авторитета

Сохранение добрых отношений

Наивный эгоизм, достижение наслаждения

Доморальный уровень

Ориентация на наказание и покорность

Факторы, влияющие  на развитие и уровень воспитанности ребёнка

Факторы, влияющие на развитие и уровень воспитанности ребёнка

Бездействие родителей, конечно, опасно. Но   еще опаснее жесткое наказание . Оно может послужить не только укоренению привычки, но и более серьезному протесту. Что же делать? 1.Для начала  разобраться в причинах  появления такой привычки. И далее, устранить эти причины, предложить ребенку альтернативу. 2.Обозначить  свою позицию к курению  и вместе с ребенком искать способы устранения данной привычки, не забывая о моральной поддержке. 3.Не хранить сигареты  (если родители курят) дома в легкодоступных местах и, тем более, не курить в присутствии детей. А лучше вообще  бросьте курить сами . Личный пример –лучший метод воспитания.  4. Беречь доверительность  в отношениях с ребенком. Не наказывать, не унижать – быть другом. Правильным и взрослым другом. Обратить внимание на обстановку в семье . Неблагополучие в семье часто становится одной из причин. Ребенок может чувствовать себя ненужным, брошенным, просто быть неудовлетворенным той ролью, что отведена ему в семье. Вполне возможно также, что он пытается обратить на себя ваше внимание.

Бездействие родителей, конечно, опасно. Но   еще опаснее жесткое наказание . Оно может послужить не только укоренению привычки, но и более серьезному протесту. Что же делать?

1.Для начала  разобраться в причинах  появления такой привычки. И далее, устранить эти причины, предложить ребенку альтернативу.

2.Обозначить  свою позицию к курению  и вместе с ребенком искать способы устранения данной привычки, не забывая о моральной поддержке.

3.Не хранить сигареты  (если родители курят) дома в легкодоступных местах и, тем более, не курить в присутствии детей. А лучше вообще  бросьте курить сами . Личный пример –лучший метод воспитания.

4. Беречь доверительность  в отношениях с ребенком. Не наказывать, не унижать – быть другом. Правильным и взрослым другом.

Обратить внимание на обстановку в семье . Неблагополучие в семье часто становится одной из причин. Ребенок может чувствовать себя ненужным, брошенным, просто быть неудовлетворенным той ролью, что отведена ему в семье. Вполне возможно также, что он пытается обратить на себя ваше внимание.

5.Тщательно  следите за кругом общения  ребенка, не влезая в его личное пространство. На короткий поводок посадить подростка невозможно, но вы можете направить его энергию в правильное русло. Именно чрезмерная занятость родителей, как правило, становится причиной недосмотра. Держите руку на пульсе, будьте в курсе событий – где и с кем проводит время ребенок. Но только в качестве друга, не надзирателя.

6.Ребенок курит, потому что для него это способ организации общения? Научите его другим способам, используйте свой опыт в жизни, обратитесь к школьному психологу, если опыта не хватает.

  • Учите ребенка иметь и адекватно выражать собственное мнение , не зависеть от чужого влияния, отстаивать свои интересы.
  • Ребенок сигаретой снимает напряжение? Научите его более безопасным и приятным методам релаксации.
  • Главная задача –  поднять ребенку самооценку . Найти в подростке то, то за счет чего он сможет расти в собственных глазах.
  • Формируйте у ребенка чувство ответственности  за совершаемые действия. Дайте ему больше свободы. Ребенок должен сам решать, как одеваться, с кем дружить и пр. Тогда ему не придется доказывать вам свою взрослость курением.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ !

При каких условиях формируются духовно-нравственные качества личности ребенка в семье: соблюдении иерархии семейных взаимоотношений;  традиционном укладе семейной жизни;  традиционных отношениях послушания, почитания, уважения родителей;  родовых и семейных связях между поколениями; соблюдении семейных традиций.

При каких условиях формируются духовно-нравственные качества личности ребенка в семье:

  • соблюдении иерархии семейных взаимоотношений;

  • традиционном укладе семейной жизни;

  • традиционных отношениях послушания, почитания, уважения родителей;

  • родовых и семейных связях между поколениями;
  • соблюдении семейных традиций.
Главные институты воспитания: взаимодействие Семья Школа Духовно-нравственное развитие ребенка Для достижения общей цели эффект дает только совместное воздействие педагогов школы и родителей на ребенка.

Главные институты воспитания:

взаимодействие

Семья

Школа

Духовно-нравственное развитие ребенка

Для достижения общей цели эффект дает только

совместное воздействие педагогов школы и родителей на ребенка.

Принципы организации  духовно-нравственного развития  и воспитания совместно с семьей  - НРАВСТВЕННЫЙ ПРИМЕР ПЕДАГОГА;  - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО;  - УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА;  - ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ПРОГРАММ ДУХОВНО-  НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ;  - СОЦИАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА ВОСПИТАНИЯ .

Принципы организации

духовно-нравственного развития

и воспитания совместно с семьей

- НРАВСТВЕННЫЙ ПРИМЕР ПЕДАГОГА; - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО; - УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА; - ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ПРОГРАММ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ; - СОЦИАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА ВОСПИТАНИЯ .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!