СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семантизация прозвищ. ситуативное обоснование прозвищ учащихся.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЕМАНТИЗАЦИЯ ПРОЗВИЩ.

СИТУАТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЗВИЩ УЧАЩИХСЯ.

(исследовательская работа)

 

Лазарева Евгения

Молочева Алена

Рыльченко Юлия,

учащиеся 7А класса

 

Исмагилова Альмира Анваровна,

руководитель работы

 

 

 

Нижневартовск

2016

 

Прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Такое определение дает данному слову автор «Словаря русского языка» С.И.Ожегов. Можно добавить, что прозвища – это, как правило, экспрессивные образования. Это могут быть названия с целью охарактеризовать поведение, моральные или интеллектуальные свойства человека.

Прозвища школьников – разряд имен собственных, который до сих пор не привлекал внимания ученых. Нас же, школьников, прозвища очень интересуют, у всех они есть или были.

Обратимся к произведениям Анатолия Георгиевича Алексина, посвященным ребятам среднего возраста, юношеству и к взрослым людям, воспитывающим молодое поколение. В одном из них писатель устами главного героя, Алика Деткина, говорит: «Всюду ребята любят придумывать прозвища. Но у нас в школе это, как говорили учителя – «стало опаснейшей эпидемией».  А что тут опасного? Мне кажется, прозвище говорит о человеке гораздо больше, чем имя . Имя вообще ни о чём определённом не говорит . Ведь  прозвище придумывают  в зависимости от характера. Вот если меня назовут просто по имени – Алик! – что обо мне можно будет узнать? А если по прозвищу – Детектив! – сразу станет понятно, на кого я похож».

Мы с интересом прочитали несколько произведений А. Г. Алексина. Они разные… Но есть в них нечто общее: они учат добру и благородству. Учат любить труд, высоко ценить дружбу, быть веселыми, жизнерадостными. А еще нам было интересно узнать семантику прозвищ героев Алексина. В повести «Поздний ребенок»  врача – дантиста прозвали дядя Лёня – ноль - один, хотя 01 - номер не скорой помощи. Но ему дали именно это прозвище может быть потому, что он приходил в нужную минуту первым, как пожарные. В произведении «А тем временем где-то…» друга главного героя называют Антон-Батон за то, что он был полный, сдобный, розовощекий. А в рассказе «Неправда» библиотекаршу прозвали Смотри не разорви, потому что, выдавая  книги читателям, она всегда приговаривала одни и те же слова: «Смотри не разорви». Героя повести «Очень страшная история»  Андрея прозвали принцем Датским за то, что он любил сочинять стихи к разным датам: к началу и окончанию учебного года, к дням рождения.

Герои повести Владимира Железникова «Чучело» тоже имеют прозвища. Лохматый. Мальчик получил прозвище, потому что не любил расчесываться и стричься. Друг Лохматого был рыжим и конопатым, за что и получил соответствующее прозвище Рыжий. Их одноклассница за настойчивый и упрямый характер, а также за маленький рост зовется Железной кнопкой. Дедушку главной героини зовут Заплаточником, потому что он все деньги тратит на приобретение картин, поэтому ходит в старом, залатанном пальто. И, наконец, Чучело – героиня одноименной повести, Лена получила прозвище за внешность. Она была худенькой и бледненькой. Рот у нее был огромный, поэтому ей всегда говорили: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей».

         Мы вспомнили также героев произведений, изученных в курсе предмета «Литература». В рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» мальчика Фильку прозвали Да ну тебя! , потому что это выражение было его любимым. Герои сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» получили свои прозвища за внешность. Десятилетний Митраша   «маленького роста, но плотный, лобастый, с широким затылком». Издалека был похож на маленького мужичка, за что и был прозван Мужичок в мешочке. Его сестра Настя, Золотая курочка,  – худенькая  и длинноногая девочка. «Волосы ее отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны».

 

 

 

 

 

 

 

         Теперь обратимся к теме нашего исследования «Семантизация и ситуативное обоснование  прозвищ учащихся средней общеобразовательной школы №21 .Сбор материала для исследования мы проводили так: приходили к ребятам в класс и просили их написать  прозвища, которыми называют их самих,  а также одноклассников. Нами опрошено 190 учащихся  четвертых - девятых  классов. Было записано 126 прозвищ.

         При обработке полученной информации была  обнаружена некоторая закономерность в происхождении прозвищ. Мы выделили несколько групп.

  1. Образованные от фамилий носителей прозвищ: Вини – Пух (Винник), Макарона (Макаров), Макеша (Маковеев), Потап Потапыч (Потапов), Мосяня (Мосин). Таких прозвищ было 56% от общего количества.
  2. По внешним признакам человека: Армян (похож на представителя данной национальности),   Булочка (упитанная), Китаец (по разрезу глаз), Коротышка (маленького роста), Хрюша (нос пяточком), Чёрный (по смуглому цвету кожи). Таких прозвищ – 25% от общего количества.
  3. От личных имен носителей прозвищ примерно  7%
  4. Прозвища, сложенные в рифму с личным именем или фамилией носителя прозвища: Бугай – Попугай, Усенко – Ус-карапуз, Паладюк – Индюк, Оробей – Воробей. Таких прозвищ немного – 4% от общего количества.
  5. По имени литературного персонажа: Тарас Бульба  (Тарасенко)
  6. По профессии родителя: АВС, Витамин (Назарецкий)

Примерно 6% от всех прозвищ остались для нас невыясненными по своему происхождению, например: Гнида, Дятел, Морковь, Пятка, Сандаль,  Шапка, Хача, Чунга - Чанга. С именами и фамилиями эти прозвища не связаны. В результате размышлений возникло такое предположение. Есть прозвища, которые появились не потому, что они как-то связаны с тем человеком, к которому относятся, а потому, что они просто нелепые, и в этом их «смысл».

Мы задавали учащимся и другие вопросы, позволяющие выяснить их отношение к прозвищам. Обработанные данные представлены в следующей таблице.

 

Класс

 

Количество

опрошенных

 

У моих

 одноклассников

есть прозвища

Отношусь хорошо,

если меня называют

по прозвищу

 

Сам называю

одноклассников

 по прозвищу

чел.

%

чел.

%

чел.

%

20

6

30

4

20

9

45

19

9

47

4

21

10

53

25

2

8

3

12

4

16

24

16

67

4

17

18

75

18

14

78

12

67

14

78

17

4

24

-

-

11

65

16

8

50

3

19

10

63

18

13

72

6

33

13

72

18

6

33

14

78

11

61

15

5

33

5

33

9

60

Всего

190

83

44

55

29

109

57

 

         Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и то же время доходит до десяти. И не всегда прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое?

         Там, где дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный слой. Вывод:  критические классы, в которых прозвища уважают больше, чем имена и фамилии оказались следующие : 6А, 6Б, 7 В. В этих классах преобладание прозвищ над именами  составляет более  65 %.  Дружными можно считать коллективы 4Б, 5Б, 7А классов, в которых  менее 30% учащихся имеют прозвища.

         Главный вопрос: зачем вообще нужны прозвища, в том числе школьникам? Некоторым людям, особенно взрослым, кажется, что прозвища вроде курения – вредно и ненужно. Нередко это так. Но вот, например, в классе пять Саш или четыре Наташи, и тогда прозвища помогают в общении. Да и просто скучно было бы без прозвищ, исчезла бы возможность пофантазировать и по-доброму посмеяться.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

Алексин А. Повести и рассказы.

Железников В. Чучело.

Паустовский К. Теплый хлеб.

Пришвин М. Кладовая солнца.

Гридина Т.А. Имена собственные как база языковой игры. Русский язык в школе. №3, 1996

Плотников С.А. Тайны имен и прозвищ. Русский язык и литература. №9, 1990

Просмотр содержимого документа
«Семантизация прозвищ. ситуативное обоснование прозвищ учащихся.»

6



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №21




СЕМАНТИЗАЦИЯ ПРОЗВИЩ.

СИТУАТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЗВИЩ УЧАЩИХСЯ.

(исследовательская работа)


Лазарева Евгения

Молочева Алена

Рыльченко Юлия,

учащиеся 7А класса


Исмагилова Альмира Анваровна,

руководитель работы




Нижневартовск

2015


Прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Такое определение дает данному слову автор «Словаря русского языка» С.И.Ожегов. Можно добавить, что прозвища – это, как правило, экспрессивные образования. Это могут быть названия с целью охарактеризовать поведение, моральные или интеллектуальные свойства человека.

Прозвища школьников – разряд имен собственных, который до сих пор не привлекал внимания ученых. Нас же, школьников, прозвища очень интересуют, у всех они есть или были.

Обратимся к произведениям Анатолия Георгиевича Алексина, посвященным ребятам среднего возраста, юношеству и к взрослым людям, воспитывающим молодое поколение. В одном из них писатель устами главного героя, Алика Деткина, говорит: «Всюду ребята любят придумывать прозвища. Но у нас в школе это, как говорили учителя – «стало опаснейшей эпидемией». А что тут опасного? Мне кажется, прозвище говорит о человеке гораздо больше, чем имя . Имя вообще ни о чём определённом не говорит . Ведь прозвище придумывают в зависимости от характера. Вот если меня назовут просто по имени – Алик! – что обо мне можно будет узнать? А если по прозвищу – Детектив! – сразу станет понятно, на кого я похож».

Мы с интересом прочитали несколько произведений А. Г. Алексина. Они разные… Но есть в них нечто общее: они учат добру и благородству. Учат любить труд, высоко ценить дружбу, быть веселыми, жизнерадостными. А еще нам было интересно узнать семантику прозвищ героев Алексина. В повести «Поздний ребенок» врача – дантиста прозвали дядя Лёня – ноль - один, хотя 01 - номер не скорой помощи. Но ему дали именно это прозвище может быть потому, что он приходил в нужную минуту первым, как пожарные. В произведении «А тем временем где-то…» друга главного героя называют Антон-Батон за то, что он был полный, сдобный, розовощекий. А в рассказе «Неправда» библиотекаршу прозвали Смотри не разорви, потому что, выдавая книги читателям, она всегда приговаривала одни и те же слова: «Смотри не разорви». Героя повести «Очень страшная история» Андрея прозвали принцем Датским за то, что он любил сочинять стихи к разным датам: к началу и окончанию учебного года, к дням рождения.

Герои повести Владимира Железникова «Чучело» тоже имеют прозвища. Лохматый. Мальчик получил прозвище, потому что не любил расчесываться и стричься. Друг Лохматого был рыжим и конопатым, за что и получил соответствующее прозвище Рыжий. Их одноклассница за настойчивый и упрямый характер, а также за маленький рост зовется Железной кнопкой. Дедушку главной героини зовут Заплаточником, потому что он все деньги тратит на приобретение картин, поэтому ходит в старом, залатанном пальто. И, наконец, Чучело – героиня одноименной повести, Лена получила прозвище за внешность. Она была худенькой и бледненькой. Рот у нее был огромный, поэтому ей всегда говорили: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей».

Мы вспомнили также героев произведений, изученных в курсе предмета «Литература». В рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» мальчика Фильку прозвали Да ну тебя! , потому что это выражение было его любимым. Герои сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» получили свои прозвища за внешность. Десятилетний Митраша «маленького роста, но плотный, лобастый, с широким затылком». Издалека был похож на маленького мужичка, за что и был прозван Мужичок в мешочке. Его сестра Настя, Золотая курочка, – худенькая и длинноногая девочка. «Волосы ее отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны».








Теперь обратимся к теме нашего исследования «Семантизация и ситуативное обоснование прозвищ учащихся средней общеобразовательной школы №2 с.Екатеринославка». Сбор материала для исследования мы проводили так: приходили к ребятам в класс и просили их написать прозвища, которыми называют их самих, а также одноклассников. Нами опрошено 190 учащихся четвертых - девятых классов. Было записано 126 прозвищ.

При обработке полученной информации была обнаружена некоторая закономерность в происхождении прозвищ. Мы выделили несколько групп.

  1. Образованные от фамилий носителей прозвищ: Вини – Пух (Винник), Макарона (Макаров), Макеша (Маковеев), Потап Потапыч (Потапов), Мосяня (Мосин). Таких прозвищ было 56% от общего количества.

  2. По внешним признакам человека: Армян (похож на представителя данной национальности), Булочка (упитанная), Китаец (по разрезу глаз), Коротышка (маленького роста), Хрюша (нос пяточком), Чёрный (по смуглому цвету кожи). Таких прозвищ – 25% от общего количества.

  3. От личных имен носителей прозвищ примерно 7%

  4. Прозвища, сложенные в рифму с личным именем или фамилией носителя прозвища: Бугай – Попугай, Усенко – Ус-карапуз, Паладюк – Индюк, Оробей – Воробей. Таких прозвищ немного – 4% от общего количества.

  5. По имени литературного персонажа: Тарас Бульба (Тарасенко)

  6. По профессии родителя: АВС, Витамин (Назарецкий)

Примерно 6% от всех прозвищ остались для нас невыясненными по своему происхождению, например: Гнида, Дятел, Морковь, Пятка, Сандаль, Шапка, Хача, Чунга - Чанга. С именами и фамилиями эти прозвища не связаны. В результате размышлений возникло такое предположение. Есть прозвища, которые появились не потому, что они как-то связаны с тем человеком, к которому относятся, а потому, что они просто нелепые, и в этом их «смысл».

Мы задавали учащимся и другие вопросы, позволяющие выяснить их отношение к прозвищам. Обработанные данные представлены в следующей таблице.


Класс


Количество

опрошенных


У моих

одноклассников

есть прозвища

Отношусь хорошо,

если меня называют

по прозвищу


Сам называю

одноклассников

по прозвищу

чел.

%

чел.

%

чел.

%

20

6

30

4

20

9

45

19

9

47

4

21

10

53

25

2

8

3

12

4

16

24

16

67

4

17

18

75

18

14

78

12

67

14

78

17

4

24

-

-

11

65

16

8

50

3

19

10

63

18

13

72

6

33

13

72

18

6

33

14

78

11

61

15

5

33

5

33

9

60

Всего

190

83

44

55

29

109

57


Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и то же время доходит до десяти. И не всегда прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое?

Там, где дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный слой. Вывод: критические классы, в которых прозвища уважают больше, чем имена и фамилии оказались следующие : 6А, 6Б, 7 В. В этих классах преобладание прозвищ над именами составляет более 65 %. Дружными можно считать коллективы 4Б, 5Б, 7А классов, в которых менее 30% учащихся имеют прозвища.

Главный вопрос: зачем вообще нужны прозвища, в том числе школьникам? Некоторым людям, особенно взрослым, кажется, что прозвища вроде курения – вредно и ненужно. Нередко это так. Но вот, например, в классе пять Саш или четыре Наташи, и тогда прозвища помогают в общении. Да и просто скучно было бы без прозвищ, исчезла бы возможность пофантазировать и по-доброму посмеяться.



ЛИТЕРАТУРА.

Алексин А. Повести и рассказы.

Железников В. Чучело.

Паустовский К. Теплый хлеб.

Пришвин М. Кладовая солнца.

Гридина Т.А. Имена собственные как база языковой игры. Русский язык в школе. №3, 1996

Плотников С.А. Тайны имен и прозвищ. Русский язык и литература. №9, 1990