СЕМАНТИЗАЦИЯ ПРОЗВИЩ.
СИТУАТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЗВИЩ УЧАЩИХСЯ.
(исследовательская работа)
Лазарева Евгения
Молочева Алена
Рыльченко Юлия,
учащиеся 7А класса
Исмагилова Альмира Анваровна,
руководитель работы
Нижневартовск
2016
Прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Такое определение дает данному слову автор «Словаря русского языка» С.И.Ожегов. Можно добавить, что прозвища – это, как правило, экспрессивные образования. Это могут быть названия с целью охарактеризовать поведение, моральные или интеллектуальные свойства человека.
Прозвища школьников – разряд имен собственных, который до сих пор не привлекал внимания ученых. Нас же, школьников, прозвища очень интересуют, у всех они есть или были.
Обратимся к произведениям Анатолия Георгиевича Алексина, посвященным ребятам среднего возраста, юношеству и к взрослым людям, воспитывающим молодое поколение. В одном из них писатель устами главного героя, Алика Деткина, говорит: «Всюду ребята любят придумывать прозвища. Но у нас в школе это, как говорили учителя – «стало опаснейшей эпидемией». А что тут опасного? Мне кажется, прозвище говорит о человеке гораздо больше, чем имя . Имя вообще ни о чём определённом не говорит . Ведь прозвище придумывают в зависимости от характера. Вот если меня назовут просто по имени – Алик! – что обо мне можно будет узнать? А если по прозвищу – Детектив! – сразу станет понятно, на кого я похож».
Мы с интересом прочитали несколько произведений А. Г. Алексина. Они разные… Но есть в них нечто общее: они учат добру и благородству. Учат любить труд, высоко ценить дружбу, быть веселыми, жизнерадостными. А еще нам было интересно узнать семантику прозвищ героев Алексина. В повести «Поздний ребенок» врача – дантиста прозвали дядя Лёня – ноль - один, хотя 01 - номер не скорой помощи. Но ему дали именно это прозвище может быть потому, что он приходил в нужную минуту первым, как пожарные. В произведении «А тем временем где-то…» друга главного героя называют Антон-Батон за то, что он был полный, сдобный, розовощекий. А в рассказе «Неправда» библиотекаршу прозвали Смотри не разорви, потому что, выдавая книги читателям, она всегда приговаривала одни и те же слова: «Смотри не разорви». Героя повести «Очень страшная история» Андрея прозвали принцем Датским за то, что он любил сочинять стихи к разным датам: к началу и окончанию учебного года, к дням рождения.
Герои повести Владимира Железникова «Чучело» тоже имеют прозвища. Лохматый. Мальчик получил прозвище, потому что не любил расчесываться и стричься. Друг Лохматого был рыжим и конопатым, за что и получил соответствующее прозвище Рыжий. Их одноклассница за настойчивый и упрямый характер, а также за маленький рост зовется Железной кнопкой. Дедушку главной героини зовут Заплаточником, потому что он все деньги тратит на приобретение картин, поэтому ходит в старом, залатанном пальто. И, наконец, Чучело – героиня одноименной повести, Лена получила прозвище за внешность. Она была худенькой и бледненькой. Рот у нее был огромный, поэтому ей всегда говорили: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей».
Мы вспомнили также героев произведений, изученных в курсе предмета «Литература». В рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» мальчика Фильку прозвали Да ну тебя! , потому что это выражение было его любимым. Герои сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» получили свои прозвища за внешность. Десятилетний Митраша «маленького роста, но плотный, лобастый, с широким затылком». Издалека был похож на маленького мужичка, за что и был прозван Мужичок в мешочке. Его сестра Настя, Золотая курочка, – худенькая и длинноногая девочка. «Волосы ее отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны».
Теперь обратимся к теме нашего исследования «Семантизация и ситуативное обоснование прозвищ учащихся средней общеобразовательной школы №21 .Сбор материала для исследования мы проводили так: приходили к ребятам в класс и просили их написать прозвища, которыми называют их самих, а также одноклассников. Нами опрошено 190 учащихся четвертых - девятых классов. Было записано 126 прозвищ.
При обработке полученной информации была обнаружена некоторая закономерность в происхождении прозвищ. Мы выделили несколько групп.
- Образованные от фамилий носителей прозвищ: Вини – Пух (Винник), Макарона (Макаров), Макеша (Маковеев), Потап Потапыч (Потапов), Мосяня (Мосин). Таких прозвищ было 56% от общего количества.
- По внешним признакам человека: Армян (похож на представителя данной национальности), Булочка (упитанная), Китаец (по разрезу глаз), Коротышка (маленького роста), Хрюша (нос пяточком), Чёрный (по смуглому цвету кожи). Таких прозвищ – 25% от общего количества.
- От личных имен носителей прозвищ примерно 7%
- Прозвища, сложенные в рифму с личным именем или фамилией носителя прозвища: Бугай – Попугай, Усенко – Ус-карапуз, Паладюк – Индюк, Оробей – Воробей. Таких прозвищ немного – 4% от общего количества.
- По имени литературного персонажа: Тарас Бульба (Тарасенко)
- По профессии родителя: АВС, Витамин (Назарецкий)
Примерно 6% от всех прозвищ остались для нас невыясненными по своему происхождению, например: Гнида, Дятел, Морковь, Пятка, Сандаль, Шапка, Хача, Чунга - Чанга. С именами и фамилиями эти прозвища не связаны. В результате размышлений возникло такое предположение. Есть прозвища, которые появились не потому, что они как-то связаны с тем человеком, к которому относятся, а потому, что они просто нелепые, и в этом их «смысл».
Мы задавали учащимся и другие вопросы, позволяющие выяснить их отношение к прозвищам. Обработанные данные представлены в следующей таблице.
Класс
|
Количество
опрошенных
|
У моих
одноклассников
есть прозвища
|
Отношусь хорошо,
если меня называют
по прозвищу
|
Сам называю
одноклассников
по прозвищу
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
4Б
|
20
|
6
|
30
|
4
|
20
|
9
|
45
|
5А
|
19
|
9
|
47
|
4
|
21
|
10
|
53
|
5Б
|
25
|
2
|
8
|
3
|
12
|
4
|
16
|
6А
|
24
|
16
|
67
|
4
|
17
|
18
|
75
|
6Б
|
18
|
14
|
78
|
12
|
67
|
14
|
78
|
7А
|
17
|
4
|
24
|
-
|
-
|
11
|
65
|
7Б
|
16
|
8
|
50
|
3
|
19
|
10
|
63
|
7В
|
18
|
13
|
72
|
6
|
33
|
13
|
72
|
9А
|
18
|
6
|
33
|
14
|
78
|
11
|
61
|
9Б
|
15
|
5
|
33
|
5
|
33
|
9
|
60
|
Всего
|
190
|
83
|
44
|
55
|
29
|
109
|
57
|
Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и то же время доходит до десяти. И не всегда прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое?
Там, где дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный слой. Вывод: критические классы, в которых прозвища уважают больше, чем имена и фамилии оказались следующие : 6А, 6Б, 7 В. В этих классах преобладание прозвищ над именами составляет более 65 %. Дружными можно считать коллективы 4Б, 5Б, 7А классов, в которых менее 30% учащихся имеют прозвища.
Главный вопрос: зачем вообще нужны прозвища, в том числе школьникам? Некоторым людям, особенно взрослым, кажется, что прозвища вроде курения – вредно и ненужно. Нередко это так. Но вот, например, в классе пять Саш или четыре Наташи, и тогда прозвища помогают в общении. Да и просто скучно было бы без прозвищ, исчезла бы возможность пофантазировать и по-доброму посмеяться.
ЛИТЕРАТУРА.
Алексин А. Повести и рассказы.
Железников В. Чучело.
Паустовский К. Теплый хлеб.
Пришвин М. Кладовая солнца.
Гридина Т.А. Имена собственные как база языковой игры. Русский язык в школе. №3, 1996
Плотников С.А. Тайны имен и прозвищ. Русский язык и литература. №9, 1990
Просмотр содержимого документа
«Семантизация прозвищ. ситуативное обоснование прозвищ учащихся.»
6
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №21
СЕМАНТИЗАЦИЯ ПРОЗВИЩ.
СИТУАТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЗВИЩ УЧАЩИХСЯ.
(исследовательская работа)
Лазарева Евгения
Молочева Алена
Рыльченко Юлия,
учащиеся 7А класса
Исмагилова Альмира Анваровна,
руководитель работы
Нижневартовск
2015
Прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Такое определение дает данному слову автор «Словаря русского языка» С.И.Ожегов. Можно добавить, что прозвища – это, как правило, экспрессивные образования. Это могут быть названия с целью охарактеризовать поведение, моральные или интеллектуальные свойства человека.
Прозвища школьников – разряд имен собственных, который до сих пор не привлекал внимания ученых. Нас же, школьников, прозвища очень интересуют, у всех они есть или были.
Обратимся к произведениям Анатолия Георгиевича Алексина, посвященным ребятам среднего возраста, юношеству и к взрослым людям, воспитывающим молодое поколение. В одном из них писатель устами главного героя, Алика Деткина, говорит: «Всюду ребята любят придумывать прозвища. Но у нас в школе это, как говорили учителя – «стало опаснейшей эпидемией». А что тут опасного? Мне кажется, прозвище говорит о человеке гораздо больше, чем имя . Имя вообще ни о чём определённом не говорит . Ведь прозвище придумывают в зависимости от характера. Вот если меня назовут просто по имени – Алик! – что обо мне можно будет узнать? А если по прозвищу – Детектив! – сразу станет понятно, на кого я похож».
Мы с интересом прочитали несколько произведений А. Г. Алексина. Они разные… Но есть в них нечто общее: они учат добру и благородству. Учат любить труд, высоко ценить дружбу, быть веселыми, жизнерадостными. А еще нам было интересно узнать семантику прозвищ героев Алексина. В повести «Поздний ребенок» врача – дантиста прозвали дядя Лёня – ноль - один, хотя 01 - номер не скорой помощи. Но ему дали именно это прозвище может быть потому, что он приходил в нужную минуту первым, как пожарные. В произведении «А тем временем где-то…» друга главного героя называют Антон-Батон за то, что он был полный, сдобный, розовощекий. А в рассказе «Неправда» библиотекаршу прозвали Смотри не разорви, потому что, выдавая книги читателям, она всегда приговаривала одни и те же слова: «Смотри не разорви». Героя повести «Очень страшная история» Андрея прозвали принцем Датским за то, что он любил сочинять стихи к разным датам: к началу и окончанию учебного года, к дням рождения.
Герои повести Владимира Железникова «Чучело» тоже имеют прозвища. Лохматый. Мальчик получил прозвище, потому что не любил расчесываться и стричься. Друг Лохматого был рыжим и конопатым, за что и получил соответствующее прозвище Рыжий. Их одноклассница за настойчивый и упрямый характер, а также за маленький рост зовется Железной кнопкой. Дедушку главной героини зовут Заплаточником, потому что он все деньги тратит на приобретение картин, поэтому ходит в старом, залатанном пальто. И, наконец, Чучело – героиня одноименной повести, Лена получила прозвище за внешность. Она была худенькой и бледненькой. Рот у нее был огромный, поэтому ей всегда говорили: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей».
Мы вспомнили также героев произведений, изученных в курсе предмета «Литература». В рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» мальчика Фильку прозвали Да ну тебя! , потому что это выражение было его любимым. Герои сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» получили свои прозвища за внешность. Десятилетний Митраша «маленького роста, но плотный, лобастый, с широким затылком». Издалека был похож на маленького мужичка, за что и был прозван Мужичок в мешочке. Его сестра Настя, Золотая курочка, – худенькая и длинноногая девочка. «Волосы ее отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны».
Теперь обратимся к теме нашего исследования «Семантизация и ситуативное обоснование прозвищ учащихся средней общеобразовательной школы №2 с.Екатеринославка». Сбор материала для исследования мы проводили так: приходили к ребятам в класс и просили их написать прозвища, которыми называют их самих, а также одноклассников. Нами опрошено 190 учащихся четвертых - девятых классов. Было записано 126 прозвищ.
При обработке полученной информации была обнаружена некоторая закономерность в происхождении прозвищ. Мы выделили несколько групп.
Образованные от фамилий носителей прозвищ: Вини – Пух (Винник), Макарона (Макаров), Макеша (Маковеев), Потап Потапыч (Потапов), Мосяня (Мосин). Таких прозвищ было 56% от общего количества.
По внешним признакам человека: Армян (похож на представителя данной национальности), Булочка (упитанная), Китаец (по разрезу глаз), Коротышка (маленького роста), Хрюша (нос пяточком), Чёрный (по смуглому цвету кожи). Таких прозвищ – 25% от общего количества.
От личных имен носителей прозвищ примерно 7%
Прозвища, сложенные в рифму с личным именем или фамилией носителя прозвища: Бугай – Попугай, Усенко – Ус-карапуз, Паладюк – Индюк, Оробей – Воробей. Таких прозвищ немного – 4% от общего количества.
По имени литературного персонажа: Тарас Бульба (Тарасенко)
По профессии родителя: АВС, Витамин (Назарецкий)
Примерно 6% от всех прозвищ остались для нас невыясненными по своему происхождению, например: Гнида, Дятел, Морковь, Пятка, Сандаль, Шапка, Хача, Чунга - Чанга. С именами и фамилиями эти прозвища не связаны. В результате размышлений возникло такое предположение. Есть прозвища, которые появились не потому, что они как-то связаны с тем человеком, к которому относятся, а потому, что они просто нелепые, и в этом их «смысл».
Мы задавали учащимся и другие вопросы, позволяющие выяснить их отношение к прозвищам. Обработанные данные представлены в следующей таблице.
Класс | Количество опрошенных | У моих одноклассников есть прозвища | Отношусь хорошо, если меня называют по прозвищу | Сам называю одноклассников по прозвищу |
чел. | % | чел. | % | чел. | % |
4Б | 20 | 6 | 30 | 4 | 20 | 9 | 45 |
5А | 19 | 9 | 47 | 4 | 21 | 10 | 53 |
5Б | 25 | 2 | 8 | 3 | 12 | 4 | 16 |
6А | 24 | 16 | 67 | 4 | 17 | 18 | 75 |
6Б | 18 | 14 | 78 | 12 | 67 | 14 | 78 |
7А | 17 | 4 | 24 | - | - | 11 | 65 |
7Б | 16 | 8 | 50 | 3 | 19 | 10 | 63 |
7В | 18 | 13 | 72 | 6 | 33 | 13 | 72 |
9А | 18 | 6 | 33 | 14 | 78 | 11 | 61 |
9Б | 15 | 5 | 33 | 5 | 33 | 9 | 60 |
Всего | 190 | 83 | 44 | 55 | 29 | 109 | 57 |
Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и то же время доходит до десяти. И не всегда прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое?
Там, где дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный слой. Вывод: критические классы, в которых прозвища уважают больше, чем имена и фамилии оказались следующие : 6А, 6Б, 7 В. В этих классах преобладание прозвищ над именами составляет более 65 %. Дружными можно считать коллективы 4Б, 5Б, 7А классов, в которых менее 30% учащихся имеют прозвища.
Главный вопрос: зачем вообще нужны прозвища, в том числе школьникам? Некоторым людям, особенно взрослым, кажется, что прозвища вроде курения – вредно и ненужно. Нередко это так. Но вот, например, в классе пять Саш или четыре Наташи, и тогда прозвища помогают в общении. Да и просто скучно было бы без прозвищ, исчезла бы возможность пофантазировать и по-доброму посмеяться.
ЛИТЕРАТУРА.
Алексин А. Повести и рассказы.
Железников В. Чучело.
Паустовский К. Теплый хлеб.
Пришвин М. Кладовая солнца.
Гридина Т.А. Имена собственные как база языковой игры. Русский язык в школе. №3, 1996
Плотников С.А. Тайны имен и прозвищ. Русский язык и литература. №9, 1990