СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семикаракорский фаянс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с семикаракорским фаянсом. Изучаем тему керамика.

Просмотр содержимого документа
«Семикаракорский фаянс»

СЕМИКАРАКОРСКИЙ ФАЯНС

Все краски края, цвет донской земли впитал семикаракорский фаянс. Прежде на Дону фаянсовых производств не было, но были разные глины, как цветные, так и белые, были и "горшечные заводы", так назывались гончарные мастерские. Так, к концу XIX века в Области Войска Донского насчитывалось более ста мастерских гончаров .Был "горшечный завод" и в станице Семикаракорской у крестьянина Якова Черняева.

В отличии от других многочисленных мастерских "горшечников", прекративших свое существование на рубеже XIX — XX вв., мастерская в Семикаракорах просуществовала до 1970-х годов. В эти годы на четырнадцатом переулке еще существовал гончарный участок: единственный гончар на все Семикаракоры Илларион Рыльщиков тянул на гончарном кругу большие горшки для солений емкостью по пятнадцать-двадцать литров, и приобретение его горшков было большой радостью и событием для хозяек.

Цех, где сегодня выпускают семикаракорский фаянс, был построен в 1972 году. За этот сравнительно небольшой период времени семикаракорцам удалось создать свое, ярко выраженное художественно-стилевое направление, разработать свою технологию и обширнее ассортимент изделий. В процессе непрерывного творческого поиска найдено неповторимое семикаракорское письмо: яркое, нарядное, в гармонии красочного многоцветья которого выражена полнота жизненного мироощущения и оптимистическое праздничное настроение, идущее от русского народного искусства. А начинал все H. С. Арабский, геолог по образованию, эрудированный человек - первый директор. По его инициативе решено было гончарную мастерскую расширить. Таким образом, из небольшого гончарного участка появился керамический цех. Сначала выпускали тарелки с примитивной деколью и золотой отводкой.



Фаянс отличается оригинальными формами, которые создаются в основном методом литья и ручной формовки. Округлые устойчивые формы семикаракорского фаянса тяготеют к традиционной посуде донского края. Выпускаемая продукция характеризуется разнообразным ассортиментом: это наборы и сервизы, вазы, кружки, шкатулки, настенные тарелки, чайники, салатницы. Образцы для тиражирования создает творческая группа промысла — художники-керамисты: главный художник промысла, член Союза художников России Л. Алдошина, член Союза художников России С. Мартеньянова, художники О. Кунаховец, П. Кунаховец, Н. Рогачая, Н. Верченко. Интересные работы создает и молодое поколение: В. Овчинникова, Т. Токаренко, Л. Золотых, Т. Белова, В. Гурова, А. Мартеньяиов. Цех невелик, на предприятии работает 250 человек, из них 80 "живописцев", так называют художниц живописного участка, на котором расписываются изделия. В 1991 году цех художественного фаянса вошел в Ассоциацию народных промыслов России и стал именоваться промыслом.

Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за ее пределами. Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и за рубежом - во Франции, в Японии, Англии, ГДР, Югославии, Болгарии, Польше.

Промысел отмечен многими наградами международных и отечественных выставок, государственных и общественных организаций.

Фаянс Дона становится признанным и занимает достойное место в традиционных народных художественных промыслах России.



Первыми художниками, пришедшими на завод, были Людмила Алдошина, выпускница Миргородского керамического техникума, и Александр Казанков, окончивший Абрамцевское художественно-промышленное училище. Художники упорно искали мотив росписи, манеру исполнения, собирали материал по народному искусству Ростовской области. Вместе с сотрудниками донских музеев участвовали в экспедициях: изучали местный фольклор, народное искусство края.

Затем на предприятие пришли и другие художники - Наталья и Валентин Ткач, Александр и Инна Павловы, Константин и Елена Кехаиди, Александр Стуков, Александр Шапоткин. Все они были выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища. Создавали образцы для массового тиражирования также Надежда Верченко и Иван Масличенко, Валентина Резванова и Василий Тимченко.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!