СЕМИКАРАКОРСКИЙ ФАЯНС
Все краски края, цвет донской земли впитал семикаракорский фаянс. Прежде на Дону фаянсовых производств не было, но были разные глины, как цветные, так и белые, были и "горшечные заводы", так назывались гончарные мастерские. Так, к концу XIX века в Области Войска Донского насчитывалось более ста мастерских гончаров .Был "горшечный завод" и в станице Семикаракорской у крестьянина Якова Черняева.
В отличии от других многочисленных мастерских "горшечников", прекративших свое существование на рубеже XIX — XX вв., мастерская в Семикаракорах просуществовала до 1970-х годов. В эти годы на четырнадцатом переулке еще существовал гончарный участок: единственный гончар на все Семикаракоры Илларион Рыльщиков тянул на гончарном кругу большие горшки для солений емкостью по пятнадцать-двадцать литров, и приобретение его горшков было большой радостью и событием для хозяек.
Цех, где сегодня выпускают семикаракорский фаянс, был построен в 1972 году. За этот сравнительно небольшой период времени семикаракорцам удалось создать свое, ярко выраженное художественно-стилевое направление, разработать свою технологию и обширнее ассортимент изделий. В процессе непрерывного творческого поиска найдено неповторимое семикаракорское письмо: яркое, нарядное, в гармонии красочного многоцветья которого выражена полнота жизненного мироощущения и оптимистическое праздничное настроение, идущее от русского народного искусства. А начинал все H. С. Арабский, геолог по образованию, эрудированный человек - первый директор. По его инициативе решено было гончарную мастерскую расширить. Таким образом, из небольшого гончарного участка появился керамический цех. Сначала выпускали тарелки с примитивной деколью и золотой отводкой.
Фаянс отличается оригинальными формами, которые создаются в основном методом литья и ручной формовки. Округлые устойчивые формы семикаракорского фаянса тяготеют к традиционной посуде донского края. Выпускаемая продукция характеризуется разнообразным ассортиментом: это наборы и сервизы, вазы, кружки, шкатулки, настенные тарелки, чайники, салатницы. Образцы для тиражирования создает творческая группа промысла — художники-керамисты: главный художник промысла, член Союза художников России Л. Алдошина, член Союза художников России С. Мартеньянова, художники О. Кунаховец, П. Кунаховец, Н. Рогачая, Н. Верченко. Интересные работы создает и молодое поколение: В. Овчинникова, Т. Токаренко, Л. Золотых, Т. Белова, В. Гурова, А. Мартеньяиов. Цех невелик, на предприятии работает 250 человек, из них 80 "живописцев", так называют художниц живописного участка, на котором расписываются изделия. В 1991 году цех художественного фаянса вошел в Ассоциацию народных промыслов России и стал именоваться промыслом.
Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за ее пределами. Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и за рубежом - во Франции, в Японии, Англии, ГДР, Югославии, Болгарии, Польше.
Промысел отмечен многими наградами международных и отечественных выставок, государственных и общественных организаций.
Фаянс Дона становится признанным и занимает достойное место в традиционных народных художественных промыслах России.
Первыми художниками, пришедшими на завод, были Людмила Алдошина, выпускница Миргородского керамического техникума, и Александр Казанков, окончивший Абрамцевское художественно-промышленное училище. Художники упорно искали мотив росписи, манеру исполнения, собирали материал по народному искусству Ростовской области. Вместе с сотрудниками донских музеев участвовали в экспедициях: изучали местный фольклор, народное искусство края.
Затем на предприятие пришли и другие художники - Наталья и Валентин Ткач, Александр и Инна Павловы, Константин и Елена Кехаиди, Александр Стуков, Александр Шапоткин. Все они были выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища. Создавали образцы для массового тиражирования также Надежда Верченко и Иван Масличенко, Валентина Резванова и Василий Тимченко.