•Сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления
•научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения
•Научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности
•Овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками
Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов: "Новые подходы к психологической службе в условиях перехода на ФГОС".»
Новые подходы к психологической службе в условиях перехода на ФГОС
Цель психологического сопровождения - создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения
Основные задачи
Основные направления деятельности школьной
психологической службы
Виды деятельности младшего школьника
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности
- Сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления
- научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения
- Научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности
- Овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками
- Полностью овладеть высшими видами игры. Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему
- Научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов
- Приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках
- Приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства
Задачи, решаемые педагогами
- Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах
- Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности - игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности
- Обеспечить условия формирования учебной деятельности, побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей
- Организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы
- Осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам
- Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка.
- Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
- Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества
- Создать пространство для социальных практик младших школьников
- Универсальные учебные действия - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Познавательные УУД. Общеучебные УУД
- выделение и формулирование познавательной цели ;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- структурирование знаний;
- выбор эффективных способов решения задач ;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Общеучебные УУД
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
- постановка и формулирование проблемы , самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами.
Логические УД
- выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
- синтез как составление целого из частей;
- подведение под понятия, распознавание объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
- выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические УУД
- Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования , выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Роль психолога в повышении компетентности педагогов
Диагностические методики
- Методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д .Б. Эльконина, А. Л. Венгера)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
- Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения
- Рефлексивная самооценка учебной деятельности
Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности
- Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой)
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника
Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности
- Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
(Рефлексивная оценка — каузальная атрибуция неуспеха)
Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности
- Оценка усвоения нормы взаимопомощи
Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи
- Выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации