7
Мы обречены на толерантность. Вечер вопросов и ответов
Цель: содействие возрождению традиционных ценностей семьи: готовности и способности родителей без протеста воспринимать личность ребенка, проявлению качеств толерантного поведения
к детям – прощения, снисхождения, мягкости, благосклонности, терпения.
Сценарный план
Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я приглашаю вас к раздумьям, к познанию самих себя, к радостному поиску путей к сердцу вашего ребенка (слайд 1).
Говорят, в жизни человек должен сделать три основных дела: посадить дерево, построить дом и родить ребенка. Наверно, это правильно, если речь идет о планировании судьбы (слайд 2). Но… смущает ограниченность задуманного. С посадкой дерева как бы понятно все. С постройкой дома гораздо сложнее. Если бы речь шла только о его стенах, окнах, дверях и крыше! А какова атмосфера этого дома? Согревает ли он душу?
В плане есть и третий пункт: родить ребенка. А что значит вырастить ребенка? Это значит напитать его душу добротой и радостью и дать ему главное – духовный стержень, который поможет ему в любых хитросплетениях Судьбы оставаться Человеком (слайд 3).
А что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком?
Может быть, говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т.д.
Может быть, предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это.
Или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен вниманием…
А может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим.
Вот так, незаметно, мы подошли к перекрестку трех дорог. И по какой дороге вы пойдете – выбирать вам. Нам бы хотелось, чтобы ваш выбор оказался правильным, чтобы он был в пользу единственно верного пути (слайд 4).
Первая дорога «Ребенок в центре внимания». Это модель: ребенок – кумир взрослых. Но идущие по этой дороге должны помнить: когда ребенок вырастет, он потребует много жертв.
Вторая дорога «С любовью выплеснуть дитя». Родители любят свое дитя, но полагают, что лучшая атмосфера – постоянный контроль. По этой дороге идут родители, считающие себя спасателями детей, роль которых сводится к тому, что они – нерассуждающие новобранцы.
Третья дорога «Ты дорог нам любой». Красивый и некрасивый, здоровый и больной, талантливый и бесталанный.
Так какой же путь выберете вы, уважаемые родители? Какой путь кажется вам наиболее правильным: путь обожания и залюбливания; путь условной любви, когда любовь дарится ребенку за заслуги? А если заслуг мало или нет вовсе? Или путь принятия ребенка любым, то есть путь безусловной любви?
Ну что ж, вступив на эту дорогу, мы должны понять главное: ребенок – начинающий путешественник в этой жизни. И мы, взрослые, не должны разочаровать его своим пренебрежением и высокомерием. Хорошо, когда ребенок тормошит и беспокоит нас. Если же он не задает нам вопросов, это значит, что мы ему неинтересны, что для питания его души у нас приготовлено мало пищи.
(Психолог предлагает родителям послушать ответы детей на вопрос: «Почему бывает скучно дома?») (клип)
Быть родителями – искусство. Быть интересными родителями – искусство вдвойне.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие по тропинкам Детства. (Звучит музыкальная заставка «Голоса птиц».)
Мы с Вами на «Утренней тропинке» (слайд 5). Что такое утро? Начало дня.
А еще начало жизни, детство. Мы все родом из Детства. В нас сидит внутренний ребенок, и очень важно беречь его в себе. А вы помните свое детство? Расскажите о самом ярком эпизоде детской поры (высказывания родителей).
Итак, в нас сидит Внутренний ребенок. Но, к сожалению, мы очень часто подавляем его своей взрослостью. А надо ли? Ведь пока он в нас живет, мы будем лучше понимать своих детей, будем создавать им такие условия, которые необходимы. Представьте себе: если бы папа хоть раз в день залез под диван; если бы мама хоть раз в день залезла под диван; если бы бабушка хоть раз в день залезала бы под диван – то они узнали бы, как это интересно.
А вы смогли бы со своим ребенком залезть под диван? Или сочли бы это недостойным поступком для людей солидного возраста? Что видит под диваном ваш ребенок, и что видите под диваном Вы? Или вы видите одно и тоже? Что можно увидеть под диваном? Пещеру, которую нужно исследовать; укрытие; наблюдательный пункт; другую планету, цивилизацию и т. д.
Что это значит – залезть с ребенком под диван? Это значит (слайд 6):
понять его мир, принять его игру;
не подчеркнуть свою взрослость и вспомнить себя ребенком;
почувствовать радость общения;
быть единомышленником и другом своему ребенку;
опустившись под диван, возвыситься в глазах ребенка.
Вывод. Я рада, что путешествие по Утренней тропинке было для вас сродни умыванию чистой родниковой водой. Это вы стряхнули с себя взрослость и ощутили свою детскую душу.
(Звучит музыкальная заставка из сказки «Бременские музыканты».) (слайд 7)
Вы по-прежнему любите сказки? Вы по-прежнему верите в чудеса? Тогда нас ждет Сказочная тропинка.
Ах, как волнуется радостно сердце! (слайд 8)
Пусть никогда не кончается детство!
Пусть не померкнут яркие краски,
Пусть не забудутся первые сказки.
С первыми сказками первую встречу
Будем хранить в своей памяти вечно!
Первые сказки из книжки, пластинки
В наших сердцах поселили добринки!
Ребенок познает мир. Он любопытен, дотошен, словом, «почемучка». А всегда ли мы, взрослые, отвечаем на вопросы детей? Ведь ребенку так важно, чтобы его услышали, выслушали, дали ответ, причем не из разряда «междупрочих», а такой, чтобы удовлетворил его потребность знать. Ребенку необходимо верить в родителей-волшебников, знающих и умеющих абсолютно все. И когда мы отмахиваемся от детского любопытства, мы отказываемся от интеллектуального общения с детьми. Как бы вы ответили на «почемучки» детей, возникающие во время прочтения известных сказок?
Почему Змей – Горыныч? (слайд 9)
Почему Муха в сказке К. Чуковского – Цокотуха?
Почему в сказке «Теремок» Муха – Горюха?
Почему у девочки такое странное имя – Хаврошечка?
(Звучит музыкальная заставка к сказке «Колобок».) (слайд 10) Уважаемые родители! Вы уже поняли, какая сказка к нам пришла в гости? Что вы знаете
о Колобке? Да, его испекли дед и баба, потому что у них не было детей, а очень хотелось. Оставили остужаться на окне, а он, как любой непоседливый ребенок, решил познать мир и укатился довольно далеко от дома. В пути, как вы помните, ему пришлось встретиться с внедомашними представителями животного мира: зайцем, волком, медведем и лисой. Природная смекалка помогла нему уйти от зайца, волка и медведя, но податливость на лисью похвалу стоила ему жизни. Вот незамысловатая фабула сказки.
Давайте остановимся на некоторых деталях. Внешние данные Колобка: круглый, румяный. Черты характера: любопытный, веселый, открытый, доверчивый, горячий, неискушенный, бесшабашный, смелый, податливый на похвалу. Какие умения обнаружил? Хорошо пел, ловко ориентировался в пространстве. Колобок, он кто? Прежде всего – хлебный продукт! А вот представьте себе, что Колобок не сразу спрыгнул с окна, довольно долго остужался (остудил мозги). Пролежав долго, забытый родителями, колобок, как и любой хлебный продукт, зачерствел. Вот здесь и напрашивается новая сказка – сказка о черством Колобке (причем черствость является и чертой его характера).
Вот сейчас мы предлагаем вам немного подумать и показать нам сказку о черством колобке. Вы можете оттолкнуться от следующего зачина: Испекли баба с дедом колобок. Положили его на окно остужаться, да и по старости своей забыли о нем. Лежал-лежал Колобок, пока румянец не исчез с его щек, пока не затвердела его корочка и, обидевшись на старость, решил уйти от них…
Катится Колобок и ворчит: Я Колобок!
У меня черствый бок!
Я скажу любому строго:
«Укусить меня попробуй!»
А вы заметили, как сказка изменила вас? Вы посмотрели на нее удивленными глазами, и она раскрыла перед вами свои секреты. И главное – вы не омрачили детской души мыслью о том, что взрослые давно не верят в чудеса. Взглянув на сказку иначе, вы на полсердечка стали ближе к своему ребенку.
Ну что ж, дорогие родители, у нас есть повод порадоваться за нас и с радостным сердцем вступить на «Радостную тропинку» (слайд 11). Что для вас радость? (Ответы родителей.) А давайте вместе поищем радость в обычных домашних предметах, например, в лампочке – свет. В вилке и розетке живет радость, которая дарит нам радость музыки, зажженного экрана, урчащего холодильника и т.д. Радость живет в кране. Вода – это радость. Сухой кран – грустный, безжизненный. В чайнике – радость: я вскипел, сейчас я напою вас чаем. Диван и кресло – «удобная», «уютная» радость. Окно – радость познания, «любопытная» радость. Дверь – выходишь в свободный мир – это радость; заходишь обратно в дом, где тебя ждут. Цветы – радость, они растут вместе с ребенком. Любимый уголок, не угол – радость собственническая. Часы для ребенка – радость. Я становлюсь старше с каждой минутой!
Родителям предлагается составить «план радостного дня» (слайд 12).
Встать с хорошим настроением.
Подарить улыбку и добрые слова своим близким и всем окружающим тебя людям.
Вложить душу в приготовление завтрака, обеда и ужина.
Видеть в отрицательных моментах дня только положительную сторону.
Не огорчать своего ребенка невниманием, недоверием, снисходительностью.
Каждую минуту слышать, видеть и чувствовать своего ребенка.
Не забыть сказать своему ребенку: ты хороший, ты сможешь, я в тебя верю, молодец, я рада за тебя.
Заключение
Мы с вами прошли по тропинкам Детства. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас вынес радость из этого путешествия. Я уверена, что радостный человек не сможет радоваться в одиночку: он подарит радость общения, радость творчества, радость фантазии, сказочную радость добра своим детям!
Я призываю вас: ведите детей по пути накопления Добра и радости! И помните (слайд 13): самый лучший день – сегодня!
Самое поразительное явление – жизнь!
Самая лучшая работа – та, которую ты любишь.
Самое великое достояние человечества – любовь.
Самое главное наследство – дети.
Самое лучшее состояние – радость (слайд 14). Ибо она является прививкой, иммунитетом, против Зла. Радость – это Храм. Так давайте же будем вместе с детьми искать пути к радости, строить в Душе Храм!