Высшая радость – открывать и творить. Ф.Жолио Кюри
Актуальность формирования мотивации к обучению обусловлена приоритетными направлениями развития модернизации образования.
Мотивы учения обучающихся в образовательных учреждениях, претерпевают существенные изменения под влиянием новых условий жизни российского общества, той новой системы ценностей, которая пропагандируется через разные информационные каналы.
Цель : формирование положительной
мотивации учебной деятельности учащихся при обучении физики посредством использования системы творческих заданий.
Задачи:
- создать условия для развития личности и творческой самореализации
каждого учащегося, воспитывать поколение, способное эффективно
работать и обучаться на протяжении всей жизни;
- разработать модель развития творческого потенциала учащихся;
- развивать творческие способности учащихся;
МОТИВАЦИЯ И ВИДЫ МОТИВОВ
Мотивация – совокупность мотивов,
побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.
Познавательные мотивы – отражают стремление обучаемых к сомообразованию;
направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы –
- стремление получать знания;
- желание выполнить свой долг;
- понимание необходимости учиться;
- чувство ответственности;
- стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими.
Уровни познавательных мотивов
- Учебно –познавательные мотивы
(ориентация на усвоение способов добывания знаний.
2. Мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
3. Широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями);
ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ
- интерес к процессу деятельности ;
- интерес к результату деятельности;
стремление к саморазвитию;
- развитию каких –либо своих качеств,
способностей.
ВНЕШНИЕ МОТИВЫ
- стремление получить положительную отметку;
- одобрение учителя;
- симпатию учителя;
- стремление превзойти других;
соперничество.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя;
- коллективные, групповые формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.
МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ
1-й этап.
Возникновение мотивации.
2-ой этап.
Подкрепление и усиление возникшей мотивации
3-й этап.
Мотивация завершения.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ
- Урок – соревнование
- Урок с дидактической игрой
- Урок – деловая игра
- Урок—ответы по схемам
- Урок-консультация
- Урок – защита рефератов, творческих работ
- Урок – лекция
- Урок –эксперимент
- Урок – наблюдение
- Урок с применением ИКТ
- Урок – семинар
- Интегрированные уро ки
Мотивация деятельности, поведения, мотивация учения как научная проблема с каждым годом все больше привлекает внимание научной мысли.
Это обусловлено:
- Ее огромным влиянием на процесс и результаты деятельности человека вообще и учения школьника в частности;
- Она определяет направленность личности человека, отсутствие или наличие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека.
- Проблема заинтересованности учеников в изучении физики актуальна в современной школе..
Мотивация – как научная проблема
Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в разумное сотрудничество, что позволяет сделать урок полноценным и радостным, а познание активным и творческим.
Для осуществления идеи важна цепочка:
ученик
учитель
ученик
Пример 1. Увлекаем учеников рубрикой вопросов:
- А знаете ли вы… Глубину погружения человека.
- Подшипники можно делать из дерева и даже из материи?
- В атмосфере, какой планеты будет подниматься воздушный шарик.
- Сколько выделиться энергии при остывания водных ресурсов Земного шара на один градус
- . Кипятим охлаждая.
- Сколько было Ньютону, когда он открыл закон Всемирного тяготения.
Знаете ли Вы?
Объясните физику явлений.
- Она жила и по стеклу текла, Но вдруг ее морозом оковало. И неподвижной льдинкой капля стала, А в мире поубавилось тепла?
- Совершенно непонятно, Почему вода течет Сверху вниз, а не обратно, Так, а не наоборот?
- Как-то раз спросили розу, Отчего, чаруя око, Ты колючими шипами Нас царапаешь жестоко?
- Тебе по болоту ходить довелось? Легко тебе было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось Так просто бежит по болоту?
- Почему воздушный шар Днем поднять труднее? Ночью этот стратостат Ввысь летит скорее?!
"36,6"
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
"Родная миленькая ртуть!
Ну, поднимись еще чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем -
Остановись на "тридцать семь!"
Прекрасно! Тридцать семь и два!"
С. Михалков. Из стихотворения "36,6".
Почему ртуть в градуснике поднимается?
Пример 2.Домашние эксперименты, наприме р:
ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ НЕ ПУТАЕТ ПРАВО И ЛЕВО.
Поставьте два обычных зеркала под прямым углом друг к другу (зеркальными сторонами внутрь). Посмотрите в него. Закройте правый глаз, изображение в зеркале тоже закроет правый глаз. Почему? Постройте изображение.
МИКРОСКОП ИЗ КАПЛИ ВОДЫ. СМОТРИ НЕ УРОНИ! И много других.
Пример 3.Творческая работа для всех:
-задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и
форму материала: например, слабый ученик может дома составить план рассказа и по нему отвечать; во время опроса
-используя карточки , соответствующие разному уровню заданий, ученик сам выбирает уровень сложности вопроса.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ
Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят: в ходе урока ученики могут зарабатывают оценки, и если что-то не получилось, то своей активной работой можно улучшить результат..
При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя. Все это используется в лабораторных работах. Очень часто возникают сложности в написании вывода при выполнении Л. Р.
Система творческих подход и реализация потребность в самовыражении и самопрезентации.
Творческий потенциал формируется при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.
Например, в 7 классе изучение физики можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение физических знаний в работе мамы (папы), применение физики на кухне, в ванной. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность физических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по физике. В последующем можно предложить подготовку сообщений на темы «Физика в медицине», «Физика в современном мире очень часто использую презентацию, но и ученик может проявить свои знания по физике и информатике подготовив свою презентацию для урока, а можно устроить конкурс презентаций среди учеников.Физика в моей будущей профессии», «Физика в криминалистике» и т.д.
- Типология педагогических игровых ситуаций обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно - деятельностные, работа в группах, парах . Все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение, воспитание и развитие мотивации учащихся.
Ценным методом стимулирования интереса к учению и творчества есть метод познавательной игр ы.
Я довольно часто включаю игровой момент в свои уроки (7-8 кл) учащиеся их очень любят к ним специально готовятся , тем самым изучают дополнительный материал к домашнему заданию, проявляют своё творчество. Одна из разработанных игр: «Брейн-ринг». Также распространена игра «Снежный ком». Берем мягкий мяч и бросаем его одному из учеников, задавая при этом вопрос, он отвечает на него, кидает другому, задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку проводить на любой теме в 7 классах.
- Один из видов самостоятельных творческих заданий заключается в написании небольшой сказки, куда необходимо ввести главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении.
- Знакомлю учащихся с информацией о рефератах, и докладах, выделяю признаки реферата, его структуру, типы, язык, объём, оформление.
- Также организую самостоятельную творческую деятельность учащихся через исследовательскую деятельность.
Наряду с исследовательским методом успешно использую проектную деятельность, начиная с 7 класса (Выпуск газет. Конструирование).
Заготовка схемы и работа по ней: поставить эксперимент в «немом» демонстрационном варианте и пригласить учащихся к обсуждению наблюдений по предложенной схеме
Проводить можно устно или сделать отчет письменно. Можно применить на лабораторной работе.
- Экспериментальное задание.
Эксперимент это творчество
РЕСУРСЫ
Применение компьютерных программ на уроках физики позволяет учителю решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную и творческую активность школьников. В своей работе я очень часто использую презентации, для изучения и закрепления материала, а также учащиеся выполняют задания по созданию презентаций. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки, с помощью которых наблюдается повышение интереса к предмету: уроки лекции с просмотром различных сюжетов; видео-уроки.
Лабораторное оборудование, виртуальные лабораторные работы, для проверки справедливости законов и выявления сути физического явления.
Работа учащихся с компьютерными моделями и лабораториями чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные виртуальные опыты и даже проводить небольшие исследования. Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.
Интерактивная доска позволяет экономить время контроля, а также расширяет возможности составления различных форм контроля, логических схем, творческих заданий.
Мониторинг класса
№
Ф.И.
1
ГУКИН ОЛЕГ
Видеть ошибку
2
Задать вопрос
+
МИХАЙЛИЧЕНКО АННА
-
Предложить ход
(шаг) решения
+
Аргументировать
-
+
Привести пример
+
+
Другой способ решения
+
+
+
+
+
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Чтобы воспитать в ребенке чувство уверенности, не надо сравнивать его с другими детьми. Более верный путь – научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Мы можем сказать своему ученику: «Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты плохо подготовился к уроку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то, можешь получить лучшую оценку». Всегда оставляем ребенку шанс измениться к лучшему.
Если ребята показывают свои умения работать самостоятельно, приводят примеры, повышается уровень информационных умений учащихся, особенно это проявилось в поиске иллюстративного материала в сети Интернет и создании презентаций.
Возросли интерес к занятию, мотивация и познавательная активность обучающихся воспитанников.
Эффективность работы можно проследить, проведя анализ мониторинга качества по предмету.
Повысился процента учащихся участвующих в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях по физике.
Все наши замыслы, все поиски
и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.
В.А.Сухомлинский
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но мы должны помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную и творческую деятельность.
Идея опыта работы подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Развитие творческого потенциала учащихся (личности) это постоянный, сложный, но важный процесс.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ