СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар. Формирование мотивации к изучению физики посредством творческих заданий.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

О познавательных и социальных мотивах, побуждающих учащихся к учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Семинар. Формирование мотивации к изучению физики посредством творческих заданий.»

Высшая радость – открывать и творить. Ф.Жолио Кюри  Актуальность формирования мотивации к обучению обусловлена приоритетными направлениями развития модернизации образования.  Мотивы учения обучающихся в образовательных учреждениях, претерпевают существенные изменения под влиянием новых условий жизни российского общества, той новой системы ценностей, которая пропагандируется через разные информационные каналы.

Высшая радость – открывать и творить. Ф.Жолио Кюри

Актуальность формирования мотивации к обучению обусловлена приоритетными направлениями развития модернизации образования.

Мотивы учения обучающихся в образовательных учреждениях, претерпевают существенные изменения под влиянием новых условий жизни российского общества, той новой системы ценностей, которая пропагандируется через разные информационные каналы.

Цель : формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся при обучении физики посредством использования системы творческих заданий.  Задачи: - создать условия для развития личности и творческой самореализации каждого учащегося, воспитывать поколение, способное эффективно работать и обучаться на протяжении всей жизни; - разработать модель развития творческого потенциала учащихся; - развивать творческие способности учащихся;

Цель : формирование положительной

мотивации учебной деятельности учащихся при обучении физики посредством использования системы творческих заданий.

Задачи:

- создать условия для развития личности и творческой самореализации

каждого учащегося, воспитывать поколение, способное эффективно

работать и обучаться на протяжении всей жизни;

- разработать модель развития творческого потенциала учащихся;

- развивать творческие способности учащихся;

МОТИВАЦИЯ И ВИДЫ МОТИВОВ  Мотивация  – совокупность мотивов,  побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.  Познавательные мотивы – отражают стремление обучаемых к сомообразованию; направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.  Социальные мотивы  –  стремление получать знания; желание выполнить свой долг; понимание необходимости учиться; чувство ответственности; стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими.

МОТИВАЦИЯ И ВИДЫ МОТИВОВ

Мотивациясовокупность мотивов,

побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.

Познавательные мотивыотражают стремление обучаемых к сомообразованию;

направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы

  • стремление получать знания;
  • желание выполнить свой долг;
  • понимание необходимости учиться;
  • чувство ответственности;
  • стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими.
Уровни познавательных мотивов Учебно –познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний.   2. Мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).  3. Широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями);

Уровни познавательных мотивов

  • Учебно –познавательные мотивы

(ориентация на усвоение способов добывания знаний.

2. Мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

3. Широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями);

ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ интерес к процессу деятельности ; интерес к результату деятельности;  стремление к саморазвитию; развитию каких –либо своих качеств, способностей. ВНЕШНИЕ МОТИВЫ стремление получить положительную отметку; одобрение учителя; симпатию учителя; стремление превзойти других; соперничество.

ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ

  • интерес к процессу деятельности ;
  • интерес к результату деятельности;

стремление к саморазвитию;

  • развитию каких –либо своих качеств,

способностей.

ВНЕШНИЕ МОТИВЫ

  • стремление получить положительную отметку;
  • одобрение учителя;
  • симпатию учителя;
  • стремление превзойти других;

соперничество.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  содержание учебного материала;   организация учебной деятельности;  стиль педагогической деятельности учителя;   коллективные, групповые формы учебной деятельности;   оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителя;
  • коллективные, групповые формы учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.
МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ 1-й этап.  Возникновение мотивации. 2-ой этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации 3-й этап. Мотивация завершения.

МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ

1-й этап.

Возникновение мотивации.

2-ой этап.

Подкрепление и усиление возникшей мотивации

3-й этап.

Мотивация завершения.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ  Урок – соревнование Урок с дидактической игрой Урок – деловая игра Урок—ответы по схемам Урок-консультация Урок – защита рефератов, творческих работ Урок – лекция Урок –эксперимент Урок – наблюдение Урок с применением ИКТ Урок – семинар  Интегрированные уро ки

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ

  • Урок – соревнование
  • Урок с дидактической игрой
  • Урок – деловая игра
  • Урок—ответы по схемам
  • Урок-консультация
  • Урок – защита рефератов, творческих работ
  • Урок – лекция
  • Урок –эксперимент
  • Урок – наблюдение
  • Урок с применением ИКТ
  • Урок – семинар
  • Интегрированные уро ки
 Мотивация деятельности, поведения, мотивация учения как научная проблема с каждым годом все больше привлекает внимание научной мысли. Это обусловлено: Ее огромным влиянием на процесс и результаты деятельности человека вообще и учения школьника в частности;  Она определяет направленность личности человека, отсутствие или наличие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека.  Проблема заинтересованности учеников в изучении физики актуальна в современной школе..  Мотивация – как научная проблема

Мотивация деятельности, поведения, мотивация учения как научная проблема с каждым годом все больше привлекает внимание научной мысли.

Это обусловлено:

  • Ее огромным влиянием на процесс и результаты деятельности человека вообще и учения школьника в частности;
  • Она определяет направленность личности человека, отсутствие или наличие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека.
  • Проблема заинтересованности учеников в изучении физики актуальна в современной школе..

Мотивация – как научная проблема

Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в разумное сотрудничество, что позволяет сделать урок полноценным и радостным, а познание активным и творческим. Для осуществления идеи важна цепочка:  ученик учитель ученик  Пример 1. Увлекаем учеников рубрикой вопросов:   А знаете ли вы…   Глубину погружения человека. Подшипники можно делать из дерева и даже из материи?  В атмосфере, какой планеты будет подниматься воздушный шарик. Сколько выделиться энергии при остывания водных ресурсов Земного шара на один градус . Кипятим охлаждая. Сколько было Ньютону, когда он открыл закон Всемирного тяготения.

Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в разумное сотрудничество, что позволяет сделать урок полноценным и радостным, а познание активным и творческим.

Для осуществления идеи важна цепочка:

ученик

учитель

ученик

Пример 1. Увлекаем учеников рубрикой вопросов:

  • А знаете ли вы… Глубину погружения человека.
  • Подшипники можно делать из дерева и даже из материи?
  • В атмосфере, какой планеты будет подниматься воздушный шарик.
  • Сколько выделиться энергии при остывания водных ресурсов Земного шара на один градус
  • . Кипятим охлаждая.
  • Сколько было Ньютону, когда он открыл закон Всемирного тяготения.
Знаете ли Вы?  Объясните физику явлений. Она жила и по стеклу текла,  Но вдруг ее морозом оковало.  И неподвижной льдинкой капля стала,  А в мире поубавилось тепла? Совершенно непонятно,  Почему вода течет  Сверху вниз, а не обратно,  Так, а не наоборот? Как-то раз спросили розу,  Отчего, чаруя око,  Ты колючими шипами  Нас царапаешь жестоко? Тебе по болоту ходить довелось?  Легко тебе было? Вот то-то!  Тогда почему же огромнейший лось  Так просто бежит по болоту? Почему воздушный шар  Днем поднять труднее?  Ночью этот стратостат  Ввысь летит скорее?!

Знаете ли Вы? 

Объясните физику явлений.

  • Она жила и по стеклу текла, Но вдруг ее морозом оковало. И неподвижной льдинкой капля стала, А в мире поубавилось тепла?
  • Совершенно непонятно, Почему вода течет Сверху вниз, а не обратно, Так, а не наоборот?
  • Как-то раз спросили розу, Отчего, чаруя око, Ты колючими шипами Нас царапаешь жестоко?
  • Тебе по болоту ходить довелось? Легко тебе было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось Так просто бежит по болоту?
  • Почему воздушный шар Днем поднять труднее? Ночью этот стратостат Ввысь летит скорее?!

"36,6"

Я быстро градусник беру

И меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу

И про себя прошу, прошу:

"Родная миленькая ртуть!

Ну, поднимись еще чуть-чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем -

Остановись на "тридцать семь!"

Прекрасно! Тридцать семь и два!"

С. Михалков. Из стихотворения "36,6".

Почему ртуть в градуснике поднимается?

 Пример 2.Домашние эксперименты, наприме р: ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ НЕ ПУТАЕТ ПРАВО И ЛЕВО.  Поставьте два обычных зеркала под прямым углом друг к другу (зеркальными сторонами внутрь). Посмотрите в него. Закройте правый глаз, изображение в зеркале тоже закроет правый глаз. Почему? Постройте изображение.  МИКРОСКОП ИЗ КАПЛИ ВОДЫ. СМОТРИ НЕ УРОНИ! И много других. Пример 3.Творческая работа для всех:   -задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала: например, слабый ученик может дома составить план рассказа и по нему отвечать; во время опроса -используя карточки , соответствующие разному уровню заданий, ученик сам выбирает уровень сложности вопроса.

Пример 2.Домашние эксперименты, наприме р:

ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ НЕ ПУТАЕТ ПРАВО И ЛЕВО.

Поставьте два обычных зеркала под прямым углом друг к другу (зеркальными сторонами внутрь). Посмотрите в него. Закройте правый глаз, изображение в зеркале тоже закроет правый глаз. Почему? Постройте изображение.

МИКРОСКОП ИЗ КАПЛИ ВОДЫ. СМОТРИ НЕ УРОНИ! И много других.

Пример 3.Творческая работа для всех:

-задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и

форму материала: например, слабый ученик может дома составить план рассказа и по нему отвечать; во время опроса

-используя карточки , соответствующие разному уровню заданий, ученик сам выбирает уровень сложности вопроса.

  ТВОРЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ  Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят: в ходе урока ученики могут зарабатывают оценки, и если что-то не получилось, то своей активной работой можно улучшить результат..  При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя. Все это используется в лабораторных работах. Очень часто возникают сложности в написании вывода при выполнении Л. Р.

ТВОРЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ

Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят: в ходе урока ученики могут зарабатывают оценки, и если что-то не получилось, то своей активной работой можно улучшить результат..

При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя. Все это используется в лабораторных работах. Очень часто возникают сложности в написании вывода при выполнении Л. Р.

Система творческих подход и реализация потребность в самовыражении и самопрезентации.

Творческий потенциал формируется при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.

Например, в 7 классе изучение физики можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение физических знаний в работе мамы (папы), применение физики на кухне, в ванной. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность физических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по физике. В последующем можно предложить подготовку сообщений на темы «Физика в медицине», «Физика в современном мире очень часто использую презентацию, но и ученик может проявить свои знания по физике и информатике подготовив свою презентацию для урока, а можно устроить конкурс презентаций среди учеников.Физика в моей будущей профессии», «Физика в криминалистике» и т.д.

  • Типология педагогических игровых ситуаций обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно - деятельностные, работа в группах, парах . Все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение, воспитание и развитие мотивации учащихся.

Ценным методом стимулирования интереса к учению и творчества есть метод познавательной игр ы.

Я довольно часто включаю игровой момент в свои уроки (7-8 кл) учащиеся их очень любят к ним специально готовятся , тем самым изучают дополнительный материал к домашнему заданию, проявляют своё творчество. Одна из разработанных игр: «Брейн-ринг». Также распространена игра «Снежный ком». Берем мягкий мяч и бросаем его одному из учеников, задавая при этом вопрос, он отвечает на него, кидает другому, задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку проводить на любой теме в 7 классах.

  • Один из видов самостоятельных творческих заданий заключается в написании небольшой сказки, куда необходимо ввести главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении.
  •      Знакомлю учащихся с информацией о рефератах, и докладах, выделяю признаки реферата, его структуру, типы, язык, объём, оформление.
  • Также организую самостоятельную творческую деятельность учащихся через исследовательскую деятельность.

Наряду с исследовательским методом  успешно использую  проектную деятельность, начиная с 7 класса (Выпуск газет. Конструирование).

Заготовка схемы и работа по ней:  поставить эксперимент в «немом» демонстрационном варианте и пригласить учащихся  к обсуждению наблюдений по предложенной схеме Проводить можно устно или сделать отчет письменно. Можно применить на лабораторной работе.

Заготовка схемы и работа по ней: поставить эксперимент в «немом» демонстрационном варианте и пригласить учащихся к обсуждению наблюдений по предложенной схеме

Проводить можно устно или сделать отчет письменно. Можно применить на лабораторной работе.

Экспериментальное задание.
  • Экспериментальное задание.
Эксперимент это творчество

Эксперимент это творчество

РЕСУРСЫ

Применение компьютерных программ на уроках физики позволяет учителю решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную и творческую активность школьников. В своей работе я очень часто использую презентации, для изучения и закрепления материала, а также учащиеся выполняют задания по созданию презентаций. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки, с помощью которых наблюдается повышение интереса к предмету: уроки лекции с просмотром различных сюжетов; видео-уроки.

Лабораторное оборудование, виртуальные лабораторные работы, для проверки справедливости законов и выявления сути физического явления.

Работа учащихся с компьютерными моделями и лабораториями чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные виртуальные опыты и даже проводить небольшие исследования. Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.

Интерактивная доска позволяет экономить время контроля, а также расширяет возможности составления различных форм контроля, логических схем, творческих заданий.

Мониторинг класса № Ф.И. 1 ГУКИН ОЛЕГ Видеть ошибку 2 Задать вопрос + МИХАЙЛИЧЕНКО АННА - Предложить ход (шаг) решения + Аргументировать - + Привести пример + + Другой способ решения   + + + + +

Мониторинг класса

Ф.И.

1

ГУКИН ОЛЕГ

Видеть ошибку

2

Задать вопрос

+

МИХАЙЛИЧЕНКО АННА

-

Предложить ход

(шаг) решения

+

Аргументировать

-

+

Привести пример

+

+

Другой способ решения

+

+

+

+

+

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ   Чтобы воспитать в ребенке чувство уверенности, не надо сравнивать его с другими детьми. Более верный путь – научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Мы можем сказать своему ученику: «Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты плохо подготовился к уроку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то, можешь получить лучшую оценку». Всегда оставляем ребенку шанс измениться к лучшему.  Если ребята показывают свои умения работать самостоятельно, приводят примеры, повышается уровень информационных умений учащихся, особенно это проявилось в поиске иллюстративного материала в сети Интернет и создании презентаций.  Возросли интерес к занятию, мотивация и познавательная активность обучающихся воспитанников.  Эффективность работы можно проследить, проведя анализ мониторинга качества по предмету.  Повысился процента учащихся участвующих в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях по физике.

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Чтобы воспитать в ребенке чувство уверенности, не надо сравнивать его с другими детьми. Более верный путь – научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Мы можем сказать своему ученику: «Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты плохо подготовился к уроку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то, можешь получить лучшую оценку». Всегда оставляем ребенку шанс измениться к лучшему.

Если ребята показывают свои умения работать самостоятельно, приводят примеры, повышается уровень информационных умений учащихся, особенно это проявилось в поиске иллюстративного материала в сети Интернет и создании презентаций.

Возросли интерес к занятию, мотивация и познавательная активность обучающихся воспитанников.

Эффективность работы можно проследить, проведя анализ мониторинга качества по предмету.

Повысился процента учащихся участвующих в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях по физике.

 Все наши замыслы, все поиски  и построения превращаются в прах,  если у ученика нет желания учиться.                                                                              В.А.Сухомлинский   Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но мы должны помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную и творческую деятельность. Идея опыта работы подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Развитие творческого потенциала учащихся (личности) это постоянный, сложный, но важный процесс.  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Все наши замыслы, все поиски

и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться.

                                                                            В.А.Сухомлинский

Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но мы должны помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную и творческую деятельность.

Идея опыта работы подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Развитие творческого потенциала учащихся (личности) это постоянный, сложный, но важный процесс.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!