СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар: Особенности педагогического общения. Стиль деятельности педагога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар  способствует повышению психологической компетентности педагогов по проблеме педагогического общения с детьми.  

Просмотр содержимого документа
«Семинар: Особенности педагогического общения. Стиль деятельности педагога.»

Семинар: Особенности педагогического общения.
Стиль деятельности педагога.


Цель: способствовать повышению психологической компетентности педагогов в рамках темы.

Задачи:

1. Актуализировать знания участников по проблемам педагогического общения.

2. Помочь учителям осознать собственный стиль педагогического общения.


Взаимоотношения учителей с учащимися — один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель в принципе достаточно подготовлен к организации и поддержанию таких взаимоотношений, он видит ученика в основной сфере деятельности — в школе, знает его товарищей и друзей. Это дает, с одной стороны, большой материал для общения, с другой — способствует достижению педагогом воспитательных целей, так как, общаясь с учеником, он может учитывать многие факторы его жизни и соответственно воздействовать на школьника, помогая ему решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, ибо многие из этих проблем порождены учебой, отношениями с товарищами, общественной деятельностью, т. е. теми сферами жизни школьников, о которых учитель может быть осведомлен лучше по сравнению с другими взрослыми. Однако в практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства того или иного педагога, иными словами, от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися. Хотелось начать наш семинар с результатов анкетирования учащихся.


  1. Результаты анкетирования.

Ученикам было предложено перечислить черты, которыми, по мнению отвечающих, должен обладать «Идеальный учитель».

В результате обработки полученных ответов составлены два ранжированных эталонных ряда качеств учителя «Глазами учеников».

Для юношей человеческие качества учителя «Чувства такта, умения понять другого, доброжелательность, общительность» приобретают большую ценность, чем собственно профессиональные качества. Широта кругозора, знание смежных, дисциплин, умение ярко проводит занятия - все эти качества, столь важные для учителя, занимают в эталонном ряду, составленном по ответам учащихся, всего лишь 15-20-е места.

Суда по ответам учеников, для них в первую очередь важно, чтобы учитель был личностью, настоящим другом и наставником. Вначале учащиеся смотрят, «Какой он человек», а потом уже обращают внимания на то, «Как он преподает». Во многих ответах отмечается, что учитель должен быть и «Неформальным лидером» класса, уметь работать с каждым учеником отдельно, «Переубеждать логикой, а не криком». Почти во всех ответах содержится мысль о том, что любовь к детям неотделима у учителя от любви к своей профессии.


  1. Игра «Стили общения»

Важной характеристикой в этике профессионально - педагогического общения является его стиль.


Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения:

  • Авторитарный;

  • Демократический;

  • Либеральный.

Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.

Каждой группе раздадим стили и вы должны, определить какой у вас стиль.


Авторитарный стиль подразумевает:

  • Взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению.

  • Стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения.

  • Все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках.

  • Отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики.

  • Предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза благодарность.

Следствие: учащиеся испытывают эмоциональный дискомфорт, тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс, в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения, педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. А ученики теряют веру в справедливость своих наставников.


Либеральный стиль:

  • Такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду.

  • Неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений.

  • Почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса.

  • Ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.


Демократический стиль:

  • Наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса.

  • Высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность).

  • Интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей).

  • Уметь понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников.

  • Отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.


  1. Диагностика педагогов.



Тест «Стиль преподавания», (См. приложение №1.)

Практическая значимость заключается в следующем: Педагоги получат: знания о своем индивидуальном стиле деятельности, в основе которого лежат профессионально-личностные качества, практические навыки моделирования ситуаций успеха в работе с конкретными учащимися.


  1. Упражнение «Орехи».

Цель: метафорически показать педагогам значимость индивидуального подхода к учащимся.


Описание: педагогам предлагается взять из корзинки по одному ореху и внимательно рассмотрев, запомнить все особенности: линии, темные пятна, размер, форму.

Затем орехи складываются, назад в корзинку и перемешиваются. После чего педагогам предлагается найти свой орех из общей массы. Как правило, всем участникам удается найти свой орех. Затем проводиться обсуждение по следующим вопросам:

  • что помогло при выполнении задания;

  • какую стратегию использовал каждый;

К выводу подходят все вместе. (Потратив некоторое время на изучение личности учащихся, педагоги затем безошибочно могут найти подход к каждому ребенку.)


  1. Разборка педагогических ситуаций.



Предлагаю теоретические знания, закрепит на практике. Сейчас вам раздадим педагогические ситуации, и вы в течение пяти минут должны найти выход из них.

Педагогические ситуации:


Ситуация №1. Обучающийся учится плохо, на уроках не работает, не замечание и призывы учиться, слушать педагога на уроках отвечать: «Я все равно поступлю в университет».


Ситуация №2. На первом уроке ученик лежит на парте, глаза сонные, он почти спит. Педагог спрашивает: «Что с тобой происходит» Во сколько лег?». Ученик отвечает: «Я поздно лег - в три или четыре утра, я не помню». «А чем же ты занимался?» «На компьютере играл».


Ситуация №3. Педагог обращается к обучающемуся, который крутит в руках телефон: «Убери, пожалуйста, телефон или выключи его» Обучающихся: Я вообще никогда с ним не расстаюсь и не выключаю его.


Ситуация №4. Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут. Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?» (я проспал, в столовой был).


Ситуация №5. Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря в глаза, заявил: «Это не я».


Ситуация №6. Учитель дает задание, а тот не хочет его выполнять и ученик об этом заявляет; «Я не хочу это делать!».


Ситуация №7. Вы заходите в класс, а учащиеся играют в карты. Ваши действия.


Ситуация №8. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетради (выполнить домашнее задание и.т.п).


Ситуация №9. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать вместе с ним».

Ситуация №10. По просьбе завуча вы замечаете заболевшего учителя в чужом классе. Начался урок. Класс совершенно неуправляем. Вы здороваетесь - никакого внимания.


Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете и др). В данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.


Обсуждаются ответы учителей.


Рефлексия.


На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец -это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:

  • большой - для меня это важно и интересно...

  • указательный - я получил конкретные рекомендации...

  • средний - мне было трудно ( не понравилось)...

  • безымянный - моя оценка психологической атмосферы...

  • мизинец - для меня было недостаточно..































ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Тест для педагогов «Стиль преподавания»

Ответьте на вопросы анкеты

I. Если класс не приведен в порядок

1) моя реакция зависит от ситуации

2) я не обращаю на это внимание

3) не могу начать урок

II. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

1) в зависимости от ситуации

2) нет 3) да

III. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчеств

2)Не вмешивается в мою работу

3)Дает четкие указания

IV.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

1) в зависимости от ситуации

2) предпочитаю импровизацию

3) всегда

V. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1) предпочитаю выяснить отношения

2) игнорирую этот факт

3) плачу ему той же монетой

VI. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1) я пытаюсь принять его точку зрения

2) перевожу разговор на другую тему

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

VII.По- моему в школьном коллективе важнее всего

1) работать творчески

2) отсутствие конфликтов

3) трудовая дисциплина

VIII. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

1) нет, это недопустимо

2) затрудняюсь ответить

3) если ученик этого заслуживает

IX. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать

2) лучше игнорировать

3) только мешают учебному процессу

X.Мои ученики относятся ко мне с симпатией

1) нет 2) когда как 3) не знаю

В основном организация современного урока зависит от того какой стиль преподавания присущ тому или иному учитель. А какие же педагоги работают в нашей школе? Сейчас я предлагаю пройти тест «Стиль преподавания».

Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.

Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения

преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Мы имеем следующие результаты:

У _______% педагогов наблюдаются черты попустительского стиля деятельности. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся.

У ________% опрошенных педагогов наблюдаются авторитарные тенденции в деятельности. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности

________% - это демократы. Эти педагоги предоставляют возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушиваются к их мнению, поощряют самостоятельность суждений, учитывают не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия побуждение, совет, просьба. У педагогов наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.


















Адаптация  учащихся  10-х  классов

Рекомендации  родителям

Каковы признаки успешной адаптации?

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

  2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

  3. Если программа сложная, внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

  4. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не позволять ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

  5. Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.

  6. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Какие особенности необходимо учитывать родителям старшеклассников?

Если ваш ребенок перешел в 10 класс из другой школы, то отнеситесь с пониманием к важной потребности ребенка наладить взаимоотношения с одноклассниками.

Некоторые дети в этом возрасте определились со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на "полезные" и "ненужные", что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией - а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за "мимолетное увлечение".

Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получили бы высшее образование. Но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь понаблюдать  за тем,  умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата.

Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения

Нередко в 10-м классе возникает ярко выраженная проблема – желание отдохнуть после напряженного 9-го класса и перед выпускным одиннадцатым. Для того чтобы старшеклассники не отдалялись от взрослых, нужно обстоятельно объяснить свои опасения, что именно вас беспокоит в его поведении. Можно рассказать о своих упущенных возможностях в его возрасте, но без раздражений и поучений. Желательно, чтобы вы  ориентировались в различных молодежных явлениях, направлениях, а не говорить заранее, что все, что интересует подростков - полная ерунда. Ребенку для уверенности в себе необходимо знать, чем интересуются его сверстники. Если вам не нравится стиль и макияж, который выбрали ваша дочь или сын, не насмехайтесь над ним, не запрещайте, а объясните, что именно вам не нравится, почему, и как следует изменить стиль.

Юноши и девушки охотно используют время обучения в 10-м  классе для общения с друзьями, проводят больше времени вне дома, реже приглашают друзей к себе. Объясните свои волнения, они должны быть аргументированы и разумны, но не категоричны. Назидания и нравоучения не помогут, а только оттолкнут вас друг от друга.  В 10-м классе необходимо школьникам уже окончательно определиться, куда они будут поступать. Если принято конкретное решение – следует предпринять какие-либо шаги для начала подготовки к экзаменам. Посетите дни открытых дверей в различных заведениях для получения более полной информации. Родители и педагоги в состоянии оценить знания по необходимым предметам и по самым «хромающим» начать подготовку.  Именно в 10-м классе эти занятия будут своевременными. Повышенная тревожность в это время только усилит переживания.

Больше разговаривайте со своими детьми, интересуйтесь их жизнью. Они только кажутся взрослыми, им еще очень нужна ваша помощь











Рекомендации для родителей по адаптации учащихся 1-х классов к школе



Особенно сложен период адаптации к школе для первоклассника. Обычно он длится от одного до трех месяцев, но бывает, что затягивается и на более долгий срок. У многих детей в это время наблюдаются различные психологические нарушения: некоторые дети шумны, гиперактивны, с учителями ведут себя довольно развязно; другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки. Возможны нарушения сна, аппетита, различные капризы. Все эти изменения связаны с большой нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, так как требования к нему резко увеличиваются. Часто бывает так, что ребенок может прекрасно учиться, быть отличником и, тем не менее, испытывать серьезные нервные срывы, которые выражаются в частых заболеваниях. Первокласснику необходим полноценный отдых с обязательными прогулками на свежем воздухе, регулярный режим питания со всеми витаминами, спокойный 10-часовой сон (достигается фиксированным отходом ко сну).

В первое время для ребенка особенно важна поддержка и заинтересованность родителей. Их задача — помочь адаптироваться к школе.

Если вы увидели, что у вашего первоклассника возникли проблемы, можно обратиться к психологу или психотерапевту. Но для начала хоте-лось бы дать некоторые общие рекомендации.

Дорога до школы и обратно должна быть ребенку хорошо знакома. Несколько раз прогуляйтесь с ним до школьного здания. По пути обратите его внимание на светофоры, подземные переходы, опасные участки пути. Научите его самостоятельно открывать и закрывать дверь.

Дома в присутствии ребенка называйте учительницу по имени и отчеству. После первого сентября у ребенка будет много новой информации, и он вполне может забыть, как ее зовут.

Каждое утро будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

Не отправляйте утром ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

Прощайтесь перед школой без наставлений. У ребенка впереди трудный день. Лучше найдите несколько ласковых слов, пожелайте ему удачи.

Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайтесь на не-го с вопросами, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же он чересчур возбужден, если хочет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится — расскажет все сам.

Если ваш ребенок отказывается идти в школу, потому что там ему дали обидное прозвище или его обижают старшие или сильные дети, не говорите ребенку, что «это все пустяки». Проблема нежелания идти в школу из-за страха или обиды гораздо сложнее, чем проблема, возникшая из-за неуспеваемости. Выявить причину и решить ее можете только вы. В спокойной обстановке поговорите с ребенком, разберитесь во всем и решите, что делать дальше. Только не кричите, и не ругайтесь с мамой «врага» или учителем. Если не сможете справиться с ситуацией, обратитесь к психологу. Но не откладывайте визит, надеясь, что все образуется само собой. У ребенка может снизиться самооценка и возникнет неуверенность в себе.

Если учитель чем-то недоволен, выслушайте его замечания, но не торопитесь наказывать ребенка. Разберитесь и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка.

После школы должен быть часовой отдых.

Старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми, не зависят от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

Никогда не сравнивайте ребенка ни с кем другим. Его можно сравнить только с самим собой (не умел, а сейчас — умеешь, не получалось — получилось).

Помните, что ребенок ищет защиты у мамы и папы. Любите своих детей независимо от их успехов и поведения.

Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, разговоры с членами семьи.

Не загружайте новоиспеченного ученика внешкольными занятиями — кружками, секциями. Если ребенок этого не делал до школы, то он может начать заниматься во втором классе.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего это показатели утомления, трудностей в учебе.

Помните, успех адаптации во многом зависит от родителей. Если мама встревожена, не уверена в себе, то эта тревожность и неуверенность передастся ребенку и его самооценка может снизиться. Если в семье существуют проблемы, ссоры, то ребенку будет сложней адаптироваться в социуме, это может отразиться и на успеваемости.

Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, читайте литературу для родителей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!