Тема семинара – практикума:
«Организация элементарной опытно-исследовательской
деятельности с детьми в рамках проектной деятельности»
Подготовила и провела:
воспитатель
Родионова Светлана Юрьевна
2017 г.
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Наш семинар-практикум хочу начать с вопроса. Уважаемые воспитатели! Ответьте, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка – дошкольника?
ОТВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
Замечательно, а теперь я подведу итог вышесказанному: Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей
- познавательного интереса;
- развитию наблюдательности;
- а также мыслительную деятельность.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде и т.д. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования в п. 1.4 отмечено, что одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В п. 2.7 отмечено что, конкретное содержание Образовательной Организации может реализовываться в разных видах деятельности: общение, игре, познавательно-исследовательской – как сквозных механизмах развития ребенка.
Рассматривая Целевые ориентиры нужно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования одним из пунктов прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Предполагаемые нововведения воспитательно-образовательной работы с детьми заключаются:
- в преобразовании предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;
- в использовании игрового экспериментирования на занятиях и вне занятий во всех возрастных группах;
- в создании «Детской мини-лаборатории», для самостоятельной деятельности;
- в организации совместной проектной деятельности с детьми.
Принципы построения предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Развивающая среда должна обеспечивать:
- развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формирование умений комплексно обследовать предмет в уголках экспериментирования (с распределением материала по разделам.)
Рекомендации для воспитателей
В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.
Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.
Цели экспериментирования могут быть такими, например:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Какие формы работы по опытно-исследовательской деятельности мы можем использовать? - это
- занятия;
- беседы познавательного характера;
- прослушивание аудиозаписей;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
- эксперименты и опыты;
- рассматривание картин;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- акции добрых дел;
- конкурсы;
- праздники, развлечения, вечера досуга;
- театрализованная деятельность;
- Дни открытых дверей и т. п.
В уголках по экспериментированию должны быть выделены:
Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.)
Место для приборов.
Место для выращивания растений.
Место для хранения природного и бросового материалов.
Место для проведения опытов.
Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружки, пенопласт и др.)
Приборы и оборудование - это примерная наполняемость наших уголков.
Во-первых: Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
Во-вторых: Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4.Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Правила безопасности при проведении опытов: для детей
Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.
Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;
Аккуратно пользоваться емкостью для воды;
Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);
Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;
Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;
После опыта убирать.
Взаимодействие с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
А теперь от теории к практике.
Опираясь на свою работу, хочу рассказать, как организую элементарную опытно-исследовательскую деятельность с детьми в рамках проектной деятельности.
На протяжении четырех месяцев, в группе среднего дошкольного возраста «Звездочки» был реализован среднесрочный проект «Волшебница вода».
Актуальность данного проекта:
Тема проекта актуальна, своевременна, она позволит расширить кругозор, развить самостоятельность, стремление к познанию нового, интересного в окружающем мире.
Развивать познавательный интерес у детей наблюдениями, беседами, экскурсиями возможно, но этого не достаточно. Ребенку необходимо самому пощупать, потрогать, понюхать, а иначе говоря, действовать. И чем раньше он начнет действовать, тем лучше. Наилучший способ развития познавательного интереса у детей это опыты и эксперименты.
Дети знают только то, с чем сталкиваются в обычной жизни, в быту. А хотелось бы, чтобы дети знали намного больше, чем элементарные вещи.
Необходимо дать наиболее глубокие знания детей о воде, о ее свойствах, качествах, о значении воды в жизни человека и природы. И наилучшим способом сделать это, возможно только, через опытно-исследовательскую деятельность детей.
Цель проекта: Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи: (которые я ставила перед собой)
Расширение представлений детей о свойствах и качествах воды, через опыты и эксперименты.
Расширение представлений детей о значении воды в жизни человека и природы. Развитие познавательного интереса и связной речи детей.
Воспитание бережного, заботливого отношения к воде и природе.
Решать первую задачу, мы начали с ознакомления детей с предметами – помощниками в исследовательской деятельности. Познакомили их с такими предметами как, лупа, микроскоп, мерный стаканчик, рулетка, воронка. Создали доступные условия для самостоятельной деятельности в использовании и обследовании предметов, таких как, пуговицы, ракушки, соль, сахар, шишки, семена растений, почва, песок. Дети в течение всего проекта рассматривали в группе игрушки, семечки в фруктах, проросшие семена, корни растений, а также на прогулке: снежинки, ствол кустарника, оборудование на участке. Этим мы пытались привлечь детей к самостоятельной и активной исследовательской деятельности.
Знакомство со свойствами и качествами воды, мы начали с определения «Какая вода?», где дети узнали, что вода прозрачная (а не белая), не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет формы, в воде исчезает соль и сахар, и на вкус вода с сахаром отличается от соленой воды.
Провели опыты: «Лед – это вода». Для этого, в мензурки мы набрали воду: в одну – обыкновенную, а в другую – подкрашенную. Затем совершили экскурсию на пищеблок, взяв с собой мензурки с водой, где нам разрешили самим поставить их в морозильную камеру. После выходных мы забрали наши мензурки и обнаружили, что обыкновенная вода превратилась в прозрачный лед, а синяя вода – в синий лед, затем мы наблюдали, как лед обратно превращается в воду.
«Пар – это вода», сначала мы накипятили чайник с водой, открыли крышечку и наблюдали, как пар поднимается кверху, затем я взяла сухое блюдечко и поднесла к чайнику, а когда перевернула его, дети заметили и потрогали пальчиками капельки воды, образовавшиеся на дне блюдца. Этим мы убедились что пар – это вода.
«Снег – это вода», с прогулки мы с ребятами принесли 2 контейнера со снегом. Один поставили на подоконник, а на втором нарисовал солнышко, уж очень нам зимой захотелось уже тепла и поставили его туда же. На следующий день мы увидели, что снег превратился в воду и солнышко наше тоже растаяло и превратилось в желтую водичку.
Благодаря этим исследованиям дети на собственном примере убедились, что снег и лед превращается в воду у них в руках, а пар это тоже вода.
Мы провели эксперимент «Куда делась вода?» дети заметили, что после выходных воды стало в стаканчике меньше. Они узнали о том, что вода может испаряться.
Из следующего опыта мы узнали, что пузырьки в стакане с водой – это воздух, для этого мы взяли трубочки для коктейля и сначала подули себе на руку, убедившись, что это воздух, а затем подули в стакан с водой. Порассуждав пришли к выводу, что воздух скорее всего легкий и поэтому он поднимается вверх.
Для решения второй задачи, мы провели эксперимент «Вырастит ли фасоль», в две емкости посадили фасоль, при этом одну поливали, а другую нет, этим опытом я показала детям, что без воды фасоль прорости не может, для любой жизни нужна вода.
Провели опыт «Вода помогает расти корням», где дети наблюдали за корневой системой орхидеи. Подливали воду в тарелочку, для того чтобы корни росли, были сильными.
Мы посадили семена петунии, где дети принимали активное участие, опрыскивали, поливали и уж через несколько дней заметили первые ростки.
Еще мы принесли с улицы нераспустившуюся веточку, поставили в воду и в течение нескольких дней наблюдали (на веточке зазеленели листочки).
А также провели беседы «Вода вокруг нас», «Путешествие капельки», «Вода нужна всем», «Волшебница вода», «Берегите воду» и т.д.
Читали стихи и загадывали загадки о воде, а также, стихи направленные на бережное отношение к воде.
Узнали о круговороте воды в природе из сказки про капельку (в электронном виде у меня эта сказка есть) чтобы вы имели представление, кратко расскажу:
Жила-была маленькая капелька.
Она с подружками сидела в большом облаке.
День ото дня облако становилось все больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем.
Так наша капелька попала сначала в ручеек, а затем в озеро.
Так бы она и путешествовала, пока не пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и стала подниматься вверх.
Рядом проплывало красивое облако и наша капелька присоединилась, а там ее ждали другие такие же капельки.
Эту сказку можно читать в любом дошкольном возрасте, только с усложнением материала.
Также прочитали произведение Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр».
В своей работе использовала дидактические игры «Где живет вода?», «Что происходит в природе?», «Воздух, земля, вода».
Просмотрели цикл мультипликационных фильмов о воде (ссылки вы видите на экране) «Берегите воду», «Стакан воды», «Откуда в нашем доме вода», Фикси-советы «Опыты с водой».
Все это позволило нам расширить представления детей о том, что вода нужна человеку, растениям для жизни и развития.
Проводя опыты и эксперименты, беседуя с детьми о воде, растениях мы решили и третью задачу по воспитанию бережного, заботливого отношения к природе, воде.
Провели развлечение для детей, где дети рассказывали Незнайке стихи, помогали отгадать загадки о воде, назвали свойства воды, сравнивали напитки с водой и говорили, чем вода отличается от сока, молока, носили воду в ложках, стараясь не пролить ни одной капельки, не забывая о бережном отношении к воде.
Составила папки «Стихи о воде», «Загадки о воде» для работы, как в группе детского сада, так и для заучивания дома. А так же предложила родителям консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Готовим исследователей на кухне», «Проведите дома опыты с водой» для развития познавательного интереса у детей дома.
Считаю, что все задачи, которые поставила, выполнила, но работу, направленную на развитие познавательного интереса у детей через опытно-исследовательскую деятельность необходимо продолжать и в старшем дошкольном возрасте.
Надеюсь, подготовленный семинар-практикум расширил ваши знания об организации элементарной опытно-исследовательской деятельности с детьми в рамках проектной деятельности и поможет вам в работе в этом направлении.
Спасибо за внимание.