СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар – практикум по теме:"Использование технологии "Сказкотерапия"на музыкальных занятия в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Показать актуальность Сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста. 
  • Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.
  • Привлечь внимание родителей к театрализованной игре
  • Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления театральных кукол.

Просмотр содержимого документа
«Семинар – практикум по теме:"Использование технологии "Сказкотерапия"на музыкальных занятия в ДОУ"»








Семинар – практикум по теме:"Использование технологии "Сказкотерапия"на музыкальных занятия в ДОУ"









Выполнил:

Музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад «Теремок»

Агаркова О.А.






пгт. Гвардейское

2017 год

Цели: 

  • Показать актуальность Сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста. 

  • Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

  • Привлечь внимание родителей к театрализованной игре

  • Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления театральных кукол.

Задачи:

  • Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.

  • Развивать познавательный интерес.

  • Развивать речь, обогащать активный словарь.

  • Обогащать положительный эмоциональный опыт.

Предварительная работа:

1. Подбор литературы и оформление выставки «Сказочная мастерская» (педагоги-дети-родители).

2.Статья для педагогов «применение Сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях»

3.Подготовлена консультация для родителей « Сказкотерапия на музыкальных занятиях и дома»

Форма проведения: семинар-практикум. 

Использование технологии «Сказкотерапия» на музыкальных занятиях

Ход проведения семинара

Вступительное слово: 

Ведущий: Свой семинар мне хотелось бы начать со слов Д. Родари 
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критические воспринимать окружающее » 
Семинар построен по принципу игры – путешествия, что поможет педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру Сказкотерапевтического занятия.
 
Сказки... Волшебство... Вы услышали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды...
 
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой Сказкотерапии.
 
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. 
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. 
Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций. 
Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. 
Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны… 
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей 

Структура 
I этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление педагогов как можно обучать дошкольников посредством сказок , без дидактики и нравоучений. 
Ведущий: Уважаемые коллеги присаживайтесь, пожалуйста, в кружок, расскажу я вам сказку… 

СКАЗКА


Жили – были в одной сказочной стране маленькие человечки. Они были очень любознательны, любили экспериментировать, фантазировать и придумывать. Но больше всего на свете они любили сказки! Благодаря сказкам познавали мир и передавали свои знания из поколения в поколения. 
Но однажды произошло одно событие, которое в корне изменило всю их жизнь.
 
Одна очень добрая Фея прочитала в своей волшебной книге, что есть такая страна, жители которой живут без образца и не знают даже элементарного как правильно все делать.
 
Не порядок решила она, но это поправимо, я их всему научу и она в тот же миг перенеслась на своем волшебном зонтике в Маленькую страну.
 
Фея так усердно принялась за работу. День и ночь неустанно создавала образцы и складывала в большую папку с названием «Делай как я!».
 
Добрая Фея старалась всему научить маленьких человечков, дать им больше знаний, заполнить ими все свободные места головного мозга. Увы, действия Феи не произвели ожидаемого результата. Жители Маленькой страны стали грустные, усталые и совсем разучились фантазировать. Память и внимание у них не развивались, а думать самостоятельно они разучились.
 
А самое страшное! Перестали верить в сказку!
 
Фея просто разрыдалась: « Но что же я сделала не так? Почему такой результат? Ведь я хотела, как лучше!»
 
С тех пор она по ночам перелетает на своем волшебном зонтике из одной страны в другую, заглядывает в окна домов и ищет ответы на свои вопросы.
 
Ведущий: Сегодня ночью Фея заглянула и в мое окно. Мы с ней долго беседовали, она и поведала мне эту грустную историю. А я пересказала ее вам, слово в слово. 
И вот, что подумала: « А не попробовать ли нам помочь ей? Может ответы на ее вопросы окажутся не такие сложные, как на первый взгляд?» 
- Поможем? (ответы) 
- Я предлагаю нам всем вместе отправиться в Маленькую страну. Но не в настоящее время, когда результат проделанной Феей работы нанес на нее уже свой отпечаток, а в прошлое, когда жители Маленькой страны были веселы и беззаботны. Вы согласны перенестись в сказку? (ответы) 
- Чтобы не заблудиться в сказке мне Фея оставила карту Маленькой страны. 

(На ЭКРАНЕ появляется карта Маленькой страны)

А проводят нас туда вот эти бабочки помощницы доброй Феи. (В руках держу бабочек) 
- Как? Спросите вы! 
Очень просто. надеваем на указательные пальчики бабочек , закрываем глаза и мысленно представляем, как вы летите на крыльях этой бабочки в страну своей мечты. (массаж расслабление "вальс Бабочек")

II этап. Ритуал входа в сказку. 
(Звучит мелодия « Маленькая страна») (на ЭКРАНЕ появляются «Сказочные ворота»)

- Маленькая страна ждет нас! Вперед! В распахнутые ворота… 

III этап. Решение проблемы. (Теоретический) 
 Ведущий: 
 - Первое, что мы встречаем на своем пути… 

(на ЭКРАНЕ «Школа Волшебников»)
- Это школа волшебства. Я предлагаю зайти в эту школу, ведь что бы помочь Феи, прежде необходимо самим познакомиться, как можно учиться у сказки. 
Присаживайтесь по удобнее, начинается урок! 
(Педагоги рассаживаются за столы тремя подгруппами) 

2.Изучение методической литературы. Теория.

Ведущий: Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик.

В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по сказкотерапии, в том числе:

-Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству.

-Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю,

-Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей,

Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий формирования креативных качеств личности.
Дети, которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

Виды сказок:

Выделяют пять видов сказок

  • К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.

  • Народные сказки. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс “мифосложения” и “сказкотворчества” был связан с принципом “оживотворения”.

  • Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, мы, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией.

  • Дидактические сказки создаются педагогами для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.

  • Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

  • Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

  • Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами…

Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.


3. Преимущество сказок при работе на сказкотерапевтических занятиях.

Преимущество сказок для личности ребенка заключается в следующем:

  • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

  • Неопределенность места действия главного героя. «В некотором царстве, в некотором государстве»… Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.

  • Образность языка. Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.

  • Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

  • Победа Добра. Психологическая защищенность. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

  • Наличие Тайны и Волшебства. Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

ЖИЛИ - БЫЛИ.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок  игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

И ВДРУГ ОДНАЖДЫ...

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

ИЗ-ЗА ЭТОГО...

Показать в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка сказки должна быть позитивной. 

Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других, А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.

Кстати, очень интересные выводы можно сделать, просто зная, какая сказка у ребенка самая любимая. Если ребенку нравится сказка, значит, она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него, отражая его способности, черты характера и восприятие действительности. По сути, любимая сказка – это модель жизни человека, вернее, то, какой бы он хотел ее видеть в идеале. Поэтому обязательно надо выяснить, что привлекает ребенка в сюжете его любимой сказки.

4.Внедрение в практическую деятельность технологии «Сказкотерапия».

Сказки в своей деятельности с детьми я использовала всегда, в основном в праздниках и развлечениях, а так же по слушанию музыки. Когда я поставила перед собой задачу повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства в своей деятельности.

В моей практике основные задачи «сказкотерапии»:

  • повышение внимания детей на занятиях,

  • развитие эмоциональной отзывчивости,

  • развитие воображения, фантазии, творческих способностей.

В процессе использования технологии можно применять методы и приёмы: куклотерапии, релаксирующие приемы музотерапии, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др.

На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.

  1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

  1. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам .музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, иногда новой. Исполнение' музыкального произведения должно быть высоко-
художественным; рассказывать и петь нужно обязательно на память,
чтобы -дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою
очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ, музыка. Перед началом слушания музыки по сказке хорошо сделать
небольшое вступление, например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось».Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через
некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку
и песни, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям.
После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку еще раз.

  1. Кукольный театр.

В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания. («Лисичка и зайчик», и др.)

Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.

Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре ).

Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

  1. Придумывание сказок детьми.

Используется методика "Придумай сказку"(старшая, подготовительная группы).

Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения)

IV этап. Решение проблемы. (Практический) 
Ведущий: - После большой теоретической части хочется немного расслабиться и отдохнуть? (ответы) Предлагаю заглянуть в наш небольшой планетарий. Навестить Звездочета и полюбоваться на звезды. (Зрительная гимнастика « Звездочет»)

Смотрим на карту! 

(на ЭКРАНЕ «Дорога добра»)
- Впереди нас ждет дорога! 
- Время не стоит, а ведь нам надо везде успеть. Попрошу всех выйти. Встанем друг за другом и, положив руки, друг другу на плечи, пойдем змейкой, что бы ни отставать по «Дороге добра», она зовет нас вперед! 

(звучит песня «Дорогою добра»)

(на ЭКРАНЕ «Тайная комната»)
- А перед нами закрытая дверь… 
- Что нам нужно, чтобы открыть замок? 
- В сказках, что бы, что-то раздобыть, нужно решить сложную задачу. А мы будем отгадывать загадки. 

(на ЭКРАНЕ загадки - отгадки)


- Ключ, найден! 

(на ЭКРАНЕ «Мешочек сказок»)

Ведущий: 
 - В этой комнате волшебный мешочек с заколдованными сказками. 
Сказки просят: « А сейчас, расколдуйте, друзья нас!» 
- Наша задача их собрать, и тем самым расколдовать. ( Собирают пазлы и отгадывают сказку) 
Ведущий: 
- Дети существа активные от природы, они любят не только слушать сказки, но и действовать, творить, музицировать опираясь на них.

Ведущий:  Замечательный музыкант Екатерина Железнова предлагает использование сказок -шумелок .Звукоподражание посредством использования музыкальных и шумовых инструментов  способствует развитию творческой фантазии, а совместное музицирование и игровая деятельность формирует навыки сотрудничества и сотворчества.

Примечание: игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

(на ЭКРАНЕ Сказка- шумелка "Шел медведь по лесу")

V этап. Развивающий элементы самосознания. 
Ведущий: 
- Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу не сказочную реальность… 
- Я вам предлагаю напоследок побывать в волшебном саду Маленькой страны, где счастливо и беззаботно резвятся маленькие человечки. Послушать пение сказочных птиц, услышать, как бурлит молочная река - кисельные берега, как весело стрекочут кузнечики и переговариваются, пчелки перелетая с цветка на цветок. Вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание. 
Окунемся в свое детство и вспомнить себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир! 
Давай те же не дадим больше уснуть этому чувству! 

(на ЭКРАНЕ слайды и звучит мелодия «Маленькая страна»)



Протянем руки и возьмем с собой частичку Маленькой страны и сохраним ее в нашем сердце! 
VI этап. Ритуал «выхода из сказки». 

(на ЭКРАНЕ «Ворота»)

Ведущий: 
- Вот перед нами распахнуты ворота, на этот раз это выход из Волшебной страны. 
А бабочки нам помогу и перенесут нас обратно. Закрываем глаза и представляем, что бабочки на своих крыльях уносят нас обратно. (Муз. вальс бабочек)
VII этап. Итог. (Заключительный) 
Ведущий:
 
- Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель? Теперь мы можем, ответить Феи на ее вопросы? 
- Сейчас мы будем передавать бабочек, помощниц Феи по кругу и расскажем ей, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить. А они перескажут все ваши пожелания своей хозяйке. 
( передаем бабочек по кругу) 
- Семинар выстроен по принципу Сказкотерапевтического занятия. Я хотела на практике показать вам структуру и ход занятия. Как из сказки извлечь проблему, какими методами и приемами решить поставленные задачи, какие средства использовать в работе со сказкой, как погрузиться в самосознание (сохранили частичку Маленькой страны у себя в сердце), ритуал входа – выхода из сказки. 

Результаты внедрения сказкотерапии в практику.

  1. Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.

  2. Сделала подборку коротких сказок для каждого возраста (по разделу «Слушание музыки»).

  3. Сделала подборку сказок, иллюстрируемых музыкой.

  4. Провожу занятия, праздники, развлечения с использованием данной технологии.

  5. Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.

  6. Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.


Используемая литература: 
  • Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии,

  • Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей,

  • Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников

  • Белобрыкина О.А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов);

  • Шорохова О.А. « Играем в сказку»

  • Масько Л.Г. зрительная гимнастика;

  • Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки».