СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум "Семья. Функции семьи. Семейное воспитание"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум для классных руководителей

«Семья. Функции семьи. Семейное воспитание»

При входе  зал все участники получают карточку определенного цвета. Всего 4 цвета. На столах стоят визитки тех же цветов, что и карточки. Участники садятся за столы своего цвета. Таким образом, участники объединяются в 4 группы.

Ведущий: Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о семье, о ее функциях, об организации семейного воспитания и о формах работы с родителями.

Задание 1.  Всем участникам роздано  по 10 карточек размером  3Х5. Напишите на карточках свои жизненные ценности. Проранжируйте их. Прочитайте первые 5 (зачитывают несколько человек).

Ведущий: Почти 100% опрошенных людей к своим самым важным ценностям относят семью. И действительно, семья является одной из самых величайших ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет своего развития, ни одна нация, ни одна культурная общность не сумела обойтись без семьи.

Семья, по большому счету, создается для того, чтобы и старшие и младшие поколения чувствовали себя защищенными, были здоровы и жизнерадостны, чтобы дети росли счастливыми и приносили счастье своим родителям.

Но создать правильную счастливую семью – дело непростое. Семью создают два человека, каждый из которых имеет свое  «Я», свою индивидуальность. Семья объединяет каждое  «Я» в «МЫ», «МОЕ» в «НАШЕ». При этом необходимо такое единство, в котором, с одной стороны, интересы семьи выступают на первом месте, но, с другой стороны, сами интересы семью непременно включают в себя  удовлетворение личных интересов каждого члена семьи.

Задание 2 «Мозговой штурм»

Что удерживает семью?

Ориентировочные ответы: любовь, привычка, дети, общее имущество, кровные узы и т.д.

Ведущий: Жить в семье - это очень трудно психологически. Жизнь в семье требует от человека душевности, способности заботиться о другом человеке, жить его интересами , радостями и заботами, а иногда и отодвигать свое «Я» на задний план, чем-то жертвовать ради других. Членов семьи связывает очень многое: это и совместное ведение хозяйства, и нажитые материальные ценности, и общая жилплощадь. Но внутренняя сплоченность семьи основывается на любви, стремления супругов к гармоничным отношениям, на единстве взглядов на жизненные ценности, на взаимопонимании, уважении, ответственности и предупредительности.

Ведущий: Семья существует уже миллионы лет. Еще зарождающийся человек просто использовал возникшую в коварном мире такую форму сожительства для собственного самосохранения, выживания. Уже сама биологическая форма воспроизводства человека обусловила необходимость такой организации жизни.

Исторически сложились и социальные роли членов семьи.

Задание 3. Работа в группах. Ответы оформляются на плакатах.

1-2 группы – определить социальные роли женщины – хранительница очага, готовит пищу, шьет одежду, создает уют, убирает, воспитывает детей, ухаживает за мужем: нежная, ласковая, заботливая.

3-4 группы – определит социальные роли мужчины – добытчик, защитник.

Группы озвучивают то, что они изобразили на плакатах.

Ведущий: Из перечисленных выше обязанностей членов семьи можно сделать вывод, что хоть мужчина и является главой семьи, основная забота о благополучии семьи ложится на плечи женщины. И еще один момент – очень редко в обязанности мужчины включают такой пункт как воспитание детей. А это очень большая ошибка.

Ведущий: В истории развития семьи есть свои интересные факты.  На заре советской власти, в 20-е годы ХХ века семья была объявлена буржуазным пережитком и отменена. Люди объединялись в коммуны. Но такое положение дел просто не могло долго существовать: распространение венерических заболеваний , отсутствие ответственности за воспитание детей, возник риск появления кровосмесительных браков. Институт семьи был восстановлен. И до сих пор семья остается важнейшей ячейкой общества. 

Задание 4. Работа с карточками. На карточках написаны выдержки из нормативно-правовых документов относительно семьи:  Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.?

Ведущий:  Семья – первая школа воспитания для ребенка. Именно в семье формируется отношения ребенка к другим людям, а оно основывается прежде всего на отношении родных и близких к самому ребенку. Сейчас социологии и психологи все чаще и чаще говорят  о так называемом кризисе семьи.  И это правда. Можно выделить ряд серьезных проблем, с которыми сталкиваются современные семьи.

Задание 5. Работа в группах. Определите основные  проблемы современной семьи. Группы по очереди называют проблемы и поясняют их.

Ориентировочные ответы.

  1. Низкий экономический уровень...
  2. Рост количества неполных семей...
  3. Насилие в семье...

Ведущий:  Семья как социальная форма объединения людей несет в себе и определенные функции. Они основываются на удовлетворении потребностей человека.

Задание 6. Соотнести потребности человека и функции семьи.

На слайдах высвечивается текст.

Потребность в продолжении рода. Мужчине нужен наследник, который примет от него эстафету в делах, имущество. Потребность женщины испытать материнские чувства, отдать кому-то свою любовь и заботу.

Участники определяют функцию – продолжение рода.

Совместное ведение хозяйства, создание комфорта, стремление иметь свое жилье, материальные блага и ценности – хозяйственно-бытовая функция.

Стремление быть кому-то нужным, делиться своими чувствами, настроением, радостями, горестями, поддержка и взаимопонимание – эмоциональная функция.

Потребность в понимании, желание смотреть на мир в одном направлении, общность взглядов, интересов, увлечений – духовная функция.

Стремление передать свои взгляды, опыт,  создать своего преемника, желание оградить своего ребенка от неприятностей, конфликтов, с окружающими людьми, законом – воспитательная функция.

Потребность расслабиться, отдохнуть, восстановить свои силы после трудового дня – функция – организация досуга.

Удовлетворение физических потребностей, физиологическое проявление чувств, невербальное общение – сексуальная функция.

Ведущий: если в семье удовлетворяются все потребности каждого члена семьи – семья сохраняется. Если перестают удовлетворяться эти потребности даже частично - в семье возникает дискомфорт, семья распадается.

Ведущий: Сегодня нас все больше интересует такая функция семьи как воспитательная. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Большие возможности семьи как института воспитания обусловлены тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.  В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, братьев, сестер – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда  в воспитании ребенка, сколько может сделать семья.

Работа с семьей была и остается одним из основных направлений деятельности педагога. Семьи бывают хорошие, но бывают и неблагополучные. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя.  Педагоги должны оказывать родителям всестороннюю помощь в организации процесса воспитания. С этих позиций и определяются основные задачи работы с родителями:

  • Систематическое и разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми и подростками.
  • Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
  • Формирование у родителей потребности в самообразовании.

В работе с семьями обучающихся необходимо применять дифференцированный подход. Он строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала  для воспитания своего ребенка:

  1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
  2. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями, но  при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания со стороны педагога.
  3. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании не может быть и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
  4. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают  семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
  5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности. А иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Формы работы с семьей различны.

Задание 7. Мозговой штурм. Назвать основные формы работы педагога с родителями.

  • Родительское собрание;
  • Лекторий;
  • Групповая консультация;
  • Индивидуальная консультация;
  • Беседа;
  • Посещение на дому;
  • Работа родительских комитетов;
  • Анкетирование и тестирование родителей;
  • Привлечение родителей к проведению различных мероприятий.

Задание 8. Работа в группах. Составить рекомендации по следующим направлениям.

1 группа. Родительское собрание: «за» и «против». Члены группы должны определить, каких правил следует придерживаться при подготовке и проведении родительского собрания, рекомендуемые темы, определить, о чем можно говорить на собрании, а о чем нельзя.

2 группа. Привлечение родителей к проведению воспитательных мероприятий. В чем польза такой формы работы? Что можно поручить родителям при подготовке мероприятия? Какие мероприятия можно провести с непосредственным участием родителей.

3 группа. Индивидуальные беседы и консультации родителей. Выбор темы, чем она может быть обусловлена. Этика педагога в ходе беседы. Способы нахождения общего языка с родителями. Стиль общения. Требования к предлагаемым родителям рекомендациям.

4 группа. Посещение семьи на дому. Организация посещения, форма предупреждения родителей о посещении, выбор времени посещения, определение времени посещения. Этика поведения педагога во время посещения. Фиксирование результатов посещения.

Презентация результатов работы групп.

Ведущий:  Дети – наше будущее. Хорошие, воспитанные дети – это наша счастливая старость. Дети, которые не получили должного внимания в детстве – это наша беда, наши будущие слезы. Каждый умный родитель с самого раннего детства закладывает в душе своего ребенка доброту, чуткость, отзывчивость и сострадание. Только так можно воспитать счастливых людей. А наша задача заключается в том, чтобы помочь родителям справиться со своей трудной миссией – воспитание детей.