Методико-педагогический семинар по теме:
«Тестирование - как средство оценки усвоения материала учащимися и эффективности работы учителя».
Разработал: учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Николо-Александровка
Макаренко И.Н.
МБОУ СОШ с. Николо-Александровка
Октябрьский район
октябрь 2015 год
Цель проведения семинара:
Дать необходимые знания, которые помогли бы:
отличить хороший тест от плохого;
ориентироваться на уже сложившемся рынке тестов;
самим правильно составлять тесты;
выработать единые требования к тестовому контролю.
План работы
Теоретическая часть:
Практическая часть:
Заключительная часть:
Теоретическая часть
Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения. Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления уровня знаний учащихся на основе определенных критериев и действий. Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации российской системы образования. Существует большое множество различных видов контроля, остановимся на таком виде как тестирование. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще нашим ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации, при проведении муниципального и регионального тестирования. В педагогике и психологии тестированием (от англ. test) называется экспериментальный метод, основанный на стандартизированных заданиях, которые позволяют измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого [1]. В широкой интерпретации термин тестирование включает в себя тестовый метод, результат тестирования и интерпретацию результатов тестирования.
Педагогический тест - это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования.
2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Понятие теста.
Есть две версии происхождения слова “тест”:
“Тест” — происходит из старофранцузкого языка и имеет синоним “чашка” (этот сосуд использовали алхимики для проведения опытов).
“Тест” происходит от английского слова “test” — исследование, испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт)
Тест — стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Преимущества тестирования перед другими формами контроля.
Тестирование является одним из методов контроля усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Имеет ряд преимуществ перед традиционными методами контроля, а именно:
1. Обеспечивает объективность контроля.
Исключает субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки, как к кому относимся). Объективен только в том случае, если тест составлен качественно и определены критерии оценивания. Предлагается много вариантов, что тоже обеспечивает объективность проверки.
2. Легкая обработка результатов.
Проверять гораздо легче. Экономия времени учителя.
3.Развивает логическое мышление учащихся, внимательность.
- возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;
- осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;
- обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;
- правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;
- позволяет индивидуализировать работу с учениками;
- экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности;
- применение тестов позволяет решать проблему саморазвития.
Но есть и отрицательные стороны у тестирования:
затруднена проверка глубинного понимания материала, хотя и возможна;
невозможно проконтролировать случайные ошибки: невнимание учащегося, непонимание задания.
- тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;
- выбор ответа может происходить наугад, учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.
Наилучший эффект дает сочетание тестов с традиционными формами контроля.
Структура теста
Интерес к тестам в последнее время заметно вырос, но реально правильное внедрение их неадекватно интересу. Многие преподаватели уже прошли через некоторую эйфорию при создании тестов и поняли, что это весьма непростое дело. Куча бессистемно надёрганных вопросов и ответов – далеко ещё не тест. Оказывается, что для создания адекватного и эффективного теста нужно затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.
Для разработки и составления тестов одних только знаний преподаваемой дисциплины недостаточно. Каким бы хорошим учителем вы не были по своему предмету, но без специальных знаний о структуре тестов, о видах тестовых заданий, о принципах построения тестов качественный тест составить нельзя. Но нам в помощь у каждого учителя есть методические пособия.
Тест — система заданий в соответствующей форме. Основное требование к тестовым заданиям: однозначность ответа.
Структура теста: раздел курса — тема курса — контролируемый элемент содержания (что конкретно хотите проверить, какое понятие, знание какой формулы, даты и т. п.)
Виды тестовых заданий.
Существует множество классификаций тестов, мы остановимся на 2-х:
- по уровню сложности
- по форме вариантов ответов.
Выбор формы зависит от цели тестирования, содержания теста, технических возможностей, уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.
По уровню сложности:
Задания фактического уровня (задания, где требуется умение прочитать, формулировать, идентифицировать). В ОГЭ – это задания базового уровня, оцениваются 1 баллом
Задания операционно-алгоритмического уровня (задания, где требуется построить алгоритм, провести расчет по формуле, описать технологию применения). Это задания повышенного уровня сложности, оцениваются 2 баллами.
Задания аналитическо-творческого уровня (задания, где требуется классифицировать, интегрировать результаты, вывести следствия, определить смысл). Это задания высокого уровня сложности, оцениваются 3 баллами. Балльность оценивания может быть разной в различных предметах, главное, чтобы были единые критерии оценивания.
Пример: математика
1. Вписанный угол, опирающийся на диаметр окружности:
а) всегда острый; б) всегда прямой; в) всегда тупой; г) острый или тупой в зависимости от диаметра окружности.
Окружность, описанная около прямоугольного треугольника с катетами 3 и 4 см, имеет диаметр а) 3 см; б) 4 см; в) 5 см; г) 7 см
Окружность, описанная около тупоугольного треугольника. Ее центр расположен: а) внутри треугольника. б) вне треугольника; в) на одной из сторон треугольника; г) внутри или вне треугольника в зависимости от диаметра окружности.
Мы должны понимать, что результаты тестового контроля задания 1 уровня бывают формальны, и мы со временем должны от них отказаться, до конца 2015-2016 учебного года.
По форме вариантов ответов:
1. Задания открытого типа:
вместо многоточия вписать только одно слово или знак, символ и т. п.;
вместо многоточия вписать словосочетание, фразу, предложение.
Формулировка задания: закончите предложение, дополните определение, впишите вместо многоточия правильный ответ, закончите фразы и т. п.
Правила составления таких заданий:
использовать не более трех пропусков подряд, лучше 1—2;
дополнять нужно наиболее важное — то, что проверяем;
вопрос формулируем четко;
ответ должен быть четким и однозначным.
Эти задания нравятся детям, снижают утомляемость. (пример стр. 94, 118)
Наибольшая трудность при составлении — наличие однозначного ответа.
Пример:
вопрос: Биосфера — это...
ответ: часть геологической оболочки земли, населенная живыми организмами.
(неверно сформулировано)
Лучше так: Часть геологической оболочки земли, населенная живыми организмами называется...
Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Биосинтез белка
В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается
с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй – трансляция.
Перечень терминов
1) иРНК
2) ДНК
3) транскрипция
4) мутация
5) ген
6) рибосома
7) комплекс Гольджи
8) фенотип
2. Задание закрытого типа — альтернативный ответ
Дается два варианта ответов: да/нет или правильно/ неправильно.
Формулировка задания: Верно ли высказывание; отметьте только верные высказывания и т. п.
Подходят такие задания для проверки усвоения сложных определений, сложных процессов, графиков, диаграмм, таблиц, схем, которые могут быть разбиты на части.
Пример:
В определение биосферы входят следующие утверждения:
... это часть геологической оболочки земли да/нет
... это часть биологической оболочки земли да/нет
... это часть гидрологической оболочки земли да/нет
... это часть, где присутствует воздух да/нет
... это часть, населенная организмами да/нет
... это часть, где возможна жизнь да/нет
(да-нет-нет-нет-да-да)
(Хороший вопрос, проверяет глубокое усвоение понятия, умение сопоставлять и делать выводы.)
Правила составления таких заданий;
вопрос должен содержать одну законченную мысль;
в вопросе надо избегать слов, дающих возможность учащимся догадаться о правильном ответе (“иногда”, “обычно” и т. п,)
вопрос должен быть четко сформулирован, избегать слов “мало”, “много”, “меньше”, “больше” и т. п.
не должно быть пространственных выражений и вопросов типа “Не считаете ли вы, что...”
число ответов “да” и “нет” в тесте должно быть приблизительно равным, чтобы исключить тенденцию отвечать одинаково.
3. Задание с множественным выбором
Это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формулируется задание и предлагаются варианты ответов. Задачи формулируются так, чтобы было не менее 3 правдоподобных ответов, похожих на правильные.
Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) по своим результатам противоположен биосинтезу
2) идёт с поглощением энергии
3) завершается в митохондриях
4) завершается в рибосомах
5) сопровождается синтезом молекул АТФ
6) завершается образованием кислорода и углеводов.
пример стр.64 химия
Правила составления таких заданий:
вопрос должен содержать только одну мысль или утверждение;
все ответы должны быть грамматически согласованы с основной частью задания;
как можно реже использовать отрицание в основной части;
ответ не должен зависеть от предыдущих ответов;
лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ;
место правильного ответа не должно повторяться из вопроса к вопросу;
если ставится количественный вопрос, то ответы располагаются от меньшего к большему;
правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и количеству слов.
4. Задания на соответствие
Это задания где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков.
Формулировка задания: установите стрелочками соответствие и т. п.
Подходят эти задания для выяснения фактической информации. Главный “минус” этих заданий — тривиальность (простота) тестирования.
Для усложнения заданий и исключения угадывания длина списков не должна совпадать.
Пример: Укажите буквой, какому автору принадлежат книги, указанные в следующем списке (оставить не заполненной графу напротив книги автор, которой не указан в левом списке).
Автор | Произведение | Буква |
А)Диккенс | Ярмарка тщеславия | |
Б) Скотт | Уэверли | |
В) Смолетт | История двух городов | |
Г) Теккерей | Утерянный рай | |
| Памелла | |
| Гамфлри Клинкер | |
| Лунный камень | |
| Черный карлик | |
| | |
Установите соответствие между признаком и видом обмена веществ, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ |
A) совокупность реакций синтеза органических веществ | 1) пластический |
Б) в процессе реакций энергия поглощается | 2) энергетический |
В) в процессе реакций энергия освобождается | |
Г) участвуют рибосомы | |
Д) реакции осуществляются в митохондриях | |
E) энергия запасается в молекулах АТФ | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Задания на установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов, операций, событий, терминов в определениях).
Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. |
| 1) | обособление головного мозга | 2) | образование внутреннего скелета | 3) | появление теплокровности | 4) | появление двух слоёв клеток тела | 5) | развитие кишечника с ротовым и анальным отверстиями | |
Итог теоретической части
1. В тесте должны использоваться различные виды тестовых заданий для лучшего восприятия, предупреждение утомляемости.
2. Задания в тесте должны идти по каждой теме от простого к сложному.
3. При составлении заданий или при оценке имеющегося теста необходимо, чтобы соблюдались правила, предъявляемые к различным видам заданий.
Практическая часть
Творческая группа разбивается на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается найти недостатки в предложенной формулировке задания и исправить их.
Задание 1
Найдите недостатки в приведенном задании и предложите пути их устранения.
Вместо многоточия впишите пропущенные слова:
Имя ... — самостоятельная часть речи, которая обозначает ... и отвечает на вопросы ...? ...?
(Ответ: существительное, предмет, кто, что.)
Задание 2
Найдите 2 недостатка в приведенном задании альтернативных ответов и предложите пути их устранения.
Обведите кружком тот вариант ответа “да” или “нет”, который вы считаете правильным.
Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает ...
число да\нет
количество предметов да\нет
порядок предметов при счете да\нет
отвечает на вопрос сколько? который? да\нет (Ответ: да, да, да, да)
Задание 3
Найдите 3 существенных недостатка в приведенном задании и предложите пути их устранения.
Как известно, сахар является одним из важнейших продуктов питания. Какие из перечисленных стран являются крупными экспортерами сахара:
а) США; б) Китай; в) Бразилия; г) Куба.
(Ответ: в) Бразилия, г) Куба)
Задание 4
Найдите 2 существенных недостатка в приведенном задании и предложите пути их устранения.
В каком году основаны города С.Петербург и Рязань?
а) 1095 и 1703; б) 1078 и 1713; в) 1705 и 1805; г) 1090 и 1701
(Ответ: а) 1095 и 1703)
Требования к составлению тестовых заданий
Задание должно:
Содержать одну законченную мысль.
Быть однозначным (недопустимо двусмыслие или неточность формулировки).
Быть по теме контроля.
Быть кратким.
Быть независимым от других заданий теста.
Иметь простую структуру текста задания.
Не содержать вопроса с Подвохом.
Быть согласованным по грамматической форме.
Содержать в основной части больше слов, чем в тексте ответа.
Не иметь возможности догадаться при выборе ответа:
а) вербальные ассоциации;
б) содержать однородные слова в ответе;
Иметь случайное расположение правильных ответов.
Иметь не зависимые друг от друга ответы.
Не содержать двойного отрицания.