СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия:  познакомить учителей с современными средствами оценивания результатов обучения, методологическими и теоретическими основами тестового контроля

Задачи:

  1. Формирование у педагогов понятия об оценивании результатов обучения как элементе управления качеством образования.
  2. Формирование у учителей знаний о теоретических основах современной методики оценки результативности обучения учебному предмету.
  3. Формирование у педагогов умения применять современные средства контроля и оценивания результатов обучения.
  4. Формирование у учителей готовности к применению современных методик и технологий оценивания результатов обучения. Методы и формы организации деятельности обучающихся

 

Временные ресурсы и МТБ: 1 занятие, 60 минут;

ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал с заданиями

Просмотр содержимого документа
«Семинар СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»

Комитет по образованию администрации
Тихвинский муниципальный район
Ленинградской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Борская основная общеобразовательная школа»






10.10.2018 г Разработчик:

Заместитель директора по УВР
Рогова Н.С.










СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
















д.Бор, Тихвинский район, 2018 г.

Информационная карта семинара


Название образовательной организации: МОУ «Борская ООШ»


Категория, для которой подготовлен семинар: учителя школы


Форма проведения занятия: семинар-практикум


Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ



Цель занятия:  познакомить учителей с современными средствами оценивания результатов обучения, методологическими и теоретическими основами тестового контроля

Задачи:

  1. Формирование у педагогов понятия об оценивании результатов обучения как элементе управления качеством образования.

  2. Формирование у учителей знаний о теоретических основах современной методики оценки результативности обучения учебному предмету.

  3. Формирование у педагогов умения применять современные средства контроля и оценивания результатов обучения.

  4. Формирование у учителей готовности к применению современных методик и технологий оценивания результатов обучения. Методы и формы организации деятельности обучающихся


Временные ресурсы и МТБ: 1 занятие, 60 минут;

ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал с заданиями
















Оценивание — это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;

Обеспечить обратную связь;

Оценить степень достижения намеченных целей;

Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;

Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Система оценивания

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся

Функции оценивания:

обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;  

воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;  

ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний· 

  стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;  

диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;  

проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу   

 формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;  

мощный мотив учебной деятельности учащихся;  

изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

 

C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи.

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.

Меняется и роль учителя. Если раньше он, в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь это роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом.

Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки, по мнению ряда авторов, заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности.
Все перечисленные качества в той или иной мере пересекаются (сочетаются) с метапредметными навыками результатами образования: самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; рефлексивные способности и др. Доминирующими функциями самооценки являются констатирующая (на основе самоконтроля); мобилизационно-побудительная (стремление к более глубокому изучению материала); проектировочная (планирование дальнейшего изучения материала, темы и т.д.).

Роль учителя здесь сводится к разработке для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания; создания необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны всем обучающимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; совместный анализ самооценки обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректировкой программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. При осуществлении всех указанных функций учителя процесс самооценки станет объективным и продуктивным.


















Расхождения между сложившейся практикой оценивания образовательных достижений и современными требованиями:


Основные параметры сложившейся практики оценивания образовательных достижений учащихся

Основные параметры современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся

Субъективный подход к пониманию результатов обучения, связыванных со структурой содержания и репродуктивным уровнем его усвоения.

Понимание « образовательных достижений» как систему включающую знания, основные способы действий, динамику личностного развития.

Использование нестандартизированных средств при оценивании( при внутренних мониторингах)

Использование стандартизированных (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов

Использование «4-бальной» шкалы оценки при всех видах испытаний



Введение накопительной рейтинговой системы оценивания для проведения сравнительных исследований результатов контроля

Ориентация на малодиагностируемые показатели и критерии оценивания, разработка педагогами «своих оценочных шкал»

Научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания

 

 





















Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС.

 

Изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;

развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;

комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;

оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;

введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.

 

Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверка на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы. Очень важным аспектом является система оценивания. Система оценки образовательных достижений очень важна, так как она поддерживает и стимулирует учащихся, обеспечивает точную обратную связь, она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Учитывая важность данного вопроса, нами были разработаны критерии оценивания по биологии, которые представлены в таблицах.

Проблемы существующей системы оценивания не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности — «краеугольного камня» здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования);

затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);

является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий — что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка);

часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей).






Оценивание: современные тенденции

От

К

Письменные работы, закрытый экзамен

Открытый экзамен, проекты

Оценивание преподавателем, тьютором

Оценивание при участие обучающихся

Имплицитные (неявные) критерии оценки

Эксплицитные (явные) критерии оценки

Конкуренция

Сотрудничество

Оценка результата

Оценка процесса

Цели и задачи

Учебные результаты

Оценивание знаний

Оценивание умений, способностей, компетенций

Тестирование памяти

Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза

Оценивание курса

Оценивание модуля

Итоговое, суммарное оценивание

Формирующее, развивающее оценивание

Приоритетность оценки

Приоритетность учения
















Формирующее оценивание

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

 

Формирующее оценивание для обучающихся

может помогать учиться на ошибках;

может помогать понять, что важно;

может помогать понять, что у них получается;

может помогать обнаруживать, что они не знают;

может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Результатами применения формирующего оценивание является:

обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,

максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,

формирование оценочной самостоятельности учащихся,

формирование адекватной самооценки.

Пять принципов формирующего оценивания

Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов





Инновационные оценочные средства и формы

портфолио;

кейсы;

контекстные задачи;

междисциплинарные экзамены;

компетентностно-ориентированные тесты;

ситуационные задания.

 

Оценка устного ответа

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме.

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.

 

Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные


Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения;


Способность рассуждать и оперировать гипотезами



Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Развитие речи контролируемой и

управляемой

Правильно ставит вопросы

 

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

 

Способен разрешать конфликты

 

Оценка «3»



Превышающий базовый уровень достижения

метапредметных результатов


Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Ученик умеет: выбирать средства

для организации своего поведения;

Способность рассуждать и

оперировать гипотезами

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Способность делать предметом анализа и оценки собственные

интеллектуальные операции и управлять ими

Правильно ставит вопросы

 

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с

использованием норм;

 

Способен разрешать конфликты

 

• предвосхищать промежуточные и

конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

 

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Оценка «4»













Высокий уровень достижения метапредметных результатов


Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Ученик умеет: выбирать средства

для организации своего поведения;

Способность рассуждать и

оперировать гипотезами

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Способность делать предметом анализа и оценки собственные

интеллектуальные операции и управлять ими

Правильно ставит вопросы

 

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Развитие речи контролируемой и

управляемой

Способен разрешать конфликты

 

• предвосхищать промежуточные и

конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;




Оценка «5»
















Расчет средневзвешенной оценки


Средневзвешенный балл – автоматически подсчитываемый в системе

аналитический показатель успеваемости учащегося, учитывающий вес

(значимость) каждого вида работ, за которые выставлены оценки.

Средний балл является вспомогательным условием, имеющим цель сориентировать педагога при выставлении итоговой отметки за промежуточную аттестацию, более объективно оценивать успеваемость обучающихся.

Возможные значения веса отдельных видов учебной работы - от 1 до 5.

Формула для расчета средневзвешенного балла:

Средневзвешенный балл = (сумма произведений оценок на их веса) /

(сумма весов этих оценок).


Пример подсчета средневзвешенной оценки:

Пусть в течение триместра было 2 контрольные работы (вес каждой - 5),

одна практическая работа (вес - 4) и 1 ответ на уроке (вес - 2).

Ученик получил за контрольные работы «3», практическую работу выполнил на «3». За ответ на уроке - «5».

Если выписать оценки в ряд, получим: 3 3 3 5. По среднему баллу ученик претендует на "4" - (3+3+3+5)/4 = 14/4 = 3,5 = 4.

Однако, если использовать вес оценок, то получим: (3*5+3*5+3*4+5*2)/ (5+5+4+2) = 52/16 = 3,25 = 3


Очевидно, средневзвешенная оценка показывает более точный уровень успеваемости. Пропуски (посещаемость) никак не учитываются при подсчете средневзвешенной оценки. На результат "взвешивания" влияют только оценки.


Формула расчета среднего балла при условии отсутствия веса отметок соответствует расчету среднеарифметической.




Задание:
1. Просим вас взять классные журналы за прошлый учебный год и рассчитать на одном из предметов, что получится с отметками в классе, если рассчеты производить не по среднему арифметическому значению, а по примеру средневзвешенной отметки.

2. Проведите краткий анализ получившихся результатов.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!