СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семиотика в культуре

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача человека - понять то время,то общество, ту среду. в которой он живет. Наука Семиотика помогает ориентироваться  в культурном наследии и "читать "  зашифрованные коды прошлых поколений.А, может быть, изменить свой взгляд на настоящее..

Просмотр содержимого документа
«семиотика»


« Семиотика в культуре»



Макеева С.Н. - учитель ИЗО и МХК

МАОУ СОШ №12 Г. Калининград

Семиотика ( от греч. - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Основателями семиотики являются американский философ и логик Чарльз Пирс, американский философ Чарльз Моррис и швейцарский филолог и антрополог Фердинанд де Соссюр, который и дал новой науке название семиотика. Смысл имеет все, что человек делает и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства, правила этикета, религиозные обряды, научные исследования, спорт и т.д. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении: ручка нужна, чтобы ею писать, автомобиль - передвигаться, мебель и посуда - удовлетворить бытовые потребности. Смысл может быть и несколько другим. Так, например, каравай хлеба на белом полотенце «говорит» нам о гостеприимстве и радушии хозяев. Предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Смысл вещей существует не в них самих, а в той культуре, которая их породила, и в людях, которые освоили эту культуру. Культура как мир знаков предполагает, что вещи, процессы, явления, несущие в себе определенный смысл, которым их наделил человек, становятся знаками. Знак - это предмет или объект, который является носителем информации о других предметах и используется для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.


3. Человек живет в мире символов, знаков, эмблем, которые сопровождают его всю жизнь. Буква, цифра, нота – это минимальные знаки, требующие первоначального пояснения.


4. На протяжении всей истории человек использовал свою способность распознавать и узнавать абстрактные изображения – знаки и символы – для предостережения, руководства, указания направления и передачи информации.


5. ЗНАК (др.-русск. знакъ от знать; греч. gnosis — "познание", gnotos — "узнанный"; авест. natar — "знаток"; индоевр. gen — "знать, рождаться") — в общем, философском значении знак — это предмет, выступающий в восприятии человека представителем другого предмета, свойства или отношения. Знаки обозначают предметы, действия, свойства и другие характеристики окружающего человека мира. Они не имеют сходства с обозначаемыми объектами, а только несут информацию о них.

Наши имена – это знаки, по которым нас различают в обществе.

6. Знак имеет три основных свойства:

  1. материальная оболочка, 2) обозначаемый объект, 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком.

Самый распространённый изобразительный знак — рисунок.

Следовательно, любое изображение при желании можно рассматривать как знак, анализируя его выражение и содержание


7. Символы создаются преимущественно целенаправленно, а не стихийно. С символом связывается отношение человека к тем или иным явлениям природы, общества, культуры. Например, голубь Пикассо - это для всех народов символ мира. В символе заключен обобщающий принцип раскрытия многогранного содержания и смысла явлений.

Символами пронизана мифологическое, религиозное и художественное сознание. Например, одним из главных символов христианской культуры является крест. Крест - это символ смерти Бога (Христа), его распятия, искупления грехов человека.

.


8. В жизни всех живых существ – и человека, и животных – знаки имеют огромное значение, на них базируется вся человеческая деятельность и многие формы поведения животных. Именно поэтому многие науки имеют дело со знаками – это и лингвистика, и психология, и математика, и кибернетика и т. д.


Слово «семиотика» (от semeion – знак) мало что может сказать неподготовленному человеку, хотя оно проникает практически во все сферы нашей жизни благодаря предмету своего изучения – знаку. Эта наука изучает понятия знака, языкового знака, языка, символа и т. п., к которым мы прибегаем в нашей повседневной жизни. Другими словами, семиотическая составляющая охватывает широкую область нашей деятельности, и мы постоянно используем ее свойства и терминологию, часто не отдавая себе отчета в том, что она относится к области особой науки, которая называется семиотикой. Определение семиотики в общем виде можно дать следующим образом: семиотика – это наука о знаках и знаковых системах, которая анализирует природу, свойства и функции знаков, классифицирует виды знаков, указывает пути их развития.

Одним из основоположников семиотического направления в нашей отечественной науке является Ю. М. Лотман (1922 - 1993).


Если говорить о семиотике культуры - значит говорить о культуре как о знаковой системе. Понимать какую-либо культуру - значит понимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. Под словом «текст» в культурологии понимается не только письменное сообщение, но любой объект - произведение искусства, вещь, обычай и т.д., - рассматриваемый как носитель информации.


9. Знаковую функцию в культуре выполняет не только язык, но и обряды,


10. обычаи,


11. приветствия,


12. предметы быта (жилище, одежда, кухня),


13. внешний облик человека, его поведение. Например, прическа, головной убор или одежда могут указывать на принадлежность человека к определенному сословию, роду занятий, этнической группе, субкультуре (мундир военного, ряса священника, фрак дирижера оркестра, мантия судьи). Известно, что французский язык в русской культуре 18 в. являлся не только средством общения, но и был знаком принадлежности к дворянскому сословию. Многие явления в культуре играют двойственную роль: с одной стороны, они выполняют свою непосредственную утилитарную функцию, с другой стороны, являются знаком чего - то. Если утилитарная роль вещи обусловлена ее природными свойствами, то вторая ее роль, знаковая, определяется культурой.


14. Культура выражает себя через мир знаковых форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. Но сами по себе знаковые формы - это внешняя сторона культуры. Жесты, мимика, цвет не обладают смысловым значение сами по себе, они обретают его лишь в контексте определенной культуры. Так, если белый цвет в русской культуре означает зиму, то в культуре Китая - осень. Поэтому понимание культуры других народов предполагает постижение смысла, значения ее знаковых элементов.

Каждому человеку более или менее понятна семиотика его родной культуры. Что же касается чужой культуры, то, даже приложив огромные усилия, трудно достичь такого же уровня, на каком находится понимание родной культуры. Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры.


15. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле.

16. В составе этого поля можно выделить 6 основных типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные, вербальные (естественные языки), знаковые системы записи.


17. 1. Естественные (натуральные) знаки

Имеют естественное происхождение: (гром, молния, следы зверей, звезды на небе, как ориентиры). Простейшим примером естественного знака может служить дым. Дым – это естественный знак огня.

Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы. Не все предметы выступают как знаки, а только те, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью какого-то целого и поэтому дает информацию о последнем.

Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом первобытной культуры и постепенно утрачивается с развитием цивилизации.

Построение систем естественных знаков является, как правило, результатом длительного развития практики и науки. Примеры таких систем: система медицинской диагностики, описывающая естественные знаки - симптомы заболеваний; спектральный анализ, позволяющий по цветам спектра определить химический состав вещества; астронавигация, основанная на установлении систематической связи между наблюдаемым расположением звезд и координатами наблюдателя.


18. 2. Функциональные знаки

Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком.

Например, обнаруженное археологом в кургане оружие - функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин. Обстановка квартиры - комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах, очки – знак слабого зрения. В качестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но и действия людей. Всякий школьник знает: когда учитель водит пальцем по классному журналу - это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать. Совершая непроизвольные телодвижения, человек, как правило, не подозревает, что подает знаки, сигнализирующие о его чувствах, эмоциях, намерениях, мыслях.

Примеры систем функциональных знаков: одежда; «язык тела» - мимика, жесты, позы и т.д.


19. 3. Иконические знаки - это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Иконические знаки - знаки в полном смысле слова.

Образы различаются по степени своей похожести на оригинал.


20. Одни из них имеют схематичный, упрощенный характер - например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы, туалетные комнаты;


21. другие настолько похожи на изображаемую натуру, что дают полную иллюзию ее действительного присутствия (реалистично написанная картина, портрет).


22. Художественные образы в произведениях искусства отличаются тем, что они отражают не только внешний, наружный облик людей, явлений, событий, но их скрытое от непосредственного восприятия внутреннее содержание. Понять образ, увидеть в нем то, что изображено, - это задача, которая требует определенного уровня культуры.


23. Особое место среди иконических знаков занимают символы.

Символы - это знаки, которые не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» у Пикассо.


24. 4. Конвенциональные знаки

Конвенциональный (условный) знак служит обозначением предмета «по условию» - потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения является лишь результатом соглашения, договора. Конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны: школьный звонок; красный крест на машине скорой помощи; "зебра" на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.

Различают 3 типа конвенциональных знаков:


  1. сигналы--, извещающие или предупреждающие людей. Например, цвета светофора, «зебра» на пешеходной дорожке, навигационные сигналы, флажковая сигнализация на флоте;


  1. - индексы — условные обозначения каких-либо предметов или, ситуаций, имеющие компактный легко обозримый вид и применяемый для того, чтобы выделить эти предметы или ситуации из ряда других. Например, показания приборов, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках, профессионально-деловых текстах и т. д.;


  1. Большинство же знаков изобразительного искусства, вследствие их происхождения от конкретно-предметных изображений (см. "натуральный стиль" искусства первобытных охотников; орнамент; происхождение искусства), тяготеют к индексальному типу (лат. index — "указатель"). Например: круг — знак Солнца, волна — знак воды, зигзаг — знак молнии, крест — знак огня,


  1. - символы — материальные или идеальные. Культурные объекты, выступающие в коммуникативном или трансляционном процессе как знаки, которые не просто указывают на обозначаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом. Наиболее простыми формами символов являются эмблемы, гербы, ордена, знамена и т. д.

Знаками в истории изобразительного искусства принято называть собственно конвенциональные знаки, не имеющие внешнего сходства с обозначаемым предметом. О значении таких знаков люди специально договариваются, их содержание закрепляется традицией, передается от одного исторического типа искусства к другому. Например: буквы, цифры.


  1. 5. Вербальные знаковые системы - естественные языки

Это важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных языков. Любой из нескольких тысяч естественных языков - это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Замечено сходство языка с генетическим кодом. Язык экономичен и удобен для пользования. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему культурному значению. В мире существует несколько тысяч естественных языков — от 2500 до 5000. Естественный язык — это открытая знаковая система. Он, в отличие от искусственных формализованных языков, способен к неограниченному развитию. Эта особенность языка имеет большое значение для изучения культуры. История развития культуры отражается в истории развития языка. Новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике запечатлеваются словами, пополняют словарный запас языка — лексику. Вместе с тем уходят из употребления или изменяют значение и стилевую окраску слова, связанные с уходящими в прошлое условиями жизни. Особенно сильное влияние на эволюцию естественного языка оказывают общественные преобразования в стране. Однако, несмотря на подвижность, основной словарный фонд — лексическое «ядро» языка — сохраняется веками. Таким образом, язык в своей основе остается одним и тем же в течение столетий, и это является основой взаимопонимания поколений, сохранения опыта прошлого в культуре.

  • Текст, попадая в новый историко-культурный контекст, пополняется новым смыслом, отличным от того, какой он имел во время его создания. Таким образом, понимание произведений культуры меняется от эпохи к эпохе. Оно никогда не может быть окончательным, «единственно верным».




  1. 6. Знаковые системы записи

Важнейшая из них - письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем относится также нотная грамота, способы записи танца и т.п. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем - разговорного языка, музыки, танца - и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи - одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно большую роль сыграло появление и развитие письменности, позволившее человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния.


  1. Рассмотренная последовательность типов знаковых систем не случайна: она в общем и целом соответствует историческому развитию человеческой культуры. Примерно в этой последовательности они появлялись в культуре,


  1. Знаковость по-разному проявляется в отдельных видах искусства. В произведениях архитектуры, прикладного искусства, дизайна обычно преобладает конвенциональность; живописи по преимуществу свойственен иконический характер, но как реакция на эту тенденцию именно в живописи возникают абстрактивизм,


  1. символизм,


  1. дадаизм,


  1. сюрреализм. Графику, ввиду условности изобразительных средств, можно назвать индексальным искусством


  1. Культура по своей природе функциональна и поэтому она всегда должна для чего-то «работать». Если культура не поддерживается усилиями человека, не используется и не потребляется им, то она угасает, исчезает, не функционирует и гибнет.

Основная функция культуры - быть средством творческого создания артефактов. Под артефактами понимаются продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления.




Список использованной литературы


1. Агеев В. Семиотика. М.,2002. – 254 с.


2. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.. 1957. – 408 с.


3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт. М.,1988. – 341 с.


4. Волков А.Г. Язык как система знаков. М.,1966. – 85 с.












Просмотр содержимого презентации
«семиотика»

СЕМИОТИКА

СЕМИОТИКА

Человек живет в мире символов, знаков, эмблем, которые сопровождают его всю жизнь. Буква, цифра, нота – это минимальные знаки, требующие первоначального пояснения

Человек живет в мире символов, знаков, эмблем, которые сопровождают его всю жизнь. Буква, цифра, нота – это минимальные знаки, требующие первоначального пояснения

На протяжении всей истории человек использовал свою способность распознавать и узнавать абстрактные изображения – знаки и символы – для предостережения, руководства, указания направления и передачи информации.

На протяжении всей истории человек использовал свою способность распознавать и узнавать абстрактные изображения – знаки и символы – для предостережения, руководства, указания направления и передачи информации.

Знаки обозначают предметы, действия, свойства и другие характеристики окружающего человека мира. Они не имеют сходства с обозначаемыми объектами, а только несут информацию о них. Наши имена – это знаки, по которым нас различают в обществе.

Знаки обозначают предметы, действия, свойства и другие характеристики окружающего человека мира. Они не имеют сходства с обозначаемыми объектами, а только несут информацию о них. Наши имена – это знаки, по которым нас различают в обществе.

Знак имеет три основных свойства: 1) материальная оболочка, 2) обозначаемый объект, 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком . Эмблема Газ- 21, Волга.

Знак имеет три основных свойства: 1) материальная оболочка, 2) обозначаемый объект, 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком . Эмблема Газ- 21, Волга.

Символы создаются преимущественно целенаправленно, а не стихийно. С символом связывается отношение человека к тем или иным явлениям природы, общества, культуры. Например, голубь Пикассо - это для всех народов символ мира. В символе заключен обобщающий принцип раскрытия многогранного содержания и смысла явлений.  Символами пронизана мифологическое, религиозное и художественное сознание. Например, одним из главных символов христианской культуры является крест. Крест - это символ смерти Бога (Христа), его распятия, искупления грехов человека.

Символы создаются преимущественно целенаправленно, а не стихийно. С символом связывается отношение человека к тем или иным явлениям природы, общества, культуры. Например, голубь Пикассо - это для всех народов символ мира. В символе заключен обобщающий принцип раскрытия многогранного содержания и смысла явлений. Символами пронизана мифологическое, религиозное и художественное сознание. Например, одним из главных символов христианской культуры является крест. Крест - это символ смерти Бога (Христа), его распятия, искупления грехов человека.

семиотика – это наука о знаках и знаковых системах, которая анализирует природу, свойства и функции знаков, классифицирует виды знаков, указывает пути их развития.

семиотика – это наука о знаках и знаковых системах, которая анализирует природу, свойства и функции знаков, классифицирует виды знаков, указывает пути их развития.

Знаковую функцию в культуре выполняет не только язык, но и обряды ,

Знаковую функцию в культуре выполняет не только язык, но и обряды ,

праздники Традиции сватовства. .

праздники Традиции сватовства.

.

),    Внешний облик человека, его поведение, прическа, головной убор или одежда могут указывать на принадлежность человека к определенному сословию, роду занятий, этнической группе, субкультуре (мундир военного, ряса священника, фрак дирижера оркестра, мантия судьи).

), Внешний облик человека, его поведение, прическа, головной убор или одежда могут указывать на принадлежность человека к определенному сословию, роду занятий, этнической группе, субкультуре (мундир военного, ряса священника, фрак дирижера оркестра, мантия судьи).

Культура выражает себя через мир знаковых форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению.

Культура выражает себя через мир знаковых форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению.

Основные типы знаков и знаковых  систем:  естественные,  функциональные,  иконические,  конвенциональные,  вербальные (естественные языки),  знаковые системы записи.

Основные типы знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные, вербальные (естественные языки), знаковые системы записи.

1. Естественные (натуральные) знаки  Имеют естественное происхождение: (гром, молния, следы зверей, звезды на небе, как ориентиры). Простейшим примером естественного знака может служить дым. Дым – это естественный знак огня .

1. Естественные (натуральные) знаки Имеют естественное происхождение: (гром, молния, следы зверей, звезды на небе, как ориентиры). Простейшим примером естественного знака может служить дым. Дым – это естественный знак огня .

2. Функциональные знаки   Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком.

2. Функциональные знаки Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком.

3. Иконические знаки - это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Иконические знаки - знаки в полном смысле слова.

3. Иконические знаки - это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Иконические знаки - знаки в полном смысле слова.

Одни из них имеют схематичный, упрощенный характер :

Одни из них имеют схематичный, упрощенный характер :

другие настолько похожи на изображаемую натуру, что дают полную иллюзию ее действительного присутствия

другие настолько похожи на изображаемую натуру, что дают полную иллюзию ее действительного присутствия

Художественные образы в произведениях искусства отличаются тем, что они отражают не только внешний, наружный облик людей, явлений, событий, но их скрытое от непосредственного восприятия внутреннее содержание .

Художественные образы в произведениях искусства отличаются тем, что они отражают не только внешний, наружный облик людей, явлений, событий, но их скрытое от непосредственного восприятия внутреннее содержание .

Символы - это знаки, которые не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл  Вера, надежда. Любовь  Герб Калининградской области

Символы - это знаки, которые не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл Вера, надежда. Любовь Герб Калининградской области

4. Конвенциональные знаки  Конвенциональный (условный) знак служит обозначением предмета «по условию» - потому, что люди условились считать его знаком этого предмета.

4. Конвенциональные знаки Конвенциональный (условный) знак служит обозначением предмета «по условию» - потому, что люди условились считать его знаком этого предмета.

сигналы , извещающие или предупреждающие людей.

сигналы , извещающие или предупреждающие людей.

индексы — условные обозначения каких-либо предметов или, ситуаций

индексы — условные обозначения каких-либо предметов или, ситуаций

Большинство же знаков изобразительного искусства, вследствие их происхождения от конкретно-предметных изображений (

Большинство же знаков изобразительного искусства, вследствие их происхождения от конкретно-предметных изображений ( "натуральный стиль" искусства первобытных охотников), тяготеют к индексальному типу (лат. index — "указатель"). Например: круг — знак Солнца, волна — знак воды, зигзаг — знак молнии, крест — знак огня ,

Большинство же знаков

символы  в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия

символы в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия

Вербальные знаковые системы - естественные языки. Естественный язык — это открытая знаковая система. Он способен к неограниченному развитию.

Вербальные знаковые системы - естественные языки. Естественный язык — это открытая знаковая система. Он способен к неограниченному развитию.

. Знаковые системы записи  Важнейшая из них - письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи, нотная грамота, способы записи танца и т.п.

. Знаковые системы записи Важнейшая из них - письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи, нотная грамота, способы записи танца и т.п.

Рассмотренная последовательность типов знаковых систем не случайна: она в общем и целом соответствует историческому развитию человеческой культуры.

Рассмотренная последовательность типов знаковых систем не случайна: она в общем и целом соответствует историческому развитию человеческой культуры.

Знаковость по-разному проявляется в отдельных видах искусства. В произведениях архитектуры, прикладного искусства, дизайна обычно преобладает конвенциональность; живописи по преимуществу свойственен иконический характер, но как реакция на эту тенденцию именно в живописивозникают: абстракционизм,

Знаковость по-разному проявляется в отдельных видах искусства. В произведениях архитектуры, прикладного искусства, дизайна обычно преобладает конвенциональность; живописи по преимуществу свойственен иконический характер, но как реакция на эту тенденцию именно в живописивозникают: абстракционизм,

символизм

символизм

дадаизм

дадаизм

сюрреализм.

сюрреализм.

Культура по своей природе функциональна и поэтому она всегда должна для чего-то «работать». Если культура не поддерживается усилиями человека, не используется и не потребляется им, то она угасает, исчезает, не функционирует и гибнет.  Основная функция культуры - быть средством творческого создания артефактов. Под артефактами понимаются продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления.

Культура по своей природе функциональна и поэтому она всегда должна для чего-то «работать». Если культура не поддерживается усилиями человека, не используется и не потребляется им, то она угасает, исчезает, не функционирует и гибнет.

Основная функция культуры - быть средством творческого создания артефактов. Под артефактами понимаются продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!