Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО с использованием методики Монтессори
Выполнила студентка
Рыбакова Ирина
Актуальность выборность нами темы исследования
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного развитие окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видах труда.
. Все формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов развитие и являются результатом их переработки.
Степень разработанности проблемы исследования
- Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (А.В. Запорожец, Л.В. Венгер, А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова);
- Интересно мнение выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной.
Объект, предмет и цель исследования
- Цель исследования - сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием методики Монтессори.
- Объектом исследования - сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
- Предмет исследования - сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО с использованием методики Монтессори.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- Проанализировать проблемы сенсорного развития детей младшего школьного возраста с использованием методики Монтессори
- Проанализировать особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста
- Раскрыть применение идей Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
- Изучить особенности применения Монтессори-материалов в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
- Исследовать сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
- Разработать методические рекомендации для педагогов по использовании идей Монтессори - педагогики по сенсорному развитию детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования
- мы предполагаем, эффективность деятельности воспитателя по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста будет зависеть от проведения комплексной работы по методике Монтессори.
Научная разработанность проблемы исследования.
- Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер, В.И. Логинова, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.К. Бондаренко и др.).
Практическая значимость и база исследования
- Практическая значимость исследования результаты исследования могут быть использованы в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста дошкольного возраста.
- База исследования: дети младшего дошкольного возраста 2-й младшей группы МДОУ № 150 от 3-х до 4-х лет.
Теоретический анализ проблемы сенсорного развития детей младшего школьного возраста с использованием методики Монтессори
- Понятие сенсорного развития.
- Система монтессори
Эксперимент состоял из трех этапов:
- 1 этап - констатирующий. Первичная диагностика сенсорного развития детей.
- 2 этап - формирующий. Занятия, направленные на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием методики Монтессори. Работа по составленному перспективному плану.
- 3 этап - контрольный. Повторная диагностика развития детей в экспериментальной и контрольной группах, анализ полученных результатов.
Диагностический материал
- Волосова Е.Б. "Развитие ребёнка раннего возраста", Стребелева Е. А "Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (3-4 лет): Ранняя диагностика умственного развития".
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОГО АЗВИТИЯ
Параметр сенсорного развития
Цель
цвет
Задание
называние четырёх основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий)
понимание и ориентировка в семи цветах спектра
Материал
"Назови, какого цвета"
форма
набор игрушек с соответствующей окраской
"Найди такой же"
Содержание
определение умений подбирать плоские геометрические фигуры по образцу
выявление ориентировки в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбор к соответствующим по форме отверстиям)
кубики, окрашенные в семь цветов спектра
"Разложи фигуры"
педагог показывает игрушку и спрашивает: "Скажи, какого она цвета?"
педагог предлагает построить башню из кубиков, берёт один кубик определённого цвета и предлагает ребёнку найти такой же. Ребёнок из множества кубиков должен найти и дать педагогу кубик заданного цвета
набор плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), листы с изображением этих фигур - "домики
игра с "Занимательной коробкой"
коробка с отверстиями и набор объёмных геометрических фигур
педагог предлагает ребёнку разложить фигуры по своим "домикам"
педагог обращает внимание на коробку: "В домике живут разные фигурки, вот они вышли погулять" (высыпает фигуры из коробки), предлагает вернуть их в домик: у каждой фигуры своя дверь
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОГО АЗВИТИЯ
величина
определение умения собирать пирамидку из 4-5 колец по рисунку (по убыванию размера)
размер
"Сложи пирамидку"
выявление умений находить и называть большой, маленький предмет
количество
карточка, поделённая пополам, в одном конце образец пирамидки, другая сторона пустая; кольца такие же, как на образце
выявление умений различать и называть количество предметов
распространение в пространстве
"Большой и маленький"
парные картинки с изображением одного предмета, но разные по величине, 2 коробки: большая и маленькая
расположение объектов в пространстве относительно друг другу
"Собираем шишки"
педагог показывает карточку, рассматривает пирамидку и предлагает на пустой стороне выложить такую же
две корзинки, шишки
"Где мишка?"
педагог предлагает разложить картинки по коробкам, при этом задаёт ребёнку вопрос о величине предмета.
педагог предлагает собрать шишки: "Сколько ты собрал шишек? А сколько у меня"
два медведя, стулья
педагог предлагает посадить мишку на стул, под стул, рядом со стулом
Уровни сенсорного развития детей третьего года жизни
- Высокий уровень - 3 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
- Средний уровень - 2 балла - ребёнок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
- Низкий уровень - 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.
Уровни сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах (констатирующий этап)
Перспективный план игр-занятий по сенсорному развитию
1 квартал
Цвет
"Разноцветное домино"
Форма
2 квартал
"Спрячь мишку"
"Подбери по цвету"
"Бусы для мамочек"
3 квартал
"Сложи пирамидку"
"Окраска воды"
"Занимательный куб"
"Прыг - скок"
"Подбери по форме"
"Продолжи ряд"
"Разноцветное лото"
"Занимательный куб"
"Украсим елочку"
"Продолжи ряд"
"Отгадай что в мешочке"
"Треугольник, квадрат, круг"
"Геометрическая мозаика"
"Сложи узор"
"Попади в цель"
"Сложи узор"
"Что нам Мишутка привез"
"Ищи свой домик"
"Геометрическая мозаика"
"Волшебная дорожка"
"Выложи дом из палочек"
"Что лежит в мешочке"
"Выложи по образцу""
"Геометрическое лото"
"Сухой аквариум"
"Пришей пуговицу"
"Накорми рыбок"
"Цвет и форма"
"Подбери пару"
"Ищи свой домик"
"Накорми рыбок
Перспективный план игр-занятий по сенсорному развитию (продолжение)
1 квартал
Величина
"Построй пирамидку"
2 квартал
Слуховое восприятие
"Раз, два, три - ищи"
"Что звучит"
"Собери пирамидку"
3 квартал
"Разложи квадраты по порядку"
"Найди фигуру"
"Елочки"
"Кто разбудил Аленку"
"Звуковые загадки"
"Найди такое же колечко"
"Теремок"
"Звонко хлопают ладошки"
"Поручение"
"Встречайте гостей"
"Что выбрал Петрушка"
"Колпачок и палочка"
"Разноцветные круги"
"Зайчик и Мишка"
"Что делают матрешки"
"Дай мне игрушку"
"Разберем - соберем"
"Зайка, мишка и лиса, вот какие чудеса"
"Каждый занят делом"
"Угадай, кто идет"
"Узнай птичку по голосу"
"Весной в лесу"
Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори (театр с использованием деревянных фигур)
Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори (лепка из солёного теста)
Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори ( с помощью природного материала)
Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори (с использованием модулей конструктора)
Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори (с применением бумаги различных форм и цвета)
Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори на занятиях изобразительной деятельности
Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори с использованием природного материала
Исследовательский творческий проект для младшей группы детского сада проект «Малыши молодцы - вырастили огурцы»
Уровни сенсорного развития детей в экспериментальной группе
Уровни сенсорного развития детей в контрольной и экспериментальной группах (контрольный этап)
Методические рекомендации для педагогов по использовании идей Монтессори
- В уголке рекомендуется использовать следующие Монтессори- материалы:
- Материалы для развития зрения, для различения форм и размеров, развития зрительной памяти - 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями .
- Материалы для развития осязания, для различения на ощупь структуры поверхности - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью .
- Материалы для различения температуры и теплопроводности. Тепловые баллончики и тепловые таблички.
- Материал для развития барического чувства (различения веса). Весовые таблички .
- Материал для развития слуха. Шумовые цилиндры.