СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ с использованием методики Монтессори

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации я рассмотриваю приёмы и техники использования методики Монтессори в условиях реализации ФГОС ДОУ для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ с использованием методики Монтессори»

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО с использованием методики Монтессори Выполнила студентка Рыбакова Ирина

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО с использованием методики Монтессори

Выполнила студентка

Рыбакова Ирина

Актуальность выборность нами темы исследования Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного развитие окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видах труда. . Все формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов развитие и являются результатом их переработки.

Актуальность выборность нами темы исследования

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного развитие окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видах труда.

. Все формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов развитие и являются результатом их переработки.

Степень разработанности проблемы исследования Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (А.В. Запорожец, Л.В. Венгер, А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова); Интересно мнение выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной.

Степень разработанности проблемы исследования

  • Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (А.В. Запорожец, Л.В. Венгер, А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова);
  • Интересно мнение выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной.

Объект, предмет и цель исследования Цель исследования  - сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием методики Монтессори. Объектом исследования - сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования - сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО с использованием методики Монтессори.

Объект, предмет и цель исследования

  • Цель исследования - сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием методики Монтессори.
  • Объектом исследования - сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
  • Предмет исследования - сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО с использованием методики Монтессори.
 В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:   Проанализировать проблемы сенсорного развития детей младшего школьного возраста с использованием методики Монтессори Проанализировать особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста Раскрыть применение идей Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста Изучить особенности применения Монтессори-материалов в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста Исследовать сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Разработать методические рекомендации для педагогов по использовании идей Монтессори - педагогики по сенсорному развитию детей младшего школьного возраста

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать проблемы сенсорного развития детей младшего школьного возраста с использованием методики Монтессори
  • Проанализировать особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Раскрыть применение идей Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
  • Изучить особенности применения Монтессори-материалов в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
  • Исследовать сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
  • Разработать методические рекомендации для педагогов по использовании идей Монтессори - педагогики по сенсорному развитию детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования  мы предполагаем, эффективность деятельности воспитателя по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста будет зависеть от проведения комплексной работы по методике Монтессори.

Гипотеза исследования

  • мы предполагаем, эффективность деятельности воспитателя по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста будет зависеть от проведения комплексной работы по методике Монтессори.
Научная разработанность проблемы исследования.  Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер, В.И. Логинова, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.К. Бондаренко и др.).

Научная разработанность проблемы исследования.

  • Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер, В.И. Логинова, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.К. Бондаренко и др.).
Практическая значимость и база исследования Практическая значимость исследования результаты исследования могут быть использованы в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста дошкольного возраста. База исследования:  дети младшего дошкольного возраста 2-й младшей группы МДОУ № 150 от 3-х до 4-х лет.

Практическая значимость и база исследования

  • Практическая значимость исследования результаты исследования могут быть использованы в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста дошкольного возраста.
  • База исследования: дети младшего дошкольного возраста 2-й младшей группы МДОУ № 150 от 3-х до 4-х лет.
Теоретический анализ проблемы сенсорного развития детей младшего школьного возраста с использованием методики Монтессори Понятие сенсорного развития. Система монтессори

Теоретический анализ проблемы сенсорного развития детей младшего школьного возраста с использованием методики Монтессори

  • Понятие сенсорного развития.
  • Система монтессори
Эксперимент состоял из трех этапов: 1 этап - констатирующий. Первичная диагностика сенсорного развития детей. 2 этап - формирующий. Занятия, направленные на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием методики Монтессори. Работа по составленному перспективному плану. 3 этап - контрольный. Повторная диагностика развития детей в экспериментальной и контрольной группах, анализ полученных результатов.

Эксперимент состоял из трех этапов:

  • 1 этап - констатирующий. Первичная диагностика сенсорного развития детей.
  • 2 этап - формирующий. Занятия, направленные на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием методики Монтессори. Работа по составленному перспективному плану.
  • 3 этап - контрольный. Повторная диагностика развития детей в экспериментальной и контрольной группах, анализ полученных результатов.
Диагностический материал Волосова Е.Б.

Диагностический материал

  • Волосова Е.Б. "Развитие ребёнка раннего возраста", Стребелева Е. А "Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (3-4 лет): Ранняя диагностика умственного развития".

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОГО АЗВИТИЯ

Параметр сенсорного развития

Цель

цвет

Задание

 

называние четырёх основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий)

понимание и ориентировка в семи цветах спектра

Материал

"Назови, какого цвета"

форма

 

набор игрушек с соответствующей окраской

"Найди такой же"

Содержание

определение умений подбирать плоские геометрические фигуры по образцу

выявление ориентировки в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбор к соответствующим по форме отверстиям)

 

 

кубики, окрашенные в семь цветов спектра

"Разложи фигуры"

педагог показывает игрушку и спрашивает: "Скажи, какого она цвета?"

педагог предлагает построить башню из кубиков, берёт один кубик определённого цвета и предлагает ребёнку найти такой же. Ребёнок из множества кубиков должен найти и дать педагогу кубик заданного цвета

 

набор плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), листы с изображением этих фигур - "домики

игра с "Занимательной коробкой"

коробка с отверстиями и набор объёмных геометрических фигур

педагог предлагает ребёнку разложить фигуры по своим "домикам"

 

педагог обращает внимание на коробку: "В домике живут разные фигурки, вот они вышли погулять" (высыпает фигуры из коробки), предлагает вернуть их в домик: у каждой фигуры своя дверь

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОГО АЗВИТИЯ

величина

определение умения собирать пирамидку из 4-5 колец по рисунку (по убыванию размера)

размер

"Сложи пирамидку"

выявление умений находить и называть большой, маленький предмет

количество

карточка, поделённая пополам, в одном конце образец пирамидки, другая сторона пустая; кольца такие же, как на образце

выявление умений различать и называть количество предметов

распространение в пространстве

"Большой и маленький"

парные картинки с изображением одного предмета, но разные по величине, 2 коробки: большая и маленькая

расположение объектов в пространстве относительно друг другу

"Собираем шишки"

педагог показывает карточку, рассматривает пирамидку и предлагает на пустой стороне выложить такую же

 

 

две корзинки, шишки

"Где мишка?"

педагог предлагает разложить картинки по коробкам, при этом задаёт ребёнку вопрос о величине предмета.

педагог предлагает собрать шишки: "Сколько ты собрал шишек? А сколько у меня"

два медведя, стулья

педагог предлагает посадить мишку на стул, под стул, рядом со стулом

Уровни сенсорного развития детей третьего года жизни Высокий уровень - 3 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения. Средний уровень  - 2 балла - ребёнок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания. Низкий уровень - 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.

Уровни сенсорного развития детей третьего года жизни

  • Высокий уровень - 3 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
  • Средний уровень - 2 балла - ребёнок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
  • Низкий уровень - 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.
 Уровни сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах  (констатирующий этап)

Уровни сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах (констатирующий этап)

Перспективный план игр-занятий по сенсорному развитию   1 квартал Цвет

Перспективный план игр-занятий по сенсорному развитию

 

1 квартал

Цвет

"Разноцветное домино"

Форма

2 квартал

"Спрячь мишку"

"Подбери по цвету"

"Бусы для мамочек"

3 квартал

"Сложи пирамидку"

"Окраска воды"

"Занимательный куб"

"Прыг - скок"

"Подбери по форме"

"Продолжи ряд"

"Разноцветное лото"

"Занимательный куб"

"Украсим елочку"

"Продолжи ряд"

"Отгадай что в мешочке"

"Треугольник, квадрат, круг"

"Геометрическая мозаика"

"Сложи узор"

"Попади в цель"

"Сложи узор"

"Что нам Мишутка привез"

"Ищи свой домик"

"Геометрическая мозаика"

"Волшебная дорожка"

"Выложи дом из палочек"

"Что лежит в мешочке"

"Выложи по образцу""

"Геометрическое лото"

"Сухой аквариум"

"Пришей пуговицу"

"Накорми рыбок"

"Цвет и форма"

"Подбери пару"

"Ищи свой домик"

"Накорми рыбок

 

Перспективный план игр-занятий по сенсорному развитию (продолжение)   1 квартал Величина

Перспективный план игр-занятий по сенсорному развитию (продолжение)

 

1 квартал

Величина

"Построй пирамидку"

2 квартал

Слуховое восприятие

"Раз, два, три - ищи"

"Что звучит"

"Собери пирамидку"

3 квартал

"Разложи квадраты по порядку"

"Найди фигуру"

"Елочки"

"Кто разбудил Аленку"

"Звуковые загадки"

"Найди такое же колечко"

"Теремок"

"Звонко хлопают ладошки"

"Поручение"

"Встречайте гостей"

"Что выбрал Петрушка"

"Колпачок и палочка"

"Разноцветные круги"

"Зайчик и Мишка"

"Что делают матрешки"

"Дай мне игрушку"

"Разберем - соберем"

"Зайка, мишка и лиса, вот какие чудеса"

"Каждый занят делом"

 

"Угадай, кто идет"

"Узнай птичку по голосу"

"Весной в лесу"

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори  (театр с использованием деревянных фигур)

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори (театр с использованием деревянных фигур)

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори  (лепка из солёного теста)

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори (лепка из солёного теста)

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори  ( с помощью природного материала)

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори ( с помощью природного материала)

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори  (с использованием модулей конструктора)

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори (с использованием модулей конструктора)

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори (с применением бумаги различных форм и цвета)

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори (с применением бумаги различных форм и цвета)

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори на занятиях изобразительной деятельности

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори на занятиях изобразительной деятельности

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори с использованием природного материала

Сенсорное обучение детей с применением методики Монтессори с использованием природного материала

Исследовательский творческий проект для младшей группы детского сада проект «Малыши молодцы - вырастили огурцы»

Исследовательский творческий проект для младшей группы детского сада проект «Малыши молодцы - вырастили огурцы»

Уровни сенсорного развития детей в экспериментальной группе

Уровни сенсорного развития детей в экспериментальной группе

Уровни сенсорного развития детей в контрольной и экспериментальной группах (контрольный этап)

Уровни сенсорного развития детей в контрольной и экспериментальной группах (контрольный этап)

  Методические рекомендации для педагогов по использовании  идей Монтессори В уголке рекомендуется использовать следующие Монтессори- материалы: Материалы для развития зрения, для различения форм и размеров, развития зрительной памяти - 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями . Материалы для развития осязания, для различения на ощупь структуры поверхности - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью . Материалы для различения температуры и теплопроводности. Тепловые баллончики и тепловые таблички. Материал для развития барического чувства (различения веса). Весовые таблички . Материал для развития слуха. Шумовые цилиндры.

Методические рекомендации для педагогов по использовании идей Монтессори

  • В уголке рекомендуется использовать следующие Монтессори- материалы:
  • Материалы для развития зрения, для различения форм и размеров, развития зрительной памяти - 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями .
  • Материалы для развития осязания, для различения на ощупь структуры поверхности - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью .
  • Материалы для различения температуры и теплопроводности. Тепловые баллончики и тепловые таблички.
  • Материал для развития барического чувства (различения веса). Весовые таблички .
  • Материал для развития слуха. Шумовые цилиндры.